Обзор неисправностей: люфт в рулевом управлении

Ремонт рулевого редуктора ГАЗель

От хорошей жизни никто не захочет своими руками снимать рулевой редуктор, и причины для этого должны быть более, чем веские. В основном это необходимо, если руль заметно потяжелел, появились характерные стуки в картере редуктора или наблюдается явная течь смазки. Потеет редуктор всегда, но если течь слишком активная, то светит замена сальников. При этом нужно проконтролировать состояние вала и при необходимости удалить шлифованием следы коррозии.

Можно провести регулировку и без полного демонтажа редуктора, но спокойнее будет, если его все-таки снять и осмотреть внимательно.

Для любознательных или для тех, кто спешит, приводим технологию демонтажа редуктора из-под капота:

  • Распускаем крепление передних колес.
  • Вывешиваем передний мост на подставку и снимаем колеса.
  • Поворачиваем руль до упора вправо и из-под капота выбиваем рулевую тягу подходящей по длине арматурой.
  • То же самое делаем слева.
  • Из-под капота снимаем редуктор вместе с сошкой, которую удобнее снимать на верстаке.

Когда редуктор у нас в руках, можем заниматься его ремонтом

Замена деталей никаких сложностей преподнести не должна, поскольку устроен редуктор предельно просто и понятно, а регулировке нужно уделить некоторое внимание и обратиться к заводским регулировочным данным. Они тоже предельно просты

Для грузовых ГАЗелей допустимый люфт 25˚, для пассажирских — 20˚. По заводским допускам люфта в подшипниках редуктора быть не может. Регулировка зазора в подшипниках винта проводится в тисках на верстаке. Так удобнее. Удаляем пластиковую защиту и поролоновый уплотнитель, затем откручиваем четыре болта крепления крышки, вынимаем одну из регулировочных прокладок, после чего собираем все в обратном порядке. Если люфт есть, повторяем операцию по демонтажу прокладки. Так до полного удовлетворения и усранению люфта на сошке.

Статьи по теме

Ремонт АКПП «Хендай»: причины неполадок и правила устранения

Замена подшипника коробки передач в автомобиле

Замена АКПП «Вольво»: особенности процедуры

Замена вариатора «Ниссан-Жук»: когда нужна и как выполняется

Ремонт АКПП БМВ Х5: диагностика и профилактика неполадок, насколько сложен ремонт и как его избежать

Ремонт МКПП «Ауди А6»: инструкция и рекомендации

Устройство и принцип работы механической коробки передач

Ремонт коробки «Пежо»: основные проблемы и пути их решения

Тугая педаль сцепления: причины и методы устранения неполадки

Регулировка троса сцепления: последовательность действий

Как поменять трос сцепления: пошаговая инструкция

Датчик педали сцепления: функции и неисправности

Ремонт АКПП «Хонда»: разбираемся в нюансах конструкции

Частичная замена масла в АКПП: преимущества и особенности этого способа

Сколько стоит замена коробки: разбираемся в ценообразовании

Устранение люфта в рулевом управлении

Для регулировки рулевого управления понадобится обычный набор простых инструментов, позволяющих выполнить настройку креплений. Все работы по устранению неполадок проводятся в гараже со смотровой ямой, эстакадой, или с наличием подъемника.

Если люфтомер или ручная диагностика показали неудовлетворительные результаты, переходят к следующим действиям (потребуется помощь напарника):

Определить источник стука и проверить работу подвесок.
Попытаться подтянуть рулевую планку.
Взявшись за руль, поворачивать его из стороны в сторону в пределах свободного хода, одновременно наблюдая работу карданного вала около рейки, шаровых наконечников тяги. А также отслеживать уплотненность сопряжения штанг, которые должны точно входить одна в другую.
Если рулевая планка не повреждена, поворачивая регулировочный винт, устранить люфт в рейке.
Свободный ход в карданном вале возникает чаще всего по причине отсутствия смазки

Устранить его можно, только заменив деталь.
Люфт в месте сопряжения штанг устраняется точечной сваркой, которая сдерживает детали во время работы.
Отремонтировать или заменить шаровые наконечники, если есть необходимость.
Особое внимание уделить исправности наконечников и целостности резиновых пыльников.
Проверить, устранен ли люфт рулевого колеса.

Если все действия не привели к желаемому результату, остается только полностью разобрать рулевой механизм, чтобы определить, какие детали вышли со строя и заменить их.

Штраф за люфт в рулевом управлении

7.5), установить высоту прибора, при которой есть возможность правильной установки упоров.

Необходимо помнить, что:

□ при замере люфта не допускается опирать упоры о покрышку колеса, так как это приводит к ошибочным результатам замера;

□ в местах касания упоров диск колеса должен быть чистым;

□ допускается опирать упоры на декоративный колпак при условии, что он закреплен на диск колеса без люфтов;

□ если выступающая ось колеса не позволяет установить упоры на диск колеса, следует заменить их на более длинные.

Отмотать необходимую для подключения к основному блоку длину кабеля, закрепленного на измерительном блоке. Подклю­чить блоки с помощью разъема (позиция 1 на рис. 7.4).

4. После включения прибора нажатием до фиксации кнопки «Вкл» (позиция 2 на рис. 7.4) должен прозвучать короткий сиг­нал, а на индикаторе 5 появится сообщение «ИСЛ-401М».

5. После того как на индикаторе высветится сообщение «ВРАЩАЕМ РУЛЬ Т», плавно и медленно вращать рулевое ко­лесо в направлении, указанном на индикаторе (против часовой стрелки), до подачи прибором звукового сигнала. С этого момен­та измерение угла не производится и необходимо вернуть руле­вое колесо в исходное положение.

При этом следует помнить, что прибор имеет систему энерго­сбережения и при отсутствии действий оператора по проведе­нию замера в течение 3,5 мин автоматически отключается. Для повторного включения необходимо через 6 с нажатием на кноп­ку «Вкл » выключить прибор, а затем включить его нажатием до фиксации этой же кнопки.

6. После подачи прибором звукового сигнала на индикаторе изменится направление стрелки, указывающей сторону враще­ния («ВРАЩАЕМ РУЛЬ ~1»), и нужно повернуть руль по часовой стрелке.

7. На индикаторе высветится результат измерения: «Сум. люфт — ХХ° XX’», после которого можно нажать кнопку «Сброс» (позиция 3 на рис. 7.4) для повторного замера или выключить питание прибора, нажав кнопку «Вкл».

8. После выключения прибора на датчике начала поворота сле­дует зафиксировать опорную планку (позиция 2 на рис. 7.6) пово­ротом флажка (позиция 3 на рис. 7.5) в положение «ЗАКРЫТО» (вертикальное).

Для проверки рулевого управления от другого управляющего колеса данного автотранспортного средства необходимо повто­рить пп. 3-7.

Если загорелась надпись «Заряди аккумулятор», можно про­должать замеры, запитав основной блок от бортовой сети автомо­биля через специальное гнездо (позиция 4 на рис. 7.4) с помощью входящего в комплект кабеля питания от гнезда прикуривателя.

После проведения всех измерений необходимо отсоединить разъем кабеля, соединяющего основной блок с датчиком начала поворота, снять прибор с рулевого колеса за ручки захвата и произвести зарядку аккумулятора.

Лабораторная работа № 7

Тема: измерение суммарного люфта рулевого управления.

Цель: изучить методику и современные технические средства измерения суммарного люфта рулевого управления автотранс­портных средств.

Оборудование: прибор для измерения суммарного люфта руле­вого управления автотранспортных средств ИСЛ-401М.

Порядок выполнения работы

1. Ознакомиться с нормативными требованиями по измере­нию суммарного люфта рулевого управления автотранспортных средств.

2. Изучить устройство и принцип работы прибора ИСЛ-401М.

3. Провести измерения суммарного люфта рулевого управле­ния автотранспортного средства. Данные свести в табл. 7.2.

Таблица 7.2

Результаты измерения суммарного люфта рулевого управления автомобиля

Марка транспорт­ного средства

Тип рулевого управления

Значение люфта рулевого колеса

Замечания

Отчет о выполненной работе

1. Кратко описать существующие конструкции рулевого управ­ления автомобилей.

2. Кратко описать конструкцию и принцип работы прибора для измерения суммарного люфта рулевого управления автотранс­портных средств ИСЛ-401М.

3. На основе результатов измерения заполнить табл. 7.2.

4. Сделать вывод о пригодности проверяемого рулевого управ­ления нормативным требованиям и дать рекомендации по устра­нению имеющихся замечаний.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие существуют конструкции рулевого управления авто­мобилей?

2. Какие нормативные требования предъявляются при диагности­ровании рулевого управления автотранспортных средств?

3. Расскажите о конструкции и принципе работы прибора для измерения суммарного люфта рулевого управления авто­транспортных средств ИСЛ-401М.

Причины люфта в рулевом управлении и их устранение

Люфт в рулевом управлении может появиться по следующим причинам:

  • гайка руля не затянута;
  • шлицевые соединения пришли в негодность;
  • карданные соединения промежуточного вала износились;
  • крепление руля к кузову недостаточно прочное;
  • резинометаллические шарниры, с помощью которых тяги соединяются с механизмом, изношенны либо болты крепления недостаточно затянуты;
  • зазор между зубчатой рейкой и шестерней слишком большой;
  • наконечники пришли в негодность;
  • регулировочные тяги не затянуты.

Проще всего устранить максимальный люфт рулевого управления, если он вызван тем, что гайка крепления руля недостаточно затянута. Как решить эту проблему? Демонтируем декоративную обшивку руля, используя торцовый ключ подходящего размера, закручиваем гайку.

Практически на всех новых машинах в обшивке руля есть модуль подушки безопасности. Его необходимо снять, только так вы сможете добраться до гайки. Аккуратно производите это действие, предварительно сняв клеммы аккумулятора.

Если гайка крепления руля плохо затянута, это может привести к тому, что машина станет неуправляемой: руль будет проворачиваться на оси, а шлицы в месте крепления износятся.

В результате вам придется устанавливать новые детали, причем делать это как можно скорее. Если придут в негодность шарниры на промежуточном валу, образуется «эффект зубчатого колеса». Это значит, что, когда водитель поворачивает руль, со временем промежуточный вал затирается. Все это приводит к тому, что автомобиль плохо управляется, например, когда вы едете на максимальной скорости. Как устранить проблему? Устанавливаем новый промежуточный вал.

Максимальный люфт рулевого управления также может появиться из-за того, что крепление руля к кузову ослаблено либо резиновые прокладки между рулем и кузовом пришли в негодность. Чтобы устранить неполадку, следует подтянуть гайки крепления руля, также можно установить новые резиновые детали.

Если зазор в шестернях рейки слишком большой, это также может привести к проблеме. Увеличение зазора происходит по причине того, что поверхность соприкосновения зубчатой рейки и шестерни истирается. Нередко зазор между рейкой и направляющими также становится слишком большим. Когда защитные пыльники порвались, износ системы происходит намного быстрее.

Хуже всего, если максимальный люфт рулевого управления возникает из-за того, что наружные наконечники тяг износились. Ведь эти детали сильнее всего подвержены износу. Они функционируют в тяжелых условиях, на них оказывают негативное воздействие влага, пыль и так далее.

Слишком большие осевые и радиальные зазоры в шаровом сочленении наконечника становятся причиной его разрушения. В итоге машина может стать неуправляемой. Все это способно привести к серьезному ДТП. Поэтому при обнаружении данной неисправности рекомендуется как можно скорее посетить СТО.

Крепление внутренних концов тяг к рулю происходит с помощью резинометаллических шарниров, которые запрессованы в их концах. Когда шарниры приходят в негодность, можно услышать металлический стук, поворачивая рулевое колесо. Ликвидировать эту поломку можно, запрессовав новые шарниры. Чтобы провести такую процедуру, потребуется пресс. Рекомендуется выполнять данный вид работ в специализированном сервисном центре.

Также максимальный люфт рулевого управления может появиться, если регулировочные тяги недостаточно затянуты (они регулируют схождение колес). Происходит это в результате того, что болты на тягах не были достаточно затянуты после проведения процедуры развала-схождения. В итоге регулировочные тяги выскочат из наконечника.

Иногда на новых авто поворотные рычаги не привариваются к стойкам подвески, но прикрепляются при помощи болтового соединения. Если болты будут плохо затянуты, люфт рулевого управления станет максимальный.

Не допустить этого можно, поставив перёд автомобиля на домкрат, демонтировав колеса и затянув болты.

Чтобы ездить на машине было безопасно и комфортно, нельзя допускать максимального люфта руля. Поэтому стоит периодически проводить технический осмотр транспортного средства, заменять вышедшие из строя элементы. Ведь если автомобиль постоянно используется, то даже самые прочные детали рано или поздно изнашиваются.

Где может появиться люфт

Видео: Как устранить ход руля (рулевого вала).

  1. Пройдемся по всем этим соединениям. Карданная передача позволяет изменять угол наклона колонки, обеспечивая большую комфортабельность, хотя это ее не главное предназначение. Карданная передача обеспечивает дополнительную безопасность при столкновении, поскольку при ударе дает возможность изменить положение колонки, не травмируя водителя. Эта карданная передача является одним из самых надежных соединений в рулевом управлении, но и в нем может образоваться люфт. Проверить наличие люфта в карданной передаче очень просто, достаточно рукой удерживать нижний вал, соединенный с шестерней, а второй рукой – повращать руль. Биение, стуки, возможность хоть малейшего вращения рулевого колеса будет указывать на сильный износ или повреждение карданной передачи.
  2. Второе соединение, и одно из наиболее важных – шестерня-рейка. Именно это соединение обеспечивает преобразование вращения в движение рейки. И для точной передачи необходимо соблюдение зацепления между зубьями этих элементов. Поэтому в конструкцию механизма включен упор рейки, поджимающий её в шестерне. Также рейка двигается по втулкам, исключающим ее колебательные движения. Но со временем втулки изнашиваются, зубья рейки и шестерни тоже, поэтому в соединении появляется люфт. Первое время устранить зазоры можно путем закручивания упора, чтобы выбрать люфт, но в конечном итоге придется проводить ремонт механизма с использованием ремкомплектов.
  3. Следующее соединение – рулевых тяг к рейке. Тяги крепятся к рейке при помощи болтов. Но, чтобы тяги не передавали на механизм колебательные движения, которые они получают от колес, на концах тяг со стороны рейки сделаны проушины, с установленными в них сайлент-блоками. Данные резинотехнические элементы выполняют демпфирующую функцию. Но со временем от воздействия окружающей среды, рабочих жидкостей авто, хим. реагентов с дороги, резиновая составляющая сайлент-блоков стареет и расслаивается. При обнаружении сильного износа этих сайтент-блоков, проявляющееся обычно сильным стуком со стороны рулевого механизма, эти резинотехнические элементы просто заменяются.
  4. Последнее соединение рулевого управления – рулевых тяг с поворотным кулаком. Чтобы обеспечить подвижность этого соединения, на концах тяг расположены рулевые наконечники. Этот наконечник представляет собой корпус, в который установлен шаровой палец. Благодаря полусферической поверхности пальца, они имеет возможность менять угол относительно корпуса. Причем палец посажен в корпус достаточно плотно, но во время эксплуатации он изнашивается, приводя к появлению люфта, сопровождающегося стуком со стороны амортизационных стоек. При появлении люфта в наконечниках – они заменяются.

Наказание за люфт в рулевом управлении. Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. Измерение люфта рулевого управления

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

– легковые автомобили и созданные на из базе грузовые автомобили и автобусы – не более 10 градусов.

“А что это за нерусское слово такое, люфт?” – часто приходится слышать этот вопрос от будущих водителей. Сейчас мы с этим разберемся.

Если вы встанете около одного из передних колес вашего автомобиля и попросите кого-нибудь покрутить рулевое колесо туда-сюда на небольшой угол, то “с ужасом” увидите, что колеса стоят на месте!

Не пугайтесь, это нормальное явление. Прежде чем колеса начнут поворачиваться, выбираются все зазоры в рулевом механизме и в сочленениях рулевых тяг. Вот это и есть люфт, то есть свободный ход рулевого колеса без поворота передних колес. Только любой люфт должен быть в пределах нормы.

Если суммарный люфт рулевого управления превышает 10°, то эксплуатация автомобиля запрещена, так как движение по заданной траектории становится весьма проблематичным, а в условиях интенсивного движения просто невозможным. Автомобиль начинает “рыскать” по дороге с большими перемещениями в поперечном направлении, что может привести к незапланированным контактам с другими участниками движения.

При движении за городом на большой скорости эффект рыскания автомобиля по дороге обычно усиливается и, в конце концов, водитель просто теряет контроль над поведением машины. Кроме того, повышенный люфт руля требует постоянной коррекции направления движения автомобиля, вследствие чего водитель сильно утомляется, что не может не сказаться на общей безопасности дорожного движения.

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

Очень опасно эксплуатировать автомобиль, если имеются нарушения в креплениях многочисленных шарниров рулевых тяг, рулевого механизма, когда сорваны или не затянуты резьбовые соединения, а также, если они ненадежно зафиксированы. При движении машины из-за постоянных вибраций возможно разъединение элементов рулевого управления. А это уже ведет к полной или частичной потере управляемости автомобиля и к непредсказуемой траектории его движения.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Прежде всего, давайте разберемся с тем, что такое “усилитель рулевого управления”.

Гидроусилитель руля предназначен для облегчения работы водителя при повороте рулевого колеса. Он состоит из насоса, распределительного устройства и гидроцилиндра (рис. 53).

Рис. 53. Схема гидроусилителя рулевого управления:1 – насос усилителя; 2 – распределительное устройство; 3 – трубопроводы; 4 – силовой цилиндр усилителя; 5 – поршень усилителя со штоком; 6 – маятниковый рычаг; 7 – емкость для масла

При повороте руля распределительное устройство под давлением направляет жидкость в одну из полостей гидроцилиндра, помогая тем самым водителю поворачивать управляемые колеса.

При повороте рулевого колеса налево жидкость под давлением поступает в полость А (рис. 53), а при повороте направо в полость Б. Когда двигатель не работает, поворот руля будет осуществляться с заметным усилием, так как гидроусилитель не действует.

Запрещается движение при неисправности рулевого управления.[Здесь и далее красным шрифтом дается перечень неисправностей, при которых дальнейшее движение транспортных средств запрещается в соответствии с пунктом 2.3.1. Правил дорожного движения.]

Правда, есть возможность устранить неисправность на месте, если вы “дока” во “внутренностях” автомобиля и возите с собой массу запасных деталей.

В противном случае, вам предстоит вызвать передвижную службу автосервиса или специализированного буксировщика.

2.1. Суммарный люфт в рулевом управлении превышает следующие значения:

  • Легковые автомобили и созданные на их базе грузовые автомобили и автобусы — 10°
  • Автобусы — 20°
  • Грузовые автомобили — 25°

2.2. Имеются не предусмотренные конструкцией перемещения деталей и узлов. Резьбовые соединения не затянуты или не зафиксированы установленным способом. Неработоспособно устройство фиксации положения рулевой колонки.

2.3. Неисправен или отсутствует предусмотренный конструкцией усилитель рулевого управления или рулевой демпфер (для мотоциклов).

Про люфт руля

Но есть одна неисправность, которую очень любят инспекторы – рулевое управление.

Без тормозов ни один нормальный водитель не поедет, сцепное устройство – только на автопоездах. А рулевая рейка – вот она! И если рулевое управление немного люфтит, то водителя можно припугнуть отправкой автомобиля на спецстоянку – отличный повод для «разводов».

Но как инспектору «докопаться» до водителя, если визуально люфт в рулевом управлении не обнаруживается?

Да очень просто: давайте-ка, товарищ водитель, проведем осмотр. А заодно при открытом капоте подергаем рейку. Опаньки, товарищ водитель, люфт! На специализированную стоянку!

Что делать?

Во-вторых, необходимо установить, что люфт в рулевом механизме превышает 10°. Если у инспектора верная рука и меткий глаз, возражать не следует. Попросите сертификат на глаз и руку.

В-третьих, водитель проверял люфт до выезда с места стоянки. То есть до измерений, проведенных инспектором, водитель не знал, и не мог знать, что люфт превышает 10°

Другими словами, в том, что водитель управлял неисправным автомобилем, вины водителя нет.

В-четвертых, даже если водитель ничего не проверял, то есть понадеялся, что все хорошо, то имеет место вина в форме неосторожности, а наказание по ч.2 ст.12.5 КоАП и перемещение автомобиля на специализированную стоянку возможно, только если имеет место вина в форме умысла. Например, если педаль тормоза провалилась полностью или вместо руля на шлицы кувалдой забит какой-то рычаг, то вина в форме умысла имеет место.

В-пятых, причину задержания водитель может устранить на месте – вызвать свой эвакуатор или пригласить автомеханика.

Естественный вопрос, как в домашних условиях проверить люфт руля?

Попросите у жены самый простой швейный метр. Подходите к автомобилю и измеряете длину окружности руля. Например, намеряли 1180 мм. Такая длина приходится на 360°. Тогда на 10° приходится 1180*10/360 = 33 мм.

  1. Крутите рулевое колесо вправо, пока передние колеса не отреагируют на движения руля.
  2. Вверху карандашом или мелом на рулевом колесе делаете метку.
  3. К козырьку над панелью приборов скотчем или пластырем из аптечки крепите стержень от авторучки или какую-нибудь щепку напротив метки.
  4. Слева от метки делаете новую метку на расстоянии 33 мм от правой.
  5. Если колеса отреагируют на движение рулем влево до того как напротив стержня появится левая метка, то люфт меньше 10°.

Вот вам и решение проблемы!

Подводим итоги

Важно вовремя выполнять ремонт технической части вашего автомобиля, если что-то вышло из строя. Следует внимательно относиться к вопросам качества выполнения любых задач в процессе ремонта авто, так как от этого будет зависеть ваша уверенность на дороге

Особенно важно это в том случае, если вы касаетесь вопросов рулевого управления. Наконечники в России выходят из строя достаточно быстро. В Европе они служат до 12 лет, в России — до 5 лет на качественных машинах. В большинстве случаев проблемы связаны с некачественными условиями эксплуатациями. Если вышли из строя данные детали, следует очень внимательно сделать диагностику и поменять элементы, которые привели к неприятным последствиям.

Многие компании сегодня предлагают восстановление тяг и наконечников. Но обычно это не имеет смысла. Вы заплатите деньги, но уже через несколько месяцев получите те самые проблемы. Отремонтировать данные детали практически невозможно. Даже на современном оборудовании выполнить ремонт будет крайне сложно из-за деформации, ржавения металла и других неприятных моментов, которые не подлежат восстановлению. Так что будьте максимально внимательны к вопросам ремонта рулевого управления и вовремя устраняйте неприятности в автомобиле, связанные с этими особенностями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector