Блок предохранителей и реле ваз 2107
Содержание:
- Проверка и замена реле
- Не функционирует омыватель ветрового стекла
- Расположение и схема БП
- Процесс установки
- Почему не работают дворники на ВАЗ-2105, и как найти неисправность
- В том случае, если проблема кроется не в предохранителе:
- Если напряжение присутствует, но дворники все равно не работают:
- Чтобы произвести демонтаж электродвигателя, необходимо:
- В том случае, если на разъеме отсутствует питание:
- Как снять переключатель и установить новый, если дворники на ВАЗ 2105 не работают:
- Как быть, если дворники не шевелятся при работающем электродвигателе?
- Как поменять трапецию привода дворников:
- Где находится реле дворников на ВАЗ 2107?
- Что делать, если замена предохранителя не помогла
- Монтажный блок предохранителей на ВАЗ 2107
- Из чего состоит реле стеклоочистителей
- Доработка реле стеклоочистителя
- Не работают дворники на ВАЗ
- Функции реле стеклоочистителя
- Если дворники перестали включаться
Проверка и замена реле
Очень важную роль в исправности работы системы играют реле, которые выполняют периодически операции по включению или выключению необходимых функций в автомобиле.
Электромагнитное реле состоит из катушки, на которую подаётся питание по цепи и замыкающих контактов.
Для выполнения проверки его работоспособности, следует выполнить ряд последовательных операций:
- Отключается от АКБ провод массы в автомобиле.
- Реле легко вытаскивается руками.
- Проводится визуальный осмотр контактов, очищаются от окислений, проверяется надёжность штыревых креплений.
- Проверка работоспособности выполняется с помощью подачи питания 12В на обмотку с помощью двух отрезков проводов.
- При поступлении питания должна сработать катушка и замкнуться контакты, которые можно проверить с помощью мультиметра в режиме позвонки или измерения сопротивления.
- В случае не работоспособности, следует заменить реле на новое.
Не функционирует омыватель ветрового стекла
Поскольку за чистоту лобового стекла отвечает не только очиститель, но и омыватель, стоит рассмотреть неисправности и этого устройства. Конструкция механизма состоит из таких элементов:
- насос омывателя;
- бачок для жидкости;
- форсунки (жиклёры);
- вспомогательные детали (проводка, трубки).
Бачок омывателя располагается в подкапотном пространстве и удерживается на специальном кронштейне. В него заливается вода или специальная жидкость для очистки стекла. В бачке также установлен насос, посредством которого жидкость подаётся по трубкам к форсункам, распыляющим её по поверхности стекла.
Бачок омывателя располагается под капотом, а внутри ёмкости установлен насос
Несмотря на простую конструкцию, омыватель также иногда выходит из строя и причин этому может быть несколько:
- поломка насоса;
- перегорание предохранителя;
- перегибание трубок;
- поломка подрулевого переключателя;
- плохой контакт по цепи питания.
Проверка насоса
Насос омывателя на «Жигулях» часто не работает по причине плохого контакта на самом электродвигателе либо износа пластиковых элементов устройства. Проверить исправность электромотора довольно просто. Для этого открываем капот и тянем рычажок омывателя на подрулевом переключателе. Если механизм никаких звуков не издаёт, то причину следует искать по цепи питания или в самом насосе. Если же моторчик жужжит, а жидкость не подаётся, то, вероятнее всего, со штуцера внутри бачка спала трубка либо перегнулись трубки, подающие жидкость к форсункам.
Убедиться в работоспособности насоса или отсутствии таковой также поможет мультиметр. Щупами прибора касаемся контактов омывателя во время включения последнего. Наличие напряжения и отсутствие «признаков жизни» моторчика укажет на его неисправность. Иногда бывает и такое, что устройство работает и качает, но из-за засора распылителей, на стекло жидкость не подаётся. В этом случае требуется прочистка форсунок иголкой. Если прочистка не дала результата, деталь меняют на новую.
Распылители омывателя меняют по причине засора, который не удаётся удалить
Если же из строя вышел предохранитель или проблема кроется в подрулевом переключателе, то замена этих деталей проводится таким же образом, как было описано выше.
