Чем отличается литол от солидола и что лучше выбрать
Содержание:
Применение смазки “Литол 24”
Перед применением любой смазки, в том числе, “Литола 24”, обязательно необходимо ознакомиться с ее характеристиками. Ведь зачастую встречается ситуация, когда в рекламных лозунгах о новых “прогрессивных” и “революционных” смазках указывается одна информация, а на самом деле новинки ничем не лучше старого доброго “Литола 24”. Эта смазка уже десятки лет используется в самых разных механизмах, в том числе, автомобильных, поэтому её называют универсальной. В частности, ее закладывают в некоторые закрытые подшипники на весь срок службы. Но обо всем по порядку.
Смазка “Литол 24” имеет широкую область применения. В частности, ее используют в:
- подшипниках скольжения и качения (всех типов);
- шарнирных механизмах;
- зубчатых передачах;
- поверхностях трения транспортных средств (как колесных, так и гусеничных);
- поверхностях трения индустриальных механизмов;
- поверхностях трения электрических машин.
Смазка “Литол 24” может без проблем использоваться в качестве замены солидолов всех типов, смазки №158, смазки 1-13, “Консталина”, “Фиола-2”.
Обратите внимание! Классический “Литол 24” нельзя использовать для консервации. Для этого существует специальный его подвид — “Литол 24РК”
Так же данная смазка не допустима для применения в гранате шарнира равных угловых скоростей, в ШРУСах используется смазка с молибденом, а не литиевая.
Что касается, автомобильных узлов, то “Литол 24” нашел свое применение для смазки следующих узлов и механизмов:
- регулируемые подшипники ступицы;
- нерегулируемые подшипники полуоси;
- подшипники промежуточной опоры карданного вала;
- подшипники генератора;
- подшипники стартера и других электродвигателей;
- подшипники оси октан-корректора распределителя зажигания;
- шарниры рулевого управления и подвески, имеющие пресс-масленки;
- различные шлицевые соединения;
- тросики в оболочке;
- петли;
- подшипники скольжения;
- валики;
- оси.
Примеры использования «Литола 24»
Чаще всего “Литол 24” используют в подшипниках, в том числе, закрытого типа. В некоторых переднеприводных автомобилях (отечественного производства) этой смазкой набивают герметичные пыльники, установленные на шарнирах. А в заднеприводных машинах “Литолом 24” смазывают внутренности крестовины карданного вала. Особенность смазки состоит в том, что она работает продолжительное время без необходимости ее периодической замены. Кроме этого, она облегчает работу движущихся деталей, предотвращает их от коррозии и так далее.
Обратите внимание! Не рекомендуется использовать “Литол 24” на открытых поверхностях по причине того, что в таком случае существует риск скопления на поверхности пыли и грязи. Эта смазка предназначена для использования внутри механизмов
Поэтому, если вы решите использовать ее, позаботьтесь о механической защите поверхности механизма.
Разновидности средства
Помимо отраслей, напрямую связанных с механикой, солидол используется также в лечебных целях. А садоводы применяют его в чистом виде как садовый вар, смазывая им места срезов на деревьях, чтобы в них не проникли вредители и грибок.
Солидолы бывают двух видов:
- жировые — при загущении индустриальных масел средней вязкости используют жирные кислоты растительного происхождения;
- синтетические — применяются масла синтетических жирных кислот.
Жировые намного качественнее, внешне их трудно отличить, и при их смешивании негативных последствий не бывает.
Солидол и пресс-солидол отличаются по густоте. Пресс-солидол более мягок, но у него ниже верхний порог температуры, и разлагается он при 80 C. Применяют его через пресс-маслёнку, чтобы смазать механизмы.
К солидолам также относится графитная смазка УСсА, которая имеет серебристый оттенок. В состав включено около десяти процентов молотого графита-П, что придаёт ей повышенные противозадирные свойства и токопроводимость. Графитная смазка УСсА была необходима для смазки рессор. А благодаря высокой электропроводности, она использовалась в токопроводящих элементах: антеннах, клеммах аккумулятора.
Смазки подобного типа использовали, чтобы смазывать шарниры передней подвески на большинстве отечественных автомобилей. Их часто заменяли из-за негерметичности шарнира и невысокой стабильности самой смазки, разлагающейся и загрязняющейся во время эксплуатации. При шприцевании новая её порция смазывала шарнир и выдавливала из него загрязнение вместе со старым покрытием.
Солидолы использовали, чтобы смазывать разные малонагруженные труднодоступные пары скольжения: элементы дверных замков, стеклоподъемников, всевозможные рычаги, ручные тормоза, втулки педалей, шарниры дверей и прочее.
Значительно поздние автомобили ГАЗ имели переработанную подвеску, у которой были уменьшенные зазоры конструкции, повышенная шарнирная герметичность, игольчатые подшипники шкворней и совмещённая нижняя пресс-маслёнка, через неё смазывались нижние подшипник шкворня и резьбовая втулка. На применение консистентной смазки в этих узлах с целью предотвращения закоксовывания был наложен запрет. Это заставило техников начать использовать жидкое масло.
Эмульсионную разновидность применяют для охлаждения зон срезки, при механической обработке чёрных металлов.
Из-за водоотталкивающих свойств солидолы применяются как консервационная смазка, чтобы металлические детали и инструменты, изготовленные из быстрорежущих сталей, дольше хранились. В прошлом веке тавот использовали для смазки артиллерийских снарядов в целях консервации.
Преимущества технического солидола
Солидол обладает следующими преимуществами:
- Жировой солидол обладает лучшим качеством, чем синтетические смазки. Можно смешивать различные его марки и не иметь отрицательных последствий.
- Солидол более водостоек, чем литол и циатим.
- Под влиянием больших нагрузок менее разрушаем и дольше храниться, чем циатим. Однако уступает синтетическим смазкам по предельным температурам эксплуатации при обыкновенных нагрузках.
- Не токсичен.
- Не пожароопасен.
Технические характеристики литола
При его изготовлении также использовали «нефтяное масло», только другую плотность. Если на Солидол применялось всё подряд, то на Литол выбирается определённая плотность 60—80 г/м3, а также добавляется литиевое мыло. Были убраны агрессивные составы, которые разъедали силиконовые пыльники, добавлены антикоррозионные примеси для лучшей защиты металлических поверхностей.
Плюсов литол имеет много, и главным считается то, что он легко держит температуру в 120—125 градусов и не разрушается. Функционирует до крайне минусовых температур в 40−45 градусов. Водоустойчив, почти не вымывается водой. Это универсальное средство для чрезмерно влажных мест.
Минусов у литола мало, всего один — он активен, соприкасаясь с алюминием, разъедает его.
Характеристики смазки
Литол 24 ГОСТ 21150-87 имеет ряд практичных и удобных свойств для автомобилистов и машиностроителей. Так, например:
- Смазка имеет широкий спектр действия температур. Использование возможно в различных климатических условиях (от минусовых температур до плюсовых), своих свойств она не теряет.
- Литол имеет высокие водоотталкивающие характеристики, что позволяет без проблем использовать его при любых погодных условиях, а также как отличную защиту от влаги.
- Одним из самых главных преимуществ является антикоррозионная стойкость жидкости. С ее помощью защищают многие детали при длительной консервации.
- Высокая температура каплепадения, более +180 °С.
- Имеет высокий коэффициент сцепляемости с конструкциями, что позволяет полностью покрывать их.
- Имеет низкую коллоидную способность, то есть процесс выделения масла.
- Отсутствие в составе воды является большим плюсом.
- Такой вид смазки отлично применим в электротехнике, так ка электропроводность его близка к нулю.
- Высокие показатели механической и химической стабильности, хорошо рекомендуют ГСМ к использованию.
- Имеет высокую стойкость к воздействию на нее кипящей воды.
- Высокие уплотнительные свойства.
- Имеет высокие показатели сопротивления.
- Плотность материала практически неизменна.
- Материал благодаря своему составу не загустевает и не темнеет.
- Удалить смазочный материал достаточно просто, с помощью раствора.
Что касается технических характеристик, то они так же различны:
- Вязкость колеблется от 680 П.с до 10 П.с в зависимости от температурных условий.
- Коллоидные выделения до 15%.
- Смазка должна иметь цвет от желтого до коричневого. Использовать синюю, черную и прочие не рекомендуется, если это не цвета красителей.
Помимо очевидных плюсов есть свои минусы, недостатки:
- Из-за своей густой консистенции материл притягивает пыль, твердые частицы, что усложняет процесс очистки детали. Или же она быстро грязнится. Использовать ГСм необходимо в закрытых полостях, емкостях с крышками.
- Имеются свои особые условия хранения. Материал горюч, поэтому необходимо быть осторожным.
- Производители не предусмотрели такой примеси, которая бы защищала деталь от износа, истирания.
Помимо всего прочего отметим, что Литол стоит сравнительно недорого. Его применение повсеместно у автомобилистов. Сама смазка пришла из оборонной промышленности и удачно заменила солидол, который был хорош, но не имел всех вышеописанных параметров.
Срок годности ГСМ 5 лет от даты производства. Должны быть соблюдены все условия хранения и эксплуатации. Однако, интересно, использовать смазку можно и по истечению срока годности, только в случае ее правильного хранения и ее соответствия всем вышеописанным техническим условиям и свойствам.
Область применения
Область применения графитовой смазки очень широка. На производстве ею смазывают:
- рессоры спецтехники;
- тихоходные подшипники;
- открытые и закрытые валы;
- различные зубчатые передачи;
- запорные арматуры;
- подвески в крупногабаритных механизмах, спецтехнике;
- опоры буровых установок.
Теперь вкратце перечислим узлы и механизмы автомобиля, которые можно смазывать этим составом (с учетом некоторых особенностей):
- рулевые шарниры;
- рулевая рейка (в частности, корпус рейки разбирается, и смазывается рабочая шестерня);
- элементы рулевого механизма (исключение составляют те из них, где в качестве смазки используют трансмиссионные масла);
- шаровые опоры;
- противоскрипные шайбы в рессорах;
- пыльники рулевых наконечников и тяг;
- опорные подшипники;
- подшипники поворотных кулаков (для профилактики смазку также набивают в защитный колпак);
- троссовый привод стояночного тормоза;
- автомобильные рессоры;
- на заднеприводных автомобилях ее можно использовать для крестовин карданного вала.
Также графитовую смазку можно использовать в качестве профилактического средства. В частности, ею можно смазывать резьбовые соединения, обыкновенные и автомобильные замки летом и особенно зимой.
Многих автолюбителей также интересует вопрос о том, можно ли «графиткой» смазывать ШРУСы (шарниры равных угловых скоростей). Однозначного ответа в данном случае нет. Если речь идет о дешевой отечественной смазке, то не стоит рисковать, она может испортить внутренний механизм шарнира. Если же вы используете импортную дорогую смазку (например, Molykote BR2 plus, Molykote Longterm 2 plus, Castrol LMX и другие материалы, имеющие в своем составе графит), то можно попробовать. Однако помните, что существуют специальные смазки для ШРУСа.
Смазка ШРУС
Своевременная смазка ШРУСа снижает его износ и продлевает строк службы. Для каждого вида шарнира требуется свой вид смазки. Какой нужно мазать, а какие лучше, узнайте по отзывам и обзору характеристик.
Подробнее
Не забывайте, что графитовая смазка предназначена для работы в тихоходных механизмах, и там, где не требуется большая точность работы.
Стоит отдельно остановиться на вопросе, можно ли смазывать графитовой смазкой клеммы аккумулятора. Да, ее состав проводит электрический ток, однако возникает риск их перегрева из-за того, что она обладает высоким удельным сопротивлением. Поэтому «графитку» использовать для смазки клемм можно, но нежелательно. Смазка будет предотвращать поверхность от коррозии. Поэтому для смазки клемм аккумулятора лучше использовать другие средства.
Чем смазать клеммы аккумулятора
Смазки для клемм АКБ могут быть от народных «дедовских» способов, как уберечь клеммы аккумулятора от окисления, до современных, с улучшающими электропроводность примесями.
Подробнее
Чем отстирать графитовую смазку
Используя смазочный материал без осторожности запросто можно испачкать себе одежду. А удалить её будет уже не просто, ведь это не только жир, но и графит, который тяжело оттереть
Поэтому возникает очень интересный вопрос: чем можно отстирать или оттереть графитовую смазку. В интернете существует много различных споров и мнений на этот счет. Предлагаем вашему мнению несколько средств, которые должны помочь в этом (дело в том, что в каждом отдельном случае могут помочь разные средства, все зависит от степени загрязнения, типа ткани, продолжительности загрязнения, дополнительных примесей и так далее). Итак, вам помогут:
Антипятин
- бензин (лучше 98-й, или чистый авиационный керосин);
- очиститель от смазок (например, «Антипятин»);
- «Сарма гель» для посуды;
- бесконтактный шампунь для мойки автомобиля (аэрозоль побрызгать на загрязнения, после чего попытаться аккуратно оттереть);
- горячий мыльный раствор (если загрязнение не сильное, то можно замочить одежду на некоторое время в растворе из хозяйственного мыла, а потом оттереть вручную);
- «Ваниш» (аналогично, нужно предварительно замочить одежду, и дать ей постоять несколько часов, стирать можно вручную или в стиральной машинке).
Некоторые автовладельцы рекомендуют стирать одежду в стиральной машине при максимальной температуре. Помните, что для некоторых видов тканей это неприемлемо! Они могут потерять структуру, и одежду невозможно будет восстановить. Поэтому читайте, что указано на соответствующем ярлыке на одежде, в частности, при какой температуре изделие можно стирать.
Литол 24: состав
Автомобильная смазка Литол 24 присутствует в свободной продаже уже десятки лет, начиная с 70-х годов 20 века. Она активно используется не только автомобилистами, но и электротехниками, а также специалистами по ремонту железнодорожных составов, различных производственных установок, кораблей и прочего.
Литол 24 с точки зрения состава – это очень простая (во многом, из-за этого и недорогая) смазка, которая состоит из пары компонентов. Основа состава – это машинное масло, в которое добавляется литиевое мыло в качестве загустителя. Могут использоваться в смазке Литол 24 всевозможные присадки и красители, в зависимости от производителя, который выпускает продукт. Загуститель позволяет добавиться необходимой вязкости вещества, чтобы им было удобно пользоваться, и оно в процессе эксплуатации не «сползало» с деталей.
Что лучше графитовая или медная смазка?
Эти два состава имеют очень схожие характеристики. Та-же основа, тот же способ введения мелкодисперсного порошка. Так же, как и медная, графитовая смазка проводит ток. Еще одно общее качество: форма выпуска. Есть пластичная паста, менее вязкий гель и аэрозоль.
Однако у медных составов есть неоспоримое преимущество: высокая температурная стабильность. Свойства не меняются даже при кратковременном нагреве до +1000℃. А нормальный диапазон применения предусматривает постоянную температуру до +300℃.
Поэтому медная смазка, в отличие от графитовой, успешно применяется в тормозных суппортах.
Справедливости ради стоит отметить, что медная смазка не так хорошо «держит» высокую нагрузку при давлении трущихся частей. Высокодисперсная медь просто выдавливается вместе с носителем, а частицы графита остаются на поверхности металла, даже при полном высыхании смазывающей основы. При этом, медная смазка существенно дороже графитовой.
Применение литиевых смазок в автомобиле
Основное назначение автомобильных антифрикционных смазок – не просто снижение трения, а повышение работоспособности автомобиля, продление его жизненного цикла. Срок службы подвижных металлических деталей легко достигается путем своевременного ухода за ними, который заключается в очистке и смазывании. Для нормальной работы автомобиля (особенно в послегарантийный период) необходимо регулярно проверять уровень смазки во всех узлах и своевременно ее заменять при обнаружении недостачи или сгущения.
Тревожными сигналами о необходимости применения смазки являются нехарактерные для нормально работающих механизмов посторонние звуки: скрипы, стуки, жужжание и пр. Кроме того, профилактическая смазка металлических деталей машины рекомендуется не только при ее консервации, но и при длительном хранении без эксплуатации (например, на время отпуска, командировки, вахты и пр.).
При этом литиевые смазки необходимо применять строго по назначению, так как для различных узлов автомобиля требуются различные их составы:
- Для ШРУСов применяются литиевые смазки с добавлением дисульфида молибдена. Такие смазки хорошо предохраняют механизмы, в которых имеют место высокие скорости вращения, как от механических воздействий, так и от кратковременного нагревания до 130 – 150°С.
- Для смазки тросов, резьбовых соединений, цепей и других трущихся деталей успешно применяется литиевая смазка с добавлением тефлона. Этот вид смазочных материалов имеет особо высокую устойчивость к внешним агрессивным факторам (перепады температур, влажность, загрязненность и запыленность), что способствует надежной защите открытых деталей от коррозии и окисления.
- Для защиты труднодоступных узлов автомобиля, работающих под высоким механическим давлением, применяют комплексные смазки с содержанием кондиционера металла. Такие смазки могут длительно выполнять свои функции, без необходимости их периодической замены.
- Для всех остальных узлов и деталей машин могут применяться универсальные литиевые смазки, имеющие сбалансированные универсальные качества (эффект отталкивания воды, хорошую липкость, широкий температурный диапазон, устойчивость к внешним неблагоприятным воздействиям).
Отличительные характеристики
Для начала попробуем определить, чем же отличаются литол от солидола. Первым у нас будет литол, который является пластической водостойкой смазкой. Его производят за счёт сгущивания нефтяного масла и литиевого мыла. У этого вещества рабочая температура способна достигать показателей в 130 градусов Цельсия. Солидол также является пластичной массой. Но его получают при загущении индустриального (нефтяного) масла и кальциевого мыла. Отличается и рабочая температура, которая для солидола составляет не более 70 градусов Цельсия. Сравнивая с литолом, отмывать первый простой водой куда сложнее. Этим объясняется более частое его применение в условиях повышенной сырости и влажности. Сравнивая смазку литол и солидол, можно по пунктам перечислить, в чём разница между ними.
- Рабочая температура. Диапазон рабочей температуры для солидолов составляет от -30 до +75 градусов Цельсия. А литолы могут похвастаться диапазоном от -60 до +130 градусов Цельсия. В зависимости от конкретной марки, показатели несколько отличаются. Указанные параметры являются максимальными для этих смазочных веществ.
- Вязкость. Если температура опускается ниже 50 градусов тепла по Цельсию, литол становится очень вязким. Это можно считать положительным и отрицательным качеством. Всё зависит от конкретной ситуации и условий применения смазки.
- Показатели вымываемости. Отмыть средство, когда это действительно нужно, – это одно. Совсем другое, когда в процессе эксплуатации смазка самостоятельно вымывается. Устойчивость к вымываемости выше у солидола, поскольку он отличается повышенной жирностью в сравнении с литолом. Это позволяет ему дольше сохраняться на рабочих поверхностях.
- Агрессивность. Солидол агрессивно воздействует на многие материалы, такие как резина, пластик, ПВХ и пр. Это обусловлено вхождением в состав большого числа присадок. Литол не отличается агрессивностью, потому при нанесении на тот же пластик или резину не причиняет им никакого вреда.
- Устойчивость к коррозии. Здесь присадки играют на пользу литолу, поскольку они способствуют обеспечению защиты для металлических деталей от коррозийных и окислительных процессов. А у солидола такие свойства отсутствуют.
- Взаимодействие с алюминием. Литол крайне агрессивен в отношении алюминия. Особенно сильно это негативное качество проявляется при наличии воды и влаги. Потому нельзя использовать литол для обработки алюминиевых деталей. Солидол хорошо взаимодействует с этим металлом.
- Цена. Стоимость солидола примерно на 10-20% выше, чем литола. Цена во многом зависит от конкретного производителя, но разница между ними иногда бывает внушительная.
- Длительность хранения. Если оставлять смазочные материалы в заводской банке, они обе могут храниться десятки лет. Многие до сих пор пользуются литолами и солидолами, которые пролежали в гараже 10-30 лет. Да, использовать их для смазки важных элементов автомобилей или иных механизмов не стоит. А вот как смазка для ворот или дверей гаража они прекрасно подходят.
- Доступность в продаже. Хотя солидолы и литолы существуют со времён СССР, найти их в продаже сейчас совершенно не сложно. Они продаются на автомобильных рынках, в магазинах и даже реализуются через Интернет.
А потому ошибочно считать, что литол и солидол – это одно и то же, пусть солидол и такая же пластичная смазка, как литол, состав и рабочие температуры у них разные.
Область применения
Сегодня на рынке горюче-смазочных материалов представлены не только марки обычного 24, но и революционные, с большим количеством примесей, усовершенствованной формулой и технологией производства.
Так применяется ГСМ в следующих случаях:
- подшипники любого типа;
- петли;
- механизмы на шарнирах;
- различные контактные электрические узлы;
- шестерни.
Широко применяется в автомобилях:
- при смазке клемм аккумулятора;
- замков дверей;
- петель;
- подшипников;
- направляющих;
- осей;
- валов;
- колодок.
Перечислять использование можно долго, стоит помнить и об оборотной стороне. Где и как смазку не использовать.
Литол имеет более дорогостоящие зарубежные аналоги. Однако, отечественный материал ничуть не хуже. Фасуют его в пластиковые или металлические тары массой по 10 кг, 18 кг, бочки 180 л. А также в тюбики и более мелкую тару весом от 1 кг до 2,5 кг.
Для снижения трения ГСМ применять только во внутренних полостях, иначе он забьется пылью и грязью, тем самым испортив эффект. Именно поэтому необходимо периодически заменять смазку, чтобы избежать оборотного результата.
Применение ГСМ хорошо на неподвижных соединениях. Во-первых, это непосредственная защита от коррозии. Во-вторых, сохранение детали в целостности и рабочем состоянии, благодаря водоотталкивающим свойствам. Необходимо помнить, что обычный 24 не подходит для консервации, выбирать стоит с пометкой РК.
Стоит отметить, наносить смазку на деталь можно кисточкой, палочкой, пальцем. После данных процедур руки промыть с мылом несколько раз, а также следить, чтобы ГСМ не попала в глаза.
Смазка безвредна для окружающей среды, человека и животных. Сегодня каждый автомобилист использует Литол 24 без страха, что может нанести вред или нарушить целостность детали своего авто. В некоторых случаях, когда машину необходимо оставить на длительный срок без хозяев или «движения», все ее детали смазываются, что дает ей антикоррозийную защиту.
Как видно, Литол 24 – универсальная смазка. Ее используют в производстве, для защиты деталей от коррозии, обеспечения долговременной работы механизмов, уменьшения трения, водоотталкивания. Он обладает рядом универсальных средств. Почти безвреден. Его не нужно часто менять.
Плюсы и минусы
Смазка используется в разных сферах, благодаря этому будет полезным познакомиться с ее плюсами и минусами. Тем более, если предусмотреть, что составу практически век.
Положительные качества |
Недостатки |
|
Отсутствие в составе присадок, повышающих устойчивость к изнашиванию деталей. В качестве сравнение: индекс провокатор трансмиссионного масла ТМ5- 18 равняется 58, Литола-24 – 28. Низкие показатели при сваривающих нагрузках. Материал возгораем, что требует соответствующих вариантов сбережения. |
К отрицательным моментам относится и тот момент, что смазка держит абразивные частицы и плохо отводит тепло от трущихся компонентов механизма. Естественно, во избежание раннего износа деталей, замену смазки необходимо проводить точно по установленному регламенту.
Конкуренты и аналоги Литол 24
Многие ошибочно полагают, что Литол можно заменить солидолом. Это совершенно разные материалы, они не заменяемы и конкурентами не являются.
Импортные аналоги: Сразу оговоримся: никаких безусловных преимуществ у импортной смазки нет. Точнее они есть, но эти качества не востребованы в условиях применения Литола.
Каждый уважающий себя производитель нефтепродуктов, выпускает и консистентные смазки:
- Alvania RL (EP,LF), Retinax – производство Shell.
- Mobilux, Mobilgrease – понятное дело, Mobil.
- Agip серии F1.
- General Multi Purpose от Valvoline.
- Castrol LM (LMX).
Это не полный перечень. Если вы готовы платить за красивую упаковку и более приятную консистенцию – можно пользоваться импортным производителем.
Фиол-1, 2, 3
Фиол-1 – пластичная смазка, близкая по составу и характеристикам к Литолу-24. Имеет, по сравнению с ним, меньшую вязкость и предел прочности, более мягкая по консистенции, отличается большей морозостойкостью. Применяется в узлах, смазываемых при помощи пресс-масленок, а также в гибких тросиках управления и направляющих сидений.
Фиол-2 – пластичная смазка, также схожая по составу и характеристикам с Литолом. Содержит несколько меньше загустителя в своем составе. По сравнению с Фиолом-1 – более густая.
Применяется в узлах, которые работают при температурах до +100 °С под воздействием низких и средних нагрузок. Также используется в передачах станков и транспортеров, маломощных зубчатых редукторах, подшипниках качения и скольжения.
Фиол 3 – пластичная смазка зеленого цвета (без красителей – коричневая). Более густая по сравнению с предыдущими материалами данной марки. Практически идентична Литолу по свойствам и составу. Имеет повышенный предел прочности, и гораздо лучше удерживается на поверхностях по сравнению с Фиолом-2.
Применяется в тех же случаях, что и смазка Фиол-2.
Солидол
Водостойкая смазка общего назначения. Отличается очень хорошей водостойкостью. Работает при температурах от -30 °С до +70 °С. Бывает жировым (загуститель — гидратированное кальциевое мыло жирных кислот) и синтетическим (загуститель на основе кальциевого мыла, полученный путем синтеза). Применяется в узлах трения автомобилей, техники, ручном инструменте, низкоскоростных шестеренчатых редукторах и т.д. В мощных узлах (подшипники, шарниры и т.д.) работоспособен при низких температурах до -50 °С.
Циатим-201
Маловязкая пластичная смазка, изготовленная на основе нефтяного масла, которое загущено литиевым мылом. Работает при температурах от -60 °С до +90 °С. Обладает хорошей токопроводностью.
Широко применяется в узлах и механизмах автомобильной техники, закрытых механизмах и т.д.
Mobil Unirex EP2
Пластичная смазка на основе минерального масла, загущенного литиевым комплексом и полимером. Обладает высокой адгезией, не вымывается водой, обеспечивает хорошую защиту от коррозии. Работает при температурах до -50 °С.
Применяется в тяжелонагруженных узлах транспортных средств, техники и оборудования, например в подшипниках качения и скольжения.
ЦИАТИМ-202
Всесезонная смазка на основе трансформаторного и авиационного масла с литиевым мылом высших жирных кислот и антиоксидантом. Схожа по составу с Циатим-201. В большинстве случаев эти смазки взаимозаменяемы. Стандарт ГОСТ 11110-75.
ЦИАТИМ-203
Морозостойкая смазка на базе трансформаторного или веретенного масла с литиевым мылом саломаса, противозадирной и вязкостной присадками. По качествам превосходит упомянутые. Стандарт ГОСТ 8773-73.
Shell Gadus S2 V100 2
Многоцелевая смазка, предназначенная для обслуживания подшипников качения и скольжения, которые применяются в автомобильной и специальной технике, промышленном оборудовании.
Отличается хорошей окислительной и механической стабильностью, работает при повышенных вибрациях, эффективно работает при повышенных вибрациях и в условиях воды.
Меры предосторожности
Литол-24 относится к 4 классу по ГОСТ 12.1.007 – он малоопасен и не выделяет токсичных веществ. При этом состав горюч
Во время работы с ним нужно соблюдать ряд требований безопасности и мер предосторожности:
- В рабочих и складских помещениях обеспечить хорошую вентиляцию (приточно-вытяжную), исключить обращение с открытым огнем, курение, заземлить оборудование.
- Исключить попадание смазки в бытовую канализационную систему, ливневки, открытые водоемы.
- При работе с продуктом использовать СИЗ (маску, перчатки) и соблюдать правила гигиены: мыть руки с мылом после контакта со смазкой, при попадании на слизистую оболочку (в том числе глаз) – промыть теплой водой с мылом.
- В случае пожара — тушить пеной на основе ПО-1Д, ПО-ЗА, распыленной водой.