Лекция 5. дорожно-транспортные происшествия
Содержание:
- Что же такое дорожно-транспортное проишествие?
- Учёт документации
- Внешние причины аварий
- Виды дорожно-транспортных происшествий
- Причины аварий на дорогах с участием людей
- Штраф и другие наказания за ДТП
- Гаджеты
- Иные виды ДТП
- Виды ДТП
- А теперь разберемся в причинах
- Почему происходят аварии
- Причины ДТП: автомобили
- А как же родившиеся «в рубашке»?
- Личные причины аварий
- Ответственность виновника
- Определение понятия «ДТП»
- Действия при ДТП
- Страхование ДТП
- Как подразделяются ДТП?
Что же такое дорожно-транспортное проишествие?
Если обращаться к законодательству, то под ДТП принято подразумевать событие, которое повлекло за собой нанесение ущерба транспортному средству, а в некоторых случаях причинение вреда здоровью людей.
Для ДТП характерно наличие следующих условий:
Происшествие случилось во время движения ТС. В качестве примера можно привести ситуацию, когда владелец авто сбил пешехода. Если же пешеход сам упал на машину, которая не находилась в движении, то это не считается ДТП.
В произошедшем событии фигурирует авто.
Причинение ущерба (это может быть вред, нанесенный здоровью людей или материальный ущерб)
Важно понимать, что если в результате столкновения ни одному из автомобилей не был нанесен ущерб, то это не считается ДТП.
Если какое-либо из вышеуказанных обстоятельств не имеет место быть, то произошедшую ситуацию нельзя отнести к ДТП.
Учёт документации
Комиссия по техническому расследованию причин аварии рассматривает оригиналы документов, дополнительно — копии и выписки с них, заверенные уполномоченными лицами на объекте. Документы должны быть корректно оформленными, не иметь исправлений, подчисток, дополнений.
Результат определения причин аварийного происшествия заносят в акт расследования, который хранится до двух лет. По комплекту материалов направляют в территориальный орган службы расследования, организации, принимавшие участие в расследовании причин катастрофы, и прочие органы.
Учет инцидентов ведется работниками и службами, ответственными за производственный контроль промышленной безопасности в журнале регистраций, где указывают дату, место, характеристику, причины инцидента, время простоя, размер ущерба, методы устранения причин аварии.
На территории РФ функционирует около 45 тысяч потенциально небезопасных объектов промышленного производства, вследствие деятельности которых страдают и гибнут люди.
Внешние причины аварий
Причины возникновения дтп часто связаны с недобросовестной работой дорожных служб. Если светофор не работает или разметки нет, водителя нельзя наказать. Отвечает за нарушения эксплуатационная служба.
Совет. Обяжите нарушителя исправить дефект. Составьте заявление в суд об устранении дефектов дороги, если хотите снизить риск ДТП.
Состояние дорог раздражает многих автомобилистов. Ямы и рытвины усложняют движение. Водитель может потерять контроль над ситуацией и попасть в аварию. Поэтому прибавляем к причинам происшествий халатность эксплуатационных служб. Но привлечь к ответственности эксплуатационную службу не так-то просто. Ведь госстандарт указывает, что покрытие идеально ровным быть не должно. Собирается комиссия, и проверяет состояние дороги. За время проверки нарушения можно устранить. Поэтому доказать вину эксплуатационной службы будет нелегко.
Виды дорожно-транспортных происшествий
Сегодня сотрудники ГИБДД в протоколах фиксируют происшествия на дорожном полотне и условно разделяют их на несколько категорий.
Столкновение
Это вид дорожного происшествия, при котором транспортные средства столкнулись между собой в процессе движения.
Существует несколько видов столкновений:
- Касательное, при котором один движущийся автомобиль задел другой движущийся автомобиль по ходу движения. Такие случаи бывают при нарушении правил перестроения и опережения;
- Боковое столкновение, когда одно ТС сталкивается с другим в боковую часть. Часть происходят при неправильном проезде перекрестка, непредоставлении приоритета для транспорта, движущегося по главной дороге, а также при проезде на запрещающий сигнал светофора;
- Лобовое столкновение, одно из наиболее опасных ДТП, в которых очень часто гибнут люди. Они происходят при нарушении правил обгона, а также при столкновении с неподвижными объектами и составами;
- Заднее столкновение. Зачастую происходящее по причине несоблюдения безопасного расстояния (дистанции) и при резком торможении впереди идущего автомобиля, водитель ТС не успевает затормозить.
Также, нередкими бывают столкновения с железнодорожным транспортом, виновником которого в 99% случаев является водитель автомобиля. Поэтому, чтобы избежать наезда поезда на авто, следует выполнять правила проезда железнодорожных переездов.
Опрокидывание
Причинами опрокидываний может быть нарушение ПДД, несоответствие выбранного скоростного режима на повороте, техническая неисправность или плохие погодные условия.
Часто опрокидывание случается в результате столкновения, однако, в протоколе это фиксируется непосредственно, как столкновение, поскольку это первичное ДТП, а перевернулся транспорт уже позднее.
Наезд на препятствие
Наездом на препятствие называют ДТП, в котором движущийся транспорт столкнулся с неподвижным объектом, например, столб, дерево, сугроб и т.д. Такие дорожные инциденты достаточно опасны.
Также, наездом на препятствие будет считаться, если маршрутка наехала на бордюр, а пассажир при этом разбил нос о стекло. Такой инцидент не может остаться без разбирательства, поскольку есть транспорт, есть движение и есть физический ущерб пассажира.
Наезд на пешехода
Нередко случаются такие аварии и на тротуарах, когда водитель, не справившись с управлением вылетает на пешеходную зону.
К пешеходам в данных ситуациях относят:
- катающихся на коньках, лыжах, санках;
- инвалидов, перемещающихся в инвалидном кресле без мотора;
- дети на трехколесных велосипедах.
Следует заметить, что наезд на человека, движущегося на велосипеде квалифицируется отдельной категорией.
Наезд на велосипедиста
Не смотря на то, что данное понятие говорит само за себя, уточним: под ним понимается ситуация, когда движущийся транспорт задел велосипедиста, или же велосипедист ударился о транспортное средство.
Однако, если велосипедист упал на стоящий автомобиль, то дорожно-транспортным происшествием это не считается.
Наезд на животное
Достаточно распространенная ситуация на дороге, когда домашнее животное – собака, кошка или домашняя птица не правильно выбирает место перехода, выбегает на дорогу, в результате чего, водителю приходится либо резко тормозить, либо уходить в сторону.
В результате такого маневра может быть нанесен ущерб пассажирам, может пострадать сам водитель либо транспортные средства других участников дорожного движения.
Наезд на гужевой транспорт
Это достаточно редкий вид ДТП, однако ущерб от него может рассчитываться, как для автотранспорта, так и для пострадавших в упряжке животных.
Иные виды аварий
Ситуаций на дорожном полотне может быть достаточно много. Поэтому невозможно вынести каждое в отдельную категорию. Для оформления документации по той или иной автокатастрофе можно вносить и другие причины.
Так, например, если водитель ранил человека на тротуаре отброшенным колесом вблизи дороги, либо выезд на зону тротуара и нанесение вреда лицу или лицам, находящимся там – все это является иными видами ДТП.
Причины аварий на дорогах с участием людей
С участием людей ДТП редко заканчиваются хорошо, потому что даже тонна металла (самый мелкий автомобиль) вряд ли оставит лишь царапины, таких счастливчиков очень мало. Поразительны и плачевны виды и причины ДТП с участием детей, статистика неумолимо публикует огромные цифры оборванных жизней
В этом большая вина и родителей, которые не привили должную осторожность своим наследникам по отношению к транспорту. Суждение, что «пешеход всегда прав…», в корне неверно, поэтому часто хочется добавить «…даже если мертв?»
Все дело в том, что с описанными выше амбициями водителей часто сопрягаются еще банальные плохие условия видимости. Это не обязательно непогода или неосвещенные участки дороги, даже в условиях уличного освещения почти невозможно увидеть пешехода на «зебре», если на встречу едет косяк машин с зажженными фарами. Расстояние, с которого вы его увидите, будет равно нескольким метрам, а дальше все зависит от вашей реакции и скорости, этих метров может не хватить для тормозного пути.
Чтобы не случались аварийные ситуации на дорогах с такими печальными последствиями, следует с детства приучать даже на «зебре» и светофорах смотреть по сторонам, лучше пропустить автомобиль, даже если вы уверены, что еще успеете перебежать перед ним. Водитель может отвлечься от дороги, а вы ждете, что он притормозит? Это покалечит вам жизнь! Даже взрослым следует быть осторожнее, на дороге нет таких мест, где бы вам дали гарантию, что автомобилист все сделает правильно, только подземные или наземные переходы.
Штраф и другие наказания за ДТП
Нарушение ПДД не обязательно образует состав административного правонарушения. Нарушитель не может быть привлечён к административной ответственности, если за допущенное нарушение не предусмотрена соответствующая статья в КоАП. Характерным примером может служить распространённая причина аварий — неправильный выбор скоростного режима. За такие действия ответственность не установлена, если одновременно не была превышена предельно допустимая скорость, предусмотренная для данной территории или установленная дорожными знаками.
При отсутствии в действиях нарушителя ПДД состава административного правонарушения административная ответственность не наступает
В сфере нарушения безопасности дорожного движения применяются следующие виды административных наказаний:
- предупреждение;
- штрафы (наиболее часто размеры штрафов оставляют от 500 до 500 000 руб.);
- лишение права управления транспортными средствами на срок от 1 до 24 месяцев;
- арест до 15 суток;
- обязательные работы продолжительностью от 100 до 200 ч.
За вождение в нетрезвом состоянии лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок или за отказ от медосвидетельствования, возможна уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 24 месяцев.
Строгое соблюдение Правил дорожного движения снижает до минимума, а, возможно, и исключает вероятность попасть в дорожное происшествие. Среди высококвалифицированных профессиональных водителей бытует убеждение, что избежать ДТП по своей вине просто, но настоящий водитель должен уметь избегать происшествий по вине других участников движения. Внимательность и аккуратность за рулём избавляют от проблем не только самого водителя, но и окружающих.
Гаджеты
Наказание
За разговоры по телефону во время управления машиной предусмотрен штраф. Однако это не останавливает водителей в их стремлении пообщаться во время пути. Не последнюю роль в таком поведении шофёров играет безнаказанность. Ведь для того, чтобы быть наказанным за болтовню по телефону, нужно ещё быть пойманным. А далеко не каждый сотрудник ГИБДД разглядит в потоке машин водителя с прижатой к плечу телефонной трубкой.
К тому же находчивые водители привыкли прятать телефон в тот момент, когда обнаруживают в пределах видимости человека в салатовом жилете.
Телефон и реакция
А между тем, когда человек прижимает к уху телефон плечом, он отнимает у себя возможность быстро вывернуть руль в случае опасности. Да и управляет автомобилем неуверенно и криво. Для срочных ответов на звонки существуют телефонные гарнитуры, беспроводные наушники либо встроенные системы «свободные руки». Их использование разрешено.
Мессенджеры
Но не только телефонные разговоры могут сыграть с водителем злую шутку. В наши дни обилие различных мессенджеров соблазняет водителя печатать сообщения во время движения. Некоторые люди, находящиеся за рулём, даже умудряются фотографировать либо фотографироваться и публиковать эти снимки в соцсетях.
Едва ли стоит долго рассказывать о том, что может случиться с водителем, который смотрит в экран смартфона вместо того, чтобы следить за дорогой. Это всё равно что ехать с закрытыми глазами.
Навигатор
Не зря в навигаторах предусмотрена не только визуальная демонстрация маршрута, но есть ещё и голосовые подсказки. Представители ГИБДД просят водителей больше слушать навигатор, а не смотреть в него. Ведь в момент созерцания экрана водитель отводит взгляд от дороги, а это опасно.
Статистика
Статистика неутешительна. Среди всех водителей, попадающих в ДТП, от 15 до 20% в момент столкновения пользуются различными гаджетами.
Иные виды ДТП
Как мы писали выше, видов дорожно-транспортных происшествий есть огромное множество.
Опрокидывание
Основная причина — плохая теоретическая и практическая подготовка. Причины опрокидывания:
- не снижение скорости при заезде двумя правыми колесами на грунтовую или скользкую обочину;
- торможение на спуске при движении на большой скорости;
- неумение выйти из заноса на обледенелой трассе;
- торможение двигателем на большой скорости;
- езда по уклонам и спускам с выключенной КПП.
Как правило, все эти моменты рассматриваются на курсах водителей, однако владельцы авто не до конца понимают всю опасность пренебрежения полученными знаниями.
Наезды на препятствия
Препятствием в данном случае может считаться все, что угодно, от искусственной неровности (лежачего полицейского) до элементов ограждения скоростной магистрали. Также помехой считается любое ТС со включенной аварийкой.
Например, если водитель попытается проехать лежачего полицейского на большой скорости, огромная нагрузка придется на подвеску. Последствия из-за данной причины могут быть непредсказуемые: уход в занос, вырванный задний мост, опрокидывание.
Столкновения с элементами ограждения мостов или скоростных магистралей происходят из-за неправильного маневрирования, превышения скорости, несоблюдения требований знаков.
Наезды на животных
Обычно на участках дороги, проходящей через леса или заповедники, имеются знаки «Осторожно, дикие звери». Здесь нужно придерживаться низкой скорости и внимательно смотреть на дорогу
В городе чаще всего под колеса попадают бродячие кошки и собаки. Некоторые водители стараются резко затормозить или объехать их, однако это приводит к еще более плачевным последствиям. Сзади едущие автомобилисты не успевают затормозить и происходит заднее столкновение.
Столкновения с велосипедистами
Согласно ПДД велосипедисты должны передвигаться по крайней правой полосе, не далее метра от бордюра.Также они должны выполнять все требования дорожных знаков, чего, к сожалению, не выполняют.
Результаты ДТП с участием велосипедистов плачевны: в отличие от водителя, велосипедист защищен только шлемом. Так что переломы конечностей — не самый страшный вариант.
Виды ДТП
Анализируя ситуации, при которых водители авто чаще всего попадали в ДТП, можно выделить следующие их виды:
Столкновение. Различают столкновения двух движущихся транспортных средств (автомобиль, электромобиль, мотоцикл и другие механические транспортные средства), столкновение движущегося транспортного средства с другим, внезапно остановившимся, столкновения с железнодорожным составом;
Наезды
Наезд на пешехода (даже если он по своей вине натолкнулся на автомобиль);
Наезд на велосипедиста;
Наезд на стоящее транспортное средство
Обратите внимание, транспортное средство не находилось в движении, а изначально стояло в момент ДТП (например, на парковке). В отличие от столкновения, где транспортное средство было в пути, но остановилось внезапно, например, затормозив перед пешеходным переходом;
Наезд на препятствие или удар об него;
Наезд на гужевой транспорт;
Наезд на животных (диких, домашних, а также птиц; в том числе, случай, когда они сами ударились об авто);
Опрокидывание
Считается самостоятельным видом ДТП, если оно не стало следствием столкновения или наезда;
Прочие происшествия (падение пассажиров, падение грузов и т. д.).
А теперь разберемся в причинах
Дорожно-транспортная травма – это повреждение с летальным или не смертельным исходом в результате дорожного происшествия с участием хотя бы одного транспортного средства, находящегося в движении.
При совершении ДТП выделяют следующие факторы: дорога, водитель, автомобиль и пешеход. В трагическом случае, как правило, задействовано не менее двух из них. Главным является человек, а первостепенными – водитель и пешеход. Итак, к причинам.
- ДТП с пострадавшими происходят по вине водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, их число составляет 11% от общего количества происшествий.
- Игнорирование ремня безопасности, отсутствие детского автомобильного кресла.
- Беспечность пешеходов.
- Неожиданный выход из транспортного средства.
А теперь подробнее поговорим о детском дорожно-транспортном травматизме.
Почему происходят аварии
Когда ищут виновника происшествия, сначала определяют вид ДТП. После того, как установлен вид аварии, наступает время определить причины возникновения аварий.
6 основных причин дорожно-транспортных происшествий
- Пьяная езда.
Все знают правило: выпил-за руль не садись. Но, к сожалению, не все хотят его соблюдать. Результат печальный. Больше половины аварий происходит из-за того, что водитель выпил и сел за руль. Многие водители полагают, что от одной бутылки вреда не будет, и алкоголь быстро выйдет из организма.
Но спиртные напитки пагубно воздействуют на человека, притупляется реакция. Автовладелец полагает, что с ним аварии не случится, но негативных последствий не всегда удается избежать.
- Невнимательность.
Скучно стоять в пробке или просто ехать. Поэтому водители достают смартфоны, заходят в мобильные приложения, просматриваются новости в интернете. Но невнимательность может дорого стоить. Достаточно немного отвлечься, чтобы спровоцировать возникновение опасной ситуации на дороге. Разговоры по мобильному телефону также пополняют основные причины ДТП. Сложно контролировать ситуацию на дороге, когда держишь одной рукой смартфон и разговариваешь.
Совет. Если вы сторонник безопасной езды, используйте системы Hands free для разговоров по телефону, когда садитесь за руль.
Рекомендуем слушать подсказки навигатора, а не отвлекаться на монитор, если вас интересует предотвращение случаев ДТП.
- Пристрастие к быстрой езде.
Многие водители любят получать острые ощущения от скорости. Но любовь к острым ощущениям и происшествия на дороге тесно взаимосвязаны. В результате превышения скоростного режима происходит множество аварий со смертельным исходом. Обезопасить жизнь пассажиров сложно. Удерживающие устройства и подушки безопасности не всегда помогают спасти жизнь людей, если дтп происходит на большой скорости.
- Игнорирование дорожных знаков.
Нарушение пополняет причины возникновения ДТП. Особенно много неприятных ситуаций происходит на железнодорожных путях. Автовладельцы не замечают сигнал предупреждения, подставляют свой транспорт под удар поезда.
- Игнорирование состояние автомобиля.
Заметили неисправность? Советуем отложить путешествие. Плохая работа тормоза или рулевого управления с движением несовместима. Поэтому своевременная профилактика машины позволяет уменьшить опасность аварий.
- Применение неподходящей резины.
Транспортное средство нужно вовремя «переобувать», иначе повышается риск возникновения неприятной ситуации на дороге.
Перечисленные причины зависят от водителей. Но есть и другие обстоятельства, приводящие к авариям.
Причины ДТП: автомобили
Для начала рассмотрим причины возникновения ДТП исключительно в среде водителей. Последствия в таких случаях бывают различные, особенно наглядные и шокирующие кадры содержат груды покореженного металла и много крови
Почему же это происходит, неужели нет подсознательного страха и осторожности у каждого, кто получил водительское удостоверение? Как показывает статистика, мало кто думает об этом, все считают, что их это не коснется. Подумаем, какие ошибки чаще всего становятся роковыми
Самые частые причины аварий на дорогах между двумя и более машинами – это превышение скорости и вождение в нетрезвом состоянии. Водитель почему-то не часто думает о том, что дорожное покрытие не всегда обеспечивает идеальное сцепление с колесами, особенно страшны ситуации, когда начинается дождь или гололедица припорошена снегом. А в подвыпившем состоянии и вовсе многие обретают «супер-силу», но в действительности все в точности наоборот: реакции снижаются, зрение притупляется и прочее.
Создание аварийной ситуации на дороге может быть последствием несоблюдения дистанции. Почему люди на таких тяжелых металлических агрегатах жмутся к друг к другу, неизвестно. Но каждый в школе изучал, что масса является мерой инерции, почему-то за рулем об этом все забывают, и надеются затормозить в мгновение ока, хотя это априори невозможно
Сюда же можно внести и неосторожность при обгоне, а также лихачество при объезде препятствия. Часто водитель неправильно оценивает свои шансы и не успевает закончить обгон, получая встречное столкновение
Либо осуществляя объезд по попутной полосе, забывает предупреждать об этом других участников.
А как же родившиеся «в рубашке»?
Если коллективная карма может быть настолько сильной, и ей подвластно утащить на тот свет сразу несколько десятков и сотен людей, как тогда объяснить феномен выживших? Ведь известны случаи, когда во время массовой катастрофы оставался в живых всего один человек, а кто-то в последний момент опаздывал на самолет, которому суждено было разбиться!
Это можно объяснить особой отведенной таким людям ролью. Если задача человека в этом воплощении крайне важна, Высшие Силы помогают ему уберечься от подобной участи. Так, например, предчувствие, что не нужно брать билет на этот поезд или самолет, опоздание на автобус, который впоследствии попадет в серьезную аварию – все это примеры защиты со стороны Определителя.
Личные причины аварий
Несоблюдение внутреннего распорядка труда, нарушение правил производственной техники безопасности, заболевание и прочие причины способны привести к аварии на производственном объекте.К психофизическим причинам следует отнести:
- перенапряжение физического и нервно-психического характера и ошибки в связи со стрессом, монотонностью труда;
- несоответствие психофизиологических характеристик и навыков характеру выполняемой работы, возможности восприятия и переработки информации;
- несоответствие антропометрических данных (рост, вес);
- профессиональные заболевания вследствие воздействия вредных производственных факторов.
Ответственность виновника
Она может быть трех типов. Административная ответственность в зависимости от сложности аварии и наступивших последствий может заключаться в штрафе, изъятии водительского удостоверения. Например, штраф может быть назначен за ДТП при движении задним ходом.
Если следствием ДТП стали тяжкие телесные повреждения у пострадавшего или летальный исход, возбуждается уголовное дело. Наказание ужесточается в том случае, когда виновник был пьян, или авария повлекла за собой смерть двух и более человек.
Административные, уголовные санкции не освобождают виновника от компенсации всего нанесенного ущерба. Он может быть материальным, моральным. Часть платежей во многих случаях берет на себя страховая компания, но она и может выдвинуть регрессные требования к виновнику ДТП.
Определение понятия «ДТП»
По нормативным предписаниям ДТП это событие, возникшее при движении автомобиля, вследствие которого пострадали люди, другой транспорт, а также имущество (груз, дорожные конструкции, деревья, недвижимость).
Определение ДТП в правилах дорожного движения в пункте 1.2. Кроме того, трактовка понятия дорожного происшествия содержится в ФЗ «О безопасности дорожного движения», прочих подзаконных актах.
Если же говорить о норме в ПДД, можно выделить следующие признаки ДТП:
- инцидент произошел во время движения;
- в ходе него есть пострадавшие;
- в результате ДТП причинен вред имуществу, здоровью людей.
Ключевым моментом является то, что происшествие неразрывно связано с движущимся транспортным средством, включая его остановку на короткое время (не более 5 минут). Если ущерб будет нанесен стоящей машине (падение дерева, поджог, проявление хулиганских действий), такие действия считаться ДТП не будут. Такого мнения придерживается не только законодательство, но и судебная практика.
У многих возникает вопрос, чем отличается авария от ДТП. Есть два варианта ответа. При аварии не наступило ущерба. Например, две машины столкнулись, практически не повредив друг друга (мелкие царапины не в счет). С позиции же законодательства аварией считается чрезвычайное событие, случившееся на промышленном объекте.
Что относится к аварии на дороге
У ДТП классификация существует своя. Она зависит от типа повреждения транспортного средства, состава участников события, дорожной обстановки. Дальше мы более детально разберемся, что считается ДТП.
Например, к таковым можно отнести наезд на препятствие. В качестве преграды можно отнести фонарный столб, опору моста или забор вокруг дома, предприятия.
Действия при ДТП
О том, что делать водителю, причастному к ДТП, написано в разделе 2 ПДД.
Конкретный порядок действий зависит от ситуации, но в любом случае необходимо сделать следующее:
- Остановить автомобиль или не трогаться с места, в зависимости от ситуации.
-
Включить аварийку, поставить знак аварийной остановки.
-
Ничего не трогать на месте ДТП. Если же попавшее в ДТП авто мешает нормальному дорожному трафику, то нужно освободить проезжую часть. Перед этим желательно заснять на фото или видео место аварии, расположение транспортных средств на дороге, повреждения и иные важные детали ДТП.
- Сообщить о случившемся в полицию и ждать дальнейших указаний.
- Если необходимо, помочь пострадавшим в аварии, вызвать скорую.
Страхование ДТП
Источники риска дорожной аварии – автомобиль или мотоцикл. Данные транспортные средства водитель вправе эксплуатировать только при страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Обязательное страхование именуется ОСАГО. Этот страховой продукт направлен на обеспечение финансовых гарантий получения компенсаций пострадавшими в результате аварии лицами.
В данных правоотношениях имеет существенное значение отнесение события к категории ДТП. Если такого ассоциирования не произойдет, то авария не будет признана страховым случаем.
Существует также страховка для обеспечения ремонта своего автомобиля, независимо от виновности его водителя. Этот вид страхования называется КАСКО.
Важным преимуществом данной страховки является то, что она покроет даже повреждения машины, не являющееся ДТП (если, например, хулиган оторвет боковое зеркало или разобьет стекло).
Как подразделяются ДТП?
В соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 «Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах РФ» ДТП признаётся как событие с участием ТС, водителя или другого лица, которое повлекло за собой ранение или смерть человека и/или материальный ущерб в результате движения ТС. При этом авария трактуется в каждой ситуации по-разному.
Столкновение
Возникает при следующих обстоятельствах:
- Движущееся ТС сталкивается с другим ТС (движущимся или внезапно остановившимся). Причинами таких аварий являются нарушение ПДД любым из водителей, невнимательность участников дорожного движения, погодные условия или неисправность автомобиля.
- Одно ТС (несколько) сталкивается с подвижным составом железной дороги. При этом ТС врезается в состав на скорости либо в результате оставления машины на ж/д путях. В данном случае виновником считается только водитель автотранспортного средства.
- ТС сталкивается с животным, перебегающим проезжую часть.
По степени опасности аварии при столкновениях делятся на лобовые, задние, касательные и боковые. Наиболее распространенными причинами этих типов столкновений становятся:
- Выезд на встречную полосу.
- Несоблюдение безопасной дистанции.
- Невнимательности при перестроении и поворотах.
- Незнание правила преимущества на нерегулируемых перекрестках.
- Тёмное время суток, плохо освещенные участки дорог.
Опрокидывание
Такое ДТП возникает на участках автомагистралей в результате плохого сцепления шин с дорожным покрытием (дождь, гололёд) или других факторов непредвиденного характера, препятствующих естественному движению.
Частые опрокидывания случаются и при превышении скоростного режима на автотрассах. Как правило, предполагают занос машины с возможным возгоранием.
Важно! Опрокидывание рассматривается ПДД как дорожно-транспортное происшествие (ДТП) только при движении такового. Например, опрокинутый автокран непосредственно на строительном объекте не считается ДТП, т.к
движется не по дороге.
Наезд
Под наездом понимают такую аварию, когда движущееся ТС наезжает на другое ТС, пешехода или любое препятствие. При этом не является важным, каким способом осуществляется движение – задним ходом или передним.
Авария сопровождается ударом кузова и возможным летальным исходом. Наезд может спровоцировать также прицепной состав ТС. Основными причинами происшествия выступают невнимательность или условия плохой видимости (подробнее об этих и других причинах аварий можно узнать тут).
ДТП в этом случае считаются наезды:
- На препятствие. ТС наезжает на любой неподвижный предмет. Ими выступают столбы, деревья, опоры моста, ограждения и заборы, стены и т.д.
- На пешехода. ТС делает наезд на человека, идущего по проезжей части (тротуару), ввиду нарушения ПДД водителем либо пешеходом.
Справка! Если ТС перевозит груз в любом виде и он стал непосредственной причиной травмирования пешехода, то ДТП рассматривается также в качестве наезда. - На велосипедиста. При наезде на велосипедиста виноватыми могут быть как владелец ТС, так и управляющий велосипедом. Первый в данном контексте провоцирует ДТП своими действиями.
- На животное. Аварии с участием животных случаются чаще всего внезапно. Наезд также возможен при перегоне скотины через оживленные участки дорог.
- На гужевой транспорт. ТС совершает наезд на упряженных животных и повозки, перевозимые животными или ударяется о таковые.
- На стоящее ТС (прицеп). В ДТП участвуют движущееся и неподвижное ТС. Виноватым в происшествии может быть любой из водителей этих ТС.
Падение пассажира
Обязательным условием ДТП является движение ТС, при котором пассажир либо выпадает из него, либо теряет обычное положение тела внутри салона (кузова). Наиболее вероятными причинами становятся резкое изменение скорости или траектории езды. Наиболее опасны падения с путепроводов, мостов, при перевозке грузов.
Бесконтактное ДТП
Эта категория происшествий характеризуется отсутствием физического контакта ТС виновного лица с другими ТС или предметами. Но вред третьим лицам причиняется в результате неправомерных действий водителя ТС.
Например, машина А. движется по главной дороге в нужной полосе. Автомобиль Б. со встречной полосы поворачивает влево в неположенное время, заставляя водителя А. совершить резкий маневр вправо. После чего происходит столкновение с другим ТС.
Иные случаи
Под данную категорию происшествий попадают многочисленные случаи, когда происходит падение груза или отцепление колеса, при наезде на людей, не являющихся в определённых моментах участниками дорожного движения, при наезде на внезапно возникшие препятствия.