Видео: неисправности омывателя лобового стекла
Со стеклоочистителями лобового стекла ВАЗ 2106 могут возникать различные неисправности. Однако многих проблем удастся избежать, если механизм периодически обслуживать. Даже если вы столкнулись с ситуацией, когда дворники перестали работать, выявить и устранить неисправность можно без посторонней помощи. В этом помогут пошаговые инструкции и минимальный набор инструментов, который есть у каждого владельца «Жигулей».
Расположение и схема БП
Расположение предохранителей ВАЗ 2107 с карбюратором или инжектором одинаково. Монтажный блок с плавкими вставками находится в моторном отсеке с правой стороны по ходу движения автомобиля. Блоки предохранителей изготавливались в двух вариантах, старого и нового образца, и их выбор также не зависит от системы питания машины.
Описание электрооборудования карбюраторного и инжекторного двигателя несколько отличается. Это связано с тем, что работой инжектора управляет бортовой компьютер.
Старого образца
Монтажные блоки старого образца включают в себя 17 предохранителей и 6 электромагнитных реле. Количество последних может быть другим, это зависит от комплектации автомобиля. Плавкие вставки установлены в один ряд, имеют цилиндрическую форму, удерживаются подпружиненными контактами. Такое соединение ненадёжное, так как прохождение больших токов через предохранитель приводит к нагреву плавких вставок и пружинных контактов. В такой ситуации происходит деформация контактных ножек, поэтому приходится периодически вынимать защитные элементы, чтобы подогнуть или почистить окислившийся контакт.
Плавкие вставки, электромагнитные реле и другие компоненты установлены на двух печатных платах, которые расположены одна над другой и соединены перемычками. Такую конструкцию назвать удачной нельзя, так как это затрудняет выполнение ремонта БП. Сложности могут быть, если понадобится разъединить платы, что под силу не всем водителям. Такая необходимость появляется, к примеру, при перегорании дорожки печатной платы. Неполадка возникает, если неправильно поменять перегоревший плавкий элемент и установить предохранитель, рассчитанный на больший ток.
Жгуты проводов подключают к БП через разъёмы. Для того чтобы не ошибиться при подключении, они имеют разные цвета. Задняя часть БП выступает в вещевой ящик, где подключают разъёмы щитка приборов, заднего жгута проводов.
Схему предохранителей ВАЗ 2107 можно посмотреть на рисунке ниже.
Схема блока предохранителей
Нижняя часть БП находится в моторном отсеке, где также имеются разноцветные разъёмы. Для изготовления корпуса БП используют пластическую массу. Его крышка прозрачная и имеет обозначение мест установки реле и предохранителей, их номинальный ток.
Нового образца
В блоке предохранителей нового образца плавкие вставки стали ножевыми, что повышает надёжность БП. Если в старой конфигурации предохранители были расположены в один ряд, то теперь они установлены в два ряда. Внутри корпуса блока нового образца теперь только одна печатная плата, извлекать и ремонтировать которую стало проще.
Блок новой конструкции
Количество плавких вставок, как и в старом блоке, 17 штук. Электромагнитных реле может быть также установлено 6, но в большинстве конструкций блоков с предохранителями используют всего 4 штуки. Вместо остальных реле, применяют перемычки.
Ниже представлено видео пользователя UidTrim о распиновке предохранителей.
Расшифровка
Рассмотрим более подробно назначение и номинал плавких вставок для блоков предохранителей ВАЗ 2107 двух конструкций. Для устройств старого образца они предохранители обозначены цифрами от 1 до 17, а для нового — символами от F1 до F17.
Отдельного защитного элемента в монтажном блоке автомобиля ВАЗ 2107, который отвечает за магнитолу, нет. Чаще всего её подключают к часам или прикуривателю.
Ниже представлена расшифровка реле в монтажном блоке ВАЗ 2107.
Инжектор
Электросхема моделей с инжектором имеет дополнительный блок плавких вставок и реле, который устанавливают в салоне машины под вещевым ящиком со стороны пассажира.
Распиновка этого блока будет такова:
- F1 обеспечивает работоспособность основного реле автомобиля, его номинальный ток равен 7,5 А.
- F2 отвечает за работу электронного блока управления двигателем, ток равен 7,5 А.
- F3 рассчитан на ток силой 15 А, обеспечивает работоспособность электродвигателя топливного насоса.
Там же установлены три электромагнитных реле:
- К1 — главное реле;
- К2 — реле, которое включает электрический топливный насос;
- К3 — реле, включающее электродвигатель вентилятора в системе охлаждения силового агрегата.
Процесс установки
Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой устанавливается своими руками просто. Для этого нужно найти блок щеток и открыть на нем крышку. Здесь ранее находилось старое реле. Идеально, если новый блок управления был доработан и может легко быть установлен в существующее посадочное место.
После этого нужно произвести настройку системы. После монтажа всех элементов системы в обратном порядке, необходимо включить режим прерывистого движения дворников. В этом случае пауза будет длиться стандартное количество времени. Далее можно задать свои настройки.
Для этого водитель должен отключить щетки. После этого он выдерживает требуемый интервал времени. Например, это будет 2 секунды. Затем водитель снова включает прерывистый режим движения щеток. В этом случае реле запомнит, с какой частотой нужно делать взмахи дворниками. Это очень удобный способ управления движением щеток.
Почему не работают дворники на ВАЗ-2105, и как найти неисправность
На ВАЗ 2105 не работают дворники? Починить их можно самостоятельно, так как это достаточно простая конструкция. Итак, по какой причине дворники на ВАЗ 2105 перестали работать? В каждом автомобиле предусмотрен монтажный блок. Он располагается, как правило, под рамой лобового стекла слева
В этом блоке, в первую очередь, стоит обратить внимание на второй предохранитель. Поменяйте предохранитель, если потребуется
В том случае, если проблема кроется не в предохранителе:
- Убедимся в исправности поступления питания на электродвигатель дворников.
- Нужно отключить разъем от электродвигателя и проверить клеммы. Возможно, они окислены. Их следует зачистить, если в этом есть необходимость.
- Далее, предстоит замерить напряжение на разъеме, предварительно включив дворники.
Если напряжение присутствует, но дворники все равно не работают:
Клемму «плюс» на аккумуляторе важно отключить.
Проверяем все провода, ведущие к электромотору дворников. Если видите какие-либо заломы или обрывы — замените их.
В отсутствие видимых повреждений, следует произвести замену двигателя стеклоочистителей.
Чтобы произвести демонтаж электродвигателя, необходимо:
- Убрать разъем, открутить гайку, которая крепит трапецию механизма дворников к редуктору электропривода.
- Разъем вынимаем, отворачиваем гайку, которая крепит дворники к электромотору.
- Тянем на себя, и разъединяем скрепление именуемое шлицевым.
- Для замены привода, отворачиваем крепящие болты и достаем его из-под рамки.
Чтобы поставить новый электрический двигатель дворников, необходимо повторить все действия в противоположном порядке.
В том случае, если на разъеме отсутствует питание:
- Подвергаем проверке рычаг переключения стеклоочистителей. Снимаем с колонки руля кожух, отвернув болты.
- Находим отверстия под переключатель.
- В тот момент, когда переключатель находится в положении “включено”, проверяем напряжение входа и выхода на клеммах. Переключатель стоит поменять, если напряжение отсутствует.
Как снять переключатель и установить новый, если дворники на ВАЗ 2105 не работают:
- От аккумулятора отключаем клемму «плюс»;
- Тянем на себя накладку и убираем клаксон;
- У руля отворачиваем гайку;
- Снимаем руль, выбивая его из шлицов;
- От колонки руля, отсоединив фиксаторы, снимаем переключатель.
- Затем, в противоположном порядке устанавливаем новый.
Как быть, если дворники не шевелятся при работающем электродвигателе?
Следует проверить, насколько надежно соединена трапеция привода и редуктор электропривода. Если есть надобность, затягиваем крепящую гайку. Внимательно осмотрите привод и поводки стеклоочистителей на наличие повреждений. Поводки необходимо поменять, если они изношены. Придется заменить трапецию привода, если она полностью изношена.
Как поменять трапецию привода дворников:
- Отвернув гайку крепления на редукторе, от него отсоединяем трапецию.
- Теперь снимаем поводки, отворачивая крепящие гайки, и потянув их на себя.
- У трапеции следует открутить гайку, которая крепит ее к кузову. Находится она под поводками.
- Снимаем элементы декора (накладки) и проталкиваем привод внутрь.
- Вынимаем трапецию, которая располагается под лобовым стеклом.
Чтобы установить свежую трапецию, нужно действовать наоборот. Если дворники на ВАЗ-2105 перестают двигаться в прерывистом режиме, следует заменить реле дворников, найти его можно под приборной панелью. Как известно, существует прерывистый режим работы дворников. Если в этом режиме они не функционируют, то:
- Нужно отключить плюсовую клемму аккумулятора.
- Слева в салоне автомобиля нужно снять декоративную панель, которая находится у ручки открывающей капот.
- Чтобы поставить новое реле, следует открутить два крепежных винта под панелью и отсоединить разъем.
- Устанавливаем новое реле.
- Собираем все обратно.
В этой статье даны лишь те инструкции, которыми вы можете пользоваться в гараже для починки или замены неработающих дворников на ВАЗ 2105. Сложные темы, требующие более детального изучения автомеханики и электрики были исключены. В связи с наличием сложных технических проблем можно заменить систему стеклоочистителей полностью.
Похожие материалы:
КАК ПРАВИЛЬНО ВЫБРАТЬ АВТОМОБИЛЬНЫЙ АККУМУЛЯТОР
Как собственноручно отремонтировать бампер ваз 2114
Преимущества фронтальных погрузчиков
Что делают со старыми аккумуляторами
Где находится реле дворников на ВАЗ 2107?
ВАЗ 2107 – один из самых распространенных в Украине автомобилей. Он славится своей простотой в ремонте и надежностью. Одной из немногих его проблем является нередко выходящее из строя реле дворников.
ВАЗ 2107 – один из самых распространенных в Украине автомобилей. Он славится своей простотой в ремонте и надежностью. Все, что нужно этой машине — уход владельца, хорошее масло в мотор и коробку передач и она будет служить верой и правдой. Одной из немногих его проблем является нередко выходящее из строя реле дворников. Это приводит к тому, что стеклоочистители не работают вовсе, либо же постепенно замедляется их цикличность. Для восстановления работоспособности устройства, реле необходимо заменить, но сделать это не так просто. В этой статье описывается месторасположение реле дворников на ВАЗ 2107, процесс замены новым.
Как работают дворники и зачем они нужны?
Основная задача стеклоочистителей – создавать хороший уровень видимости в плохую погоду, очищать от воды и грязи лобовое стекло автомобиля. Помочь им в этом может специальная автохимия и использование правильного омывателя. Работают стеклоочистители благодаря специальному моторредуктору, питание на который подается от бортовой цепи автомобиля. А за периодичность работы отвечает реле, имеющее маркировку РС-514. ВАЗ 2107 имеет два режима работы дворника – постоянный и цикличный, с паузой в четыре секунды. Эффективность дворников напрямую связана с качеством АКБ, купить хороший аккумулятор можно у нас.
Реле стеклоочистителей, как один из самых важных элементов системы, располагается под торпедой, слева. Прикручивается двумя винтами, скрывающимися под оббивкой. Подключение осуществляется при помощи специального штекера, размещенного возле ручки гидрокорректора фар. Для проверки прибора штекер необходимо отключить и вытащить.
Принципиальное устройство
Знать где стоит реле стеклоочистителя на ВАЗ 2107 в инжекторной и карбюраторной версиях недостаточно. Для выполнения ремонта следует изучить и принцип работы. Выглядит этот прибор как черная коробочка, внутри которой есть микросхема и электронные компоненты, отвечающие за правильную работу дворников. Состоит микросхема из следующих элементов:
- электромагнитная катушка;
- резистор и конденсатор;
- микроконтроллер ХП37.
Подключение осуществляется при помощи четырех проводов, посредством которых и происходит управление моторредуктором стеклоочистителя.
Как заменить реле дворников
Для начала необходимо отметить, что в карбюраторной и в инжекторной версиях автомобиля реле абсолютно идентично. Далее, нужно проверить работоспособность этого устройства. Самый простой способ – взять заведомо рабочий прибор с другой машины и подключить. Если стеклоочистители заработают, то проблема здесь. В теории, при наличии определенных знаний, его можно попытаться восстановить, определив вышедший из строя элемент и заменив. Но если починить автомобиль нужно срочно, то проще всего заменить устройство новым. Сделать это весьма просто:
- Снять минусовую клемму с аккумулятора, обесточив всю бортовую сеть автомобиля.
- Открутить 2 винта.
- Вынут штекер, одеть на новое устройство и прикрутить на место.
Как работает реле дворников
В работе стеклоочистителя участвует цепь элементов, в которую входят электромотор, предохранитель, кнопка включения и реле. Последнее выполняет самую важную функцию, управляя всем процессом. Функционирует оно следующим образом:
- При нажатии на кнопку включения, подается питание на реле, внутри замыкаются контакты, включается катушка и начинает работать моторредуктор дворников.
- В течение следующих 3 секунд, биметаллическая пластина внутри устройства накаляется, и питание с электромотора стеклоочистителей ВАЗ 2107 пропадает.
- После этого панель достаточно быстро остывает, и дворники снова включаются в работу.
- Если включается режим работы с задержкой, то главный резистор распределяет электродвижущую силу так, что формируется задержка, необходимая для цикличной работы дворника.
Как видим, схема достаточно проста, а практически весь ремонт сводится к замене вышедших из строя составляющих новыми, поэтому все можно сделать самостоятельно.
Что делать, если замена предохранителя не помогла
Есть дополнительные неисправности, из-за которых устройство на Калине может поломаться. К ним относятся.
- Плохие контакты. Со временем или от интенсивного использования, соединение внутри прибора может нарушаться. Неправильная установка девайсов приводит к разбалтыванию гнезда и плохому контакту. Срабатывает предохранитель. Это лечится подгибанием металлических усиков на патроне, а также перепайкой контактов.
- С возрастом на прикуривателе Калины появляются окислы или ржавчина, что плохо сказывается на его работе. Исправить ситуацию можно, обработав контактные места надфилем. Необходимо зачистить их и удалить все следы коррозии. Еще одной неисправностью становится перегоревшая нихромовая спираль. Здесь рекомендована замена прибора.
Цена нового прикуривателя на Калину составляет 300 – 750 рублей. При выборе надо покупать оригинальные детали. Они должны быть аккуратно упакованы, а внутри располагаться паспорта качества и сертификаты соответствия. При покупке дешевых китайских аналогов будьте готовы к тому, что предохранители могут сгорать, а само устройство – работать недолго и некорректно.
Монтажный блок предохранителей на ВАЗ 2107
Монтажный блок является важным элементом электрической схемы, так как именно в нем собраны некоторые элементы управления электрооборудованием автомобиля марки ВАЗ 2107, и большинство плавких предохранителей, защищающих основные электрические цепи от короткого замыкания и перегрузки. Располагается он в подкапотном пространстве с левой стороны, непосредственно на металлической перегородке между отсеком двигателя и кабиной. Следовательно, замена перегоревшей вставки требует остановки автомобиля.
На фото представлена схема расположения всех элементов монтажного блока: реле управления электрическими и электронными элементами; предохранителей. Следует отметить, что в ВАЗ 2107 используются предохранители стандартных номиналов, различающихся по цвету: номинал 7,5А обозначен коричневым цветом; 10А отличается красным; 15А синего цвета; 20А изготавливают желтого цвета. Благодаря цветовой маркировке замена плавких предохранителей значительно облегчается. Схема элементов монтажного блока
- Управление обогревателем заднего стекла.
- Управление электроочистителями и двигателем омывателя фар (при их наличии).
- Управление звуковых сигналов (вместо реле установлена заглушка).
- Разъем для установки реле управления электродвигателем вентилятора, предназначенного для охлаждения радиатора (в новых моделях ВАЗ 2107 не используется).
- Управление электролапами дальнего света фар.
- Управление электролампами ближнего света.
Кроме этого, внутри монтажного блока содержатся специальные пинцеты, при помощи которых производится замена реле и предохранителей. Очень удобно иметь их под рукой, рядом с заменяемыми деталями. Остальное пространство занимают защитные плавкие вставки, обозначенные на фото цифрами от 1 до 17, с буквой F впереди. Ниже приведена схема плавких предохранителей монтажного блока и перечень защищаемых ими цепей. Она справедлива и для монтажного блока старого образца. Благодаря новой конструкции реле, их замена так же не составляет особого труда.
№ | Что защищает | Номинальный ток |
---|---|---|
1 | Защищает цепи: ламп в фонарях заднего хода; вентилятора печки; обогревателя (контрольная лампа включения и реле управления), насоса омывателя и дворника заднего стекла. | 10 |
2 | Защита дворников лобового стекла. | 10 |
3 | В резерве | |
4 | В резерве | |
5 | Электронагреватель заднего стекла. | 20 |
6 | Цепи прикуривателя, разъема включения переносной лампы, часов на приборной панели. | 10 |
7 | Предохранитель вентилятора системы охлаждения и сигнала. | 20 |
8 | Цепи управления поворотников в режиме «аварийки». | 10 |
9 | Защита цепей «противотуманок» и реле напряжения генератора для ряда моделей ВАЗ. | 10 |
10 | Контрольные лампы приборной панели. | 10 |
11 | Цепи включения ламп «стопов». | 10 |
12 | Цепи правой фары дальнего света. | 10 |
13 | Защита левой фары дальнего света и контрольной лампы. | 10 |
14 | Защита цепей габаритного света фар (передний левый и задний правый), освещения заднего номера, лампы освещения моторного отсека. | 10 |
15 | Защита цепей габаритного света фар (передний правый и задний левый), освещения разъема прикуривателя, бардачка. | 10 |
16 | Правая лампа ближнего света фар. | 10 |
17 | Левая лампа ближнего света фар. | 10 |
Схема подключения разъемов монтажного блока с указанием номеров предохранителей, расцветки проводов и другой полезной информации, приведена на следующем рисунке:
Преимущество новых предохранителей, используемых в автомобиле ВАЗ 2107 инжектор в том, что в отличие от аналогичных вставок старого образца, они не страдают пропаданием контакта из-за ослабления разъема. Состояние плавкой вставки хорошо просматривается через окошко в верхней части предохранителя. Замена предохранителей осуществляется при помощи специального пинцета, о котором упоминалось выше. Если же его нет, замена выполняется с применением небольших пассатижей, так как вручную вытянуть их крайне проблематично.
Схема расположения элементов монтажного блока старого образца имеет следующий вид:
Эта схема позволит легко разобраться с подключением тех или иных элементов ВАЗ 2107, даже не имея специальных навыков. В центре схемы изображен монтажный блок, от которого подключены все остальные элементы. Следует отметить, что для автомобилей старого образца принципиальная схема несколько отличается.
Во избежание неприятных ситуаций, связанных с перегоранием предохранителей в дороге, настоятельно рекомендуется возить с собой запасной комплект. Автолюбители знают, что автомобили ВАЗ 2107, как, впрочем, и другие, более ранние модели, страдают необоснованным перегоранием плавких защитных вставок.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Из чего состоит реле стеклоочистителей
Реле дворников имеет вид коробочки, окрашенной в черный цвет, к которой подведен провод длиной 15 см. Если приняться за его разборку, внутри можно увидеть электрическую плату, где присутствуют компоненты электроники. Их собирают и подсоединяют друг к другу, учитывая схему, разработанную конструкторами, эта схема как раз поддерживает реле дворников в работоспособном состоянии.
Для лучшего понимания разберем по частям устройство реле стеклоочистителей:
- Электромагнитная катушка.
- Микроскопический контроллер формата ХП37.
- Конденсатор.
- Резистор.
Есть еще несколько резисторов, но они не так важны, как главный, находящийся около контроллера в правом углу устройства снизу. Плата включает подведенные 4 провода, которые осуществляют передачу сигналов от регулятора дворников ВАЗ-2107.
Доработка реле стеклоочистителя
Многие сталкивались с таким небольшим неудобством в работе штатного стеклоочистителя ВАЗ 2109: при кратковременном включении омывателя лобового стекла щетки делают 3 взмаха, хотя последний ход щетки делают уже по сухому стеклу, и вполне достаточно было бы и двух взмахов, чтобы убрать всю воду, которую набрызгал омыватель.
Это неудобство, как оказалось, легко устранимо. Для этого покупаем новое реле стеклоочистителя (если что-то не получится, можно будет вставить старое и тем самым не остаться без дворников) типа 526.3747, или другое аналогичное – маркировки могут отличаться в зависимости от завода-изготовителя реле.В схеме этого реле нужно заменить резистор R4. Штатный имеет номинал 130 кОм, нам нужно поставить поменьше, в пределах 40 кОм – 70 кОм. У меня 56 кОм. Найти такой можно в точках по продаже радиодеталей, стоит копейки, либо выпаять из старой техники.
Расположение реле в «черном ящике»
Схема реле дворников ВАЗ 2109
Внутреннее исполнение такого реле может быть разным:
Вариант 1
Вариант 2
Во всех случаях нужный нам резистор подключен к 4-й лапке микрочипа. На рисунках выше он выделен.
Кстати говоря, эта доработка актуальна и для ВАЗ 2114-2115, ВАЗ 2110, Лада Калина, Лада Гранта – для всех моделей, где используется этот тип реле.
Новые реле могут иметь принципиально другое исполнение. Например, мне попалось вот такое реле с маркировкой 723.3777 завода Энергомаш:
Реле 723.3777 Энергомаш. Его нам не переделать
Такое реле нам не переделать, поэтому его можно оставить в качестве запасного (оригинального), а перепаивать будем родное, извлеченное из монтажного блока:
Внешний вид родного реле
По поводу количества взмахов щеток разобрались. Теперь еще один момент.
При первом нажатии на рычаг для омыва стекла обычно бывает так: щетки уже тронулись, а воды на стекле еще нет. Это обусловлено тем, что насосу нужно время, чтобы прогнать воду по трубкам от бачка до форсунки омывателя. Эту ситуацию может исправить установка обратного клапана в трубку, чтобы предотвратить стекание воды из трубок обратно в бачок, когда насос не работает. Лично меня этот момент не сильно волнует, так как щетки идут по сухому только при первом включении, а установка обратного клапана увеличивает сопротивление потоку воды в трубках и без того слабому насосу омывателя, поэтому такую доработку на своем авто не делал и не планирую.
Если нет желания ничего переделывать, можно поставить специальное программируемое реле. При этом щетки будут стартовать с задержкой около 0,5 сек, также есть возможность задавать паузу между взмахами щеток в прерывистом режиме при помощи манипуляций с рычагом включения дворников. Оно имеет маркировку 723.3777-01 (аналог 411.3777), кому интересно — гугл и яндекс в помощь. Я бы порекомендовал сделать регулировку паузы в ручном режиме так, как это сделано в предыдущей статье.
Вместе с перепайкой резистора в реле для уменьшения количества ходов щеток до двух это, на мой взгляд, необходимый и достаточный объем доработок стеклоочистителя ВАЗ 2109.
Не работают дворники на ВАЗ
Исправность стеклоочистителей напрямую влияет на безопасность движения. Бывает, что «дворники» отказываются работать в каком-то режиме или же вообще не включаются. Почему? Стеклоочистители всех автомобилей имеют как минимум два режима работы – прерывистый и постоянный. Для удобства в этот список включаются и дополнительные варианты, например, медленная скорость постоянного режима, один взмах для быстрой очистки стекла и так далее, вплоть до регулировки паузы между взмахами.
Технически это все реализуется достаточно легко: прерывистый режим создает электронное или механическое реле в паре с выключателем внутри электродвигателя, а при постоянном движении щеток напряжение подается на тот же электрический двигатель постоянно. Рассмотрим типичные неисправности «дворников» и методы их поиска.
Дворники не работают в прерывистом режиме
Как уже говорилось выше, за прерывистый режим дворников отвечает реле-прерыватель. Оно может быть механическим (на старых автомобилях) или электронным. Соответственно, если дворники работают в постоянном режиме (который создается в обход этого реле) и не работают в прерывистом, есть повод для проверки реле.
Однако прежде чем начать проверку, нужно убедиться, что на реле приходит напряжение с подрулевого выключателя, установленного в положение прерывистого режима. Вполне может быть, что неисправность кроется именно в нем, а не в реле. В подрулевом выключателе в частности может окислиться соответствующий контакт или переломиться провод, соединяющий его с реле.
Исходя из этого, нужно найти схему подключения дворников на вашем автомобиле и проверить, приходит ли ток с выключателя на реле. Если нет – смотреть выключатель. Если ток есть – проверять реле.
Дворники не работают в постоянном режим
Когда стеклоочистители замечательно работают в прерывистом режиме, но отказываются двигаться постоянно, можно сразу говорить о неисправности в том же подрулевом выключателе или проблемах на участке между ним и двигателем дворников. Говоря проще, напряжение от выключателя не подается на двигатель. Нужно точно также проверить эту электрическую цепь мультиметром или контрольной лампочкой, убедиться в чистоте и надежном закреплении всех клемм.
Дворники не включаются вообще
Если стеклоочистители вообще никак не реагируют на подрулевой выключатель, начать стоит с классической проверки – убедиться в целостности предохранителя. Если он цел, нужно проверить подрулевой выключатель на предмет поступления на него напряжения и корректного замыкания контактов внутри. Скорее всего, напряжения на нем не будет.
Частным случаем полного отказа дворников является их блокировка чем-либо. Это может быть оставленный под капотом гаечный ключ, тряпка или примерзшие щетки (почитайте, что делать если примерзли щетки дворников). Для таких ситуаций в системах стеклоочистителей, как правило, устанавливают специальный предохранитель. Это устройство спасает электродвигатель дворников от перегрева и выхода из строя, отключая питание. В простейшем случае, такой предохранитель представляет собой термочувствительную пластину, которая при нагреве меняет форму и размыкает контакт. После отключения напряжения она возвращается в прежнее положение и можно снова пользоваться устройством (в данном случае дворниками).
Когда дворники заблокированы, обычно они все-таки хотя бы немного, но смещаются от своего «парковочного» положения. Поэтому, если небольшая реакция на включение все-таки есть, проверьте свободу перемещения щеток и трапеции. Самое главное, делайте это при выключенных дворниках
! Случайное включение стеклоочистителя может нанести серьезные травмы!
Не регулируется пауза между взмахами
Если на вашем автомобиле существует возможность регулировки паузы между взмахами дворников и такая функция перестала работать, с большей долей вероятности виноват регулировочный резистор. Эта деталь в зависимости от поворота ручки (или колесика) изменяет величину сопротивления в схеме реле дворников, за счет чего и образуется возможность регулировки паузы. Следует заменить этот резистор.
Функции реле стеклоочистителя
Работают дворники на лобовом стекле благодаря электромотору, который подает напряжение 12В. Но это очень большая мощность, предполагающая вескую величину неизменного тока. Конкретно для понижения показателя неизменного тока в электроцепи устанавливают реле формата РС-514, регламентирующее периодичность движения дворников. Машина ВАЗ-2107 вооружена 2 вариациями движения стеклоочистителей – один вероятен без перерыва, другой насчитывает паузу в 4 секунды.
Реле дворников на лобовом стекле в ВАЗ-2107, а именно, где находится, интересует многих автовладельцев, по другому починить стеклоочистители в некоторых случаях становится неосуществимым. Итак вот, механизм расположен под торпедой слева с ориентиром на водительское кресло. Крепеж произведен прямо к кузову машины ВАЗ-2107, в качестве надежных фиксаторов выступают 2 винта, находящиеся под обивкой салона. При осмотре реле можно увидеть, что к нему подходит проводка, на конце которой находится штекер для подключения приспособления.
Разъем, который отвечает за подключение штекера, располагается на панели с устройствами около регулятора гидрокорректора фар. Чтоб выполнить ремонтные работы, нужно достать его снизу. Если сомневаетесь, что избрали подходящий штекер, отключите его и проверьте, работают ли стеклоочистители.
Если рычаг находится в положении 1, но дворник не работает, механизм не включен.
Исправляем глюки дворников на Классике.
Если дворники перестали включаться
Когда стеклоочиститель ВАЗ 2107 перестал работать в обоих положениях переключателя режимов, начинать искать неисправность следует с предохранителя дворников. Он устанавливается в электрическую сеть для ее защиты от перегрузок, возникающих при неисправностях, замыканиях или повышенной нагрузке на двигатель стеклоочистителя. Если предохранитель исправен, следует проверить его контакты. Нередко они оказываются сильно окислены и препятствуют прохождению тока. Очистить контакты просто — необходимо вынуть предохранитель и почистить контакты ножом, отверткой или наждачной бумагой. Обычно этих действий достаточно, но иногда причина кроется в неисправностях реле, переключателя или двигателя. Но об этом ниже.