Лебедка своими руками

Ручная лебедка своими руками

Существует масса способов изготовить собственными силами простой механизм для перетаскивания или подъема грузов. Для примера вкратце опишем, как делается ручная самодельная лебедка из тормозной трещотки КамАЗа:

  1. Главный узел будущей лебедки – самовыравнивающийся механизм регулировки тормозов (трещотка) с червячным редуктором.
  2. Демонтируем трещотку со старой автомашины.
  3. Аккуратно выбиваем с трещотки вал.
  4. С помощью болгарки на валу удлиняем шлицы.
  5. Отрезаем вал так, чтобы с обеих сторон приспособления он выступал на одинаковую длину.
  6. Для изготовления катушек вырезаем из металла 4 шайбы.
  7. Надеваем шайбы на навал плотно и завариваем.
  8. Получаем две катушки с обеих сторон трещотки.
  9. К концевику червячной пары нужно приспособить рукоятку.
  10. Получаем передаточное отношение 1:20.
  11. Для усиления мощности вдвое можно применить блочное соединение.
  12. Получится отличная и недорогая ручная лебедка для бытовых нужд.

Ручные барабанные лебедки

Принцип работы лебедок напоминает простейший рычаг, закрепленный в точке опоры. Если короткое плечо рычага будет поверхностью цилиндра, а груз будет прикреплен к нему тросом, получится лебедка с передаточным числом, равным соотношению длины рычага и радиуса цилиндра. Для исключения обратного вращения на ось ставят храповый механизм с подпружиненной собачкой — трещотка. Собрать такую ручную лебедку своими руками можно по чертежу:

Как сделать лебедку своими руками, используя червячную передачу, можно посмотреть на чертеже:

Трещотка в такой конструкции не нужна, передаточное число, когда гребень червяка проходит по каждому зубу шестерни, равно количеству зубьев шестерни, умноженному на соотношение длины рукояти к радиусу червяка. Но существенным недостатком будет трение между зубцами и гребнем. Требуется постоянная смазка механизма.

С гораздо меньшим трением работает редуктор из шестеренок. При использовании принципа передачи силы парой шестеренок разного диаметра ручную барабанную лебедку своими руками проще всего сделать так:

Обратите внимание, что стопор в таких устройствах необходим. Такая конструкция применяется при небольшой высоте или длине перемещения груза

Увеличить расстояние перемещения поможет тросоукладчик, равномерно распределяющий трос по длине цилиндра. Проще всего результат получить, применяя подпружиненную пластину или стержень, прижимающие трос к барабану:

Упрощение сборки устройства

В домашних условиях можно использовать подручные материалы и готовые передаточные узлы. Например, трещетка, используемая в автомобиле КАМАЗ для выравнивания тормозного усилия — это готовый червячный передаточный механизм.

Сочетая блоковые механизмы с барабанными лебедками, можно работать, компенсировав недостатки каждого вида подъемников. Например, в полиспастах не предусматривают фиксатор, исключающий обратное движение тали, а барабанные лебеди устраняют это очень просто. Зато угол между вектором подъемной силы и вектором веса у полиспаста может быть практически любым, чем не могут похвастать лебедки.

Можно использовать в хозяйстве покупные подъемники, но, как правило, лебедки нужны там, где магазины далеко — и всегда срочно. Стоит поискать в гараже какие-нибудь детали для выхода из ситуации.

Ручные барабанные лебедки

Принцип работы лебедок напоминает простейший рычаг, закрепленный в точке опоры. Если короткое плечо рычага будет поверхностью цилиндра, а груз будет прикреплен к нему тросом, получится лебедка с передаточным числом, равным соотношению длины рычага и радиуса цилиндра. Для исключения обратного вращения на ось ставят храповый механизм с подпружиненной собачкой — трещотка. Собрать такую ручную лебедку своими руками можно по чертежу:

Как сделать лебедку своими руками, используя червячную передачу, можно посмотреть на чертеже:

Трещотка в такой конструкции не нужна, передаточное число, когда гребень червяка проходит по каждому зубу шестерни, равно количеству зубьев шестерни, умноженному на соотношение длины рукояти к радиусу червяка. Но существенным недостатком будет трение между зубцами и гребнем. Требуется постоянная смазка механизма.

С гораздо меньшим трением работает редуктор из шестеренок. При использовании принципа передачи силы парой шестеренок разного диаметра ручную барабанную лебедку своими руками проще всего сделать так:

Обратите внимание, что стопор в таких устройствах необходим. Такая конструкция применяется при небольшой высоте или длине перемещения груза

Увеличить расстояние перемещения поможет тросоукладчик, равномерно распределяющий трос по длине цилиндра. Проще всего результат получить, применяя подпружиненную пластину или стержень, прижимающие трос к барабану:

Из колесного диска

Для автомобиля со штампованными дисками можно своими силами изготовить устройство, которое поможет машине самостоятельно выбраться из грязи или снега. Приспособление работает как катушка, которая наматывает на себя веревку. Ее свободный конец закрепляется на дереве, столбе, вбитом в землю металлическом колышке. Главное, чтобы такая опора держалась максимально прочно.

Изготовление приспособления нужно проводить по следующему алгоритму:

Вначале необходимо собрать шпулю из любого колесного диска

Важно, чтобы его размер был меньше, чем у штатного колеса, установленного на конкретном автомобиле.
Изготовить специальные зацепы в форме буквы Г. Чтобы сделать правильную разметку, лучше достать запаску и приложить к ней будущую шпулю.
На заготовке нужно сделать отметки напротив отверстий колесного диска запасного колеса.
На эти отметки необходимо приварить Г-образные зацепы из стальной круглой проволоки

Они необходимы для того, чтобы обеспечить прочное сцепление доработанной шпули с колесным диском автомобиля. Здесь достаточно изготовить по одному зацепу через одно отверстие колесного диска. Чтобы избежать неточностей, можно вначале слегка прихватить проволоку, еще раз примериться, а только потом уже обварить изделие капитальным образом. На последнем этапе желательно покрасить изделие, поскольку его придется перевозить внутри багажника.

Изготовленное приспособление на практике применять достаточно просто. Если машина застряла на бездорожье, то нужно действовать следующим образом:

  1. Вначале нужно зацепить шпулю на ведущее колесо автомобиля.
  2. В отверстие соска камеры на диске шпули завести крепкую веревку, завязать узел не ее конце.
  3. Ее свободный край нужно привязать к дереву или колышку, вбитому в землю.
  4. Запустить двигатель, включить первую скорость и начать движение. Машина будет вытаскивать саму себя.

Во время движения недопустимо вращать рулевым колесом, поскольку в таком случае повышается вероятность перетирания каната из-за его схождения со шпули.

Если используется колышек, то нужно особое внимание уделять надежности его установки. В противном случае его может вырвать весом авто

Ручная лебедка своими руками: 7 этапов изготовления устройства

Лебедки — очень удобное для поднятия грузов приспособление, благодаря чему оно имеет широкое распространение среди автолюбителей.

Так как стоимость специального оборудования достаточно высока, то ручная лебедка своими руками станет оптимальным вариантом для автомобилистов, которые предпочитают наиболее оптимальное соотношение цены и качества.

Также по индивидуальному макету можно создать уникальную лебедку, которая будет сочетать в себе удобство и высокую грузоподъемность. Компактные самодельные устройства могут устанавливаться на любую часть машины, что делает механизм универсальным помощником при ремонте и поездках на дальние расстояния.

Назначение лебёдок

Лебёдка является одним из самых старых механизмов, которые человек изобрёл и применил в своей деятельности для облегчения перемещения тяжестей. Тяговое усилие, создаваемое за счёт физической силы человека или животного, передаётся через канат, цепь, трос или иной гибкий элемент от приводного барабана к тому грузу, который надо передвинуть.

У лебёдки привод барабана может быть ручным, электрическим, от двигателя внутреннего сгорания, от паровой машины, гидравлическим. Чаще лебёдку используют для вертикального подъёма груза. Но иногда с помощью этого механизма удобно перемещать тяжести по горизонтали (например, автомобиль).

Если лебёдка крепко установлена на автомобиле, то с её помощью можно самостоятельно освободиться из ямы, из болота или подняться в гору. Если на застрявшем автомобиле нет штатной лебёдки, то любую другую надо прочно закрепить на земле и решить возникшие проблемы.

Лебёдка на автомобиле ФОТО: motorsguide.ru

Разновидности

Существует много разновидностей лебёдок. Их можно классифицировать по способам изготовления – промышленные и самодельные; по виду привода – ручные, электрические, паровые, с двигателем внутреннего сгорания, гидравлические; по величине развиваемого усилия – мощные, маломощные. Названные признаки могут комбинироваться в различных сочетаниях.

Каждый вид имеет свои преимущества и недостатки. Ручную лебёдку изготовить проще всего, она дёшева и компактна, но развить большую мощность она не сможет. Максимальный вес груза, который с её помощью можно поднять, не превышает 1 тонну.

Электрическая лебёдка развивает большую мощность. А в практике автомобилизма в качестве электропривода можно использовать автомобильный стартер. Питание в этом случае происходит от автомобильного аккумулятора. Пользуются наибольшей популярностью у автомобилистов.

Гидравлические лебёдки ещё более мощные, но сложны по конструкции и имеют низкую эксплуатационную надёжность. Поэтому автолюбителями практически не применяются.

Червячная передача — высокая степень надёжности

Во многих механизмах подобного типа, имеющих большую грузоподъёмность, предусмотрено управление скоростью движения троса. Благодаря этому можно изменять интенсивность прилагаемых физических усилий. Ручная лебедка червячная может иметь многообразие вариантов крепления.

Такое устройство отличается простотой эксплуатации и существенной надёжностью. При помощи данного элемента, предназначенного для грузоподъёмности, можно производить монтажные, ремонтные и строительные работы. При этом лебёдка будет иметь высокий уровень безопасности при работе.

Она должна обладать комфортной рукояткой, а червячный редуктор сможет обеспечить прекрасную возможность удержания нагрузки.

Как сделать лебёдки разного типа

Для того, чтобы браться за разработку и изготовление лебёдки своими руками, необходимо уметь работать со слесарным инструментом, сварочным оборудованием, электроприборами и машинами.

Самодельные лебёдки создаются под конкретный автомобиль. Они максимально отвечают потребностям хозяина, гораздо дешевле покупных, имеют высокую ремонтопригодность, просты в облуживании, более компактны.

Один из наиболее популярных вариантов самодельной лебёдки создаётся из деталей велосипеда.

Из инструментов понадобится болгарка, дрель или сверлильный станок, шуруповёрт, сварочный аппарат, тиски, метчики, молоток, керн и кое-что другое.

Трещотка, которая нужна как предохранитель от обратного самопроизвольного вращения барабана, изготавливается из втулки.

Самодельный храповик из велосипедной втулки ФОТО: usamodelkina.ru Из стальной полоски изготавливается корпус, в который вставляется втулка с храповиком. Основная часть лебёдки готова.

Устройство с храповиком в сборе ФОТО: usamodelkina.ru

Технология изготовления лебедки

Каждый мастер разрабатывает и воплощает в жизнь свои разработки. Лебедка может быть изготовлена своими руками по следующей технологии.

  1. Сначала из толстого листа стали делается площадка, на которой будут базироваться все узлы и детали. Крепить к ней посадочные места под вал барабана лучше всего при помощи сварки.
  2. К металлической платформе монтируется барабан при помощи болтов, шайб и гаек.
  3. После установки барабана к его оси присоединяется редуктор. Механизм устанавливается так, чтобы первичный вал находился вверху. Результатом примерки становится приваривание кронштейна крепления.
  4. В верхней части редуктора устанавливается переходник, необходимый для монтажа стартера. Первичный вал оснащается шестерней с подходящим размером зуба. При включении стартера его вал с шестерней должен легко соединяться с редуктором.
  5. На следующем этапе все узлы лебедки окончательно закрепляются. К стартеру прокладывается электрическая проводка и монтируется пульт управления.
  6. Финишной работой будет очистка самодельной лебедки от пыли и масляных пятен. После этого устройство грунтуется и покрывается слоем краски.

Основное предназначение механизма

Универсальность лебёдки в первую очередь нужна владельцам внедорожников, а также в строительстве и частном хозяйстве. Ни для кого не секрет, что многие экстремалы предпочитают ездить по дорогам, где нет и следа от городского комфорта и асфальта. Но сложные просёлочные дороги могут доставить множество хлопот неопытному водителю. Если в багажнике имеется лебёдка, то любая преграда на пути будет легко устранена. Стоит отметить, что некоторые машины с повышенной проходимостью изначально уже оснащены таким механизмом, который в основном установлен на переднем бампере.

Если же автомобиль не имеет такого приспособления, то его можно приобрести в специализированном магазине и самостоятельно установить на транспортное средство. Но можно сэкономить деньги и сделать самодельную ручную лебёдку, ведь многие профессионалы уже давно успешно эксплуатируют такой агрегат. Кроме того, можно создать автоматическую модель, которая будет работать за счёт обычного стартера. Те, кто уже успел опробовать заводские модели и перешёл на самодельное устройство, утверждают, что сделанная своими руками мотолебедка получается более надёжной, нежели хорошо разрекламированные аналоги.

Советы, касающиеся сборки и эксплуатации

При сборке самодельной лебёдки следует внимательно отнестись ко всем деталям. Это позволит избежать возможных неприятных последствий, которые могут проявиться из-за некачественной конструкции.

Ни в коем случае не надо форсировать процесс сборки. Как говорится, поспешишь — людей насмешишь
Лучше потратить лишний час, чтобы уже точно разобраться во всём, чем потом пожинать плоды своей поспешности.
Нужно обратить внимание на коммутацию и монтаж электрической проводки

Пульт управления лебёдкой рекомендуется закрепить подальше от вращающихся деталей
Это снизит риск получения травм, которые могут быть впоследствии получены по неосторожности или в результате поспешных действий.

Использование ручной лебедки

Работа с грузоподъемным механизмом считается потенциально опасным делом, поэтому несоблюдение инструкции здесь нередко приводит к аварийным ситуациям. Опишем вкратце основные пункты, как пользоваться ручной лебедкой:

  1. Поверхность, на которую крепят устройство, должна выдерживать максимальную грузоподъемность лебедки.
  2. Максимальный вес поднимаемого или удерживаемого предмета должен быть вдвое меньше максимальной грузоподъемности приспособления.
  3. Перед работой всегда осматривайте узлы механизма и трос, проверяйте лебедку без нагрузки.
  4. Если требуется удерживать предмет на весу продолжительное время, то трос закрепляют, чтобы убрать нагрузку с лебедки.
  5. При работе с тросами используйте кожаные перчатки.
  6. На барабан трос наматывается с нижней части.
  7. При использовании балласта для закрепления лебедки на земле, его вес должен вдвое превышать тяговое усилие.
  8. Перемещение груза следует производить без рывков и плавно.
  9. После использования трос аккуратно наматываем на барабан.

Что не допускается при ручном управлении лебедкой?

Каждый вид подъемно-транспортных приспособлений имеет свои особенности, поэтому всегда изучайте паспортные данные перед началом использования. Строительная ручная лебедка – полезный и функциональный механизм, требующий бережного отношения и соблюдения следующих правил безопасной эксплуатации:

  1. Запрещено использовать лебедку с трещинами или деформациями на корпусе, с износом на шестернях.
  2. Не используйте трос с признаками явного износа, обрывами проволоки.
  3. Запрещено эксплуатировать крюк при износе в зеве более 10% высоты сечения, при нарушении крепления в обойме.
  4. Нежелательно перемещать лебедкой грузы неопределенного веса или с весом, превышающим грузоподъемность устройства.
  5. Не допускается эксплуатация лебедки при неисправности тормозов, при ненадежной навивке троса на барабан.

Использование ручной рычажной лебёдки

Чтобы переместить груз в кузов автомобиля, волоком перетащить тушу зверя или вызволить застрявший на бездорожье автомобиль, используют ручную рычажную лебёдку. Монтажники называют её «лягушкой».

Можно приобрести готовое приспособление, но мастера-самоделкины делают устройство своими руками. Конструкция состоит из рамы с закреплённым внутри барабаном, к которому прикрепляется звёздочка от храпового механизма. К валу барабана присоединяется рукоятка, при многократном движении рычага груз поднимается как бы скачками, отсюда и название устройства. Храповик не позволит сорваться грузу.

Конструктивные отличия

Для того чтобы разобраться с тем, как сделать самодельную лебёдку своими руками, нужно определиться с перечнем основных деталей, которые будут использованы в процессе изготовления. Специалисты утверждают, что в таком механизме основная задача выполняется за счёт наличия следующих элементов:

  • Мощный двигатель.
  • Барабан с тросом.
  • Шасси (основа).
  • Качественный редуктор.

Прежде чем приступать к сборке, нужно обязательно подготовить все детали, предварительно проверив их работоспособность. Лучше всего использовать специальные чертежи и электрические схемы. Связано это с тем, что такая работа считается очень ответственной, из-за чего лучше не полагаться на свою память и не пускать все на самотёк. Не стоит забывать и о том, что мастер должен подготовить оптимальное рабочее место и все необходимые инструменты, без которых создать лебёдку будет просто невозможно.

Лебедка с канатоведущими шкивами (силовой полиспаст)

В мастерской, гараже или на даче время от времени приходится поднимать и перемещать разные тяжести и габаритные предметы — двигатели авто, наковальни, большие электродвигатели и др.

И чтобы не сорвать спину, советуем воспользоваться самодельным приспособлением — грузоподъемным устройством. Своим опытом поделился автор YouTube канала geniusz K.

Называется устройство силовым полиспастом. По сути же, это самодельная ручная лебедка (или правильно будет сказать — таль) с канатоведущими шкивами.

Принцип работы полиспастов

Состоит самоделка из двух блоков со шкивами, последовательно огибаемых стальным тросом.

Один из блоков является неподвижным, второй — подвижный.

В этом грузоподъемном устройстве груз подвешивают к подвижному блоку со шкивами, а тяговое усилие прикладывается к концу троса, который выходит из неподвижного блока.

Необходимое для подъема тяжестей тяговое усилие при использовании данной конструкции ручной лебедки создается за счет трения стального троса в канавках шкивов.

Давайте теперь приступим к процессу изготовления самоделки. Первым делом на токарном станке автор изготавливает шкивы. Для каждого блока потребуется по шесть шкивов.

В шкивы запрессовываем подшипники, затем надеваем шкивы на вал, после чего собираем корпус подвижного и неподвижного блоков. Детали для корпуса вырезаны из листового металла.

В завершении останется только последовательно пропустить трос через шкивы нижнего и верхнего блоков.

К верхнему (неподвижному) блоку крепится крюк, чтобы его можно было подвешивать на нужной высоте.

Подробно о том, как сделать ручную лебедку с канатоведущими шкивами, можно посмотреть на видео ниже.

Создание барабанной лебёдки своими руками

Все перечисленные механизмы удобные в использовании, но дорогостоящие. Выход один — смастерить устройство своими руками.

Варианты изготовления самодельной лебёдки:

  1. из трещотки от КАМаза;
  2. из бензопилы «Дружба».

Вариант первый — используется трещотка от КАМаза с червячным редуктором — из механизма, отвечающего за работу тормозов. Приспосабливаем барабан на основную ось, а к червячной паре прилаживаем рукоятку. Коэффициент усиления составит 1:20.

Можно обрезать штатную тормозную ось болгаркой и насадить на неё барабан. Использование блочного соединения усилит мощность лебёдки вдвое. Требуется смазывать трущиеся поверхности, чтобы самодельное приспособление имело долгий срок службы.

Мощности самодельной лебёдки хватит для подъёма строительных материалов и тяжёлого груза из ямы. Но тяжёлый двигатель вытащить из капота она не поможет.

Мотолебёдка своими руками изготовляется из бензопилы. Этот вариант подойдёт там, где нет электричества. Это изобретение лесорубов, которым требовалось обвязывать срубленные стволы.

С бензопилы «Дружба» снимают кожух, к самодельному барабану приделывают большую звёздочку от мотоциклетного колеса и присоединяют мотоциклетную цепь к ведущей основной звёздочке бензопилы. Получили два редуктора в одном механизме: редуктор бензопилы и цепной редуктор на звёздочках, имеющий передаточное отношение 1:10. За счёт распределения нагрузки увеличивается срок службы рабочих элементов.

Лебедка с ручным или электрическим приводом своими руками

При наличии навыков работы со сварочным аппаратом можно сделать лебедку самостоятельно из подручных материалов.

Делаем лебедку своими руками

Вам понадобится:

  • Труба прямоугольного сечения для выполнения рамы;
  • Труба или готовый вал для барабана;
  • Листовой металл для дисков барабана, толщина 3 мм;
  • Шпильки с резьбой М10-М12 длиной 24 см – 6 штук, гайки;
  • Трубка с диаметром Ø14 – 6 одинаковых отрезков 20 см;
  • Большая и малая звездочки и цепь;
  • Ступицы для крепления барабана на валу и для крепления вала к раме;
  • Рычаг для ручного привода, бензиновый или электрический двигатель, работающий от сети ~220 В или автомобильного аккумулятора;
  • Трос нужной длины с карабином на конце;
  • Сварочный аппарат и электроды;
  • Болгарка с отрезным и шлифовальным диском;
  • Краска и грунтовка по металлу;

Набор гаечных ключей.

Технология изготовления лебедки:

  1. По чертежу болгаркой нарезают трубу прямоугольного сечения 20х20 мм для рамы. Все соединения, выполненные перпендикулярно, получают с помощью обрезки заготовок под углом 45 градусов.

  2. Раскладывают заготовки на ровной поверхности. Сваривают раму лебедки с помощью сварочного аппарата точечно в месте соединения заготовок. Проверяют перпендикулярность углов и соответствие размеров, после чего полностью проваривают швы. Приваривают площадку из листового металла с продольными пазами для крепления электродвигателя привода. Удаляют окалину и заусенцы шлифовальным кругом болгарки.

  3. Зашкуривают раму, покрывают ее грунтовкой по металлу, а после высыхания – краской или эмалью в два слоя.

  4. Приступают к изготовлению барабана. Из листового металла вырезают два круга одинакового диаметра – примерно 30 см. В центре каждого круга высверливают отверстие по диаметру вала, также выполняют по шесть отверстий на расстоянии 7-8 см от центра. Рассверливают отверстия для крепления ступиц – по 4 на каждом диске. Крепят ступицы на болтовое соединение. Скрепляют диски барабана с помощью шпилек: закрепляют каждую шпильку в одном диске, надевают на нее трубку Ø14, после чего надевают на шпильки второй диск и затягивают на гайки и контргайки.

  5. Барабан крепят на валу. Вал можно изготовить из металлической трубы подходящего диаметра или использовать готовый вал из высокопрочной стали от любого механизма. На валу с внешней стороны от барабана закрепляют большую звездочку – можно использовать звездочку от коробки передач мотоцикла, например. На выступающие части вала устанавливают ступицы для закрепления барабана на раме.

  6. Устанавливают барабан с валом на раму, закрепляя их с помощью внешних ступиц и болтов. На площадку устанавливают электрический или бензиновый двигатель с жестко закрепленной на выходном валу малой звездочкой. Надевают цепь и регулируют ее натяжение, передвигая электродвигатель по площадке в прямоугольных крепежных пазах до оптимального положения. Цепь не должна провисать, но и слишком сильное натяжение нежелательно – увеличится износ звездочек, также может произойти разрыв цепи. Проверить натяжение цепи можно, покрутив барабан руками – она не должна сдерживать вращения барабана при разматывании троса.

  7. Наматывают на барабан трос, закрепив его конец на валу. Второй конец троса снабжают прочным карабином. Для удобства передвижения лебедку закрепляют на раму с колесной парой с помощью хвостовика.

  8. Хвостовик с противоположной стороны предназначен для крепления лебедки к автомобилю. Барабан в этом случае рекомендуется закрыть защитным кожухом, предотвращающим попадание грязи и осадков на трос.

  9. Если привод планируется выполнить универсальным, то с внешней стороны вала можно предусмотреть крепление рукоятки. В этом случае при отсутствии топлива или электроэнергии можно  будет использовать лебедку вручную.

Представленная конструкция лебедки проста и надежна, и хотя в ней нет возможности переключения передаточного числа, реверса и других вспомогательных функций, задачу по перемещению тяжелых грузов в горизонтальной плоскости она выполняет отлично. При необходимости поднять груз на большую высоту такую лебедку можно использовать в сочетании с ручной талью или просто перекинув трос через прочную опору.

Таким образом в сегодняшнем уроке мы рассмотрели создание ручной лебедки своими руками, подписывайтесь на нашу группу и будьте в курсе всех значимых новостей!.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector