Прицеп для лодки своими руками: технология сборки и особенности эксплуатации
Содержание:
- Сборка – особенности и схема
- Процесс сборки и ключевые особенности
- Главные особенности
- Ходовая часть
- Материалы для сборки: что нам необходимо?
- О технологии и правилах при производстве прицепа
- Этапы изготовления лодочного прицепа своими руками
- Преимущества лодочного прицепа сделанного собственными руками
- Самодельные прицепы для ПВХ
- Процесс сборки и ключевые особенности
- Оценка прицепа и регистрация в ГИБДД
- Преимущества использования прицепа
- Где можно купить детали?
- Преимущества использования прицепа
Сборка – особенности и схема
Главное здесь, безусловно, размеры прицепа для лодки. Это определяющий фактор. В качестве основы используется обычный транспортный прицеп, который почти наверняка есть у вас в гараже.
Большую роль играет ширина плавательного средства, поскольку именно это и ограничивает возможности прицепов – длина может быть любой, главное, соответствовать правилам дорожного движения.
Итак, для сборки вам понадобится несколько металлических балок или труб, механизм лебедки, колеса и сварочный аппарат. Кроме того, неплохо будет иметь под рукой и кильблоки для предотвращения повреждения днища или бортов.
Прицеп для лодки своими руками сделать таким образом достаточно просто.
Вам нужно в первую очередь сварить трехмерную конструкцию по форме лодки, которая будет устанавливаться в прицепе. Дальше надо приварить колеса, но таким образом, чтобы они не входили внутрь, оставаясь за пределами машины.
Приварка килеблоков – это один из завершающих шагов. Вам нужно всего лишь выбрать правильный угол, чтобы лодка легко сходила с помоста. Лебедка же устанавливается на прицеп и нужна, чтобы втаскивать всю конструкцию без участия человеческой силы. Что, учитывая вес, делает её обязательной для установки в прицепы для лодок ПВХ.
Также на него может быть установлена сигнальная светотехника – если это отвечает требованиям безопасности. Последним же шагом станет покраска всей конструкции, а также полевые испытания механизма.
Процесс сборки и ключевые особенности
В качестве основной рамы можно использовать трубы 80х40х3,5 мм. Если есть возможность работать с более толстым материалом – это не проблема, но вот меньшая плотность может привести к поломкам, поскольку лодки весят немало.
Для работы хватит двух труб по восемь метров – одна станет основной осью, а вот вторую придется разрезать на мелкие части, чтобы потом приваривать к основе. Сварщика такой процесс займет всего на несколько часов.
Следующий шаг – крепление опорной ножки и страховочного троса.
Из немного более тонкой трубы сварите лебедку – конструкция усложняется талрепом, который предназначается для удерживания лодки на месте во время перевозки. Иначе сам механизм крана долго не прослужит. Труба той же толщины пойдет на опоры крыльев.
Те же материалы используются и для кильблоков – их нужно несколько пар, поскольку одна приведет к поломкам днища. Опоры же нужно просто нарубить и приварить в предназначенных местах. Ролики на осях должны двигаться свободно, потому что заедание приведет к повреждениям.
Проводите необходимые испытания, а потом вешаете светотехнику, после чего красите.
Главное здесь, безусловно, размеры прицепа для лодки. Это определяющий фактор. В качестве основы используется обычный транспортный прицеп, который почти наверняка есть у вас в гараже.
Большую роль играет ширина плавательного средства, поскольку именно это и ограничивает возможности прицепов – длина может быть любой, главное, соответствовать правилам дорожного движения.
Итак, для сборки вам понадобится несколько металлических балок или труб, механизм лебедки, колеса и сварочный аппарат. Кроме того, неплохо будет иметь под рукой и кильблоки для предотвращения повреждения днища или бортов.
Прицеп для лодки своими руками сделать таким образом достаточно просто.
Приварка килеблоков – это один из завершающих шагов. Вам нужно всего лишь выбрать правильный угол, чтобы лодка легко сходила с помоста. Лебедка же устанавливается на прицеп и нужна, чтобы втаскивать всю конструкцию без участия человеческой силы. Что, учитывая вес, делает её обязательной для установки в прицепы для лодок ПВХ.
