Зил бычок 5301: технические характеристики самосвала

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор ЗИЛ-130

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо  передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Синхронизатор ЗИЛ-130

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1,  которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Прочие элементы

В систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 входит водяной насос. Он позволяет прогонять хладагент примерно 10 раз в одну минуту. Центробежная помпа фиксируется на фронтальном торце двигателя. Подвод жидкости осуществляется с одной стороны. Вал привода указанного приспособления установлен на паре шарикоподшипников в остове из чугуна. Крыльчатка механизма, которая располагается на едином с вентилятором валу, оборудована самоприжимным сальником в виде резиновой манжеты. Также в конструкцию входит текстолитовая шайба, пружина. Указанные элементы в сборе плотно взаимодействуют с корпусной торцовой частью.

Хладагент подается в центральный отсек крыльчатки от радиатора на патрубок, затем транспортируется под воздействием пара (1,5-2,5 кг/кв. см) в обе группы цилиндров мотора. Корпус подшипников оснащен сливным отверстием, служащим для удаления смеси, выделяемой в случае износа элементов сальника. Смазка подшипников осуществляется при помощи масленки и контрольного гнезда для отвода отходов смазочного состава.

Еще один элемент – электротепловой температурный указатель. Термическое состояние воды в системе охлаждения двигателя ЗИЛ контролируют с помощью специального термометра. В его конструкцию входит датчик, расположенный в ГБЦ, а также указатель на приборном щитке. Если зажигание активировано, указанный прибор бездействует, его стрелка занимает позицию на метке 100°. После запуска мотора ток через запитанные контакты проникает по спирали с последующим нагревом пластины из биметалла. Последняя деталь при этом изгибается, а ее верхний конец передвигает стрелку указателя в крайнюю левую позицию.

Пластина индикатора снова деформируется под действием тока, размыкает контакты, разрывая спиральную цепочку. Синхронно происходит охлаждение пластины датчика, после чего контакты снова смыкаются. У непрогретого силового агрегата контакты рассоединяются кратковременно, после чего нагретая пластина определяет пониженный температурный режим. При повышении нагрева воды стрелка смещается вправо, указывая на соответствующий градус.

Следующая деталь в конструкции системы охлаждения ЗИЛ-130 — створки-жалюзи из металла. Они устанавливаются перед радиатором, помогают корректировать атмосферный поток, проходящий через приспособление. На стадии прогрева двигателя и езде в холодную погоду эти шторки прикрывают, дабы гарантировать оптимальный температурный режим хладагента.

Компрессор системы охлаждения ЗИЛ-130 в штатном исполнении заменяет обычный вентилятор. Он усиливает поступление воздуха через радиаторную сердцевину. Ступица прибора фиксируется на валу водяного насоса, вращаются элементы синхронно от шкива коленчатого вала с помощью одного или двух ремней трапециевидной конфигурации. Пропеллер установки помещен в специальный кожух, что дает возможность повысить скорость проходящего воздуха.

Особенности электрооборудования

На автомобиле использовалась традиционная для отечественного автопрома:

  1. Однопроводная схема, где роль второго провода выполняет металлический кузов автомобиля;
  2. Все электрооборудование рассчитано на напряжение 12 В;
  3. Стартер работает от напряжения 24 В (для этого устанавливается второй аккумулятор);
  4. Основные цепи защищены плавкими предохранителями;
  5. В качестве основы согласно унификации деталей использовалась электропроводка ЗИЛ 4331 – преемника ЗИЛ 130.

Заводская инструкция указывала каталожные индексы применяемых деталей

Особенности проводки кабины

Унаследовав от «больших» собратьев высокую кабину, конструкторами без особых изменений была задействована и внутрисалонная схема проводки ЗИЛ Бычок.

Это позволило:

  1. удешевить расходы на сборку;
  2. а для потребителей – предложена приемлемая цена на «развозной» городской грузовик.

Фото кабины, унифицированной со старшими моделями прошлых лет

Старая кабина унаследовала и некоторые «особенности» предшественника.

В связи с чем, эксплуатирующие данный автомобиль владельцы вынуждены были своими руками дорабатывать недочеты, а именно:

  1. мощности электрического насоса омывателя не хватало, поскольку вода вначале подавалась на правую щетку, затем на среднюю и только потом на щетку стеклоочистителя со стороны водителя;
  2. дополнительная врезка в капот двух распылителей решала проблему.

Панель приборов

Основные трудности в эксплуатации возникают в работе:

  1. замка зажигания;
  2. выключателя массы (расположен за аккумуляторным ящиком).

В панели приборов использовалась модернизированная проводка ЗИЛ 4331

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Справочно: На случай поломки или выхода из строя коммутатора на авто устанавливался аварийный генератор импульсов. Благодаря его наличию, автомобиль мог оставаться в строю еще 30 часов.

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Справочно: при замасливании свечей традиционная контактная система зажигания неспособна поджечь топливовоздушную смесь в цилиндрах. А бесконтактная способна сгенерировать больший импульс, т.е. она менее чувствительна к забрызгиванию свечей и к качеству самого топлива.

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI

Корректировка ременных передач

Эту операцию следует проводить своевременно, чтобы обеспечивалась надежная и корректная работа системы охлаждения компрессора ЗИЛ-130. Пробуксовка ремней возникает вследствие замасливания и ослабления данных элементов. Детали необходимо протереть ветошью, немного смоченной в бензине.

Натяжку приводных ремней вентилятора и генератора регулируют при помощи поворота второго агрегата на его опоре. В требуемом положении прибор фиксируют посредством кулисы. Проверяют параметр следующим образом: прогиб ремня в средней части между шкивами вентилятора и генератора должен быть не более 15 мм при воздействии силой 4 кг. Корректировку аналогичного элемента насоса гидравлического рулевого усилителя выполняют, используя сдвижку кронштейна с насосом. Раздвигая половины шкива нагнетательного оборудования, обеспечивают корректное натяжение ремня компрессора ЗИЛ-130 своими руками. Охлаждение узла будет эффективнее, если все указанные процедуры проводить в одном комплексе.

Электрооборудование ЗИЛ 131

Обладая внедорожными качествами, «сто тридцать первый» также являлся родоначальником некоторых решений, ранее не использовавшихся в производстве грузовых моделей:

  • На автомобиле устанавливался бензиновый 16-клапанник с V-образным расположением цилиндров;
  • Традиционная система зажигания заменялась на бесконтактную с электронным коммутатором;
  • Герметичная и экранированная электропроводка ЗИЛ 131 позволяла работать в самых сложных погодных условиях;


Все нюансы подлежали доскональному изучению

Модернизированная система зажигания

В те годы на западе появилась бесконтактная система зажигания. Несмотря на то, что цена компонентов была высокой, ее посчитали перспективной и после доработки под отечественные стандарты стали серийно устанавливать на автомобилях ЗИЛ 131.

Также конструкторы предусмотрели обслуживание и регулировку ее узлов своими руками в полевых условиях.


Несмотря на кажущуюся сложность, схема была достаточно простой

Особенности обслуживания

Применительно к ЗИЛ 131 основной сложностью при обслуживании являлся постоянный дефицит узлов и агрегатов. В частности:

  • Много нареканий вызывала проводка ЗИЛ 131 (экранированная) из-за низкого качества материалов;
  • Частые отказы конденсаторов, что вынуждало переходить на контактную схему;
  • Обилие электроники в схеме электрооборудования бесконтактной системы зажигания затрудняла самостоятельное обслуживание.

На видео ниже вы сможете узнать и о других особенностях данной модели.

Особенности модели

Основные модификации ЗИЛ 5301 по заводской документации

По данным производителя, конструкция автомобиля послужила платформой для 35 модификаций разного назначения. На фото вверху представлена заводская инструкция.

Следует отметить, что большинство модификаций заказывались:

  • государственными компаниями;
  • коммунальными службами;

что позволяло заводу загрузить производственные мощности. На представленном видео представлена лишь часть модификаций данной модели, встречающихся на отечественных дорогах.

В то же время, для удешевления автомобиля, производителем применялись узлы и агрегаты с других моделей, например электропроводка ЗИЛ 4331, поскольку высокая цена автомобиля с оригинальными деталями, разрабатываемыми с «нуля» не позволила бы ему конкурировать в рыночных условиях.

В частности, на «Бычок» устанавливались:

  1. Кабина с модели 4331. Вместе с ней перекочевала и проводка ЗИЛ 4331, и гидроусилитель рулевого управления;
  2. Коробка передач ЗИЛ 130.

Все особенности электросхемы описаны в руководстве по эксплуатации

Силовые агрегаты

Успехом модели ЗИЛ 5301 автопроизводитель в первую очередь обязан дизельному двигателю Д-245, представлявшего собой модификацию тракторного 4-цилиндрового силового агрегата объемом 4750 см³ производства Минского моторного завода.

С поисками хорошего мотора для своих автомобилей сталкивались и другие отечественные производители. Об этом вы можете прочесть в статье — Москвич 2141: обсуждаем особенности.

За годы выпуска на автомобиль «Бычок» устанавливались:

  1. До 2005 года — модернизированные ММЗ Д-245.9 и ММЗ Д-245.12С, соответствующие ЕВРО-0;
  2. С 2005 года — дизельный силовой агрегат ММЗ Д-245.9 соответствующий ЕВРО-2;
  3. С 2008 года — ММЗ Д-245.9, отвечающий требованиям ЕВРО-3.

Двигатель Д245.12С-231 ММЗ

Для такой работы потребуется схема электропроводки ЗИЛ 131, которую вы можете найти в одноименном разделе сайта.

Электрооборудование

Схема электропроводки ЗИЛ Бычок применена классическая. Ниже дана цветная иллюстрация, разделенная на 2 части для удобства печати. Подобным образом выложена и нужная схема электропроводки КАМАЗ 5511, которую вы также можете скачать и распечатать.
Цветная оригинальная схема электрооборудования ЗИЛ 5301

Следует отметить, что в большинстве случаев схема проводки ЗИЛ Бычок при бережной эксплуатации не вызывала нареканий, хотя этот факт нередко подкреплялся заботой владельцев, обслуживавших автомобиль самостоятельно.
Часть вторая схемы электрооборудования ЗИЛ 5301

Устройство

Конструкция этого автомобиля включает в себя такие механизмы и детали, как:

  1. Электрооборудование, отвечающее за световую и звуковую сигнализацию, ближний и дальний свет и т.д.
  2. Трансмиссию, которая представляет собой ходовую часть транспортного средства.
  3. Механизм рулевого управления и пневматическая подвеска ЗИЛа.
  4. Силовой агрегат, оснащенный карбюратором, насосным элементом и жидкостной системой охлаждения.
  5. Механизм торможения независимого типа. Система представлена вспомогательным, стояночным и рабочим тормозом.
  6. Механизм сцепления, колеса и шины транспорта.
  7. Пневматическая система, в которую входит компрессор, штуцер, хомут и шланги.
  8. Кабина водителя и грузовая платформа.

Электрооборудование

Схема электрооборудования цветная и с описанием есть в руководстве по ремонту транспорта.

Отрицательные клеммы всех электрических приборов и устройств ЗИЛа подключены к массе автомобиля. Номинальное напряжение в цепи проводки составляет 12 В. Электросхема представлена проводами низкого напряжения ПГВА и проводами высокого напряжения ПВВ.

Если обрыв произошел на проводах низкого напряжения, то можно обмотать место повреждения изоляционной лентой. Если обрыв произошел на проводах высокого напряжения, их следует заменить, т.к. они не подлежат ремонту. Для определения обрыва рекомендуется воспользоваться пробником, оборудованным контрольной лампой.

КПП

Трансмиссия включает в себя следующие элементы:

  • вал ведущего типа;
  • подшипник;
  • стопорные и уплотнительные кольца;
  • фиксирующий пружинный механизм;
  • зубчатые колеса;
  • вилка переключения скоростей;
  • втулка;
  • пробка контрольно-заливочного отверстия;
  • осевое устройство промежуточного рычага;
  • ведомый вал;
  • спидометр;
  • штифт.

Коробка передач оборудована шестернями, необходимыми для включения второй, третьей и четвертой передачи.

Сборка механизма после проведения ремонтных работ осуществляется только при отключенном силовом агрегате.

Передаточные числа механизма:

  • первая передача — 6,45;
  • вторая передача — 3,56;
  • третья передача — 1,98;
  • четвертая передача — 1,275;
  • пятая передача — 1,00.

Рулевое управление

Рулевое управление ЗИЛа состоит из:

  • насоса гидравлического усилителя;
  • бака;
  • шланга низкого давления насосного элемента;
  • рулевой колонки управления;
  • переключателя;
  • карданного вала;
  • крепежных элементов;
  • картера;
  • рейки;
  • клина, который нужен для крепления карданного вала;
  • контактного устройства;
  • трубы высокого давления;
  • сошки;
  • масляного радиатора.

Гидравлический усилитель рулевого механизма дает возможность снизить уровень нагрузки и усилия, которое прикладывается для поворота передних колес транспорта. Это устройство способствует смягчению ударов во время езды по бездорожью и позволяет сохранить контроль над управлением автомобиля, если произошел разрыв шины переднего колеса.

Кузов

Габариты и объем кузова:

  • длина — 6675 мм;
  • высота — 2400 мм;
  • объем — 5 м3 .

Допустимый угол подъема самосвальной платформы составляет 50°. Разгрузка может осуществляться назад, в правую или левую сторону. Площадь платформы составляет 8,7 м2 , а параметры — 2325-3752 мм.

Конструкция кузовной части транспортного средства включает в себя:

  • борта;
  • крепежные элементы;
  • основание;
  • шпингалеты;
  • натяжные петли;
  • продольный брус;
  • раму;
  • хомут;
  • брызговик;
  • кронштейн и болт кронштейна;
  • вспомогательный брусок.

Общее количество бортов — 6. Основание конструкции выполнено из прочного металла, есть возможность установки тента. Настил на основании выполнен из дерева, а борта представлены в виде профилированных панелей, которые изготовлены из листовой стали.

Схема электропроводки ЗИЛ 131, замена проводки своими руками: инструкция, фото и видео

Армейская версия многоцелевого грузового ЗИЛ 131 приступила к несению военной службы с 1966 года. Многие экземпляры и по сей день исправно работают, и не только на своих боевых постах, но и в хозяйстве многих предприятий и организации России.

Вот он – герой нашей статьи

Модификации

Автомобиль в неизменном виде продержался на конвейере до 1986 года, когда в планах автозавода появился:

  1. ЗИЛ 131Н – модернизированный вариант с карбюраторным двигателем;
  2. ЗИЛ 131Н1 (Н2) с дизельными двигателями;
  3. ЗИЛ 131А – с обычной схемой проводки (неэкранированной) для гражданских заказчиков.

Узнайте также все нюансы схемы электропроводки Нива Шевроле.

Особенности электрооборудования

Помимо высоких внедорожных качеств, которыми наделен «сто тридцать первый», есть особенности конструкции, ранее не применявшиеся в отечественном автомобилестроении:

  1. Бензиновый 8-ми цилиндровый 16-ти клапанный двигатель;
  2. Бесконтактная система зажигания с электронным коммутатором;
  3. Автомобильный генератор переменного тока увеличенной мощности;
  4. Экранированная герметичная электропроводка ЗИЛ 131.

Фото: цветная обучающая инструкция – зажигание и его основные узла

Бесконтактная система зажигания

На автомобилях ЗИЛ 131 впервые применили бесконтактную систему зажигания, отличавшуюся от традиционной улучшенными параметрами искрообразования:

  1. В контактной системе постоянный ток от аккумулятора проходит через первичную обмотку катушки зажигания;
  2. В бесконтактной – в цепи между АКБ и катушкой подключается конденсатор;
  3. Он накапливает высокое напряжение, заряжаясь электронной схемой.

В свою очередь, электронная схема состоит из:

  1. преобразователя напряжения, заряжающего накопительный конденсатор;
  2. электронного ключа, подключающего данный конденсатор к катушке зажигания.

Конструкторы предусмотрели регулировку узлов своими руками

Особенности и недостатки бесконтактной системы

Недостатком бесконтактной системы в те годы являлся дефицит электронных компонентов и их надежность при многолетнем использовании в суровых условиях.

Применительно к ЗИЛ 131:

  1. проводка ЗИЛ 131 выполнялась экранированной, однако ее качество оставляло желать лучшего;
  2. на автомобилях первых лет выпуска не удавалось обеспечить длительность импульса конденсаторов;
  3. конструктивная сложность применяемых тиристоров и транзисторов требовала дополнительного обучения автомехаников и водителей.

https://youtube.com/watch?v=h8uhNvVhtEI

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы основных систем и видео помогут вам в обслуживании транспортного средства. А автомобиль выполнит все возложенные на него задачи.

Разбирайтесь также в тонкостях проводки ВАЗ 2109 (мастер-класс под капотом).

Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131

Обслуживание раздатки состоит из:

  • ЕО – ежедневного обслуживания;
  • регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
  • сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).

ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.

При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.

Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.

Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).

Кабина

Кабина автомобилей ЗИЛ-433360 — цельнометаллическая, трёхместная, с целым панорамным неоткрывающимся стеклом ветрового окна типа «Триплекс».

Двери кабины имеют спускающиеся стекла и поворотные стекла форточки. Подъем стекол дверей и надежная их фиксация в поднятом положении осуществляются однорычажными стеклоподъемниками.

Двери кабины, левая и правая, имеют замки, открывающиеся снаружи ключом, а изнутри ручкой. Стопор замка в нижнем положении блокирует открытие дверей снаружи.

Для открытия поворотной форточки двери необходимо повернуть ручку-запор, нажав предварительно на ее кнопку. Стеклоочиститель ветрового окна кабины с электроприводом. Сиденье водителя снабжено механизмом подрессоривания с регулировкой жесткости в зависимости от веса водитель перед посадкой на сиденье необходимо вращением ручки 2 установить указатель 3 против цифры на шкале, соответствующей весу водителя. Подвеска может быть заблокирована, при этом сиденье фиксируется в единственном (по высоте) положении.

Регулировкой предусмотрено несколько фиксированных положений спинки и подушки сиденья. Отопитель кабины предназначен для подачи тёплого воздуха в Кабину и обогрева стекла ветрового окна в случае его замерзания. Оперение автомобиля  — интегрального типа, откидывается в перед.

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Читать также: Усиленный бампер на ниву шевроле

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

Схема КПП

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector