Помощь при старте на подъеме (hill-start assist control): суть системы и принцип работы

Неисправности системы помощи при трогании на подъеме

Как отмечалось выше, данная система чаще всего является частью блока ESP (ABS). Соответственно, при его выходе из строя, не будет работать и сама система. Это может произойти по ряду причин:

  • Повреждение датчиков, на основе которых система принимает решение о необходимости торможения;
  • Нарушения в поступлении сигналов от датчиков до “мозгов” из-за проблем с проводкой или датчиками;
  • Неисправность тормозной системы — сильный износ колодок, малое количество тормозной жидкости, проблемы с дисками и так далее.

Если данная система не работает при нормальном функционировании остальных систем, вероятнее всего, проблема связана с прошивкой блока управления.

(18 голос., средний: 4,17 из 5)

Принцип и логика работы

Система в автоматическом режиме определяет угол уклона. Если он превышает 5% – запускается автоматический алгоритм действий. Работает этот таким образом, что после отпускания педали тормоза HAS поддерживает давление в системе и предотвращает откат. Существует четыре основных этапа работы:

  • водитель нажимает на педаль и создает давление в системе;
  • удержание давления с помощью команд от электроники;
  • постепенное ослабление тормозных колодок;
  • полный сброс давления и начало движения.

Логика работы системы

Практическая реализация работы системы аналогична работе системы АБС. Более подробно об этом можно почитать в нашей статье. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, в тормозной системе повышается давление и срабатывают тормозные механизмы колес. Система фиксирует уклон и автоматически закрывает впускные и выпускные клапаны в гидроблоке ABS. Таким образом, происходит удержание давления в тормозных контурах и если водитель уберет ногу с педали тормоза – автомобиль останется неподвижен.

Когда водитель нажимает на педаль газа, система начинает постепенно открывать выпускные клапаны в гидроблоке. Давление начинает снижаться, но все еще позволяет предотвратить скатывание вниз. Когда двигатель набирает нужный крутящий момент, клапаны полностью открываются, давление сбрасывается, и колодки полностью отпускаются.

Что это за система?

Название говорит само за себя, система создана для того, чтобы помогать водителю трогаться на подъеме. Все мы были когда-то новичками и у каждого были проблемы именно с троганьем с места, когда машина стоит под наклоном и норовит скатиться назад. Такое явление при отсутствии сзади преграды или авто, в принципе, не страшно. Однако на загруженной дороге покатиться назад довольно опасно, нет, большого ДТП, скорее всего, не произойдет, но свое, а также чужое имущество будет повреждено.

Название данной системы, как правило, обозначается, да, вы угадали, очередной аббревиатурой. В зависимости от компании производителя она может называться по-разному: HAC, HSA, HG, HHC, USS. У каждого из производителей есть какие-то свои наработки, однако, кардинально системы не отличаются и работают по тому же принципу. На автомобилях премиального класса о наличии данной системы, в принципе, никогда не пишут, так как она устанавливается по умолчанию, то есть является обычным делом.

Система помощи при подъёме

Как и в случае с помощником при спуске, о котором мы уже писали, система помощи при подъёме получила своё название немного несправедливо. Дело в том, что, по сути, никакой самостоятельной системой он не является, а представляет собой всего лишь программную функцию системы динамической стабилизации (ESC/ESP).

Как мы уже упомянули выше, алгоритм работы системы помощи при подъёме создан таким образом, чтобы не дать тормозам сразу же после отжатия педали отпустить колодки.

Электроника, при выполнении вышеперечисленных условий, действует следующим образом: после того как нога убрана с педали тормоза давление в магистралях не падает, машина продолжает стоять на месте, постепенное снижение давления начинается только после нажатия педали газа, причём полностью тормоза отпускаются только тогда, когда электроника «видит», что созданного мотором крутящего момента будет достаточно для начала движения.

Стоит отметить, что система будет работать корректно и при движении в горку задним ходом

Прежде чем мы закончим, хотелось бы сказать ещё вот что. Считается, что оптимальным применение системы помощи при подъёме является только на автомобилях, оснащённых автоматической коробкой передач.

Тем не менее, встречаются разновидности и для «механики», но сильно расслабляться водителю в этом случае не стоит — возможны сюрпризы в работе.

Так как электроника для момента отпускания тормозов отслеживает обороты двигателя, в машинах с механикой может возникнуть казус, когда необходимые обороты достигнуты были на нейтральной передаче. В результате авто покатится назад, а водителю обеспечен лишний стресс.

Будьте внимательны, друзья, и до новых интересных встреч!

Принцип действия системы помощи на крутых подъемах

Удобные и комфортные условия управления при наличии опции HSA обеспечиваются за счет того, что выполнение действий по удерживанию автомобиля на склоне происходит автоматически, система полностью исключает использование водителем ручного тормоза. Отличительной особенностью системы является то, что она способна распознавать уклоны, начиная с 5 градусов, что исключает возможность ее срабатывания на ровных участках дороги

Очень важно, что система обеспечивает помощь вне зависимости от направления движения и обеспечивает срабатывание при движении задним ходом

В противооткатную систему заложена функция предотвращения пробуксовки колес на склонах со скользкой поверхностью, она также информирует водителя в случае скатывания автомобиля вниз. При обнаружении пробуксовки происходит перераспределение интенсивности крутящего момента. В этом случае те колеса, которые имеют хорошее сцепление с полотном дороги, начинают притормаживаться, что создает условия для восстановления контакта с дорожным покрытием буксующих колес.

Система помощи при трогании автомобиля на подъем обеспечивает в необходимый момент создания и удерживание в тормозной системе рабочего давления, затем постепенного его снижения с последующим сбрасыванием. Переключение фаз рабочего цикла обеспечивается за счет срабатывания переключающих и перепускных клапанов, обеспечивающих работу тормозной системы. При нажатии на педаль тормоза происходит открытие впускных клапанов с одновременным запиранием выпускных, в тормозной системе создается высокое давление, обеспечивающее режим торможения. При отпускании педали тормоза в случае, если транспортное средство находится на уклоне, происходит закрытие впускных клапанов, выпускные при этом также закрыты. При таком положении в тормозной системе будет сохраняться давление до тех пор, пока не начнется движение. Сброс давления обеспечивается за счет срабатывания перепускных клапанов.

Система помощи при спуске

Система помощи при спуске предназначена для предотвращения ускорения автомобиля при движении по горным дорогам. Наличие данной системы на автомобиле повышает удобство управления и безопасность. Система помощи при спуске устанавливается, как правило, на легковые автомобили повышенной проходимости. В зависимости от автопроизводителя система имеет следующие названия:

  • Hill Descent Control (HDC) от Volkswagen, BMW и др.;
  • Downhill Assist Control (DAC) от Toyota;
  • Downhill Drive Support (DDS) от Nissan.

Если автомобиль находится на наклонной плоскости, действующая на него сила тяжести раскладывается по правилу параллелограмма на нормальную и параллельную составляющие (рис. 1). Последняя представляет собой действующую на автомобиль скатывающую силу FH.

Рис. 1. Схема действия сил при движении автомобиля на спуске: FA — сила тяги; FG — сила тяжести (вес автомобиля); FH — скатывающая сила; FN — нормальная составляющая силы тяжести

Если на автомобиль действует собственная сила тяги, то она добавляется к скатывающей силе FH. Скатывающая сила действует на автомобиль постоянно, независимо от его скорости. Вследствие этого автомобиль, скатывающийся по наклонной плоскости, будет все время ускоряться, т.е. двигаться тем быстрее, чем дольше он скатывается. Чтобы удерживать постоянной скорость автомобиля без ассистента движения на спуске, водителю необходимо будет тормозить и (или) включать понижающую передачу, снимая ногу с педали акселератора. Для облегчения действий водителя в этих условиях и обеспечения безопасности при спуске применяется система помощи при спуске, которая задействуется при выполнении следующих условий:

  • скорость автомобиля меньше 20 км/ч;
  • уклон превышает 20 %;
  • двигатель работает;
  • педали акселератора и тормоза не нажаты.

При выполнении указанных условий получаемые системой данные о положении педали акселератора, частоте вращения коленчатого вала двигателя и скорости вращения колес (которая слегка превышает скорость пешехода) свидетельствуют об увеличении скорости автомобиля. Система при этом исходит из того, что автомобиль скатывается на спуске и необходимо задействовать тормозную систему. Скорость автомобиля, которую тормозной ассистент должен поддерживать с помощью подтормаживания всех колес, зависит от скорости, с которой было начато движение на спуске, и включенной передачи. В этом случае система помощи при спуске включает насос обратной подачи. Клапаны высокого давления и впускные клапаны ABS открываются, а выпускные клапаны ABS закрываются. В тормозных цилиндрах колес создается тормозное давление, и автомобиль замедляется. Притормаживание колес система осуществляет через гидромодулятор ABS, создающий давление в тормозной системе.

При снижении скорости автомобиля до безопасного значения система помощи при спуске прекращает подтормаживание колес и вновь снижает давление в тормозной системе. Если после этого скорость начинает увеличиваться при ненажатой педали акселератора, система исходит из того, что автомобиль по-прежнему движется по спуску. Таким образом, скорость автомобиля постоянно удерживается в безопасном диапазоне, который легко может управляться и контролироваться водителем.

Система помощи при спуске дезактивируется принудительно (повторным нажатием клавиши) или автоматически при нажатии на педаль газа или тормоза, а также при снижении величины уклона до 12 %.

Система помощи при спуске является программным расширением системы курсовой устойчивости и использует ее конструктивные элементы, поэтому по свой сути является функцией, а не системой.

Устройство и принцип работы на примере Лада Веста

Принцип работы Hill Start Assist на автомобиле Лада Веста не сильно отличается от общего подхода, применяемого на других машинах.

Устройство работает на принципе снижения давления в тормозной системе после отпускания педали газа.

Для активации работы HSA требуется три составляющие:

  1. Машина заведена;
  2. Педаль тормоза выжата;
  3. Угол наклона превышает 5% (если ранее не был выставлен другой параметр).

Само устройство работает на базе четырех циклов (фаз), каждая из которых выполняет конкретную задачу:

  1. Создается достаточное для работы тормозное давление;
  2. Обеспечивается удерживание тормозного давления;
  3. Снижается давление в тормозной системе;
  4. Происходит сброс давления.

В момент нажатия на тормоз (в момент подъема) тормозная система выполняет функции при условии, когда клапаны (переключающие и впускные) открыты. Как результат, в Hill Start Assist появляется тормозное давление, удерживающее машину на одном месте.

После отпускания тормоза происходит закрытие переключающих клапанов, а в тормозных контурах поддерживается требуемое давление, что исключает откатывание машины в момент переноса ноги с педали на педаль.

Как только дроссельная заслонка открывается (педаль газа выжимается), перепускные клапаны открываются. Этот фактор способствует снижению давления в тормозах.

После того как момент вращения мотора достигает необходимой частоты, переключающие клапана открываются на 100%, что и гарантирует сброс давления.

Стоит отметить, что Hill Start Assist работает только на подъем. Интересен факт, что направление движения не имеет значения. Так, устройство сработает даже при движении в гору задним ходом.

Разработки разных производителей

Отправляясь на поиски автомобиля, не все ставят в числе главных приоритетов наличие HSA. При этом автолюбители явно не против того, чтобы получить такого ассистента в машину.

Но иногда, изучая комплектацию, покупатель несколько разочаровывается, не увидев в списке комплектующих аббревиатуру HSA. Не делайте поспешные выводы. Просто у разных автокомпаний свои названия. К примеру:

  • HAC или же HSA. Подобное обозначение вы увидите на автомобилях от японского автопроизводителя в лице Тойота. Аналогичные аббревиатуры применяются на машинах марки Lexus;
  • HHC. Немецкий автоконцерн Фольксваген использует свою разработку, но применяет другое название. Расшифровывается оно как Hill Hold Control. Название другое, суть та же;
  • HH. Система Hill Holder под таким названием устанавливается на модельный ряд одновременно двух брендов. Это итальянский Фиат и японский Субару;
  • USS. Компания Ниссан и вовсе применяет понятие Uphill Start Support.

Заметив аббревиатуры вроде HSA, HLA или HAC, стоит уточнить в руководстве конкретного производителя, что это означает. Практически наверняка речь идет о помощнике старта в гору.

Трогаемся на подъеме без отката назад

Самыми сложными будут для нас, дам за рулем, участки с большим наклонным углом. Мне было сложно еще и по той причине, что размер моей ноги маленький и стопа узкая. Поэтому первое время я все время попадала при переносе ноги с тормоза на газ между педалями. Потом эта проблема исчезла сама по себе. Нога запомнила, какое движение она должна произвести, что бы точно угодить куда следует.

Универсальный алгоритм действа

В автошколе учат пользоваться ручным тормозом. Чтож, имеет право на жизнь – разберем сейчас этот способ.

Вы на подъеме, двигатель работает, ручник зафиксирован, рычаг переключения передач в нейтральном положении.

  • Выжимаем сцепление, включаем первую передачу.
  • Слегка прижимаем педаль газа. При этом обороты двигателя доводим до 2500 оборотов в минуту. Фиксируем педаль газа в этом положении. Если еще нет умения слушать двигатель и по звуку определять нужную степень удержания педали газа, то ориентируемся по числу оборотов (прибор, кстати, называется тахометр).
  • Теперь очень медленно отпускаем педаль газа. Делать это нужно плавно и без рывков. Сцепление тоже отпускаем очень плавно. Если резко бросить педаль, двигатель заглохнет. Отпускаем сцепление до того момента, когда число оборотов на тахометре покажет примерно 1500 оборотов.
  • Теперь самый важный момент – отпускаем ручник. Если все сделано правильно, то вы тронетесь с места без проблем. И помним – все делается плавно. Резкие движения приведут к тому, что двигатель заглохнет.

Трогаемся в горку без ручника

Повседневный, распространенный и самый, на мой взгляд, приемлемый.

  • Исходное положение: рычаг переключения передач на нейтрали, правая нога на педали тормоза, ручник не зафиксирован (мы про него вообще сейчас не помним, нет его и все).
  • Сначала выжимаем сцепление и включаем первую скорость. Убедились, что движению ничто мешать не будет, действуем дальше.
  • Плавно (плавно!) отпускаем педаль сцепления до момента, когда почувствуете по звуку нагрузку на двигатель (тормоз нажат). По звуку двигателя и по немного упавшему числу оборотов на тахометре, можно определить сработало ли сцепление.
  • Главное при этом способе – отработать плавное перемещение педали сцепления . Если резко «бросить» сцепление – двигатель глохнет. Это печальная вещь знакома каждому начинающему автоводителю, а уж автоледи точно. Все мои знакомые дамы считали педаль сцепления, на этапе обучения, врагом номер 1.
  • Теперь отпускаем тормоз (педаль сцепления находится в том же положении). Быстренько, но плавно, перекидываем правую, освободившуюся ногу на газ, нажимаем педаль газа и, о чудо! – элегантно трогаемся с места.

Все, умение чувствовать автомобиль пришло и умение трогаться с места на подъеме тоже. Можете гордится собой, теперь вы будете получать удовольствие от вождения и чувствовать себя всемогущей укротительницей железного коня.

Нравится 6

Cистема помощи при старте на подъеме (HAC) [Архив]

Просмотр полной версии : Cистема помощи при старте на подъеме (HAC)

Paraglider

05.01.2014, 22:16

Всем привет!
что такое «Cистема помощи при старте на подъеме» (HAC)?
как работает? что-то не ощущаю ее присутствия? эта система отключается?

Незарегистрированный

06.01.2014, 01:32

При остановке на подъёме включаешь электронный ручник. При трогании он отключается автоматически. Вещь вообще удобная. Но бывают осечки, и тогда система просит отключить его вручную, выводя просьбу на щиток приборов и «колокольчик».

Сидозавр

06.01.2014, 16:12

как работает? что-то не ощущаю ее присутствия? Заедь на любой склон и остановись, затем отожми педаль тормоза. Машина будет несколько секунд стоять на месте. Это и есть принцип работы данной системы. Отключить можно выдернув предохранитель.

При етом передача должна быть включена или нет?

Кирилл6777

16.02.2017, 11:25

На сколько я знаю , он будет держать 3 сек пока не надавишь на газ , а передача естественно должна быть ! Либо D , что радует работает как в наклоне вперёд и назад )

Сергей_М

16.02.2017, 12:58

Кстати удобная штука. Даже при небольшом уклоне. Нога на тормозе, включаешь D. Убираешь ногу с тормоза, но он не отключается. Секунды через 3 чувствуется как выключается тормоз.

Как это система работает на РОБОТАХ Сида 3? Вопрос к владельцам СИД 3 — при старте в горку отрабатывает нормально — без отката назад?

work2002

11.12.2018, 12:05

Как это система работает на РОБОТАХ Сида 3? Вопрос к владельцам СИД 3 — при старте в горку отрабатывает нормально — без отката назад?

на дорестайле более чем адекватно работает, при подъеме в горку при остановке (читай, нажатие педали тормоза) идет команда на есп для поднятия давления в тормозной системе, педаль тормоза становится тугая сама, давление скидывается при повышении оборотов, коробка само собой в драйве.

У тебя на красном сарайчике эта система была?

У тебя на красном сарайчике эта система была?

Была, но на автомате, да еще и местность у нас не гористая))) Не особо замечал ее работы поэтому. Это для РКПП и роботов более актуальная тема.

hujiklop

11.12.2018, 12:11

Была, но на автомате, да еще и местность у нас не гористая)))я когда летом был в Ялте, очень хорошо прочувствовал полезность этой опции. на JD работала исправно.

На CD на роботе работает Особенно заметна помощь, когда паркуешься в узком месте с уклоном — пока тыркаешься вперед-назад хорошо удерживает машину на время переноса ноги с тормоза на газ

Вот и ответ всем говноблогерам))) про откаты и неоткаты.Пусть изучают матчасть просто. :icon_beer:

Примерно секунды 3 дается, чтобы сменить передачу, спокойно нажать газ. Об этом и в инструкции написано.

WhiteCeed

18.12.2018, 19:28

Более того, даже на ровной дороге без уклона при отпускании педали тормоза машина стоит еще секунды три и только после этого начинает ехать. Наверное, эта же система работает.

hujiklop

19.12.2018, 14:52

Наверное, эта же система работаетзачем ей работать если дорога ровная? У Вас робот, так что это поведение коробки такое.

Первый раз с такой системой столкнулся на мазде 6 2011,она там работает на механике первые 3 секунды) На сиде мне она нравится как работает,все плавно,и держит значительно долго

Powered by vBulletin Version 4.2.6 by vBS Copyright 2019 vBulletin Solutions, Inc. All rights reserved. Перевод: zCarot

Как правильно использовать систему Hill start assist?

Hill start assist – это система, которая выполняет множество полезных функций в автомобиле. Но ее главной задачей являет помощь водителю при подъеме машины даже на самый крутой склон. Ведь без системы машинисту приходится приложить немало усилий для выполнения процесса (порой кар приходится даже подталкивать сзади). Эта технология позволяет машинистам легко поменять ногу с рычага тормоза к педали газа, после чего поднятие машины вверх будет полностью безопасным. После того как владелец отпускает свою ногу с педали тормоза, автомобиль остается в состоянии покоя еще 2 секунды.

Владелец техники легко может поменять ногу с одной педали на другую, когда авто не движется, а находится в состоянии покоя.

Система Hill start assist

Многофункциональность технологии

Система Hill start assist способна выполнить массу полезных функций, облегчая автомобилисту езду на своем каре. К этим функциям можно отнести:

  • Когда водитель меняет ногу с педали тормоза, переходя к рычагу газа, чтобы завести машину на склоне, система поддерживает давление в тормозной системе еще около двух секунд. Это происходит после того, как нога водителя окажется на педали тормоза;
  • При этом кар остается недвижимым даже тогда, когда машинист не нажимает тормоз. Hill start assist помогает предотвратить скатывание транспорта назад при движении с места на склоне;
  • Если к автомобилю закреплен прицеп, который перевозит тяжелый груз, то технология опять-таки может выручить при поднятии автомобиля вверх. Хотя нужно учитывать, что если склон слишком длинный (высокий), пытаться поднимать тяжелый груз не стоит. Ведь действие системы продолжается всего 2 секунды, и если водителю вовремя не удастся вернуть ногу к педали тормоза, машина опять покатится. Этот процесс не такой уж и невыполнимый. То есть, при прикладывании определенных усилий он может закончиться успешно. Однако следует понимать, что для получения положительного результата нужно будет постараться.

Принцип работы

Датчик ускорения с помощью постоянного тока определяет, когда транспортное средство находится на высоте. Этого не происходит в тех случаях, когда техника находится в местности с ровной дорогой.

Совмещение с DAC

Системой поддерживаются драйвера на крутых холмах и нисходящих склонах. Помимо HAC (Hill-Start Assist Control) в автомобиле можно применить еще одну технологию – DAC (DownHill Assist Control). HAC поддерживает драйверы крутых холмов, в то время как DAC делает это же при спускании с трассы. Для водителя могут стать внезапными случаи, когда транспортное средство скользит при спускании с крутых подъемов или при езде по скользким поверхностям (скажем, зимой). HAC минимизирует откат автомобиля, управляя давлением тормозной жидкости, когда нога водителя снимается с педали тормоза и переходит на рычаг газа. Кроме того, DAC поддерживает скорость автомобиля на 5 км / ч, чтобы обеспечить стабильность движения машины при спуске с крутых склонов или скользкой поверхности.

Отсутствие системы HAC

Без системы Hill start assist происходит следующее:

  1. При поднятии на крутую возвышенность, транспортное средство катится обратно и без толчка ему трудно подняться, поскольку он проскальзывает;
  2. Система HAC помогает усилить контроль над машиной и предотвращает поворот колес в разные стороны.

Отсутствие системы DAC

Если не установить данную систему в свою машину, случится следующее:

  1. Колеса блокируются при нажатии на педаль при спускании с крутого склона;
  2. Благодаря системе улучшается управляемость во время спуска с крутых и скользких поверхностей.

Технология HAC и Toyota

Hill-Start Assist Control (HAC) является стандартной функцией всех моделей RAV4. Это одна из передовых технологий Driver Assist (DAT), которая позволяет RAV4 выполнять любые маневры даже в самых экстремальных условиях и в любой местности. На крутом подъеме при смене положения ноги с педали тормоза к рычагу газа машина обычно начинает катиться назад. Тем не менее, Hill Start Assist Control (HAC) предотвращает это. В этой ситуации, HAC активируется при нажатии педали тормоза, пока индикатор HAC не отображается в приборной панели. Это продолжается еще на протяжении двух секунд. То есть, сохраняется эффект, который был получен при нажатии тормоза, что держит RAV4 на месте. Таким образом, у водителя время для того, чтобы он смог вернуть ногу обратно на тормоз.

Да Нет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector