Особенности эксплуатации зу бренда орион
Содержание:
Модельный ряд зарядных устройств Орион
Санкт-Петербургская компания Орион занимается выпуском зарядных и пуско-зарядных устройств импульсного и комбинированного типа. Ассортимент ЗУ представлен двумя сериям «Орион» и «Вымпел».
Серия Вымпел
Данная линейка зарядных устройств от компании Орион делится на две модификации:
- зарядное устройство;
- зарядно-предпусковое устройство.
Обе разновидности выпускаются в пластмассовом корпусе, который имеет вентиляционные решетки. Через них отводится выделяемое тепло, и способствуют предотвращению перегрева оборудования. ЗУ «Вымпел» оснащается светодиодной индикацией, для контроля уровня тока заряда и напряжения.
Весь процесс зарядки аккумуляторной батареи осуществляется в автоматическом режиме. Исключением являются две модели «Вымпел-09» и «Вымпел-07». Первый вариант имеет плавную регулировку по току и напряжению. Вторая разновидность оснащена ступенчатой регулировкой напряжения.
Практически все модели зарядных устройств оборудованы электронной схемой, за счет которой реализована защита устройства от перегрева и короткого замыкания. Ток заряда находится в диапазоне 0,25 – 1,2 А, напряжение от 12 до 16 В.
Внимание! Несоблюдение полярности подключаемых контактов (плюсовая клемма ЗУ к минусовому контакту АКБ) при постановке аккумулятора на зарядку может привести к преждевременному выходу из строя самого оборудования и батареи.
Пуско-зарядные устройства (ПЗУ) оснащаются ЖК-дисплеям для вывода текущих значений силы тока и напряжения во время зарядки аккумуляторной батареи. Данная модификация ЗУ имеют плавную регулировку тока заряда и ступенчатую напряжения, исключением является модель «Вымпел-57» где установка параметров зарядки имеет характер. Электронное средство защиты совместно с установленным вентилятором защищают оборудование от перегрева, короткого замыкания и переплюсовки. Ток зарядки можно устанавливать в диапазоне 0,8 – 20 А, напряжение от 7,4 до 30 В.
Серия Орион
Процесс зарядки автомобильной аккумуляторной батареи выполняется в полуавтоматическом режиме. Данная линейка оборудования делится на две модификации:
- зарядное устройство;
- пуско-зарядное устройство.
Первая разновидность оснащается светодиодной индикацией для вывода текущего значения напряжения или тока, либо установкой стрелочного амперметра. Все модели серии PW имеют плавную регулировку тока зарядки. Исключением являются PW-150 и PW-410 они работают в полностью автоматическом режиме. Уровень тока и напряжения устанавливается от степени разряженности батареи, и ее номинального вольтажа.
Зарядить полностью разряженную аккумуляторную батарею — легко
Пуско-зарядное устройство Орион представлено только одной моделью PW-700. С его помощью возможно осуществить запуск двигателя при полностью разряженном аккумуляторе даже при отрицательной температуре. Максимальный ток зарядки составляет 16 А, а пуско-зарядный – 80 А.
Все модификации устройств серии Орион оснащаются электронной системой защиты от перегрева оборудования, короткого замыкания и несоблюдения полярности при подключении батареи к ЗУ. Они способны зарядить полностью севшую АКБ без нанесения ей ущерба, т. к. их работа основана на комбинированном принципе зарядки.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРА 12V В АВТОМАТИЧЕСКОМ РЕЖИМЕ
Несоблюдение порядка подключения может привести к выходу устройства Орион — 260/265/325 из
строя или взрыву газов выделяемых аккумулятором. Подключение и
отключение З.У. производить согласно требованию ГОСТ IEC 60335-2-
29-2012 пункт 7.12 — “Клемму аккумулятора, не присоединенную к шасси,
следует присоединять к зарядному устройству первой; другое
присоединение должно быть сделано к шасси вдали от аккумулятора и
топливной линии; затем зарядное устройство батарей присоединяют к
питающей сети. После зарядки следует отсоединить зарядное
устройство батарей от питающей сети; затем зарядное устройство
разъединяют с шасси; затем — с аккумулятором”.
1. Подключить зажимы З.У. к клеммам батареи, строго соблюдая полярность. Плюсу соответствует красный, либо светлый цвет
маркировки зажима. Минусу — черный, либо тёмный цвет
маркировки зажима.
2. Установить регулятор силы тока в крайнее левое положение
(минимальный ток).
3. Убедившись, что засветился светодиод, подключить автоматическое зарядное устройство
к сети переменного тока.
4. Установка тока (на графике интервал I). Вращая регулятор
силы тока, установить требуемый ток заряда.
Сила тока устанавливается регулятором плавно. Поэтому,
даже с дискретным светодиодным амперметром вы можете
установить желаемую силу тока, запомнив в каких
положениях регулятора начинают светиться светодиоды и
установив регулятор в промежуточное положение.
Заряд аккумулятора будет проходить в автоматическом режиме током, установленным ручкой регулировки (на графике интервал II).
При достижении на А.Б. напряжения, равного 15 В, ток
автоматически уменьшается. При этом регулятор силы
зарядного тока не позволяет выставить ток больший, чем
задает схема автоматики.
Уменьшение тока (на графике интервал III). Начало
уменьшения силы выставленного тока говорит о достижении
батареей 75-95% заряда. Для полного дозаряда аккумуляторной батареи может потребоваться еще от получаса до нескольких часов (зависит
от типа, емкости и технического состояния А.Б.).
Буферный режим (на графике интервал IV). В процессе
дозаряда зарядно-предпусковое устройство Орион — 260/265/325 переходит в буферный режим, при котором
саморазряд аккумулятора компенсируется требующимся током заряда.
(Самопроизвольное уменьшение тока в начале заряда может
свидетельствовать о наличии сульфатации пластин аккумуляторной батареи. Уменьшив ток, З.У.
автоматически переходит в режим десульфатации батареи. В зависимости от степени поражения пластин на десульфатацию может потребоваться от
нескольких минут до нескольких часов. В процессе десульфатации ток
постепенно автоматически возрастет до значения, выставленного
регулятором тока.
Длительность работы в буферном режиме неограничена,
более того полезна для не новых батарей, так как после
нескольких десятков часов большинство А.Б. улучшают и
восстанавливают свои главные характеристики — внутреннее
сопротивление и емкость.
График работы автомобильного зарядного устройства Орион при заряде аккумуляторной батареи в автоматическом режиме
Зарядное устройство Вымпел 30
Зарядное устройство Орион Вымпел 30 предназначено для зарядки 12-ти вольтовых аккумуляторов. На этом устройстве мы остановимся поподробней.
Максимальный ток заряда у этого устройства – 18 А. На передней панели зарядное имеет амперметр с диапазоном 1-20 А, регулятор силы зарядного тока, два светодиодных индикатора «Сеть» и «Перегрев» с обозначением «T°С» зарядного устройства.
Индикатор «Сеть» горит зеленым цветом в положении 14,8 В, желтым цветом в положении 16 В и красным цветом – если установлено 19 В. Если случится перегрев – загорается красным цветом индикатор перегрева. Также срабатывает защита, если зарядный ток больше 12 А.
Прибор работает в трех режимах.
1. Автоматический режим – реализован практически во всех последних бюджетных моделях. Для заряда АКБ в автоматическом режиме переключатель режимов устанавливается в положение 14,8 В.
Подключаем выходные зажимы к аккумулятору (красный провод «+», черный – «-«). Загорается индикатор «Сеть», что сигнализирует о том, что АКБ подключен.
Далее подключаем устройство в сеть и устанавливаем необходимую величину зарядного тока для данного аккумулятора. Обычно это 10% от ёмкости аккумуляторной батареи. Для обычной батареи с емкостью 55 А/ч зарядный ток 5 ампер. Такая величина будет поддерживаться до того момента, пока напряжение на аккумуляторе не достигнет величины 14,8В.
Как только напряжение достигнет 14,8 В – ЗУ переходит в режим стабилизации напряжения. Это означает, что аккумулятор уже заряжен примерно на 80%. В режиме стабилизации напряжения происходит дальнейший заряд АКБ, при этом на амперметре наблюдается медленное падение величины зарядного тока.
При достижении полной зарядки батареи устройство переходит в буферный режим, т.е. ток заряда становится менее 1А. Производитель считает, что в этом режиме происходит десульфатация АКБ.
2. Средний режим (положение переключателя режимов – в среднем положении). Предназначен для заряда аккумуляторов типа Varta, так как такие батареи имеют пластины, легированные кальцием или серебром, и для заряда требуют повышенного напряжения. Процесс заряда идентичен предыдущему, за исключением напряжения.
3. Ручной режим заряда. Он осуществляется при положении тумблера – 19 В. Аккумулятор будет заряжаться в режиме стабилизации тока до тех пор, пока плотность электролита не достигнет требуемой величины и остается стабильной (перестает расти) и напряжение течении 1-2 часов также стабильно. Данный режим, в основном, применяется для зарядки обслуживаемых батарей, в которых можно измерять плотность электролита.
Подробно о процессе заряда батарей можно прочитать в инструкции.
На момент написания статьи (март 2018г.) цена на данное ЗУ ~1900-2000 руб.
УСТРОЙСТВО ИЗДЕЛИЯ
Конструктивно автоматическое зарядное устройство выполнено в пластмассовом корпусе, имеющем жалюзи для вентиляции.
На передней панели НПП Орион-265, НПП Орион-325, расположены:
1 — Шкала амперметра
2 — Светодиод включения
3 — Индикация перегрева, светодиод с обозначением — Т С
является индикатором срабатывания защиты от перегрева
4 — Регулятор силы зарядного тока.
На передней панели НПП Орион-260 расположены:
1 — Светодиодная шкала амперметра, начало загорания
светодиода соответствует значению тока указанному на шкале
2 — Светодиод включения
3 — Индикация перегрева, светодиод с обозначением — 3/Т
одновременно является индикатором срабатывания защиты
от перегрева
4 — Регулятор силы зарядного тока.
Сетевой шнур и выходные провода с зажимами уложены
в задний отсек корпуса.
Электронная схема зарядного устройства представляет
собой двухтактный высоковольтный высокочастотный
преобразователь с широтно-импульсной модуляцией, со
схемой управления, содержащей две цепи обратной связи по
выходному току и напряжению.
Такое построение силовой части обеспечивает высокий КПД
в широком диапазоне питающих напряжений, практически
идеальные выходные характеристики генератора тока и
генератора напряжения, надёжную гальваническую развязку,
а также высокие удельные массогабаритные и мощностные
характеристики.
Для индикации протекающего зарядного тока используется
амперметр. Для защиты силовой части от перегрева
применены микровентилятор (в модели НПП Орион-325) и
схема ограничения выходного тока. Эта схема автоматически
уменьшает выходной ток при повышении температуры внутри
корпуса выше нормы. При этом ручная регулировка силы
тока не позволяет выставить ток, больший, чем задаёт
схема ограничения. При восстановлении нормального
температурного режима диапазон ручной регулировки
восстанавливается.
….
Разновидности ЗУ
Выбирая для себя зарядное устройство, стоит обратить внимание на то, какие именно задачи вы будете ставить перед оборудованием. Компания Орион предлагает 2 основные категории:
Компания Орион предлагает 2 основные категории:
- ЗУ. Это зарядные устройства. Предназначены только для того, чтобы заряжать снятые с автомобиля аккумуляторные батареи. На этом функционал ограничен. Но большую часть потребителей это вполне устраивает.
- ПЗУ. Это уже пуско-зарядные устройства. Помимо заряда АКБ, они также помогают в обеспечении пуска двигателя собственными усилиями без участия аккумулятора. Актуально, если нужно завести мотор, а батарея полностью разрядилась, либо окончательно вышла из строя.
ПЗУ обычно обладают несколькими режимами работы. Это стандартная зарядка, быстрый заряд батареи и непосредственно запуск силовой установки автомобиля.
Есть несколько причин выбрать именно зарядные и пуско-зарядные девайсы производства Орион:
- Компания предлагает серию современных автоматических ЗУ и ПЗУ, которые не требуют от пользователя постоянного контроля процесса заряда, выходных параметров тока и напряжения. Порой достаточно соединить АКБ и ЗУ проводами из комплекта, нажать кнопку и процесс пойдёт фактически в автоматическом режиме.
- Конструкция продуманная и усовершенствованная. За счёт применения импульсных высокочастотных преобразователей энергии суммарную массу устройства удалось заметно снизить. Это уже не те массивные чемоданы весом в несколько десятков килограмм, какими ЗУ были раньше.
- В ЗУ используются встроенные вентиляторы. Это обеспечивает дополнительную принудительную вентиляцию, защищает от перегрева, продлевает срок службы.
- ЗУ обладают обширными настройками по выходным параметрам. За счёт этого с помощью Орион можно заряжать различные аккумуляторные батареи, вне зависимости от их ёмкости, пускового тока и пр.
Это действительно качественные аппараты, облегчающие задачи водителю по обслуживанию севших аккумуляторных батарей.
Единственное, что предстоит автомобилисту, это научиться правильно обращаться с ЗУ Орион.
Разбор и проверка прибора
Как и у любой техники, в работе зарядного устройства могут произойти сбои. Вдруг обнаружилось, что оно перестало выполнять свои функции по зарядке. Причин, которые привели к неисправности, может быть множество. Например: неправильная эксплуатация, небрежное хранение, старение деталей и проводов. Учитывая сложность прибора, ремонтировать его без соответствующей квалификации доступно только поверхностно. Проверку делают по направлению от источника питания к аккумуляторной батарее.
Проверка и ремонт производятся только на отключённом от сети оборудовании. При помощи отвёртки и ключей необходимо разобрать корпус и осмотреть детали зарядного прибора. Вполне вероятно, что обнаружатся явные признаки перегорания проводов, диодов, понижающего трансформатора. Перегорание обмоток последнего сопровождается, как правило, выделением резкого запаха гари и копоти. Возможно, при осмотре обнаружится распайка или обрыв проводов. Если визуально ничего обнаружить не удалось, нужно приступить к более детальной проверке.
Разновидности ЗУ
Приборы, используемые для восстановления ёмкости автомобильных аккумуляторов, могут различаться по вольтажу (различают 6-, 12- и 24-вольтовые устройства), ёмкости, диапазону выходных токов/напряжений. Но вне зависимости от этих характеристик все ЗУ по способу преобразования переменного электричества в постоянное подразделяются на следующие категории:
- Трансформаторные. Для таких подзарядок характерно наличие в конструкции понижающего трансформатора и выпрямителя. Принцип действия такого прибора заключается в понижении напряжения бытовой сети до вольтажа, характерного для бортовых сетей транспортных средств, с последующим преобразованием тока из переменного в постоянный. Такие зарядные устройства обладают функцией зарядки с использованием режима постоянного напряжения.
- Импульсные. Принцип действия этой категории ЗУ основан на использовании инвертора (технический термин, которым обозначают высокочастотные трансформаторы), дополненного выпрямителем и стабилизатором. В этой троице инвертор отвечает за увеличение частоты тока. Выпрямитель занимается преобразованием переменного напряжения в постоянное, задача стабилизатора – контроль выходных параметров в заданном диапазоне. Импульсные зарядные устройства гораздо функциональнее трансформаторных и способны обеспечивать зарядку АКБ во всех возможных режимах – по постоянному току, напряжению или комбинированным методом. Импульсные ЗУ намного легче и компактнее трансформаторных аналогов.
Поскольку зарядка батареи с использованием режима с постоянным током позволяет восстановить ёмкость практически до номинального значения, альтернативный метод с постоянным напряжением является более безопасным, поскольку здесь отсутствует риск перезаряда и закипания электролита. Поэтому лучше всего использовать ЗУ, в функционал которого входит комбинированный режим зарядки.
Сильные и слабые стороны
Есть несколько причин, из-за которых отечественные автомобилисты предпочитают заряжать аккумулятор именно зарядным устройством производства Орион.
Начнём с положительных качеств. Они здесь такие:
Что же касается недостатков, то тут всё относительно. Много минусов можно найти у старых моделей, поскольку на фоне новых версий ЗУ они значительно потеряли в плане функциональности и возможностей. Но это очередной повод взять именно современное автоматическое ЗУ.
Самым значимым минусом считается широкое распространение подделок на российском рынке. Из-за этого страдают не только автомобилисты, но и сама компания Орион.
Модельный ряд
Если вы планируете обзавестись зарядным устройством производства Орион, чтобы иметь возможность в любой момент зарядить свой аккумулятор от автомобиля, следует грамотно подойти к вопросу выбора.
А для этого не лишним будет изучить предлагаемый ассортимент компании Орион.
Начнём с категории зарядных устройств. Их производитель делит на просто зарядные и зарядно-предпусковые. Не путать с ПЗУ.
Среди ЗПУ от компании Орион в настоящее время предлагается широкая линейка моделей, которые носят название Вымпел. А именно:
- ЗПУ Вымпел 56. Имеет номинальное напряжение 12 В с максимальным зарядным током 20 А. Регулировка тока и напряжения дискретная. Индикатор заряда представлен в виде светодиодного дисплея.
- Вымпел 57. Те же 20 А, но 6 В и 12 В номинального напряжения. Регулировка двух параметров плавная.
- Вымпел 55. Регулировка дискретная. Напряжение 3,7, 4, 6 и 12 В при максимальном зарядном токе 15 А. Индикатор выполнен в виде матричного ЖК-дисплея.
- Вымпел 50. Напряжение 6 и 12 В, ток заряда 15 А, регулировка дискретная, индикатор на базе светодиодного дисплея.
- Модель Вымпел 47. 12 и 24 В, 20 А. Регулировка для тока плавная, и для напряжения переключатель. Предусмотрен сегментный ЖК-экран.
- Вымпел 40. Аналог модели 47 по характеристикам, но индикатор выполнен в виде стрелочного амперметра.
- Вымпел 37, 32 и 30. Все имеют напряжение 12 В, зарядный ток 20 А, плавную регулировку тока и переключатель напряжения. Отличаются напряжением заряда и индикатором заряда. Это сегментный ЖК-экран либо стрелочные амперметры (модели 32 и 30).
Отдельно выделяют зарядные устройства.
Здесь также достаточно обширная линейка. Основные и наиболее популярные модели такие:
- Вымпел 41. На 24 В, с зарядным током 25 А, без регулировки тока и с регулировкой напряжения переключателей. В роли индикатора светодиод.
- Вымпел 27. 12 В, 7 А, плавная регулировка по току и переключатель по напряжению. Имеется сегментный дисплей.
- Модель 20. На 6 и 12 В, 7 А. Переключатели, как и у 27. Но индикатор в виде стрелочного амперметра.
- Модель 18. Предельно простая, без регулировки, со стрелочным вольтметром, на 12 В и 7 А.
- Вымпел 15.
- модель 10.
- 09.
- 07.
- 05.
- 03.
Ещё есть серия из Вымпел 325, 410, 150, 100 и прочие модели. Считаются достаточно устаревшими, поскольку регулировка у них отсутствует, в роли индикатора обычный светодиод. Но производство продолжается до сих пор.
Среди пуско-зарядных устройств стоит выделить такие:
- Орион PW700. Единственный прибор не из серии Вымпел. Работает в автоматическом режиме с батареями 12В и ёмкостью от 45 Ач. Индикатор в виде светодиода.
- Вымпел 95. Новинка производителя с плавной регулировкой по току и дискретной по напряжению. Зарядный ток до 75 А, пусковой ток до 600 А. Подходит для АКБ на 12 и 24В. Данные о работе выводятся на светодиодный экран.
- Модель 90. 12 В, зарядный ток 7 и 25 А, регулировки напряжения нет, а по току дискретный тип. Индикатор в виде стрелочного вольтметра.
- Регулировок нет, для АКБ на 12 В, с зарядным током 10 А и пусковым током до 110 А.
- Эта модель на 12 В, с током заряда 10 А и пусковым 80 А. Регулировок нет.
Также стоит выделить модели Вымпел 66, 64, 62 и 60. Неплохие, недорогие, пользуются спросом, хотя и в плане регулировок и индикатора не могут ничего предложить больше стрелочных вольтметров.
Преимущества и недостатки
Если вам нужно периодически заряжать аккумулятор, пользуясь зарядным устройством, выбор в пользу продукции Орион будет вполне логичным и правильным.
Здесь можно выделить несколько главных достоинств:
- зарядка осуществляется в автоматическом режиме;
- вмешательство пользователя при работе ЗУ не требуется;
- у многих моделей предусмотрена регулировка тока и напряжения;
- ряд ЗУ можно применять в качестве блоков питания;
- способны восстанавливать засульфатированные АКБ;
- цена вполне приемлемая;
- нет проблем с покупкой в России, вне зависимости от города проживания.
Но не обошлось здесь без недостатков. Если говорить про устаревшие модели, то минусы здесь условные. В сравнении с новинками, они менее эффективные. Зато и цена ниже.
Действительно значимым минусом справедливо будет назвать наличие большого числа подделок на российском рынке. Из-за этого встречаются негативные отзывы о продукции Орион, чаще всего обусловленные тем, что автомобилист приобрёл не оригинальное зарядное устройство, а подделку.
Переделка и ремонт ЗУ ОРИОН PW265 — DRIVE2
Как то раз сел у меня АКБ в ноль. Пришлось тащить домой и заряжать.
Мой ЗУ Орион PW265
После дня зарядки плотность так и не поднялась. Думал что сгорел ЗУ, но он работал в обычном режиме. Начал в нем ковыряться и случайно коснулся рукой плату когда ЗУ был включен. Что-то щелкнуло и он отрубился. После этого я 2 недели пытался сам его починить, За это время поменял высоковольтные полевики. Заменители:2335,13007,13009,4106 и аналогичные . И терморезистор на входеNTC 10ом . Но так как в электрике не шарю, он так и не заработал, пришлось отдать мастерам. Мастер почти сразу понял в чем беда, оказалось сгорел диодный мост, я его хоть и перепаивал, но оказывается неправильно припаял))) В итоге ЗУ заработало. Денег на ремонт ушло около 1000, мог новый взять))) Потом начал искать причину недозаряда. Выяснилось что у меня кальциевый АКБ, а для его полного заряда нужно чтоб напряжение было не меньше16 В . Этого у меня не было. Таким ЗУ как у меня говорят можно зарядить АКБ, но маловероятно и на это уйдет 3-4 дня))) Пришлось поднимать напряжение. После долгих поисков в интернете обнаружилось что на некоторых ЗУ Орион это можно сделать просто покрутив терморезистор встроенный на плате
Вот так выглядит плата с установленным терморезистром. Он отмечен кружком. Если у вас такая плата то радуйтесь. Маленькой отверткой крутите и подбираете необходимое напряжение.
А если у вас на плате нет таких резисторов там стоят обычные СМД резисторы. Их переделка чуть посложней. Примеры плат.
Кружком обозначено место установки резисторов
Ещё пример
Номиналы этих резисторов бывают разные. У меня вроде были 364 и 100 вроде, уже не помню. Смысл в том что они спаяны параллельно, поэтому их номинал высчитывается формулой 1\R1+1\R2+1\R3+1\Rx=1\Rобщ. После проб и ошибок я понял что общее сопротивление у меня равно 11 КОм. Это сопротивление у меня было что было напряжение 15 В, чтоб сделать 16 В надо было увеличить номинал на 500Ом. В итоге для 16 В получилось 11,5 КОм. Осталось только все это подключить. Кому не нужно заряжать обычные АКБ можно и так оставить. Но я сделал режим переключения от 15 В на 16 В. Поэтому взял 3ехпозиционную кнопку и припаял ее в разрыв 500 Ом. Потом взял двухпозиционную кнопку и припаял ее в разрыв предохранителя. Получилась кнопка ВКЛ-ВЫКЛ.
Кнопки переключения 15 В и 16 В и кнопка ВКЛ-ВЫКЛ
www.drive2.ru