Классификация дорожных покрытий
Содержание:
- Перевод слова дорога
- Что такое главная дорога?
- Классы
- Классификация по виду разрешённого пользования
- Классификация по виду разрешённого пользования
- Принципы классификации
- Классификация по значению
- Трассы России: коды, названия и маркеры
- Дорога и ее элементы
- Полосы для движения
- Категории автомобильных дорог
- Дороги 5 категории.
- Классификация по виду разрешённого пользования
- Автомобильные дороги.
- Морфологический разбор глагола пример
Перевод слова дорога
-
road — путь, маршрут, шоссе
- обратная дорога — way back
- тернистая дорога — thorny path
- живописная дорога — scenic route
- дальняя дорога — long journey
- широкая дорога — wide pathway
- асфальтированная дорога — asphalt road
-
driveway
бетонная дорога — concrete driveway
-
drive
железная дорога — train ride
— езда
-
roadside
помощь на дороге — roadside assistance
— обочина
- roadway — мостовая
-
avenue
главная дорога — main avenue
— проспект
- door — дверь
- passage — проход
-
Straße
дорога к успеху — Straße zum Erfolg
— путь, дорожка
-
Weg
протяжение всей дороги — die ganze Route
— путь
-
Landstraße
дорога в направлении — Landstraße in Richtung
— шоссе
-
Bahn
станция железной дороги — Bahn Station
— вокзал
- Reise — путь
- Fahrstraße — шоссе
- Wohnstraße
- Anfahrt — путь
- Piste — путь
- Hinweg — путь
- Passage — проезд
-
route — путь, трасса
- грунтовая дорога — route de terre
- железные дороги — chemins de fer
- дорога занимает — trajet dure
- chère — еда
-
routier
разметка дорог — marquage routier
— шоссе
- voie ferrée — железная дорога
- chaussée — шоссе, коттедж
- allée — дорожка
- voie privée
- goudron — асфальт
- ruban — улица
Что такое главная дорога?
- обязательно должно быть пересечение дорог и перекресток;
- дорога обладает специальными знаками, дающими приоритет автомобилистам;
- выезд с парковки и других участков рассматривается как главная дорога.
Когда не установлены соответствующие знаки – место, где твердая дорога пересекает грунтовое покрытие – определяется как выезд на главную дорогу. Используется знак для обозначения главной дороги. Он представлен в форме ромба. Фигура обладает белым цветом, окантовка по периметру желтая или оранжевая. Некоторые страны вводят дополнительное обозначение в виде надписи. Устанавливается знак на дороге, обладающей приоритетом.
Для примыкающих дорог установлены отдельные правила. На них необходимо установить знаки. Они представлены знаками «Стоп» либо «Уступи дорогу». Установка реализуется перед выездом на главную дорогу или перед перекрестком. В некоторых ситуациях установке подлежит знак «Автомагистраль». Необходимо знать, на каком расстоянии действует знак. Он начинает свое действие от места установки и завершается его сила при достижении следующего знака. Такой знак говорит о завершении действии ранее установленных ограничений. Увидев знак, нужно помнить, что на данном участке дороги установлен приоритет.
Классы
Учитывая последний пункт, а также при в соответствии с режимом ускорения, все асфальтобетонные магистрали принято классифицировать на такие группы:
- автомагистрали;
- шоссе для ускоренного следования;
- местные тракты.
Следует принять во внимание, что при изменении маршрута следования, доступ для поворота на иной равнозначный путь не должен встречаться часто. Для каждого из классов установлен свой предел:
- для автомагистралей — через 5 км.;
- для скоростных пути — через 3 км.;
-
для местного следования параметры зависят от группы:
- IB, II, III на отрезке > 600 м.:
- IV — допустимый лимит расстояния >100 м.;
- V — не реже 50 м.
Законодательное регулирование классификации автошоссе регламентируются
сводом правил, утвержденных постановлением государственного органа в 2009
году.
Классификация по виду разрешённого пользования
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на:
- Автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
- Автомобильные дороги необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Классификация по виду разрешённого пользования
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на:
- Автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
- Автомобильные дороги необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Принципы классификации
В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:
- автомагистраль;
- скоростное шоссе;
- обычная дорога.
Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:
- районные;
- областные;
- территориальные;
- региональные;
- национальные;
- международного сообщения;
Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.
Классификация по значению
Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на следующие виды.
- Автомобильные дороги федерального значения
Находятся в собственности Российской Федерации и финансируются за счёт средств федерального бюджета.
К автодорогам общего пользования федерального значения относятся автодороги:
- соединяющие Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами субъектов Российской Федерации;
- включённые в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.
К автодорогам общего пользования федерального значения могут относиться автодороги:
- соединяющие между собой административные центры субъектов РФ;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автодороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;
- являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов РФ, не имеющие автодорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта РФ с Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.
- Автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения
Находятся в собственности субъектов Российской Федерации и финансируемые из их бюджетов. Критерии отнесения автодорог общего пользования к автодорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автодороги общего пользования федерального значения и их участки.
- Дороги местного значения
Находятся в собственности муниципальных образований и финансируемые из их бюджетов (автомобильные дороги поселений, муниципальных районов или городских округов).
- Частные автомобильные дороги
Находятся в частной собственности и финансируемые частным собственником. К частным автодорогам общего пользования относятся частные автодороги, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автодороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Трассы России: коды, названия и маркеры
Помимо вышеперечисленных трасс, существуют автомагистрали федерального и регионального значения. Их финансирование совершается за счет государственного бюджета или бюджета субъекта федерации соответственно. Кроме них есть также межмуниципальные, дороги местного значения и частные.
Возможно, вы замечали, что дороги имеют свою особую пометку на карте. Идентификационные номера всегда идут с какой-то из букв российского алфавита. Разберемся в этом подробнее.
М – маркер для автомагистралей федерального значения, исходящих из Москвы и ведущих к другим субъектам страны. Во времена Совесткого Союза некоторые из этих трасс вели в столицы других республик. Самые известные федеральные трассы России – М4 «Дон» (Москва — Воронеж — Ростов-на-Дону — Краснодар — Новороссийск), М1 «Беларусь» (Москва — Вязьма — Смоленск — граница с Белоруссией), М7 «Волга» (Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Уфа/Пермь) и другие.
Р – маркер для дорог между административными центрами (Р176 «Вятка», Р254 «Иртыш», Р6 «Сарапульский тракт»).
А – региональные или федеральные дороги, которые, как правило, ведут от административных центров к крупным транспортным развязкам, аэропортам, вокзалам или границам с другими странами (А181 «Скандинавия», А155 «Военно-Сухумская дорога», А105).
К – дороги регионального масштаба.
Н – межмуниципальные дороги, как правило, короткие.
Дорога и ее элементы
Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (мост, путепровод, эстакада)… Обратите внимание, дорога не предназначена для пешеходов, а именно для транспортных средств, т.е. на дороге в обязательном порядке должно быть выделено место, где транспортные средства могут двигаться
Таким местом, а вернее – элементом дороги, является проезжая часть. Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств. В бытовом разговоре часто подменяют понятия дорога и проезжая часть, вспомните сколько раз вы говорили, что перешли дорогу, на самом деле вы переходили проезжую часть, оставаясь на той же самой дороге.
Рис. 1 Элементы дороги А — границы дороги; Б — проезжая часть; В — тротуар или обочина Основную часть дороги составляет проезжая часть, а по бокам располагаются тротуары (если это городская дорога и в них есть необходимость) или обочины. Ширина дороги и как следствие ширина проезжей части выбираются в зависимости от предполагаемой интенсивности движения по ней. Не бывает дорог без проезжей части, а вот дороги без тротуара или без обочины – вполне, иногда на дороге присутствуют и тротуар, и обочина.В свою очередь тротуары не обязательный элемент дороги и они могут отсутствовать. |
Всегда, если не установлено знаками или разметкой, проезжая часть (проезжие части) используется для движения в обоих направлениях, другими словами является двухсторонними (рис.2).
Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Таким образом, где нет или мало пешеходов тротуар просто не нужен, его место занимает обочина. Обочина – элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, используемый для движения, остановки и стоянки. В это определение закралась одна неточность – обочина используется для движения только пешеходами, двигаться по обочине транспортным средствам нельзя.
Бывает необходимость на одной дороге выделить не одну, а несколько проезжих частей, отделяются проезжие части с помощью разделительной полосы. Разделительная полоса – элемент дороги, выделенный конструктивно или с помощью разметки, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения и остановки, безрельсовых транспортных средств и пешеходов.
Рис. 2 Две двусторонние проезжие части Наличие разделительной полосы на дороге не влияет на организацию направлений движения по каждой из проезжих частей. На данном рисунке изображена дорога с двумя проезжими частями (I и II), каждая из которых может использоваться для движения в обоих направлениях. |
Рис. 3 Две односторонние проезжие части В отличие от предыдущего случая, на этой дороге каждая из проезжийх частей (I и II) используется для движения только в одном направлении. Связано это с наличием в разрывах разделительной полосы знака 4.2.1 «Объезд препятствия справа» |
Примерами дорог с разделительной полосой у нас в городе могут послужить улицы Терешковой и Чкалова (рис. 3). Для чего же делают разделительную полосу? На дорогах с высокой интенсивностью и на автомагистралях есть необходимость отделить друг от друга встречные потоки, тогда по каждой из проезжих частей организуют движение только в одном направлении. На разделительной полосе могут размещать трамвайные пути.
Использование разделительной полосы для отделения встречных потоков частое, но не единственная цель ее использования. Примером может послужить проспект Дзержинского (рис 4).
Рис. 4 Дорога с тремя проезжими частями В качестве примера приведена дорога (пр. Дзержинского), на которой три проезжие части. Две из них (II и III) односторонние, установлены знаки 5.5 «Дорога с односторонним движением», а одна (I) двусторонняя. |
Полосы для движения
Движение в пределах проезжей части вне зависимости от ее ширины упорядочено, и порядок этот называется рядностью. Т.е. транспортные средства двигаются рядами в соответствии с полосами для движения. Полоса движения – любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд
Обратите внимание, точная ширина полосы в правилах не оговорена, но она должна быть достаточна для движения среднестатистического автомобиля (по всей видимости легкового), т.е. если принять ширину автомобиля за два метра, то ширина полосы должна быть примерно три метра
Возникает вопрос, откуда появился лишний метр. Все очень просто – автомобили не могут двигаться вплотную, между ними должно оставаться расстояние, называемое интервалом. При этом интервал должен быть безопасным, зависит безопасность интервала от скорости движения.
Рис. 5 Дорожные знаки, по которым можно определить количество полос. 5.15.1 — «Направления движения по полосам» 5.15.2 — «Направления движения по полосе» 5.15.7 — «Направление движения по полосам» 5.15.8 — Число полос» |
Настало время научиться определять количество полос для движения на проезжей части. Делается это очень просто, более того тремя возможными способами: самый простой – по разметке, достаточно пересчитать обозначенные полосы. Однако разметка не всегда присутствует, например, зимой она полностью стирается, это не должно поставить вас в тупик, существуют несколько знаков, по которым также можно определить количество полос, это знаки 5.15.1 «Направления движения по полосам», 5.15.2 «Направления движения по полосе», 5.15.7 «Направление движения по полосам» и 5.15.8 «Число полос» (рис. 4). В случае если отсутствуют и разметка и знаки количество полос определяют визуально, т.е. подсчитывают, сколько легковых автомобилей поместится на проезжей части с учетом интервала между ними (рис. 5).
На занятиях практически в каждой группе приходится слышать, что количество полос зависит от разметки. Нет и еще раз нет, разметку наносят в соответствии с количеством полос, а не наоборот. Подумайте, если я разрисую всю проезжую часть шириной в 3 метра полосками с расстоянием между ними в десять сантиметров, неужели получится 30 полос для движения?
Рис. 6 Количество полос для движения На приведенном рисунке на обеих дорогах по четыре полосы для движения. В первом случае они обозначены разметкой (А), во втором не обозначены (Б). Однако, наличие или отсутствие разметки не сказывается на общем количестве полос – количество полос зависит только от ширины проезжей части, а наносят разметку и устанавливают знаки в соответствии с количеством полос, но не наоборот. |
Стоит заметить, что не все так просто с определением количества полос, если оказывается, что их общее количество нечетное, а разметка отсутствует… Этот вопрос выходит за рамки нашего сегодняшнего занятия и будет обсуждаться позже, в главе «Расположение транспортных средств на проезжей части». Там же мы поговорим о таких особенных полосах как «Полоса для маршрутных транспортных средств» и о полосах с реверсивным движением.
В разрезе этой темы осталось выяснить — являются ли трамвайные пути полосой для движения. Для начала разрешим вопрос о ширине трамвайных путей: не путайте рельсы и трамвайные пути не одно и тоже, также как и колея автомобиля и его габариты. Если ширина полосы для движения определяется шириной автомобиля, то ширина трамвайных путей соответственно шириной трамвая. Таким образом получается, что автомобиль легко помещается на трамвайных путях, но несмотря на это трамвайные пути не являются полосой для движения, более того они не являются и проезжей частью, вспомните, по определению проезжая часть используется для движения безрельсовых транспортных средств. Несмотря на это, в некоторых случаях трамвайные пути могут использоваться и вами — водителями автомобилей. Об использовании трамвайных путей вы можете узанать в главе «Расположение транспортных средств на проезжей части».
Категории автомобильных дорог
Категория автомобильной дороги — характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги. Автомобильные дороги по транспортно-эксплуатационным качествам и потребительским свойствам разделяют на категории в зависимости от:
- количества и ширины полос движения;
- наличия центральной разделительной полосы;
- типа пересечений с автомобильными, железными дорогами, трамвайными путями, велосипедными и пешеходными дорожками;
- условий доступа на автомобильную дорогу с примыканиями в одном уровне.
Основные технические характеристики классификационных признаков автомобильных дорог приведены в следующей таблице.
Класс автомобильной дороги | Категория автомобильной дороги | Общее количество полос | Ширина полосы движения, м | Центральная разделительная полоса | Пересечения с автомобильными дорогами, велосипедными и пешеходными дорожками | Пересечения с железными дорогами и трамвайными путями | Доступ на дорогу с примыканиями в одном уровне |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Автомагистраль | IA | 4 и более | 3,75 | Обязательна | В разных уровнях | В разных уровнях | Не допускается |
Скоростная дорога | IБ | 4 и более | 3,75 | Допускается без пересечения прямого направления | |||
Дорога обычного типа (нескоростная дорога) | IВ | 4 и более | 3,75 | Допускаются пересечения в одном уровне со светофорным регулированием | |||
II | 4 | 3,5 | Допускается отсутствие | Допускается | |||
2 или 3 | 3,75 | Не требуется | Допускаются пересечения в одном уровне | ||||
III | 2 | 3,5 | |||||
IV | 2 | 3,0 | Допускаются пересечения в одном уровне | ||||
V | 1 | 4,5 и более |
- Более шести полос допускается только на существующих автомобильных дорогах.
- На дороге категории II требование к наличию разделительной полосы определяется проектом организации дорожного движения.
- Три полосы движения только для существующих автомобильных дорог.
- Пересечение 4-полосной дороги категории II с аналогичной осуществляется в разных уровнях. Другие варианты пересечения дорог категории II с дорогами категорий II и III могут осуществляться как в разных уровнях, так и в одном (при условии светофорного регулирования, «отнесённых» левых поворотов или пересечения кольцевого типа).
Дороги 5 категории.
1. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2009 года № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» дороги 5 категории характеризуются следующими показателями:
1.1. Одной полосой движения.1.2. Шириной полосы движения в 3,5 – 4,5 метров. 1.3. Шириной обочины в 1,0 – 1,75 метра.1.4. Отсутствием разделительной полосы.2. Местонахождение дорог 5 категории.Дороги 5 категории расположены:— на территории муниципальных районов (статья муниципальные дороги);— на территории сельских поселений;— на территории городских поселений на базе поселков городского типа;— на территории городов (в виде проездов – с одной полосой движения). 3. Дорожные одежды для дорог 5 категории в соответствии со сводом правил СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85).
3.1. Тип – облегченные: из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими (для дорог IV, V категорий).
3.2. Тип – переходные (IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории):
— щебеночные и гравийные;
— из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
3.3. Тип – низшие (V категория): грунты, армированные геосинтетическими материалами или улучшенными добавками.
Справка. Геосинтетические материалы для дорожного строительства – это строительный материал на основе полимеров (полиэтилен, полиамид, полипропилен).
4. Толщина дорожной одежды для дорог 5 категории.
На основании пункта 8.33 вышеуказанного свода правил (СП 34.13330.2012) толщины конструктивных слоев в уплотненном состоянии должны составлять:
4.1. Не обработанные вяжущим щебеночные и гравийные материалы на песчаном основании – 15 см,
на прочном основании (каменном или из укрепленного грунта) – 8 см.
4.2. Каменные материалы и грунты, обработанные органическими или неорганическими вяжущими – 10 см.
5. Водоотводные устройства.
5.1. Для предохранения земляного полотна дорог 5 категории от переувлажнения предусматривают системы поверхностного водоотвода (планировку территории, устройство канав, лотков, быстротоков, испарительных бассейнов, поглощающих колодцев и т.д.). Дно канав должно иметь продольный уклон не менее 5%.
6. Нормативные нагрузки.
6.1. Расчетная скорость движения автомобилей – не более 60 км/ч (на пересеченной местности – не более 40 км/ч, в горной местности – не более 30 км/ч).
6.2. Нагрузку на одиночную, наиболее нагруженную ось двухосного автомобиля, для расчета прочности дорожной одежды следует принимать для дорог V категории значением 60 кН (6 тс).
7. Обозначение дорог.
7.1. Класс и категория дороги указываются в:
а) перечне автомобильных дорог конкретного муниципального района (в реестрах муниципального имущества);
б) перечне (реестре имущества) автомобильных дорог сельского (городского) поселения.
7.2. В данных перечнях кроме класса и категории применяются следующие обозначения: ОП – автомобильные дороги общего пользования, МР – автомобильные дороги местного значения являющихся собственностью муниципального района, МП – дороги поселения.
8. Содержание дорог 5 категории.
8.1. Дороги муниципального района содержат администрация района. В содержание дорог входит обустройство дорог для местных пассажирских перевозок, ремонт дорог, устройство водоотведения, планировка дорог автогрейдерами, расчистка дорог от снега.
8.2. Содержание дорог осуществляется за счет бюджетов местных органов власти в зависимости от принадлежности.
9. Безопасность дорожного движения и правила дорожного движения на дорогах 5 категории.
9.1. Содержание дорог 5 категории администрациями муниципальных районов и сельских (городских) поселений должны отвечать требованиям для обеспечения безопасности дорожного движения на этих дорогах (закон о безопасности дорожного движения).
9.2. На дорогах 5 категории действуют правила дорожного движения также, как и на дорогах других категорий (применительно к обустройству таких дорог).
10. Закон об ОСАГО действует при эксплуатации транспортных средств, связанных с их движением в пределах дорог (дорожном движении), в том числе и на дорогах 5 категории.
Классификация по виду разрешённого пользования
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешённого использования подразделяются на:
- Автомобильные дороги общего пользования — автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
- Автомобильные дороги необщего пользования — автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций, физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд.
Автомобильные дороги.
Автомобильная дорога для транспорта прямого сообщения по непрерывному маршруту называется автомагистралью. Кольцевая автодорога ведет транспорт вокруг городской зоны. Объездная автодорога дает возможность транспорту полностью либо частично объезжать городскую или промышленную зону. Скоростные автомагистрали, или автострады, имеют раздельные проезжие части одностороннего движения. В важнейших пересечениях на них предусматриваются транспортные развязки в разных уровнях. Доступ на скоростную автомагистраль частично или полностью контролируется. Парковая дорога – это шоссейная дорога для некоммерческого транспорта (обычно в парке или узкой зеленой зоне) с полным или частичным контролем доступа. Радиальная автодорога обслуживает городской центр. На сквозной автостраде транзитный транспорт имеет преимущественное право проезда, даже в местах въезда. За проезд автотранспорта по платным дорогам, мостам и тоннелям взимается установленная плата.
В США важнейшие автомагистрали соединены в федеральную систему автомобильных дорог. Она состоит из автострад без развязок в одном уровне, с частичным или полным контролем доступа, и связывает все крупнейшие городские зоны страны. В начале 1990-х годов ее полная протяженность составляла 73 000 км (длина земного экватора составляет ок. 40 000 км). Такие же системы автомагистралей имеются во многих других странах («автобаны» в Германии, «аутострада дель Соле» в Италии).
Морфологический разбор глагола пример
Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:
Вороне как-то Бог послал кусочек сыру. (басня, И. Крылов)
Послал (что сделал?) — часть речи глагол;
- начальная форма — послать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:
Какая тишина, прислушайтесь.
Прислушайтесь (что сделайте?) — глагол;
- начальная форма — прислушаться;
- морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:
— Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.
— Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)
Предостеречь (что сделать?) — глагол;
- начальная форма — предостеречь;
- морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология части речи: инфинитив;
- синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.
Пусть знает (что делает?) — часть речи глагол;
- начальная форма — знать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Нарушать (что делать?) — слово глагол;
- начальная форма — нарушать;
- постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
- синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.
Подождите (что сделайте?) — часть речи глагол;
- начальная форма — подождать;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
- начальная форма — войти;
- постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
- непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
- синтаксическая роль в предложении: сказуемое.
Источник статьи: http://how-to-all.com/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%84%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F:%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0