Также на него может быть установлена сигнальная светотехника – если это отвечает требованиям безопасности. Последним же шагом станет покраска всей конструкции, а также полевые испытания механизма.
Прицеп для лодки своими руками сделать таким образом достаточно просто. «{amp}gt;Вам нужно в первую очередь сварить трехмерную конструкцию по форме лодки, которая будет устанавливаться в прицепе. Дальше надо приварить колеса, но таким образом, чтобы они не входили внутрь, оставаясь за пределами машины.
Главные особенности
Взять за основу можно практически любой кузовной прицеп, причем подойдут даже те, которые несколько десятилетий простояли на одном месте. Поливинилхлоридная лодка не имеет большого веса, но все-таки рекомендуется проверить выбранную конструкцию на предмет запаса прочности. Для этого достаточно загрузить несколько мешков картошки или камней, бросив их в кузов, а затем попытаться проехаться по местности со сложным рельефом. Желательно загрузить прицеп так, чтобы полученный вес немного превышал массу самой лодки.
Итак, у вас есть прицеп, который надо переделать. Начинаем процедуру с разборки кузова. В дальнейшем он уже нам не пригодится, поэтому его остается только выбросить. В стандартной конструкции дышло имеет небольшую длину, поэтому носовая часть лодки может время от времени ударяться о заднюю часть транспортного средства. Чтобы предотвратить такой исход, рекомендуется удлинить его примерно на один метр и предусмотреть возможность разборки. Для повышения прочности используйте «косынки» из трубы сортаментом 40х40 миллиметров. В итоге у вас должно получиться что-то типа прицепа, проиллюстрированного ниже.
Чтобы предотвратить появление повреждений в процессе транспортировки лодки, рекомендуется использовать ложементики из доски толщиной четыре сантиметра. Меньшую доску использовать не рекомендуется, потому что так вы увеличиваете шансы на то, что в один неподходящий момент она треснет.
Также стоит отметить, что переоборудование может включать в себя установку дополнительных задних габаритов. Некоторые мастера принимают решение поставить фонари от автомобиля УАЗ. Защитить лодку от постоянного попадания грязи на ее поверхность помогут крылья. В стандартной комплектации прицепа они отсутствуют, придется приобретать отдельно. Практика показывает, что одним из наиболее оптимальных решений является оформление покупки крыльев от Оки. Среднестатистическая стоимость варьируется в пределах 350-400 рублей за комплект.
Под ногу надо сделать небольшой упор. В этом поможет упомянутая выше профильная труба размером 40х40 миллиметров. Резину следует приклепать с помощью вытяжных клепок. Согласно отзывам владельцев, которые уже проводили доработку своими руками, такое решение является очень удачным. Предотвратить возможное подкидывание ног силового агрегата лодки позволяет стяжная лента. На фото ниже ее хорошо видно.
Некоторые мастера принимают решение обустраивать крепления лодки посредством стяжных лент. Но лучше всего использовать полуторасантиметровый транец, вырезать фанеру и защитить ее горячей олифой, прикрепить все это дело двумя рымгайками, добавить два талрепа и пару-тройку звеньев цепи. В итоге автоприцеп сможет максимально надежно зафиксировать лодку.
Такая модернизация способствует максимально прочной ее фиксации на прицепе, обеспечивает надежность и безопасность перевозки в целом.
Ходовая часть
При изготовлении лодочного прицепа своими руками необходимо уделить особое внимание прочности ходовой части, поскольку от надёжности прицепа зависит не только безопасность его владельца и других участников дорожного движения, но и возможность постановки такого транспортного средства на учёт, ведь если прицеп не пройдёт ходовые испытания в ГИБДД, то его нельзя будет зарегистрировать. Колёсная ось конструкции должна быть крепкой, что также будет проверено в момент экспертизы при прохождении регистрации
Согласно действующим правилам, в качестве колёс могут быть использованы автомобильные либо мотоциклетные модели
Колёсная ось конструкции должна быть крепкой, что также будет проверено в момент экспертизы при прохождении регистрации. Согласно действующим правилам, в качестве колёс могут быть использованы автомобильные либо мотоциклетные модели.
Колёса, предназначенные для садовых тачек и мотокультиваторов, не подойдут для подобных нужд, так как конструктивно не предназначены для движения по автомобильным дорогам. Наиболее практичным вариантом будет использование готовой оси от автомобиля, в которой уже продуманы крепления и элементы подвески, что значительно упростит конструкторскую работу. Всё, что нужно будет сделать в данном случае, – надёжно прикрепить ось к несущей раме.
В принципе крепить ось можно напрямую к раме, однако грамотно установленные амортизаторы или рессоры помогут уберечь лодку от ударов при езде по плохим дорогам.
Следует учитывать центр тяжести лодки и проектировать раму таким образом, чтобы около 70% нагрузки приходилось на переднюю часть прицепа и только 30% – на заднюю. Соблюдение данной рекомендации повысит управляемость прицепа на дороге, а также исключит вероятность срыва крепления фаркопа вверх, что может повлечь за собой ДТП. Не стоит также слишком сильно смещать баланс вперёд. Оптимальным уровнем нагрузки на фаркоп автомобиля будет 50–80 килограммов, в случае превышения балансировку лучше изменить путём смещения оси.
Все элементы рамы соединяются между собой посредством сварки швов. После того как сборка рамы и оси закончена, необходимо соединить их болтовым соединением, соблюдая чёткую перпендикулярность несущей балки рамы и оси, чтобы исключить любую несоосность в движении автомобиля и прицепа.
С конструкцией прицепного устройства лучше не экспериментировать, а приобрести его в магазине автозапчастей и установить на собранный прицеп. Это поможет избавиться от ненужных вопросов при регистрации, а также обезопасить себя и окружающих. Конструкция обязательно должна содержать страховочный трос или цепь в районе крепления. Это также требование, предъявляемое к безопасности.
На данном этапе можно совершить первое ходовое испытание, чтобы убедиться в том, что получившуюся конструкцию не ведёт ни в одну сторону
Необходимо помнить, что делать это нужно с максимальной осторожностью, поскольку неверно собранный прицеп на скорости способен стащить автомобиль с дороги и даже спровоцировать переворот
Материалы для сборки: что нам необходимо?
Комплектующих достаточно много, потому что проект довольно сложный именно с технической стороны. В первую очередь вам понадобятся детали, которые изготавливаются промышленным способом, и сделать их отдельно практически невозможно – торсионная ось и сцепное устройство.
Помимо предыдущих комплектующих вам понадобится также с десяток различных деталей, которые вполне можно сделать самостоятельно. Перечислить их можно следующим образом: опорная ножка и крылья, светотехника, проводка, лебедка и крепеж, колеса, кильблоки, металлопрокат и краски.
Да, чтобы сделать прицеп для перевозки лодки, понадобится все это вместе, без исключения.
Общая стоимость материалов составит десять-пятнадцать тысяч, если не особо привередничать в покупках. Изготовление же чего-либо самостоятельно снизит цену. Самыми же дорогими деталями являются торсионная ось, колеса и лебедка.
О технологии и правилах при производстве прицепа
Автомашины есть разных типов с большими и объёмными багажниками, но легковых машин среднего класса больше всего на наших дорогах. Что бы выполнить одноразовую перевозку багажа, можно использовать услуги грузового такси. В случаях много кратных транспортных перевозок применение таксоперевозки может быть не эффективно. В таком случае выходом из сложившейся ситуации будет применение прицепа к легковому автомобилю.
Желание иметь прицеп к автомашине вполне можно реализовать купив представленный в автомагазинах нужный образец заводского исполнения. Многие автовладельцы надеются как то экономить и пытаются смастерить прицеп самодельный или перестроить старый, сделать мощнее, по больше размером.
Новые и постоянно обновляющиеся правила ПДД и распорядительные документы указывают, что любое перестроение транспортного средства или его изготовление требуют от владельца проведение технической экспертизы ТС с получением соответствующего свидетельства на пригодность использования данной конструкции, подтверждение её безопасной эксплуатации.
Для самостоятельного изготовления прицепа следует определиться в определении типа прицепа, что перевозить и что для изготовления требуется.
К примеру, в заводских прицепах используют профессиональные устройства и конструкции, со специальным оборудованием под груз. Эти прицепы имеют дополнительную грузоподъёмность, способны перевозить грузы при разных условиях дорожного покрытия.
Есть такие компоненты, которые изготавливаются на заводе при помощи сложной технологии: горячее цинковое покрытие, высокоточная контактная сварка и прочее.
Чтобы изготовить прицеп к легковому автомобилю своими руками потребуется инструмент и материалы. Решив создавать легковой прицеп своими руками необходимо уже понять, что такое прицеп и какой он будет.
Необходимая информация по нормативам изготовления транспортных устройств даёт возможность создавать чудо технику в соответствии с упрощённым списком требований ГОСТ 37.001.220-80, приведённым ниже:
- По разрешённой массе прицепа ограничение до 1,8 т. Вес не более половины массы буксира и когда транспортное средство без тормозов;
- По длине транспортное средство не более 8 м и не более длины автомашины в полтора раза;
- По ширине до 0,23 м и не шире машины по 20 см с обоих боков;
- По высоте транспортное средство до 3 м и не выше колеи колёс прицепа в 1,8 раза;
- Центр тяжести с грузом должен быть не выше ширины колеи и умноженный на 0,725;
- Ширина дорожного просвета должна быть не меньше клиренса авто;
- По конструкции самодельный прицеп для легкового автомобиля может быть только одноосным. Расстояние между осями спаренной конструкции до 1 м;
- Нагрузка на каждую сторону прицепа должна быть не выше 0,55% собственного веса;
- Общий вес на сцепку прицепа от 25 до 100 кг/с.
Оборудование сцепного устройства должно иметь следующие конструкции:
- Трос неразъёмный или цепь на случай отсоединения транспортного средства от автомобиля во время езды;
- Ограничительные башмаки для устойчивости при самостоятельной стоянке;
- Площадка с домкратным механизмом;
- Съёмный рычажный тормоз;
- Брызгозащитные крылья;
- Подставку для установки знака;
- Опорную стойку;
- Колесо запасное соответствующее размеру шин автомашины;
- Приборы осветительные, проводка и соединительная вилка.
Чтобы самодельный автоприцеп имел положенную безопасность, следует купить крепёж на фаркоп.
Этапы изготовления лодочного прицепа своими руками
В данном разделе расскажем, как сделать лодочный прицеп своими руками, из указанных выше комплектующих.
1. Для того, чтобы можно было грамотно изготовить прицеп для катера своими руками необходимо обязательно руководствоваться габаритами Вашего плавсредства. Нарушение же показателей может привести к повреждению не только прицепа, но и самой лодки
Также не стоит забывать о возможностях автомобиля, с помощью которого Вы будете выполнять транспортировку, обратите внимание на такую его характеристику, как ограничение по весу буксируемого средства. Ниже представлен чертеж, который рассчитан на перевозку лодок длиной до 4,5 м и весом от 100 кг
Чтобы прицеп получился именно под Вашу лодку, вы можете немного изменить размеры.
2. Для изготовления рамы используем прямоугольную трубу размером 80х40х3,5. Стыки труб обязательно нужно усилить косынками, лучше всего нарубить их на гильотине. Затем необходимо просверлить отверстия и болтами М12 через втулки прикрепить ось и сцепку. Важным моментом при этом является правильная подборка балансировки и соблюдение четкой перпендикулярности оси центральной балке. Для того, чтобы проверить данные параметры надеваем колеса, цепляем прицеп за автомобиль и едем, если прицеп не тащит в сторону, значит перпендикулярность соблюдена, затем ставим лодку на прицеп и проверяем балансировку. Нагрузка на сцепной шар должна быть в пределах 50-80 кг. Если это не так, то лучше, конечно, сразу пересверлить ось.
3. Далее вешаем на прицеп опорную ножку и страховочный трос.
4. Затем из трубы размером 60х40х2 нужно сварить опору для лебедки и установить ее.
5. Из трубы таких же размеров, как и для опоры лебедки, делаются опоры крыльев.
6. И снова используя эту же трубу, изготавливаются опоры кильблоков. Для опор килевых роликов необходимо металл размером не менее 4 мм нарубить на гильотине и сварить. При этом ролик на оси должен ходить очень легко, в противном случае при его заедании киль лодки легко порежет ролик до непригодного состояния. К тому же отметим, что длину опор кильблоков необходимо подобрать так, чтобы колеса попадали на элемент продольного набора, в этом случае днище будет меньше проминаться. Угол колес можно рассчитать с помощью профиля днища, вырезав его из фанеры.
7. Предпоследним штрихом изготовления прицепа своими руками будет его покраска. Для этого нужно сначала покрыть устройство антикоррозийным покрытием, а в качестве краски можно использовать обычную эмаль.
8. Последний этап изготовления прицепа заключается в установке светотехники и пластины с подсветкой для номерного знака. Для этого нужно подварить балку из легкой трубы и на ней все разместить.
Итак, прицеп покрашен и готов к регистрации.
Напоследок отметим, что при правильной эксплуатации прицеп, изготовленный своими руками, прослужит вам верой и правдой много лет. Но при эксплуатации прицепа Вам потребуются и специфические навыки вождения автомобиля. Непосредственно при перевозке лодки всегда помните о том, что сзади у Вас прицеп, а поэтому вести себя на дороге нужно соответствующим образом. Существует множество различных внешних факторов, увеличивающих ширину и длину «коридора», занимаемого на дороге автомобиля с прицепом, тем более, что прицеп с расположенней на нём лодкой значительно шире самой машины. Обгон при движении с прицепом является достаточно опасным манёвром, так как водитель обгоняемого автомобиля может не ожидать появления прицепа и, вследствие чего, не успеть вовремя притормозить. Всегда оставайтесь на чеку, когда едите на автомобиле с лодочным прицепом, особенно если эта дорога Вам не знакома.
Преимущества лодочного прицепа сделанного собственными руками
Самодельный металлический прицеп строить для собственной лодки значительно выгоднее, чем приобретать в магазине. Собранная своими руками конструкция имеет такие преимущества:
- итоговая цена окажется для самоделки значительно ниже, чем для покупного транспортного средства;
- в процессе эксплуатации можно в любой момент своими силами усовершенствовать конструкцию или быстро ремонтировать с минимальными вложениями;
- готовый прицеп легко собрать так, чтобы он соответствовал всем установленным в стране стандартам, касающихся подобных автомобильных аксессуаров.
Некоторые автомобилисты могут выделять в качестве недостатка тот факт, что собранное в гараже изделие может оказаться менее надёжным, чем его заводской аналог. Однако это не так, ведь если грамотно рассчитать нагрузки и следовать чертежам, то такое транспортное средство способно прослужить хорошую службу в течение многих лет.
Самодельные прицепы для ПВХ
Уже многие годы владельцы лодок пользуются наработанными чертежами и удачно переделывают прицепы. Хорошей основой всегда выступали модификации Енот, МЗСА и Крепыш. В зависимости от ваших потребностей и конструкции прицепа, он может быть как со стапелем, так и без него. Стандартная форма автомобильного сцепного устройства будет неподходящей, ведь он имеет несколько острых углов, материал поверхности будет создавать трение с лодкой, а наличие болтов и разных гаек может повредить ПВХ.
Есть простой и дешевый способ адаптировать прицеп под лодочный. В первую очередь пригодиться ковролин или линолеум, именно данным материалом нужно оббить основные опасные места или вовсе всю поверхность прицепа. Но в таком случае лодочный мотор нужно перевозить отдельно от лодки. Далее придется купить стропы с возможностью затяжки. Они позволят создать фиксацию на поверхности и не дадут лодке повредиться при поворотах. Без них эксплуатация невозможна, ведь малый вес перевозимого багажа позволит сдуть лодку при минимальном разгоне. Берите стропы с расчетом, что крепление выполняется в виде 1 стропы на 1-2 метра длины лодки. Теперь вы более детально понимаете, как сделать прицеп для лодки ПВХ. Хоть метод и простой, но не требует особых затрат.
Процесс сборки и ключевые особенности
В качестве основной рамы можно использовать трубы 80х40х3,5 мм. Если есть возможность работать с более толстым материалом – это не проблема, но вот меньшая плотность может привести к поломкам, поскольку лодки весят немало.
Для работы хватит двух труб по восемь метров – одна станет основной осью, а вот вторую придется разрезать на мелкие части, чтобы потом приваривать к основе. Сварщика такой процесс займет всего на несколько часов.
Далее вам нужно просверлить в основной балке отверстия и закрепить болтами центральную ось и сцепку. После нужно обязательно проверить, не ведет ли прицеп во время езды – для этого понадобится установить колеса. Провести подобную проверку лучше всего на начальном этапе работ, поскольку в дальнейшем могут возникнуть проблемы, а пока отверстия можно попросту пересверлить.
Следующий шаг – крепление опорной ножки и страховочного троса.
Из немного более тонкой трубы сварите лебедку – конструкция усложняется талрепом, который предназначается для удерживания лодки на месте во время перевозки. Иначе сам механизм крана долго не прослужит. Труба той же толщины пойдет на опоры крыльев.
Те же материалы используются и для кильблоков – их нужно несколько пар, поскольку одна приведет к поломкам днища. Опоры же нужно просто нарубить и приварить в предназначенных местах. Ролики на осях должны двигаться свободно, потому что заедание приведет к повреждениям.
Проводите необходимые испытания, а потом вешаете светотехнику, после чего красите.
Последний шаг – регистрация транспортирующего средства в соответствующих госорганах.
Оценка прицепа и регистрация в ГИБДД
Дабы получить регистрацию в ГИБДД, вам потребуется специальное заключение соответствующей лицензированной организации, которая должна провести оценку и тестирование самодельного прицепа.
Для тестирования необходимо предоставить не только сам прицеп для лодки, но и чертежи конструкции, по которым тот создавался. Все параметры и габариты должны быть указаны в чертежах.
При успешной регистрации владелец получает уникальный номерной знак и, конечно же, талон, свидетельствующий о прохождении государственного техосмотра.
Талон всегда должен быть при вас во время движения с прицепом. Кроме того, потребуется оформление страховки гражданской ответственности.
Преимущества использования прицепа
Применение автоприцепа для транспортировки имеет ряд преимуществ:
- На устройстве есть специальные крепления, килевые валики, ложементы и боковые ролики, которые позволяют надежно зафиксировать конструкцию.
- Устройство способно с легкость перевозить тяжести по неровной дороге с ямами и ухабами за счет своей рессорной конструкции.
- Большой ассортимент с разной конфигурацией и длиной, позволяющий подобрать наиболее оптимальный вариант для перевозки своего плавательного средства.
- Дорожный просвет точно такой же, как и у легкового автомобиля.
- Позволяет перевозить лодку в надутом виде, что существенно экономит время, не требуя ее собирать и разбирать.
Где можно купить детали?
Самодельный прицеп для лодки требует значительных временных и капиталовложений. Это обязательные условия для адекватного финала всей работы. Но сэкономить драгоценное время, выиграв на выборе магазина, – это вполне разумно.
Итак, большую часть деталей можно приобрести в специализированных супермаркетах, или каталогизированных системах в интернете – например, вам прекрасно подойдет «Автофлекс-Кнотт», «Франкарди» или «Билтема». Остальное же вполне можно покупать «на местах». Небольшие автобазы, мастерские, магазинчики запчастей — любая из этих точек подойдет, главное, чтобы вы были уверены в качестве материалов.
Кроме того, вам нужно знать, что все чеки стоит сохранить – в дальнейшем они вам понадобятся для регистрации прицепа в дорожно-транспортной службе.
Преимущества использования прицепа
Применение автоприцепа для транспортировки имеет ряд преимуществ:
- На устройстве есть специальные крепления, килевые валики, ложементы и боковые ролики, которые позволяют надежно зафиксировать конструкцию.
- Устройство способно с легкость перевозить тяжести по неровной дороге с ямами и ухабами за счет своей рессорной конструкции.
- Большой ассортимент с разной конфигурацией и длиной, позволяющий подобрать наиболее оптимальный вариант для перевозки своего плавательного средства.
- Дорожный просвет точно такой же, как и у легкового автомобиля.
- Позволяет перевозить лодку в надутом виде, что существенно экономит время, не требуя ее собирать и разбирать.