Характеристики и маркировка автомобильных аккумуляторов
Содержание:
- Пусковой ток
- Аккумуляторы российского производства
- Тип клемм
- Что обязательно должно быть указано на АКБ?
- Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
- Как отличить по внешнему виду
- Маркировка отечественных АКБ
- Расшифровка даты выпуска аккумулятора в длинном коде
- Типы аккумуляторных батареек и разница между ними
- Европейские страны
- Маркировка азиатских АКБ (Япония, Корея)
- Опыт пользователей
- Устройство аккумуляторной батареи
- Основные технические характеристики аккумуляторов
- Где находится маркировка аккумуляторов Tab
- Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке
Пусковой ток
Пусковой ток аккумулятора измеряется в амперах (А). Немаловажным
является значение пускового тока. В российском стандарте он не указывается в
маркировке, но информация о нем обязательно имеется на наклейках аккумулятора.
Например, в виде надписи «500 А» или похожее значение в амперах.
Запуск авто это основное назначение АКБ
Большинство
автолюбителей обращает внимание на пусковой ток, а вот на идущие далее буковки
(а они должны стоять, по крайней мере, на солидных АКБ) нет. И зря
Они
указывают на стандарт измерения пускового тока.
- буквы EN (или стандарт ЕN 60095-1) русский
аналог ГОСТ 959-2002 – это европейский стандарт; - обозначение DIN (или стандарт DIN 43539) русский
аналог ГОСТ 959-91 – чисто немецкий стандарт; - наконец, SAE – это американский стандарт.
Стандарты существенно отличаются. Аккумулятор по ГОСТ
959-2002 (EN) с пусковым током 700 Ампер соответствует 750 А по SAE и всего-то
400 Ампер по DIN.
Пусковой ток напрямую зависит от следующих параметров:
- типа двигателя (бензиновый или дизельный,
количество цилиндров, мощность); - условиями эксплуатации;
- установленного допоборудования.
Не стоит покупать аккумулятор с пусковым током меньшем рекомендованного производителем автомобиля. Здесь экономия неуместна.
Аккумуляторы российского производства
Маркировка аккумуляторных батарей российского производства производится согласно ГОСТ 959-91. Значение условно делится на четыре категории, которые сообщают определенную информацию.
- Указывается количество элементов (банок) в корпусе батареи. Стандартным количеством является шесть. Каждый дает напряжение чуть больше 2В, что в сумме составляет 12В.
- Второе буквенное обозначение показывает тип аккумулятора. Для автомобильных это буквы «СТ», что означает «стартерная».
- Следующие цифры показывают емкость батареи в ампер-часах.
- Далее буквы могут указывать на материал корпуса и состояние батареи.
Маркировка АКБ российского производства
Последние буквы могут обозначать следующее:
- А – общая крышка аккумулятора.
- З – батарея заправлена электролитом и полностью заряжена.
- Т – корпус сделан из термопласта.
- М – корпус сделан из минеральной пластмассы.
- Э – корпус из эбонита.
- П – сепараторы из полиэтилена или микроволокна.
Значение пускового тока не указывается в маркировке, но его можно найти на других этикетках на корпусе. Для каждого типа аккумулятора разной мощности существует своя сила пускового тока, габариты корпуса и продолжительность разряда. Значения указаны в следующей таблице:
Тип аккумулятора | Стартерный режим разряда | Габаритные размеры батареи, мм | |||
---|---|---|---|---|---|
Сила разрядного тока, А | Минимальная продолжительность разряда, мин | Длина | Ширина | Высота | |
6СТ-55 | 255 | 2,5 | 262 | 174 | 226 |
6СТ-55А | 255 | 2,5 | 242 | 175 | 210 |
6СТ-60 | 180 | 3 | 283 | 182 | 237 |
6СТ-66А | 300 | 2,5 | 278 | 175 | 210 |
6СТ-75 | 225 | 3 | 358 | 177 | 240 |
6СТ-77А | 350 | 2,5 | 340 | 175 | 210 |
6СТ-90 | 270 | 3 | 421 | 186 | 240 |
6СТ-110А | 470 | 2,5 | 332 | 215 | 230 |
Тип клемм
Европейские, стандартные
Все отечественные и многие иностранные аккумуляторы имеют
клеммы конического типа. Так, «плюс» в европейских изделиях имеет диаметр 19,5
мм, а «минус» — 17,9 мм.
Азиатские, тонкие (JIS)
По своему размеру отличаются от европейских. Клеммы японских
аккумулятором могут быть одного из трех типов:
- Т1 – диаметр плюсовой клеммы составляет 14,7 мм,
а минусового – 13 мм. Их форма – усеченный конус. Наиболее узкие, характерно
«японские» клеммы, получившие наибольшее распространение на авто, произведенных
именно в Японии. - Т2 – эти клеммы можно встретить на батареях
высокой емкости. Их размеры составляют 19,5 и 17,9мм для плюса и минуса,
соответственно. - Т3 – клеммы третьего типа представляют собой
плоские штыри, имеющие специальные отверстия.
Боковые
Выводы под клеммы находятся на боковой поверхности верхней
крышки и имеют «внутреннюю» резьбу. Стандарт для автомобилей производства США.
Винтовые
В виде винтов выступающих из верхней части
аккумулятора. Так же являются типом
клемм применяемых на американских аккумуляторах.
Что обязательно должно быть указано на АКБ?
В большинстве стандартов есть требования по маркировке следующих параметров:
- Номинальное значение ёмкости;
- Знак компании-производителя;
- Номинальное значение напряжения;
- Ток холодной прокрутки, измеряемый при — 18 градусах Цельсия;
- Дата производства АКБ;
- Вес аккумуляторной батареи;
- Обозначение полярности;
- Необходимые предупреждающие обозначения («опасное едкое вещество» и т. п.);
- Минимальная и максимальная метки уровня электролита.
Основной проблемой при чтении маркировки для автолюбителей является определение пускового тока. По стандартам ETN и SAE данные значения выше, чем в случае DIN. В первом случае (ETN и SAE) обозначается способность автомобильной батареи к разряду большими токами за короткий временной интервал. В течение этого интервала батарея должна выдавать ток 25 ампер. В случае DIN обозначается возможность АКБ к разряду небольшими токами длительное время.
На некоторых специализированных форумах можно найти такие рекомендации по соотношению пусковых токов АКБ по стандартам SAE и DIN.
Ёмкость аккумулятора до 90 А-ч:
Ток SAE = 1,7 * ток DIN
Ёмкость аккумулятора от 90 до 200 А-ч:
Ток SAE = 1,6 * ток DIN
Дополнительно посмотрите короткое видео о параметрах аккумуляторов.
Расшифровка маркировки АКБ у разных производителей
Как видим, дата изготовления аккумулятора указывается по-разному. Отсутствие единого стандарта сильно затрудняет поиск и расшифровку этой информации, в подавляющем большинстве случаев без использования соответствующих справочных материалов проверить год и месяц производства батареи невозможно.
Что тут говорить, если даже опытные аккумуляторщики зачастую вынуждены пользоваться такими таблицами в зависимости от машины и установленного аккумулятора. Впрочем, потребность в получении этих данных у них формально отсутствует, а вот для покупателя эта информация важна. Впрочем, при желании нужные данные можно легко найти в интернете, воспользовавшись смартфоном или иным мобильным гаджетом. Главное – помнить, что при покупке такая проверка не помешает.
Как отличить по внешнему виду
Итак, как отличить одноразовую батарейку от аккумуляторной? По внешнему виду – никак. Как было сказано выше, все они могут выглядеть одинаково.
Слева на фото изображен гальванический элемент, справа — аккумулятор
Для того чтобы определить, что мы держим в руках, придется изучить наклейку. Начнем с напряжения. Если на корпусе указано напряжение 1.5 или 1.55 В, то это почти наверняка (о «почти» чуть ниже) гальванический элемент – одноразовая батарейка. Причем форм-фактор источника питания особого значения не имеет. Это может быть цилиндр того или иного размера либо небольшая «таблетка».
Щелочная (слева) и серебряно-цинковая одноразовые батарейки
Что касается аккумуляторов, то на их корпусе можно найти следующие цифры:
- 1.2 В – никель-кадмиевые (Ni-Cd) и никель-металлогидридные (Ni-MH);
- 1.6 В – никель-цинковые (Ni-Zn);
- 3.6 В – литий-железо-фосфатные (LiFePO4, LFP);
- 3.7 В – литий-ионные (Li-ion).
Теперь по поводу слов «почти наверняка» о том, что 1.5 В – это гальванический элемент. Некоторые производители выпускают аккумуляторы с выходным напряжением 1.5 В. Как они это делают? Все очень просто. Берется обычный литиевый аккумулятор, заталкивается в корпус типоразмера обычной батарейки и туда же встраивается электронная схема, которая преобразует напряжение аккумулятора в 1.5 В.
Очень удобно, но только в том случае, если мы знаем, чем пользуемся. Но как узнать, что у нас в руках аккумулятор, а не батарейка? В большинстве случаев опознать такой аккумулятор можно по гнезду зарядки – ведь заряжается он напряжением 5 В. У одних аккумуляторов этого типа такой разъем находится на виду (обычно microUSB), у других — закрыт колпачком, который одновременно исполняет роль положительного вывода 1.5 В.
Такие аккумуляторы внешне невозможно отличить от обычных батареек
Читаем надписи и маркировку
Из всего вышесказанного делаем вывод: определить, что перед нами – гальванический элемент или аккумулятор, по внешнему виду и выходному напряжению нельзя. Придется читать дальше и выучить несколько иностранных слов. Гальванические элементы цилиндрического типа бывают солевыми и щелочными. Первые на корпусе обычно (но не всегда) имеют надпись «солевая», «лужная» (укр.) или «saline» (англ.), причем английская надпись встречается крайне редко.
Солевые неперезаряжаемые батарейки
Щелочные батарейки имеют надпись «щелочная», «лужна» (укр.), «alkaline», «alkaline battery» (англ.) и даже «алкалайн» или «алкалиновая» (ломано-русский).
Щелочные неперезаряжаемые батарейки
Кроме того, на гальванических элементах присутствует предупреждающая надпись «не заряжать» или «do not recharge» (англ.).
Это одноразовые батарейки, их нельзя заряжать
Теперь заряжаемые элементы. Прежде всего на них указывается электрическая емкость.
Аккумулятор имеет емкость 2 600 мАч
Далее, все перезаряжаемые источники тока имеют надпись «аккумулятор» или «rechargeable» (перезаряжаемый, англ.).
И дополнительно на корпусе аккумулятора указывается технология, по которой он изготовлен.
Никель-цинковые перезаряжаемые элементы питания
Маркировка отечественных АКБ
При нанесении маркировки на свои аккумуляторы отечественные производители ориентируются на требования ГОСТ 53165-2008. Схема маркировки следующая:
Маркировка автомобильных аккумуляторов отечественных производителей
Первая цифра в этом обозначении показывает, сколько банок имеется в составе аккумуляторной батареи. В зависимости от этого определяется номинальное напряжение АКБ. Второй блок с буквами показывает назначение аккумулятора. В этом случае, стартерная батарея. Затем идёт число, указывающее номинальную ёмкость автомобильного аккумулятора.
Четвёртая группа букв или цифр указывает на исполнение АКБ. В примере на изображении аккумулятор с общей крышкой, с полиэтиленовым сепаратором-конвертом, залитый и заряженный.
В большинстве случаев производители наносят все данные из маркировки на различных наклейках на АКБ. Перечисляется номинальная ёмкость, напряжение, пусковой ток и т. п. Но обычно все это делается в рекламных целях, подчёркивается информация, которая выгодна производителю. И скрываются данные, которые афишировать не хочется. Поэтому вам лучше уметь самостоятельно извлекать все необходимые параметры из заводской маркировки.
Расшифровка даты выпуска аккумулятора в длинном коде
Как узнать дату изготовления автомобильных аккумуляторов Bosch, Varta, Berga, Blackmax? У них информация закодирована в 24-значном шифре. Где именно, в коде стоит дата выпуска на аккумуляторе? Это четвертый знак – год, 5,6 – месяц. Информация о дате выпуска и дате изготовления указана в центре лицевой наклейки из 3 цифр и на верхней крышке, в длинном производственном коде. Цифры отличаются, более свежая — заливка электролита в корпус.
Но с 2014 года месяц в закодированном виде: январь – апрель указываются как 17,18,19,20, а май – декабрь по порядку от 53 до 60. Не разыскивая дату выпуска, как еще можно определить свежесть аккумулятора Варта? На этикетке или крышке аккумулятора нанесен цветной кружок. Его цвет соответствует кварталу и году, когда произвели продукцию.
Производителей аккумуляторов множество. Чтобы узнать, как закодирована дата изготовления аккумулятора и проверить ее, можно прочитать расшифровку в инструкции, прилагаемой к прибору.
Типы аккумуляторных батареек и разница между ними
То, что существует несколько типов аккумуляторов, мы выяснили. Но чем они отличаются друг от друга? Главное отличие – выходное напряжение, и это мы тоже выяснили. Если мы решили заменить, скажем, никель-кадмиевые элементы (1.2 В) никель цинковыми (1.6 В), то придется выяснить, не сгорит ли устройство, которое будет питаться повышенным напряжением. Ведь если, к примеру, в кассете питания устройства заменить три Ni-Cd аккумулятора на три Ni-Zn, то выходное напряжение подскочит с 3.6 до 4.8 В!
Пойдем дальше. Некоторые типы аккумуляторов, к примеру, Ni-Cd и Ni-MH имеют так называемый «эффект памяти». Если их периодически не «гонять», делая полную зарядку и полную разрядку, то элементы «обленятся» и потеряют электрическую емкость. Литиевые же источники тока такого недостатка не имеют.
Отношение электрической емкости к размерам. К примеру, литиевый источник питания по размерам будет в 3-4 раза меньше никель-железо-фосфатного той же электрической емкости. С другой стороны, литиевые батарейки не терпят перезаряда и при перегреве весьма пожароопасны.
Прежде чем выбрать тот или иной тип перезаряжаемых элементов (тем более на замену), необходимо не только учесть все упомянутые особенности, но и выяснить, как и чем мы будем заряжать свой новый источник тока. Ведь очевидно, что зарядное устройство, предназначенное для обслуживания, скажем, литиевых батарей, не подойдет для зарядки никель-цинковых, и наоборот.
Вот мы и разобрались в отличиях обычных батареек от перезаряжаемых источников тока. Теперь нам достаточно одного взгляда, чтобы точно определить, что за элемент питания мы держим в руках.
Читайте далее:
Чем отличаются пальчиковые и мизинчиковые батарейки (ААА и АА)
Рейтинг лучших пальчиковых аккумуляторных батареек
Как заряжать пальчиковые батарейки в домашних условиях
Какие пальчиковые батарейки самые лучшие
Какие бывают батарейки и их маркировка
Европейские страны
Давайте теперь рассмотрим маркировку аккумуляторной батареи, которая свойственна для большинства Европейских стран. Так как на нашем рынке таких батарей предостаточно, то я думаю, это будет полезной информацией для вас.
Маркировка АКБ для большинства Европейских стран представляет из себя пятизначный или девятизначный специальный код.
Первый код пришел в эти страны из Германии, и соответствует немецкому стандарту DIN. Второй код маркировки АКБ соответствует международному стандарту ETN. Пример кода стандарта DIN – 570 20. Пример кода в соответствии с международным стандартом – 570 060 044.
Теперь разберем эти коды поподробнее, так как данные маркировки по сложнее наших и в них очень просто запутаться.
Показатели первых 3-х цифр, что в стандарте DIN, что в стандарте ETN одинаковое. Оно указывает на напряжение и емкость аккумуляторных батарей.
Для каждого типа АКБ с разными показателями напряжения это цифры будут отличаться.
К примеру, берем 6 вольтовое АКБ. Для данного типа батареи существует предел первых трех цифр от 001 до 499, которые указывают на ее емкость в А-ч.
Берем более популярные батареи на 12 вольт. Что бы узнать их емкость нужно отнять число 500 от чисел в пределах от 501 до 799.
В итоге если 1-я цифра в маркировки равна пяти, то батарея имеет емкость в пределах от 1 до 99 А-ч, если цифра 6 то приделы уже составляют от 100 до 199 А-ч, а если стоит цифра 7, то от 200 до 290 А-ч.
Дальнейшая маркировка АКБ в виде двух последних цифр по DIN (20) и 2-я тройка цифр по ETN (060), показывает тип полюсных выводов и их размеры. А так же тип газоотвода, присутствие ручек для переноски, тип крепежных элементов и их конструкцию, тип крышки, стойкость АКБ к вибрации.
Последние 3 цифры в маркировки АКБ по ETN десятую часть показателя тока холодной прокрутки двигателя. Допустим в нашем примере этот показатель равен 044, умножаем на 10 и получаем ток холодной прокрутки равным 440 А, (обозначается как I).
Если пересчета тока холодной прокрутки из стандарта по DIN в стандарт ETN, существует своеобразная формула: 1,7 : I (величина тока) по ETN = 1,7 x I (величина тока) по DIN.
В такой маркировки АКБ тяжело разобраться не опытному человеку, поэтому если вы решили приобрести батарею от Европейских производителей, то перед покупкой посоветуйтесь с специалистом, да и представители от автомагазинов могут дать дельные советы.
Пример.
Маркировка азиатских АКБ (Япония, Корея)
В случае азиатских производителей ориентиром для маркировки является стандарт JIS.
Маркировка автомобильных аккумуляторов азиатских производителей
В таблице ниже приводятся основные показатели азиатских автомобильных аккумуляторов в зависимости от маркировки.
Модель аккумулятора | Емкость, А-ч (5ч / 20ч) | Ток холодного запуска (-18 C), А |
---|---|---|
Модель аккумулятора | Емкость, А-ч (5ч/20ч) | Ток холодного запуска (-18 C), А |
50B24R | 36 / 45 | 390 |
55D23R | 48 / 60 | 356 |
65D23R | 52 / 65 | 420 |
75D26R | 60 / 75 | 490 / 447 |
95D31R | 64 / 80 | 622 |
30A19R(L) | 24 / 30 | — |
38B20R(L) | 28 / 36 | 340 |
55B24R(L) | 36 / 46 | 410 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 525 |
80D23R(L) | 60 / 75 | 600 |
80D26R(L) | 60 / 75 | 600 |
105D31R(L) | 72 / 90 | 675 |
120E41R(L) | 88 / 110 | 810 |
40B19R(L) | 30 / 37 | 330 |
46B24R(L) | 36 / 45 | 330 |
55B24R(L) | 36 / 45 | 440 |
55D23R(L) | 48 / 60 | 360 |
75D23R(L) | 52 / 65 | 530 |
80D26R(L) | 55 / 68 | 590 |
95D31R(L) | 64 / 80 | 630 |
Если выбираете себе АКБ, то можете прочитать про корейский .
Опыт пользователей
Брат все время жалуется на то, что не понимает маркировку на аккумуляторных батареях. Я никогда не отказываю ему в помощи, конечно, но каждый раз удивляюсь. Ведь он любит автомобили куда больше, чем я, а в каких-то надписях разобраться не может. Тем более, что они легко учатся.
Петр Суздалев
Не вижу смысла учить обозначения и не понимаю людей, которые хвастаются этим. Недавно прочел, что ресурс человеческого мозга ограничен — при полном заполнении объема новая информация заменяет более старую. Так зачем зря тратить память, если можно просто сохранить таблицы?
Сергей Зайцев
Наизусть обозначения не помню, конечно, но интуитивно в них разбираюсь. Когда возникают какие-либо трудности, я просто достаю таблицу, которую всегда держу в гараже. К слову, рекомендую и вам распечатать или списать шпаргалку — это полезно и удобно.
Александр Колегов
Еще в 14 лет я выучил все надписи и обозначения, которые размещают на аккумуляторных батареях. Отец с детства водит меня в автомобильную мастерскую, — он до сих пор там работает — там я научился многому. Одно время он часто менял АКБ, тогда я и выучил все обозначения наизусть. С тех пор не представляю, как можно испытывать какие-либо трудности с запоминанием. Расшифровка маркировки АКБ — это самое простое занятие, которое может быть связано с автомобилями.
Виктор Кузнецов
Раньше часто испытывал трудности с расшифровкой надписей на аккумуляторе. После прочтения тематических материалов понял, что нужно было уделить совсем немного времени вопросу, чтобы полностью разобраться в теме.
Алексей Колоянов
Устройство аккумуляторной батареи
В аккумуляторной батарее происходит преобразование химической энергии в электрическую. Химия в том, что взяли и поместили в раствор серной кислоты две пластины, состоящие из свинца, и на пластинах сделали выводы (рисунок 10.1). Подсоединили к выводам два провода от генератора, начали вращать его, чтобы тот выделял электрический ток и зарядили АКБ (пока аккумулятор заряжается, он является потребителем тока). В данном случае электрическая энергия преобразовалась в химическую – аккумулятор зарядился. Отсоединили от выводов генератор и подсоединили, например, лампочку, и она загорелась! Потому что начался процесс преобразования химической энергии в электрическую. Прелесть данной конструкции в том, что процессы зарядки и разрядки можно производить многократно. И если соблюдать основные, довольно несложные, правила эксплуатации АКБ, она может прослужить долгое время.
Простейший аккумулятор состоит из двух пластин, помещенных в корпус (его еще называют банкой), этот корпус заполнен раствором серной кислоты (который называется электролитом) и закрыт сверху крышкой. В крышке имеются отверстия, через которые выведены по два вывода от каждой из пластин (положительный и отрицательный).
Рисунок 10.1 Принцип работы аккумуляторной батареи.
Любая АКБ состоит из нескольких (чаще шести) простейших батарей, описанных выше. Почему именно шести? Бортовая сеть автомобиля рассчитана на 12 вольт, а значит и аккумуляторная батарея должна выдавать столько же. Ввиду своих габаритных размеров одна банка (две пластины) обеспечивает напряжение приблизительно в 2 вольта. Для получения 12 вольт положительные и отрицательные пластины соединяют последовательно и делают два общих вывода – положительный и отрицательный (смотрите рисунок 10.2).
Примечание
Аккумуляторная батарея должна иметь такие габаритные размеры, чтобы оптимально вписаться в ограниченное пространство моторного отсека автомобиля.
Рисунок 10.2 Устройство аккумуляторной батареи.
На многих современных автомобилях для предотвращения кражи головного модуля аудиосистемы существует своеобразная защита, которая блокирует аудиомагнитолу после отключения отрицательной клеммы от аккумуляторной батареи. Чтобы магнитола заработала, в нее необходимо ввести определенный код – ключ. Если вы приобретаете новый автомобиль, данный код вам вручат в салоне, если покупаете машину с рук, необходимо уточнить у владельца наличие такого кода.
Примечание
Стоит помнить, что в некоторых современных автомобилях после отключения АКБ и повторного подключения бортовой компьютер может вывести сообщение об ошибке, которое можно сбросить с помощью специализированного оборудования на СТО.
Основные технические характеристики аккумуляторов
Номинальная емкость аккумулятора
Номинальная емкость элемента – способность накапливать и отдавать электроэнергию постоянного тока, определяет время автономной работы ИБП. Емкость электрического аккумулятора показывает время питания подключенной к нему нагрузки.
Емкость всегда указывается на корпусе АКБ, а также на упаковке, ведь именно по этому критерию большинство пользователей выбирают нужную модель.
Пусковой ток
Величину, характеризующую параметр тока, протекающего в стартере автомобиля в момент пуска силового узла, принято считать пусковым током. Пусковой ток или стартерный возникает в момент, когда в замке зажигания поворачивается ключ и начинает проворачиваться стартер. Единица измерения величины – Ампер. Он же ток холодной прокрутки является показателем, как аккумулятор поведет себя в морозную погоду и сможет запустить двигатель при минусовых показателях. Определяется мощностью тока, которую батарея может выдать в течение первых 30 секунд при температуре -18°С. При высоких показателях пускового тока увеличиваются шансы завести машину при минусовой температуре.
Полярность
Порядок расположения на крышке аккумулятора присоединительных клемм, которые являются токовыводящими соединительными элементами, называется полярностью. Полюса всего два – положительный и отрицательный, вариантов расположения – прямое и обратное.
Прямая полярность – отечественная разработка. Чтобы ее определить, нужно повернуть аккумулятор таким образом, чтобы этикетка была перед глазами. При расположении плюсовой клеммы слева, а минусовой справа, можно утверждать, что акб с прямой полярностью. На иномарках устанавливаются аккумуляторные батареи обратной полярности.
Прямая, обратная полярность
Исполнение корпуса
Корпус большинства аккумуляторов состоит из ударопрочного полипропилена, который характеризуется как материал легкий, не вступающий в химическую реакцию с агрессивным электролитом АКБ. Полипропилен довольно стоек к перепадам температур, возникающих под капотом автомобиля, нагрев может достигать до +60 ̊С, а при морозах до -30°С. Корпус большинства АКБ состоит из ручки для переноса, пробок, индикатора заряда, клемм для подключения к электросети. Вес АКБ емкостью 55Ач около 16,5 кг. Традиционно появились американский, европейский, азиатский и российский типы корпусов.
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты. Например, у батарей емкостью 60 Ач общая высота от 17,5 до 19 сантиметров. У азиатских этот показатель немного выше, до 22 сантиметров за счет верхнего расположения электродов
Именно поэтому важно корректно анализировать возможности посадочного места под капотом, чтобы надежно закрепить АКБ прижимной планкой и избежать замыкания при случайном касании токоотводами металлических частей кузова
У АКБ с европейским типом корпуса клеммы находятся в углублении, их верхний край не выступает над плоскостью крышки. Иногда клеммы дополнительно защищены от внешнего воздействия специальными крышечками. Азиатский тип корпуса – это коробка, на которой клеммы расположились на верхней крышке, верхний край клемм является самой высокой точкой аккумулятора. Какую клемму снимать с аккумулятора первой читайте здесь.
Российский стандарт акб
Обозначение | Описание букв |
А | АКБ имеет общую крышку для всего корпуса |
З | Корпус батареи залит и она является полностью заряженной изначально |
Э | Корпус-моноблок АКБ выполнен из эбонита |
Т | Корпус-моноблок АБК выполнен из термопластика |
М | В корпусе использованы сепараторы типа минпласта из ПВХ |
П | В конструкции использованы полиэтиленовые сепараторы-конверты |
Европейские корпусы и американские имеют идентичные габариты
Тип и размер клемм
Распространены аккумуляторы с клеммами трех разных стандартов: тип Euro – Type 1, и Asia –Type 3, «под болт» – американский стандарт. В типе Euro плюсовая клемма имеет диаметр 19,5 мм, минусовая клемма – 17,9 мм. В типе Asia клемма плюс имеет диаметр 12,7 мм, клемма минусовая – 11,1 мм. Клеммы «под болт» находятся на боковой стенке аккумулятора и сверху. Болт, соединённый с проводом, продевается в отверстие клеммы и фиксируется гайкой.
Американский стандарт
Где находится маркировка аккумуляторов Tab
Код, в котором зашифрована информация о дате изготовления аккумулятора Tab наносится на верхнюю крышку изделия. Обнаружить обозначение можно возле положительной клеммы батареи. Такое обозначение позволяет легко обнаружить маркировку и расшифровать её.
Учитывая значительный вес батарей, устанавливаемых даже на легковые авто, расположение в верхней части исключает необходимость в подъёме и перемещении аккумулятора. Кроме значительной неудобств, связанных со значительной массой батареи, такое изделием может быть случайно опрокинуто.
Механические повреждения крайне негативно сказываются на состоянии элемента питания, и даже если внешне такое изделие будет казаться полностью исправным, после падения с высоты могут быть существенно повреждены внутренние части АКБ.
Только посмотреть и увидеть номер на положенном ему месте недостаточно, чтобы узнать точную дату изготовления батареи. Такая информация закодирована, поэтому необходимо уметь правильно расшифровывать обозначение.
Определение даты производства аккумуляторов по их маркировке
Определение даты выпуска аккумуляторов, которыми комплектуются аккумуляторные картриджи APC, Eaton и других производителей ИБП, необходимо для правильного планирования срока замены аккумуляторов.
Аккумуляторы от разных производителей могут иметь различную маркировку. Кроме того, даже в рамках одного производителя, маркировка аккумуляторов со временем может менять свой вид.
Аккумуляторы Kung Long
Маркировка XX00XX
Общее правило для аккумуляторов с 6-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX00XX таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код последних двух цифр года | L=12, M=13, N=14, O=15, P=16, Q=17, R=18, S=19, T=20 и т.д. |
2 символ | Код номера месяца в году | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и 6 символы | — |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, расшифруем код SB27AB.S=19, то есть 2019 год.B=2, то есть Февраль. 27 — это день месяца. Получаем дату 27.02.2019 |
|
Другой пример аналогичной маркировки. Код RH24AB можно расшифровать, как 24.08.2018 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Kung Long | Long WP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah — Kung Long WP5-12, Клеммы Faston F2 |
Аккумуляторы B.B.Battery
Маркировка XX000000
Общее правило для аккумуляторов с 8-значной буквенно-цифровой маркировкой вида XX000000 таково:
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | — | |
3 и 4 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
5 и 6 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
7 и 8 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, код DC180419 обозначает дату 19.04.2018 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
B.B.Battery | BP5-12 | Аккумулятор 12V 5Ah — B.B.Battery BP5-12 VRLA Rechargeable Battery, AGM, 1.75VPC, 25C, Клеммы Faston F2, 1.8kg |
Аккумуляторы CSB Battery
Маркировка 000000X..
Правило для аккумуляторов с 6-значной цифровой маркировкой с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 и 2 символ | Цифровой код последних двух цифр года | 18=2018, 19=2019 и т.д. |
3 и 4 символ | Цифровой код номера месяца в году | 01, 02, 03 … 12 |
5 и 6 символы | День месяца | 01, 02 … 31 |
7 и последующие | — |
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
На аккумуляторах CSB Battery маркировка даты производства всегда указана на отдельной жёлтой наклейке. Например, код 191021NV23A обозначает дату 21.10.2019 |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
CSB Battery | HR 1234W | Аккумулятор CSB HR 1234W F2 12V, 34W/8.5Ah, AGM Cell, 1.67V, 15Min, Клеммы 7mm, 2.5kg |
Аккумуляторы Vision
Маркировка XX00…
Правило для аккумуляторов с 4-значной буквенно-цифровой маркировкой (первые два символа — буквенные, третий и четвёртый символ — цифровые) с первых символов ряда с последующими дополнительными буквенно-цифровыми символами (общая длина символьного ряда может быть разной):
Символы | Описание | Кодировка |
---|---|---|
1 символ | Код года (разные варианты) | Вариант 1: A=2001, B=2002, C=2003, D=2004, E=2005, F=2006, G=2007, H=2008, I=2009, J=2010 |
Вариант 2: A=2011, B=2012, C=2013, D=2014, E=2015, F=2016, G=2017, H=2018, I=2019, J=2020 | ||
2 символ | Код месяца | A=1, B=2, C=3, D=4, E=5, F=6, G=7, H=8, I=9, J=10, K=11, L=12 |
3 и 4 символы | День месяца | |
5 и далее | — |
Первый вариант кодировки года мог использоваться для старых аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2001 по 2010 год. Второй вариант кодировки года может использоваться для аккумуляторов, выпущенных в диапазоне с 2011 по 2020 год. Современные модели аккумуляторов помимо буквенно-цифрового кода дополнительно маркируются QR-кодом, в котором также может содержаться информация о дате производства.
Примеры маркировки и её расшифровка:
Пример маркировки | Расшифровка примера |
---|---|
Например, расшифруем код IL16….I= 2019 год.L= Декабрь. 16 — это день месяца. Получаем дату 16.12.2019. При считывании QR-кода также можно получить информацию о дате производства |
Подобная маркировка обнаружена на следующих моделях аккумуляторов:
Бренд | Модель | Описание |
---|---|---|
Vision | CP 1250HC | Аккумулятор Vision CP 1250HC Valve Regulated Rechargeable Battery, 5.0Ah, 12V, Клемма F2 |
Автор первичной редакции:Алексей Максимов
Время публикации: 11.10.2019 14:20