Гбо 4 поколения

Поколения ГБО

ГБО является технической системой, которая развивается и модернизируется. Поэтому на сегодня существуют 6 поколений газобаллонного оборудования. Они отличаются принципом подачи газа и способом отключения подачи бензина.

На заметку: по большому счёту, все системы ГБО можно разделить на 3 основные группы и промежуточные гибридные типы между ними. Три основных системы ГБО — это:

  • для карбюраторного (механического) впрыскивания топлива;
  • для инжекторного распределённого впрыскивания;
  • для непосредственного впрыскивания топлива в двигатель.

Опишем шесть поколений оборудования — их действие и отличия.

  • ГБО-1 — система с механическими блоками, которые устанавливают исключительно на карбюраторные двигатели. Их редуктор впрыскивает газ через форсунки при низком давлении внутри смесителя. Поэтому получил название «вакуумного». Эта система имеет много недостатков и нареканий, не редки возгорания;
  • ГБО-2 — система для карбюраторных и простых инжекторных двигателей, но модернизирована электромагнитным редуктором. Это позволило организовать подачу газа, он при различных значениях давления в смесителе, сделало более лёгким запуск двигателя, возможным «холодный» старт. Электромагнитный редуктор также дал возможность руководить выбором топлива кнопкой из салона авто;
  • ГБО-3 — система для инжекторных двигателей, в которых редуктор оснащён контроллерами и работает в полностью автоматическом режиме. Он считывает показания датчика кислорода в выхлопных газах и по ним регулирует состав газовой смеси. Также редуктор имеет датчик температуры, который позволяет ему включаться только после прогрева. Ещё одно усовершенствование ГБО-3 — это эмуляторы форсунок. Они имитируют работу бензиновых форсунок, чтобы электронный блок не перевёл двигатель в аварийный режим. Эмуляторы форсунок убрали необходимость встраивать в систему отдельный бензиновый клапан.

Системы газового оборудования первых поколений считаются устаревшими. Среди трёх других наибольшую популярность получило ГБО-4, благодаря оптимальному сочетанию цены и качества его работы. Именно его предпочитают устанавливать большинство водителей.

ГБО-4 — система для инжекторных двигателей. Усовершенствованием ГБО-4 являются газовые форсунки. Они берут на себя функцию впрыскивания газа в смеситель-коллектор. И избавляют редуктор от необходимости нагнетать давление для впрыскивания газа в смеситель. Количество форсунок соответствует количеству поршней-цилиндров. На каждой форсунке установлен контроллер, который руководит её работой — определяет количество впрыскиваемого газа и частоту впрыскивания. Здесь нет эмуляторов бензина, их функцию выполняет сам электронный блок. Он, блок управления, приостанавливает работу бензиновых форсунок и запускает газовые. При этом бензиновый блок продолжает работать без впрыскиваний бензина.

ГБО четвёртого и последующих поколений являются системами периодической (циклической, фазовой) подачи топлива (газа). Такая подача позволила снизить расход сжиженного топлива.

ГБО последующих поколений, 5-го и 6-го, не работают на газообразном метане, поскольку используют исключительно сжиженный газ. В их конструкции сжиженное топливо поступает в камеру сгорания в жидком виде, минуя фазу парообразования.

  • ГБО-5 — газ впрыскивается в виде жидкости, что получило название «жидкого впрыска». Его подают в камеру встроенные в баллон топливные насосы (аналогично системе подачи бензина). Для подачи жидкого топлива насос нагнетает давление до 5 атм. Для постоянного нагнетания давления в системе работает редуктор давления. Небольшое повышение давления предупреждает испарение жидкого газа при нагреве от работающего двигателя. Эта система легко заводится без бензина, без необходимости прогревать двигатель на бензине. Они также отличаются сниженным расходом газа и увеличенной мощностью. Редуктора-испарителя в ГБО-5 нет;
  • ГБО-6 ставят на двигатели с непосредственным впрыском. Использует сжиженный газ. Система ГБО-6 состоит из бака, который подключается к магистрали подачи бензинового топлива.

ГБО-5 и 6 — самые дорогие варианты установки газового оборудования на авто.

Техническое обслуживание ГБО четвертого поколения

1. Требуется выполнять еженедельно:

  • внешний осмотр герметичности системы, отсутствие утечки газа. Утечку можно обнаружить по характерному запаху пахучего одоранта и при помощи мыльного раствора. Утечка может происходить через трещины в трубках, изношенные уплотнители или неплотные стянутые хомутные соединения трубок;
  • удаление накопившегося конденсата в редукторе через специальную нижнюю пробку. Несвоевременный слив конденсата может привести к его коксованию и забиванию сливного отверстия, что в последующем при накоплении конденсата приводит к нарушению нормальной работы редуктора-испарителя.

2. Требуется выполнять ежемесячно: очистку или замену фильтра. Для этого нужно отсоединить от фильтра входную трубку и демонтировать фильтр. Очистить или заменить фильтрующий элемент. Внутри него находится маленький магнит, который следует установить на место после очистки фильтра. 3. Один раз в течение двух лет следует разбирать и чистить редуктор

При этом нужно соблюдать осторожность, чтобы не помять и не порвать мембрану. По окончании чистки и сборки редуктора обязательно выполняется проверка на наличие утечки

Нюансы приобретения ГБО 4 поколения

Остановимся именно на газовой установке 4 поколения, и рассматривать будем последовательность установки ее на современный инжекторный двигатель.

Основой будет обычный современный инжекторный автомобиль с 4 цилиндрами и среднестатистической мощностью, поскольку установка данного оборудования на авто с большим количеством цилиндров, или с увеличенными показателями мощности имеет свои особенности.

Такой выбор обусловлен массовым использованием авто именно с такими показателями, независимо от марки.

Определяемся с выбором.

Сначала нужно определиться с приобретением данного оборудования. Можно все элементы оборудования приобрести комплектом, а можно по отдельности. В этом есть свои положительные качества, а также недостатки.

Покупка оборудования комплектом, от брендового производителя, обеспечит высокую надежность всех элементов, поскольку они проходят сертификацию качества.

Да и установка оборудования будет проще, поскольку соединительные элементы и отладка оборудования уже произведена. Но приобретение комплекта обойдется значительно дороже.

Приобретая элементы оборудования по отдельности можно значительно сэкономить.

Многие элементы являются общими для всех видов ГБО, и стоимость их по отдельности будет ниже, чем в комплекте.

Но некоторые элементы оборудования используются только на установках данного поколения. Это и газовый редуктор, используемый только на 4 поколении ГБО, и газовая рампа с электромагнитными форсунками, и электронный блок управления, и требуемые для работы этого оборудования датчики – температуры и давления газа.

Приобретать это оборудование нужно с серьезным подходом, лучше немного переплатить за качественное оборудование, чем в дальнейшем разочароваться в ненадежности его работы.

Имея все элементы на руках, хоть комплектом, хоть в виде сборки, можно приступать к монтажу.

Можно конечно, все это дело предоставить спецам, но придется заплатить. А можно все сделать самому, что и дешевле, и даст возможность полностью понять, как оборудование работает.

Мифы о ГБО

Газовый баллон

Многие считают, что при аварии может случиться страшное с газовым баллоном. Например, вас въедет КамАЗ и баллон взорвется. Но на самом деле, газовый баллон – одна из самых крепких частей автомобиля. Его толщина 3 мм, это мини броня. Для сравнения, толщина железа любой части автомобиля измеряется в микронах. Плюс ко всему в современном газовом оборудовании есть несколько систем безопасности и степеней защиты. Например, при высоком давлении, система безопасно стравит газ.

Проблемы с магистральными трубками

Раньше действительно возникало засорение топливного фильтра, так как трубки были медными и оставляли налет. Но после того как вместо меди начали устанавливать термопластик, проблема исчезла само собой. Также за счёт химической реакции газа с медью со временем трубки становились тоньше.

Потеря мощности автомобиля

Потеря мощности автомобиля при езде на газу начинается только после 3.500 – 4.000 оборотов. Поэтому в городском движении вы его не заметите. А вот после 4.500 оборотов потеря действительно присутствует, но всего на 7-10%.

Газ сушит клапана, убивает мотор, уменьшает ресурс двигателя

На самом деле работа на газе не уменьшает, а увеличивает ресурс работы двигателя. Но это при условии, что вы не нарушаете правил эксплуатации ГБО.

Газ – это не выгодно

Мы уже выкладывали таблицу со сравнением стоимости и экономии в самом начале статьи. И выгода газа очевидна. Причем, чем больше пробег, тем выше экономия.

Проблемы оформления документов

Как это долго собирать и оформлять необходимые документы. Но что происходит на самом деле:

Итого 4.350 рублей и пара часов свободного времени. А это не так долго.

Надо платить еще за одно ТО

Мы уже писали выше, что проходить ТО надо каждые 15.000 км. А стоимость 800 – 1.500 рублей – это не много. А экономия от перехода с бензина на газ в сотни раз выше.

Как работает OBD коррекция газового оборудования?

Как работает OBD коррекция ГБО? Если своими словами, то выглядит это примерно так: ЭБУ посылает сигнал системе впрыска, руководствуясь программой, которая вшита в его «мозг». Это сигнал на выходе перехватывается модулем OBD коррекции и корректируется с учетом того, что мотор работает на газе, после чего преобразованный, адаптированный для ГБО сигнал посылается системе впрыска. В результате: ЭБУ уверен в том, что все окей, перерасхода топлива нет, мотор работает ровно, все датчики сообщают о нормальной работе двигателя.

Главной задачей OBD коррекции газобаллонного оборудования является оптимизация газовоздушной смеси и поддержка в ней правильного соотношения воздуха и газа.

Многолетний опыт в области ГБО показывает, что установка газового оборудования с блоками OBD, которые корректируют работу штатного OBD на двигателях стандарта Евро-4 и Евро-5, имеет высокую эффективность. Даже при агрессивном стиле вождения автоматическая калибровка позволяет избежать ошибок и загорающихся ламп неисправности

При этом двигатель полностью соответствует вышеуказанным евростандартам, что немаловажно

Есть правда одно «но». Все вышеуказанные «плюсы» возможны лишь при условии полной исправности двигателя, а также правильной установки газобаллонного оборудования квалифицированными специалистами. В случае нарушения того или иного условия, работа ГБО может быть еще более некорректной, нежели при полном отсутствии OBD коррекции газового оборудования. Также хочу отметить, что в большинстве случаев функцию OBD коррекции можно отключить, однако делать это рекомендуется лишь после диагностики и консультации со специалистами. Если же вы изначально не заинтересованы в OBD коррекции ГБО, советую об этом сообщить установщикам заранее, так как стоимость газового оборудования с данной функцией гораздо выше обычного комплекта ГБО.

На этом у меня все, надеюсь, ответил на все интересующие вас вопросы! У кого есть какая-то дополнительная важная информация на тему OBD коррекции, буду рад ее выслушать. Для того, чтобы поделиться своими соображениями по данном вопросу используйте форму комментариев

Спасибо за внимание, до новых встреч на ГБОшнике

Заправка

Существует два различных газовых топлива: сжиженный нефтяной газ — пропан-бутан и компримированный природный газ — метан. Для простоты понимания используют сокращенные названия пропан и метан. Профессионалы иногда используют аббревиатуры СНГ и КПГ.

Газ закачивается в баллон (1) под давлением посредством заправочного пистолета, который крепится к выносному заправочному устройству (ВЗУ — 3). ВЗУ можно врезать в люк, где находится отверстие для заправки бензина, можно в бампер, а можно оставить в багажнике. ВЗУ оснащено предохранительным заправочным клапаном. Заправка заканчивается автоматически, когда баллон заполнен на 80%. Роль блокировки играет специальный поплавок, который, подгибаясь до максимально возможного положения, закрывает мультиклапан (2). Мультиклапан — это и есть первая система безопасности ГБО. В зависимости от типа системы предохранения мультиклапаны разделяют на классы А и Б. Первый имеет дополнительный клапан, который сбрасывает давление при достижении 25 атмосфер.

Установка газового оборудования на автомобиль

Необходимо зайти на сайт союза предприятий газомоторной отрасли в раздел экспертиз https://spgo.su/catalog/ — и заполнить анкету. Чтобы никуда не ехать, нам надо сделать следующее.

Дальнейшая последовательность действий расписана на сайте экспертиз. Цена вопроса 2.500 рублей. Плюс может быть небольшая комиссия, в зависимость от способа оплаты.

Через некоторое время вам приходит техническая экспертиза. Затем вам надо будет выбрать сервис, в котором вы будете ставить газобаллонное оборудование. И едите на установку.

Процесс установки ГБО на авто

  • Установка газового редуктора;
  • Клапан для обслуживания подачи газа;
  • Фильтр тонкой очистки;
  • Блок управления работой газового оборудования;
  • Предохранители;
  • Новые форсунки на двигатель;

Стоимость установки газового оборудования

Цена установки зависит от вашего автомобиля. На нашем примере и шести цилиндровом двигателе она нам обошлась в 57.900 рублей. Если у вас четырехцилиндровый двигатель, то цена стартует примерно от 30.000 рублей. Если у вас восьмицилиндровый и даже больше двигатель, цена будет больше.

После установки ГБО, сервис выдаст вам комплект документов. Затем обязательно пройти техосмотр, даже если машина только из салона. Его можно получить, не выходя из дома. Просто перейдите на эту страницу и свяжитесь с менеджером, она вам обязательно поможет. С этим комплектом документов вы регистрируетесь на сайте ГИБДД и приезжаете к назначенному времени в МРЭО. Оплачиваете госпошлину в 800 рублей и получаете на руки все необходимые регистрационные документы.

Все затраты на регистрацию ГБО не составят более 4.000 рублей.

Особенности эксплуатации ГБО 4-ого поколения

Оборудование позволяет осуществлять комбинированное питание двигателя бензином и газом. Переключение из одного режима питания в другой может производиться из кабины ручным способом, а также автоматически. Маленькая панель управления содержит светодиодный указатель уровня газа и переключатель топлива. Обычное расположение панели управления – под рулевой колонкой слева возле регулятора направления фар.

Индикатор газа содержит четыре зелёных светодиода и один красный, расположенных в один ряд. Загорание одного зелёного светодиода означает наличие 10 литров газа. Обычно этого запаса хватает на 100-120 км пробега. Загорание красного светодиода сигнализирует о наличии аварийного остатка топлива, которого может хватить на 50-80 км пробега. Оно предупреждает о необходимости заправки газа на газозаправочной станции.

Отдельный красный светодиод, расположенный в верхнем углу пульта и работающий в мигающем режиме, сигнализирует о том, что двигатель работает пока на бензине, но система готовится к переключению на газовое топливо. Это происходит при каждом запуске двигателя до того момента, пока он не наберёт нормальной температуры и хорошо не прогреется.

Кнопка переключения режима питания двигателя и индикаторы количества газа

Так как двигатель имеет как бензиновую, так и газовую систему питания, то такое дублирование в 2 раза повышает надёжность его работы. Кроме того, значительно повышается длительность пробега на одной заправке бензиновым и газовым топливом. Это выгодно в дальних поездках по малонаселённым местностям, где сеть заправок редкая и некачественная. Добавляет также возможность повысить защиту от угона автомобиля легко снимаемый и устанавливаемый коммутатор, удаление которого блокирует подачу бензина и газа на инжекторы.

Особенно выгодно ГБО 4-ого поколения для владельцев авто, двигатели которых оборудованы дорогостоящей системой впрыска топлива с катализатором для очистки выхлопных газов. Оно не только даёт значительную экономию дорогого высокооктанового топлива АИ-98, но экономит при этом ресурс каталитического нейтрализатора. Это оборудование предназначено для автомобилей, отвечающих экологическим требованиям Евро-3 и более. Оно обладает системой импульсного впрыска газовоздушной смеси, которая работает под контролем отдельного блока управления, сопряжённого с микропроцессором. Блок управления обрабатывает команды микропроцессора и вырабатывает управляющие сигналы, открывающие электромагнитные форсунки впрыска газа и блокирующие форсунки подачи бензиновой смеси.

Концентрация подаваемой топливной смеси контролируется системой датчиков, которые определяют:

  1. давление газа;
  2. температуру редуктора;
  3. температуру газа.

Если давление подаваемого газа становится ниже порогового значения, то электронный блок автоматически отключает газовые форсунки и открывает бензиновые форсунки, переводя двигатель на бензиновое питание.

Устанавливаем газовое оборудование на авто. Какие плюсы и минусы у ГБО?

Как и любой другой механизм, газобаллонная установка имеет свои положительные и отрицательные стороны

При инсталляции ГБО важно учесть все эти нюансы

Итак, какие имеет газовое оборудование плюсы и минусы? Начнем с явных преимуществ. Во-первых, работа двигателя на газе снижает уровень выбросов СО в атмосферу в 2-2,5 раза. Во-вторых, с ГБО возрастает ресурс мотора до капитального ремонта. Обычно такие двигатели служат в 2 раза дольше, чем те, которые работают на обычном 95-м бензине.

Вся суть «чуда» очень проста: при сгорании пропан (так же, как и метан) практически не создает копоти и нагара в цилиндрах. Это позволяет предотвратить преждевременное закоксовывание компрессионных колец, а соответственно, и всей цилиндро-поршневой группы ДВС. Но не только из-за этого следует устанавливать газовое оборудование на автомобиль. Отзывы также отмечают большой запас хода, который у легковых машин составляет до 1000 км (на 300-500 километров больше). По сути, в машине теперь два бака, и заправляться на АЗС можно гораздо реже.

Кстати, масло в таких двигателях практически не загрязняется. Причиной тому, как мы уже сказали ранее, является чистое сгорание топлива. Но это не значит, что можно его не менять вовсе. Замена масла в бензо-газовых авто происходит практически с такой же периодичностью, как и в обычных бензиновых (допускается отклонение на три-пять тысяч километров в пользу газовых моторов).

Теперь перейдем к недостаткам. Первый минус – это высокая стоимость подобного апгрейда. Установка газового оборудования на автомобиль обойдется вам в 200-500 долларов США. Обычно подобная работа занимает 8-10 часов в зависимости от профессионализма установщиков. Цена зависит от региона, а также от того, какого именно поколения устанавливается газовое оборудование на автомобиль. Отзывы автовладельцев также отмечают, что с переходом на пропан/метан машина теряет до 5-8 процентов своей мощности. Исправить это может лишь чип-тюнинг, который раскроет все потенциалы двигателя. Кстати, эта нехватка мощности на иномарках почти не замечается. Отечественные же ВАЗы часто начинают сдавать на подъемах и при обгоне другого транспортного средства.

Еще автовладельцы подчеркивают затрудненный пуск двигателя зимой. Вследствие этого специалисты рекомендуют заводить машину на бензине. Только после прогрева можно включать газовую установку. Что касается конкретной температуры, запуск авто на пропане возможен при -10-15 градусах Цельсия. Ниже этой отметки машина попросту не заведется на газу. Поэтому перед холодами рекомендуется иметь до 5-10 литров бензина для нормального запуска и прогрева автомобиля.

Но самая большая проблема скрывается вовсе не в этом, а в регистрации ГБО в ГАИ. Чтобы вписать его в техпаспорт, нужно пройти очень долгий и мучительный процесс. Регистрация ГБО требует наличия специального разрешения (сертификата) газовщика. Его выдают после установки оборудования работники мастерской. За то, чтобы в ГАИ вписали газобаллонное оборудование в техпаспорт, придется заплатить от 100 до 300 долларов США. Если же ГБО не будет зарегистрировано в ПТС транспортного средства в течении 10 дней, вам могут выписать штраф в размере нескольких тысяч рублей.

Последний недостаток касается объема багажного отсека. Ведь теперь вместо запаски в нише располагается стальной баллон. Запасное колесо приходится возить над поверхностью пола багажника. Это, пожалуй, один из главных минусов для легковых авто, которое таит в себе газобаллонное оборудование.

Стоит ли ставить ГБО? После рассмотрения всех плюсов и минусов данной установки очень трудно определить, действительно ли она полезна для машины.

Несмотря на все указанные недостатки, установка газового оборудования на автомобиль имеет большое преимущество в плане экономии топлива. Если литр 95-го стоит порядка 33-35 рублей, то такой же объем пропана – всего лишь 14 (метан и того меньше – 7-8 рублей). Если опираться на отзывы, газовое оборудование на автомобиль устанавливать разумно с финансовой точки зрения. ГБО позволяет снизить себестоимость поездки более чем в два раза. Это дает возможность быстро (за шесть-десять месяцев) «отбить» затраты на установку и регистрацию системы.

Что входит в комплект ГБО

Комплект газобалонного оборудования для установки в автомобиль (тороидальный балон)

Под газобаллонным оборудованием подразумевается комплект технических средств и агрегатов, позволяющих использовать в качестве топлива смесь нефтяных сжиженных газов (пропан-бутана). При этом существует возможность переключения с традиционного топлива (бензина) на газ, что позволяет выбрать наиболее экономичный по расходу режим эксплуатации авто.

В состав газобаллонной аппаратуры входят следующие основные узлы:

  • Баллон для газа емкостью от 40 литров. Различают стандартные цилиндрические модификации и тороидальные, которые могут быть размещены в нише для запасного колеса, что дает возможность сохранить полезный объем багажника.
  • Венткоробка с мультиклапаном, включающим в себя расходный и заправочный клапана, контрольное устройство для определения уровня газа в емкости, заборную трубку. Конструкция этого узла позволяет предотвратить аварийную утечку газа и обеспечить отвод его паров из багажника.
  • В салоне машины монтируется переключатель типа топлива, позволяющий выбрать газ или бензин.
  • Клапан-фильтр, обеспечивающий очистку газовой смеси от имеющихся примесей.
  • Электромагнитные бензиновые и газовые клапана, позволяющие отсечь подачу в камеру сгорания неиспользуемого типа топлива. Для двигателей инжекторного типа используется специальный эмулятор форсунок.
  • Газовый редуктор, обеспечивающий поддержание требуемого давления подаваемого в камеру сгорания газа. Данный узел был специально разработан для установки на автотранспорте, поэтому его габариты и форма гарантирует простой монтаж под капотом.
  • Редуктор-испаритель — обеспечивает переход сжиженного газа в газообразное агрегатное состояние, которое требуется для работы двигателя. Стоит отметить тот факт, что такой узел присутствует только в ГБО 1-4 поколения, в более новой аппаратуре (5 поколение) газ подается в камеру сгорания именно в жидком состоянии. Взамен него применяется регулятор давления, позволяющий поддерживать оптимальные параметры газовой смеси.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector