Виды и предназначение велосипедных рам
Содержание:
- Mohave Kia
- У самолётов
- Лонжеронные рамы автомобилей
- Какие бывают рамы: виды особенности
- Критерии выбора
- Лонжеронная рама
- Рекомендации редакции Zuzako по выбору новых внедорожников и моделей с пробегом
- Рама автомобиля
- Patrol
- Рама автомобиля: зачем нужна и что дает?
- Рамные и несущие кузова: противостояние
- Геометрические конфигурации велорамы
- Что представляет собой рамная конструкция автомобиля?
- УАЗ «Патриот»
- Что значит рамный внедорожник?
- Преимущества рамных конструкций
- Тормоза
- Безрамная несущая система
- «Хаммер»
- Как устроена рамная конструкция автомобиля
- Лонжеронные рамы автомобилей
- Разновидности
Mohave Kia
Рамный автомобиль от корейских производителей специально конструировался для использования в экстремальных условиях, с сохранением максимального комфорта в подобных ситуациях. В некоторые государства внедорожник поставляется под другим наименованием (Borrego). В качестве двигателя предлагается на выбор дизельный или бензиновый силовой агрегат. В первом случае объем составляет три литра при мощности 250 л. с. На бензиновом варианте машина развивает 275 «лошадей» (объем – 3,8 л). С дизелем агрегирует шестирежимная КПП, с бензиновым мотором – АКПП на пять режимов.
Среди прочих особенностей следует отметить внушительный клиренс, огромные колеса и арки под них, несколько стабилизационных систем, электронных помощников. Вся указанная «начинка» гарантирует комфортность, безопасность и уверенность езды. Как утверждает изготовитель, машина расходует порядка 9,7-10,2 литра топлива на 100 км.
У самолётов
Двухлонжеронное крыло
У самолётов лонжероны совместно со стрингерами образуют продольный набор крыла, фюзеляжа, оперения, рулей и элеронов. Продольные элементы каркаса проходят, как правило, по всей длине фюзеляжа. Совместно с обшивкой они воспринимают нормальные усилия при изгибе фюзеляжа. Простые стрингеры и лонжероны обычно изготавливаются из прессованных или гнутых профилей сечения. Лонжероны отличаются от стрингеров большей жесткостью. При больших нагрузках могут использоваться составные лонжероны, состоящие из нескольких соединенных между собой профилей. Для окантовки больших вырезов в фюзеляже часто используются лонжероны коробчатого сечения — бимсы, которые состоят из прессованных профилей, связанных между собой стенками и обшивкой.
Лонжероны выделены красным цветом
Нервюры закрепляются на продольном силовом наборе (лонжероны, кромки, стрингеры), являются основой для закрепления обшивки.
Лонжеронное крыло включает один или несколько продольных силовых элементов — лонжеронов, которые воспринимают изгибающий момент. Помимо лонжеронов, в таком крыле могут присутствовать продольные стенки. Они отличаются от лонжеронов тем, что панели обшивки с стрингерным набором крепятся к лонжеронам. Лонжероны передают нагрузку на шпангоуты фюзеляжа самолёта с помощью моментных узлов.
Лонжеронные рамы автомобилей
У автомобилей, вагонов и локомотивов два лонжерона, соединённые поперечными элементами, представляют собой металлический короб сложной формы, образующий раму (шасси), служащую опорой для безрамного кузова, а также для крепления рессор, колёс и других деталей. Иными словами, лонжерон — это труба из металла, которая имеет прямоугольное сечение, чаще всего это парная деталь — для задней и передней части.
Классический вариант такой рамы напоминает по виду и конструкции лестницу, поэтому в обиходе её иногда могут называть лестничной (ladder frame). Лонжеронные рамы состоят из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечин, также называемых «траверсами», а также креплений и кронштейнов для установки кузова и агрегатов. Форма и конструкция лонжеронов и поперечин могут быть различными; так, различают трубчатые, К-образные и Х-образные поперечины. Лонжероны как правило имеют сечение швеллера, причём обычно переменное по длине — в наиболее нагруженных участках высота сечения зачастую увеличена. Иногда они хотя бы на части своей длины имеют замкнутое сечение (короб). На спортивных автомобилях могли применяться трубчатые лонжероны и поперечины круглого сечения, имеющие лучшее соотношение массы и жёсткости. По расположению лонжероны могут быть параллельны друг другу, либо располагаться друг относительно друга под некоторым углом. Детали рамы соединяются заклёпками, болтами или сваркой. Грузовые автомобили обычно имеют клёпаные рамы, легковые и сверхтяжёлые самосвалы — сварные. Болтовые соединения находят применение обычно при малосерийном производстве. Современные тяжёлые грузовики и прицепы также иногда имеют рамы, собранные на болтах, что значительно облегчает их обслуживание и ремонт, при этом приходится применять специальные меры, направленные на предотвращение самооткручивания болтов.
Лонжеронная рама традиционного типа обеспечивает автомобилю достаточно высокую жёсткость, особенно в случае наличия развитых поперечин (К-образных, Х-образных), и с технической точки зрения не устарела до сих пор, однако имеет существенный недостаток — её лонжероны проходят под полом кузова, так что его приходится располагать достаточно высоко. До тех пор, пока массовые легковые автомобили оставались сравнительно высокими, это не представляло затруднения, однако во второй половине 1950-х годов распространилась мода на приземистые кузова, что в случае использования рамы традиционного типа вынуждало делать сидения очень низкими, чтобы при высоком расположении пола обеспечить достаточное расстояние между подушками сидений и крышей, а это снижало комфортабельность. Выходом стал переход либо на несущий кузов, либо на раму вильчато-хребтового или периферийного типа, у которых лонжероны так или иначе обходят пассажирский салон (либо вынесены по бокам от него, либо расположены в центральном тоннеле кузова), позволяя опустить пол и совместить небольшую общую высоту автомобиля с достаточным простором в салоне. На автомобилях же, к которым не предъявляется подобных требований, например — имеющих высокие кузова внедорожниках, лонжеронная рама и сегодня применяется в своём исходном виде. Один из последних примеров применения лонжеронной рамы на обычном легковом автомобиле — восточногерманский Wartburg, выпускавшийся до конца 1980-х годов.
Лонжеронная рама с Х-образной поперечиной.
Лонжеронные рамы применяются практически на всех грузовиках, в прошлом широко применялись и на легковых автомобилях — в Европе до конца сороковых, а в Америке — до конца восьмидесятых — середины девяностых годов. На внедорожниках лонжеронные рамы широко применяются по сей день. Ввиду такого широкого распространения, обычно в популярной литературе под словом «рама» понимают именно лонжеронную раму.
К лонжеронным ряд источников относит также периферийные (часто выделяемые в отдельный тип) и Х-образные рамы (последние другими источниками классифицируются как разновидность хребтовых).
Какие бывают рамы: виды особенности
В замости от конструктивных особенностей рамы могу быть следующих видов: хребтовые, пространственные и лонжеронные. Кроме всего прочего, каждый из видом в свою очередь может подразделяться на подвиды. Есть и комбинированные типы рам, которые сочетают в своей конструкции решения разных типов рам. Простейшим видом считается лонжеронная рама. Конструкция ее представлена двумя продольными балками — лонжеронами. Они тянуться вдоль кузова и соединяются поперечинами. Изготавливаются балки из стали, что обеспечивает повышение показателя скручивания. В хребтовых рамах главным несущим элементом является труба. Она соединяет спереди двигатель с элементами трансмиссии, что расположены внутри. По сути, труба выступает единым картером для коробки передач, раздаточной коробки и приводных валов. Крутящий момент от двигателя к трансмиссии поступает посредством помещенного в трубу вала. Причем данный вал не является карданным, что обеспечивает большую надежность. Самым сложным типом рамы считается пространственная рама. Такую раму применяют на спортивных автомобилях. Представляет собой конструкция каркас из тонких легированных труб. Такая конструкция имеет высокие показатели прочности и жесткости.
Подробнее об автомобильной раме будет рассказано в этом видеоматериале:
Опубликовано:
27 ноября 2019
Критерии выбора
Рама выбирается, исходя их двух важных критериев.
- Рост пользователя. Для человека с низким ростом (от 155 до 162 см) больше подойдет рама с размером XS (51 см). Стоит добавить к длине рамы всего несколько см, и она уже будет рассчитана для пользователя с ростом от 162 до 170 см. Велосипедистам до 182 см стоит присмотреться к рамам размера M. Конструкция L подходит для людей с ростом до 192 см. Двухколесное средство передвижения с рамой XL будет удобен для велосипедистов выше 192 см. Если модель выбирается для рискованной езды, то раму нужно выбирать меньше, чем было указано выше. Такой секрет позволит получить более управляемый и маневренный транспорт.
- Вес также нужно учитывать. Обычно рамы с большим размером отличаются повышенной прочностью, которая достигается за счет увеличения толщины материала. Пользователям с избыточным весом стоит присмотреться к моделям с усиленной рамой, которая будет характеризоваться увеличенным диаметром, более прочным сплавом и толстыми стенками.
О том, как выбрать материал рамы велосипеда, смотрите в следующем видео.
Лонжеронная рама
Это самый распространенный вид. В конструкцию рамы входят две силовые продольные балки, которые называются лонжеронами. Они тянутся вдоль кузова и соединяются посредством поперечин. Балки выполняются из стали. С целью повышения показателей скручивания могут применяться различные виды профиля сечения.
Лонжероны необязательно ровные – иногда они имеют и вертикальные, и горизонтальные изгибы. Они могут располагаться как параллельно горизонтальной плоскости, так и под определенным углом, что присуще для внедорожников. Также возможно разное расположение поперечин, за счет которых соединяются лонжероны. На сегодня это наиболее популярная рамная конструкция, применяющаяся в большинстве грузовиков и внедорожников.
Такая рама отлично подходит для эксплуатации машины в условиях плохих дорог. Также она упрощает ремонт и сборку автомобиля. Минусы же в том, что лонжероны отнимают немалую часть салона и несколько усложняют процесс посадки.
Виды лонжеронных рам
Лонжеронная Х-образная
Х-образная рама – один из видов лонжеронной. Особенность ее конструкции в том, что лонжероны спереди и сзади разведены, а в центре – максимально сведены. Данный тип на вид похож на буку «Х», что и послужило причиной его названия.
Периферийная
Является видом лонжеронных рам. Этот вид начал активно использоваться на крупных легковых машинах европейского производства и «дредноутах» из США в 60-х годах. В таких рамах лонжероны расположены настолько широко, что в процессе установки кузова они располагаются у порогов. Это позволяет существенно снизить уровень пола, одновременно с этим уменьшив непосредственную высоту машины.
Важное достоинство подобной машины в ее максимальной приспособленности к боковым ударам. Однако есть существенный минус – рама не может выдержать значительные нагрузки, поэтому кузов авто должен обладать необходимой прочностью и жесткостью
Рекомендации редакции Zuzako по выбору новых внедорожников и моделей с пробегом
Машины этого класса обладают множеством различий и характеристик, на которые нужно обратить внимание при покупке:
- Тип конструкции. Рамные автомобили идеальны для передвижения в экстремальных условиях, по настоящему бездорожью. Такие вездеходы с лёгкостью поддаются лифту подвески и кузова, неприхотливы в обслуживании и обладают завидной долговечностью. Джипы с несущим корпусом имеют меньший вес, большую управляемость, устойчивость и манёвренность. Такие внедорожники напоминают собой кроссоверы и отлично подходят для городских условий.
- Вид топлива. Вездеходы с бензиновыми моторами чаще всего оказываются более скоростными и манёвренными, но при этом они потребляют очень много топлива. Дизельные внедорожники требуют более внимательного обслуживания и частой замены масла.
- Трансмиссия. Имейте в виду: автоматическая коробка — не самый лучший вариант для долгих путешествий по бездорожью. В экстремальных условиях АКПП быстро выходят из строя и подвергают вас риску надолго застрять где-нибудь в лесу. А вот с механикой дела обстоят намного лучше, к тому же она обладает большим КПД.
- Подвеска. Помните: независимая конструкция обладает множеством преимуществ, среди которых стоит подчеркнуть надёжный контакт с поверхностью. Но такая подвеска плохо защищена от повреждений.
Если вы подыскиваете недорогой внедорожник, обратите внимание на подержанные авто. При этом вовсе необязательно искать машину с пробегом по российским дорогам
Лучшим вариантом станет покупка джипа, набегавшего свой километраж по территории США, Кореи или Японии. Там автомобиль, скорее всего, проходил регулярный качественный техосмотр и вряд ли передвигался по такому же бездорожью, как у нас.
Выбирая подержанный внедорожник, нужно уделить внимание нескольким нюансам:
Состояние кузова. Идеальным считается авто с небольшими повреждениями внизу корпуса. Незначительные царапины и сколы — нормальное явление для внедорожника. А вот полное отсутствие повреждений должно вас насторожить. Если вы столкнулись именно с таким вездеходом, значит, его красили. Воздержаться от покупки стоит и в том случае, если перед вами кузов с царапинами, на которых просматривается ржавчина.
Стыки. Между стыками на корпусе не должно быть слишком больших зазоров. Они должны быть ровными и аккуратными, ведь на заводах делают только так. Если же вы заметили чересчур большой зазор, значит, скорее всего, автомобиль уже подвергался серьёзному ремонту с использованием сварки.
Салон. Внутреннее состояние авто может многое рассказать о реальном пробеге железного коня. К примеру, стёртые до металла педали говорят о том, что километраж джипа давно перевалил за отметку в 200 тысяч. То же самое касается затёртого руля и изношенной кожи на сиденьях. Ткань и вовсе стирается примерно за 100 тысяч км.
Диагностика. Обойтись без неё, покупая б/у автомобиль, нельзя. Только специалист расскажет вам о внутреннем состоянии внедорожника и его пробеге
При этом очень важно убедиться в том, что джип не забит песком или грязью. Такая проблема впоследствии может привести к поломке двигателя, а последующий ремонт влетит вам в копеечку.
И помните: не стоит выбирать среди старых автомобилей — вряд ли такое приобретение прослужит вам долго. Лучше всего подыскать внедорожник, который имел всего одного хозяина.
Рама автомобиля
Несущая часть является одним из важнейших компонентов в устройстве автомобиля, ведь именно благодаря ей удается собрать все составные части машины в единое целое.
Сейчас используется несколько видов несущей части, каждая из которых нашла применение на определенных видах авто. Изначально все автомобили строились на основе рамной несущей части. Но со временем ее вытеснили иные типы, к примеру, практически на всех легковых автомобилях используется несущий кузов, в котором рама отсутствует, а все ее функции выполняет усиленный кузов. И все же рамная несущая часть продолжает использоваться – на грузовых авто и внедорожниках.
Patrol
Еще один отличный японский рамный автомобиль. Данная серия выпускается много лет, имеет полный привод, регулярно обновляется. В новой генерации улучшился дизайн машины, при этом сохранились все достоинства рамной конфигурации. «Ниссан Патрол» стал «любимчиком» у рыбаков и охотников, благодаря высокому параметру проходимости, вместительному багажнику и максимальной оснащенности. Со своими задачами внедорожник справляется отлично.
Обновленные версии авто оснащаются понижающей передачей, блокиратором, мотором на 5,6 литра, выдающего мощность 405 «лошадей». На трассе расход горючего составляет не более 12 литров на 100 км. Скорректировать действия в сложных условиях позволяет автоматическая КПП на семь режимов и система стабилизации. Еще один плюс – возможность выбора подходящего режима перемещения, в зависимости от типа дорожного покрытия.
Рама автомобиля: зачем нужна и что дает?
Рама автомобиля представляет собой балочную конструкцию, которая служит основой для крепления всех узлов и агрегатов транспортного средства. Благодаря несущей конструкции кузов обеспечивает необходимое пространство для размещения не только пассажиров, но и багажа
Кроме того, он также выполняет декоративную роль, что немаловажно. За счет использования рамы несущая часть автомобиля становится более прочной
Именно поэтому раму часто используют на внедорожниках и грузовиках. Помимо этого рама обеспечивает возможность максимальной унификации механизмов и узлов между моделями разных классов. По сути рама автомобиля — это его скелет. Рама воспринимает внешние нагрузки при движении, собственно поэтому к ней и предъявляются особые требования. Рама должна обладать достаточной прочностью и жесткостью, иметь небольшую массу и правильную форму. Последний пункт, в частности способствует рациональной работе всех элементов автомобиля. Среди отличий рамной конструкции от кузовной можно назвать то, что любую поломку в ней можно с легкостью устранить. Да и в случае езды на плохой дороге, это не будет отражаться на кузове перекосами стоек, дверей и проемов.
Рамные и несущие кузова: противостояние
Что ж, друзья, нам осталось выяснить, почему, несмотря на свою простоту, рамные каркасы уступили место под солнцем несущим кузовам.
Одной из главных причин стала их низкая пассивная безопасность – при разработке автомобиля с рамным остовом практически невозможно создать так называемые зоны деформации.Помимо этого, сам кузов, где находятся водитель и пассажиры более уязвим, а если начать его усиливать разными элементами, то в результате получим очень тяжёлую машину, что также недопустимо в современных реалиях.
На этом, уважаемые коллеги, разрешите откланяться. Подписывайтесь на рассылку, и Вы никогда не пропустите свежие и интересные статьи. Делитесь с друзьями в соц.сетях и обсуждайте прочитанное, так вы глубже усвоите материал.
До новых встреч!
Геометрические конфигурации велорамы
Классический тип велорамы образован двумя треугольниками. Даже если конструкция отличается от классической модели принцип соединения деталей сохраняется.
Передний условно называется треугольником и образован четырьмя элементами:
- стакан руля;
- основная трубка;
- рулевой и подседельный штырь.
Задний угол образован приваренным подседельным штырем к перьям треугольника. Нижняя часть перехода переднего треугольника включает узел каретки.
Нижнее перо (дропаут) заканчивается кронштейнами сцепления колес и оснащено местом крепления тормозных механизмов в моделях v-brake.
Что представляет собой рамная конструкция автомобиля?
Рассматриваемый узел является самой тяжелой частью транспортного средства. В среднем по процентному соотношению от общего веса машины указанный элемент составляет 15 %. К раме предъявляются повышенные требования в плане технологического функционала, прочности, достаточной легкости. В конструкцию узла входят продольные металлические балки, соединяемые поперечинами. Число комплектующих деталей может варьироваться в зависимости от марки и предназначения авто.
Нередко рамы обладают переменной шириной с расширением к силовому агрегату и сужением в части заднего моста. Довольно популярными стали клепаные конструкции благодаря относительной простоте изготовления и высоким технологическим показателям. На машины, выпускаемые мелкой серией, производители часто прибегают к болтовым системам. В качестве виброгасителя используются толстые прорезиненные прокладки.
УАЗ «Патриот»
Было бы несправедливо не отметить в десятке лидеров среди рамных автомобилей отечественного представителя. Достойным кандидатом в этом направлении считается УАЗ «Патриот», история которого началась в 50-е годы минувшего столетия. Однако абсолютно обновленную модель потребители увидели только в 2016 году.
Бюджетная машина отвечает требованиям, предъявляемым к рамным современным внедорожникам. Основные плюсы «Патриота» — приемлемая цена, неплохое оснащение, достойные показатели проходимости и комфорта. Оптимальное соотношение стоимости и качества обуславливает популярность модели у охотников, рыбаков и тех пользователей, которые часто перемещаются в сложных условиях.
Что значит рамный внедорожник?
Если на легковых автомобилях рама ныне практически никогда не встречается, то на машины повышенной проходимости ее устанавливают до сих пор.
Автомобиль тем самым получает много дополнительных возможностей:
- Лифтование. Автолюбитель может изменять дорожный просвет по своему усмотрению путем установки колес большего радиуса;
- Устойчивая конструкция позволяет использовать своего железного коня в качестве буксира. В рекламных проспектах обычно «джип» ведет за собой яхту (что становится вполне возможно при наличии рамы);
- Езда по ухабам становится чуть менее мучительной. Каркас из углеродистой стали, расположенный под полом, съедает все неровности.
Такой танк одинаково хорошо себя чувствует и на городской магистрали, и в далекой глубинке. Но сила негативных моментов (мы их рассмотрели в предыдущем разделе) такова, что даже легендарные марки внедорожников выходят в безрамном кузове.
Преимущества рамных конструкций
Это конструктивное решение имеет ряд сильных сторон:
- простая конструкция. Если рассматривать с инженерной точки зрения, рамная конструкция очень простая в сравнении с «классическим» кузовом;
- повышенный уровень комфорта и эргономики. Рамная конструкция в значительной мере снижает уровень шума в салоне, а также количество и интенсивность вибраций при преодолении различных препятствий;
- высокая устойчивость к нагрузкам и износостойкость. Можно смело сказать, что рамная конструкция – это единственный способ сделать машину максимально устойчивой к различным нагрузкам. По этой причине грузовики, внедорожники, трактора и даже автобусы до сих пор изготавливают по данному принципу;
- низкая стоимость. Для автоконцернов это означает, что они могут удешевить расходы при производстве транспортного средства. Для автолюбителя – они могут купить хорошую машину по низкой цене;
- упрощённая сборка. Собирать такую машину на конвейере намного проще и быстрее. Это позволяет снизить производственные затраты;
- долговечность. Это преимущество в особенности касается более старых моделей, когда ещё автоконцерны делали машины для людей, а не для того, чтобы они быстрей сломалась, и потребители пришли покупать новую;
- ремонтопригодность. Простая конструкция позволяет упростить и ускорить проведение возможных ремонтных работ. Если случай практически безнадёжен, то каркас с лёгкостью можно заменить на новый;
- лифтование. Автовладелец может изменить дорожный просвет на своё усмотрение, просто установив колёса другого радиуса;
- мощь. Конструкция настолько устойчивая, что рамный внедорожник превратился в отличный буксир. Он с лёгкостью вытащит даже из самой страшной грязи любой автомобиль с несущим кузовом, показав, кто здесь главный;
- езда по ухабам. Теперь российские дороги вам не страшны, ведь транспортное средство с лёгкостью преодолевает их без вреда для себя.
Однако кроме плюсов такие машины имеют и некоторые недостатки. В их число входят:
- большой вес. Рама существенно увеличивает вес автомобиля. За счёт этого увеличивается расход топлива;
- управляемость. В данном аспекте рамные внедорожники уступают стандартным авто с несущим кузовом;
- снижение размеров салона. Хоть и немного, но всё же снижается полезный объём салона.
Тормоза
Тормозная система является ключевой системой полуприцепа, отвечающей за безопасность грузоперевозок. Значительный вес нагруженной платформы требует максимальной эффективности торможения.
В связи с этим при производстве полуприцепов наша компания использует передовые электронные системы EBS Wabco
, которые признаны наиболее эффективными и надежными на современном рынке.
Возможна комплектация системы информационным блоком Smart Board
. С его помощью водитель получает все необходимые данные о состоянии тормозной системы и в целом ходовой части полуприцепа. За счет этого обеспечивается полный контроль режима работы техники.
Безрамная несущая система
Безрамная конструкция или как ее еще называют – кузовная, применяется на подавляющем большинстве легковых автомобилей и на небольших автобусах. Кузовная несущая система имеет некоторые преимущества перед рамной:
- намного меньшая масса автомобиля;
- более низкий центр тяжести, что обеспечивает повышенную устойчивость автомобиля;
Однако учитывая тот факт, что кузов является одновременно несущей конструкцией, то он воспринимает все нагрузки, воздействующие на автомобиль, а также вибрации от двигателя. Безрамная конструкция более трудоемка в изготовлении, а также в ремонте и обслуживании. Тем не менее, считается, что кузовная несущая система более совершенна в плане безопасности, хотя это весьма спорный вопрос.
«Хаммер»
Эта марка на слуху у всех пользователей, интересующихся техникой. Изначально основное предназначение машины – служба в армии. С течением времени этот утилитарный внедорожник с повышенной проходимостью переконструировали под гражданские цели. Невзирая на «демилитаризацию», «Молоток» остался таким же бескомпромиссным с феноменальной проходимостью.
Версии Н-1 сохранили классическую раму, мосты неразрезного типа, мощный силовой агрегат. В серии имеется самый компактный из «Хаммеров» (Н-3), который оптимально подойдет почитателям надежных, небольших и оригинальных кроссоверов.
Как устроена рамная конструкция автомобиля
Рамная конструкция автомобиля представляет собой несущую систему, на которой смонтирован двигатель внутреннего сгорания (ДВС), детали трансмиссии и подвески и, собственно, кузов. Такое устройство обеспечивает максимальную надежность машины при эксплуатации в реальных дорожных условиях. Не стоит забывать, что железнодорожный транспорт стал прототипом для автомобильных средств передвижения, и, соответственно, взаиморасположение элементов на первых порах перекочевало оттуда. Паровоз перемещал такие объемы груза, которые и не снились машине, поэтому рамная конструкция автомобиля имеет очень большой запас прочности.
Самые первые рамы в 20-х годах прошлого столетия изготавливались из металлических труб прямоугольного сечения. Они были универсальны и технологичны на производстве. К 1930-м годам в автостроении начался постепенный переход к интегрированию рамы и кузова. Стали появляться полурамные и несущие транспортные средства. В итоге, практика показала, что рамная конструкция автомобиля актуальна для тяжелых машин. Грузовики, тракторы, внедорожники, лимузины делаются по этому «рецепту». Особенно это касается бронированных лимузинов, огромный вес которых может удержать только полноценная рама, изготавливаемая, как правило, по отдельному заказу.
Рамная конструкция автомобиля четко подразделяет элементы на силовые и декоративные. Рама воспринимает нагрузки от мотора, трансмиссии и колес. Также она играет важную роль в пассивной безопасности автомобиля. Шасси – это совокупность рамы и силового агрегата с коробкой передач и подвеской. Оно, в принципе, может передвигаться и без кузова.
Кузовные панели формируют внешний облик и образуют кабину для водителя и пассажиров. Некоторые элементы кузова могут быть усилены дополнительным каркасом, но это касается, в основном, безопасности людей и не влияет на демпфирование нагрузок от мотора и от дорожного покрытия. Схема постоянно совершенствовалась, и со временем появилось несколько отдельных подвидов, характеризующих силовую структуру. Выделяют лонжеронные, хребтовые (в том числе вильчато-хребтовые), периферийные и решетчатые типы, особняком стоят несущие и полунесущие разновидности.
Лонжеронные рамы автомобилей
У автомобилей, вагонов и локомотивов два лонжерона, соединённые поперечными элементами, представляют собой металлический короб сложной формы, образующий раму (шасси), служащую опорой для безрамного кузова, а также для крепления рессор, колёс и других деталей. Иными словами, лонжерон — это труба из металла, которая имеет прямоугольное сечение, чаще всего это парная деталь — для задней и передней части.
Классический вариант такой рамы напоминает по виду и конструкции лестницу, поэтому в обиходе её иногда могут называть лестничной (ladder frame). Лонжеронные рамы состоят из двух продольных лонжеронов и нескольких поперечин, также называемых «траверсами», а также креплений и кронштейнов для установки кузова и агрегатов. Форма и конструкция лонжеронов и поперечин могут быть различными; так, различают трубчатые, К-образные и Х-образные поперечины. Лонжероны как правило имеют сечение швеллера, причём обычно переменное по длине — в наиболее нагруженных участках высота сечения зачастую увеличена. Иногда они хотя бы на части своей длины имеют замкнутое сечение (короб). На спортивных автомобилях могли применяться трубчатые лонжероны и поперечины круглого сечения, имеющие лучшее соотношение массы и жёсткости. По расположению лонжероны могут быть параллельны друг другу, либо располагаться друг относительно друга под некоторым углом. Детали рамы соединяются заклёпками, болтами или сваркой. Грузовые автомобили обычно имеют клёпаные рамы, легковые и сверхтяжёлые самосвалы — сварные. Болтовые соединения находят применение обычно при малосерийном производстве. Современные тяжёлые грузовики и прицепы также иногда имеют рамы, собранные на болтах, что значительно облегчает их обслуживание и ремонт, при этом приходится применять специальные меры, направленные на предотвращение самооткручивания болтов.
Лонжеронная рама традиционного типа обеспечивает автомобилю достаточно высокую жёсткость, особенно в случае наличия развитых поперечин (К-образных, Х-образных), и с технической точки зрения не устарела до сих пор, однако имеет существенный недостаток — её лонжероны проходят под полом кузова, так что его приходится располагать достаточно высоко. До тех пор, пока массовые легковые автомобили оставались сравнительно высокими, это не представляло затруднения, однако во второй половине 1950-х годов распространилась мода на приземистые кузова, что в случае использования рамы традиционного типа вынуждало делать сидения очень низкими, чтобы при высоком расположении пола обеспечить достаточное расстояние между подушками сидений и крышей, а это снижало комфортабельность. Выходом стал переход либо на несущий кузов, либо на раму вильчато-хребтового или периферийного типа, у которых лонжероны так или иначе обходят пассажирский салон (либо вынесены по бокам от него, либо расположены в центральном тоннеле кузова), позволяя опустить пол и совместить небольшую общую высоту автомобиля с достаточным простором в салоне. На автомобилях же, к которым не предъявляется подобных требований, например — имеющих высокие кузова внедорожниках, лонжеронная рама и сегодня применяется в своём исходном виде. Один из последних примеров применения лонжеронной рамы на обычном легковом автомобиле — восточногерманский Wartburg, выпускавшийся до конца 1980-х годов.
Лонжеронная рама с Х-образной поперечиной.
Лонжеронные рамы применяются практически на всех грузовиках, в прошлом широко применялись и на легковых автомобилях — в Европе до конца сороковых, а в Америке — до конца восьмидесятых — середины девяностых годов. На внедорожниках лонжеронные рамы широко применяются по сей день. Ввиду такого широкого распространения, обычно в популярной литературе под словом «рама» понимают именно лонжеронную раму.
К лонжеронным ряд источников относит также периферийные (часто выделяемые в отдельный тип) и Х-образные рамы (последние другими источниками классифицируются как разновидность хребтовых).
Разновидности
Все существующие рамы, которые являются основой велосипедов, делятся на две большие категории.
- Женские виды могут иметь немного опущенную верхнюю трубу, а могут выпускаться и вовсе без нее. При создании подобных конструкций учитываются особенности женского тела, потому они – наиболее удобный и комфортный вариант для велосипедисток.
- Мужские рамы — это знакомые всем конструкции, без каким-либо явных отличий Они более распространенные.
Бездорожные велорамы делятся на следующие типы:
- у хардтэйла отсутствуют задние подвески, а также амортизаторы сзади, поэтому данная конструкция идеальным образом подходит для МТВ (маунти-байк);
- софт-тейл разрабатывается для бездорожников с парой амортизирующих устройств, такая разновидность рамы не создана для прыжков, зато с бугристыми дорогами справляется идеально;
- двухподвесная разновидность с задним амортизатором разрабатывается для активной езды, монтаж багажника не предусмотрен;
- тандемная внедорожная рама позволяет устанавливать на байк широкие шины и амортизационные вилки.
Дорожные конструкции выпускаются в следующих разновидностях:
- классический вариант разрабатывается для сити-байка, отличается вертикальным расположением сиденья, позволяет устанавливать багажник;
- велорама шоссера характеризуется отменной аэродинамикой и динамичным накатом, разрабатывается для низких посадок, для багажника крепления отсутствуют;
- ригид выпускается для велосипедов, лишенных амортизатора, которые можно эксплуатировать на исключительно ровной дороге для жесткой езды;
- циклокросс нужен для выполнения маневров, а также для езды по неровным дорогам;
- велорамы туринг – оптимальный вариант для длительных заездов и путешествий, они имеют обтекаемую конструкцию и отличаются высоким уровнем комфорта, имеется возможность установки сразу двух багажников;
- тандемные рамы разрабатываются для двухместных велосипедов.
Отдельного внимания заслуживают рамы велосипедов складного типа. Большая их часть характеризуется небольшими размерами и наличием шарнира в средней части трубы. Отдельные модели оснащены телескопическим механизмом, который позволяет легко выдвигать/складывать руль и седло.