Поворот налево и разворот: памятка водителя
Содержание:
Езда на развилках
Основополагающим правилом ПДД при осуществлении разворотов на перекрестках является тот момент, что ТС не должно попасть на дорогу, противоположную своему направлению.
В данном случае, необходимо проявить особую внимательность, поскольку преимущества в движении имеют ТС, направляющиеся прямо, но видимость становиться ограниченной из-за машин, которые поворачивают. Лучше всего будет, дождаться момента, когда обзор станет достаточным, а затем, при отсутствии помех, совершить поворот.
Как показывает практика, нередко возникают обстоятельства, когда, поворачивая, создается помеха с другого ряда. Водители других авто, в спешке, часто начинают подрезать, причем многие, не соблюдая дистанцию, выезжают к середине развилки, создавая аварийные ситуации. Но не стоит что-то доказывать, особенно выдвигаться на противоположную полосу. Поскольку такие действия чреваты созданием ДТП. Действовать нужно, соответственно со сложившейся ситуацией, притормозить можно немного раньше, либо вообще не выезжать непосредственно к пересечению, если перемещаться на нем затруднительно. Ведь, согласно пдд поворот налево, можно будет совершить, когда движение станет рабочим, и авто не будет создавать дополнительных помех.
Знаки, запрещающие повороты и разворот
Добрый день, уважаемый читатель.
В очередной статье серии “Знаки дорожного движения” рассмотрены следующие знаки:
Кроме типичных ситуаций, в которых устанавливаются эти знаки, речь также пойдет и о штрафах ГИБДД за нарушение их требований.
Перечень предшествующих статей серии:
Таможня
Знак таможня запрещает проезд без остановки у соответствующего таможенного пункта:
В отдельных комментариях этот знак не нуждается, т.к. устанавливается он только на границе государства. Рядовые водители сталкиваются с ним нечасто.
Естественно, если Вы собираетесь за границу, то следует помнить, что этот знак требует обязательной остановки у контрольного пункта.
Опасность
Дорожный знак опасность запрещает движение по участку дороги всех транспортных средств:
Этот знак устанавливается на участках дорог, где требуется временное прекращение движения в связи с какой-либо чрезвычайной ситуацией. Так что если этот знак и встретится Вам на дороге, то установлен он скорее всего будет на переносной стойке.
Примечание. На практике знак опасность мне встретился лишь однажды, и как бы дико это не звучало, он обозначал яму на проезжей части дороги. Подобная организация дорожного движения способна любого водителя ввести в замешательство.
Если же Вам встретится знак опасность, то рекомендую выбрать другой маршрут для движения. Ведь не исключено, что знак установлен на месте настоящей чрезвычайной ситуации.
Контроль
Дорожный знак “стоп контроль” запрещает проезд через контрольные пункты без остановки:
Например, знак контроль устанавливается в местах въезда на платные автодороги. Кроме того, он может применяться в качестве временного знака на постах полиции и других служб при проведении специальных операций.
За нарушение требований дорожных знаков таможня, опасность и контроль водитель получит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Поворот направо запрещен
Дорожный знак поворот направо запрещен, как следует из его названия, запрещает поворот автомобилей направо:
Особенности этого дорожного знака:
- Он не распространяется на маршрутные транспортные средства.
- Он действует только на пересечении проезжих частей, перед которым установлен.
Нарушение требований этого дорожного знака может привести, например, к тому, что водитель окажется на дороге с односторонним движением и будет ехать там во встречном направлении:
Напомню, что за такой маневр водитель может быть в том числе лишен водительских прав на 4-6 месяцев. Кроме того, подобный маневр чрезвычайно опасен и для самого водителя.
Отмечу, что если нарушение требований знака поворот направо запрещен приведет к тому, что водитель окажется на попутной полосе движения, то наказанием для него послужит предупреждение или штраф в размере 500 рублей.
Поворот налево запрещен
Знак поворот налево запрещен похож на предыдущий знак с той лишь разницей, что он запрещает поворот налево:
Обратите внимание, знак 3.18.2 запрещает только поворот налево и не запрещает разворот. Этот знак не действует на общественный транспорт и относится только к тому пересечению проезжих частей, перед которым установлен
Этот знак не действует на общественный транспорт и относится только к тому пересечению проезжих частей, перед которым установлен.
Отмечу, что наказания за нарушение требований этого знака несколько отличаются. Неправильный поворот налево повлечет штраф в размере 1 000 – 1 500 рублей. Ну а если водитель окажется на дороге с односторонним движением и будет двигаться по ней во встречном направлении, то наказанием для него будет либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4 – 6 месяцев.
Разворот запрещен
Знак разворот запрещен запрещает разворот на перекрестке:
Так же, как и два предшествующих знака, требования знака разворот запрещен могут игнорироваться маршрутными транспортными средствами. Однако в отличие от предыдущих знаков он действует на весь перекресток, а не на одно из пересечений проезжих частей.
Обычно этот знак устанавливается на перекрестках, где разворот может быть опасен для транспортных средств, движущихся с других направлений, или для пешеходов.
Наказания за нарушения требований знака разворот запрещен аналогичны перечисленным выше наказаниям для знака “поворот налево запрещен”: штраф 1 000 – 1 500 рублей.
Ну а в следующей статье серии речь пойдет про знаки, ограничивающие скорость и запрещающие обгон.
Дорожные знаки, разрешающие и запрещающие повороты налево и направо
Движение прямо
Данный указатель разрешает ехать только вперёд. Повороты и развороты запрещены.:
Знак 4.1.1 — «Движение прямо»
Особенности «Движения прямо»:
-
Если он стоит на перекрёстке, он регулирует только пересечение проезжих частей, перед которым он установлен.
-
Если он установлен не на перекрёстке, то его действие распространяется до ближайшего перекрестка. При этом не запрещается поворачивать направо для въезда на прилегающую территорию.
-
Маршрутные такси и транспортные средства могут игнорировать его.
Указатель может быть установлен в разрыве разделительной полосы, чтобы запретить повороты налево и развороты.
Нарушение может привести к съезду автомобиля на дорогу с односторонним движением и будет двигаться там по встречной полосе. Это не только опасно, но и чревато лишением прав.
Движение направо
4.1.2 «Движение направо» разрешает водителю перемещение только направо:
Знак 4.1.2 — «Движение направо»
Перемещение прямо, налево и разворот запрещаются.
Он часто устанавливается возле заправок на четырех и более полосные дороги. Имеет сходное значение с дорожным знаком “Поворот налево запрещён”.
Движение налево
4.1.3 «Движение налево» позволяет разворачиваться и поворачивать через левую сторону:
Знак 4.1.3 — «Движение налево»
Запрещает движение направо и прямо. Имеет сходное значение со знаком “Поворот направо запрещён”.
Движение прямо или направо
4.1.4 «Движение прямо или направо» позволяет водителю двигаться в одном из указанных стрелками направлений:
Знак 4.1.4 — «Движение прямо или направо»
При этом поворот налево и разворот запрещены.
Предписывающий знак движение прямо или налево
4.1.5 «Движение прямо или налево» позволяет: разворот, поворот налево и проезд прямо:
Знак 4.1.5 — «Движение прямо или налево»
Поворот направо запрещается. Этот указатель полностью дублирует рассмотренный ранее знак «Поворот направо запрещен»:
Знак 3.18.1 — «Поворот направо запрещён»
Движение направо или налево
4.1.6 «Движение направо или налево» позволяет выполнять разворот, поворот налево и поворот направо:
Знак 4.1.6 — «Движение направо или налево»
Запрещает только ехать вперёд.
Рассмотрим характерные особенности всех вышеперечисленных предписывающих знаков (4.1.1 — 4.1.6):
-
Они регулируют лишь движение на пересечении проезжих частей, перед которым стоят.
-
Общественный транспорт может игнорировать эти знаки.
-
На знаках могут присутствовать другие конфигурации стрелок, которые соответствуют конкретному пересечению проезжих частей.
Наказания за нарушение знаков 4.1.1 — 4.1.6 полностью зависят от того, какие пункты правил дорожного движения будут нарушены дополнительно:
Если водитель просто нарушил указания дорожного знака, то на него будет наложен штраф в размере 500 рублей.
К примеру, при выезде из двора на двухполосную дорогу без разметки установлен знак «Движение налево», а водитель свернул направо.
Если водитель свернул налево или выполнил разворот в том месте, где это запрещено одним из вышеуказанных знаков, на него будет наложен штраф 1 000 — 1 500 рублей. Аналогичный размер штрафа ждёт за нарушение знака, запрещающий разворот.
К примеру, это может произойти при развороте на перекрестке, на котором установлен знак «Движение направо».
-
Если водитель нарушил требования любого из вышеуказанных знаков и оказался на полосе для маршрутных такси, то на него будет наложен штраф 1 500 рублей (3 000 рублей в Москве и Санкт-Петербурге).
-
Если после нарушения дорожного знака водитель выехал на дорогу с односторонним движением, то штраф будет составлять 5 000 рублей, либо он будет лишен водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев.
Объезд препятствия справа
«Объезд препятствия справа» позволяет объезд препятствия, которое находится на проезжей части, справа:
Знак 4.2.1 — «Объезд препятствия справа»
Объезд слева запрещается
Объезд препятствия слева
«Объезд препятствия слева» позволяет объезд только слева:
Знак 4.2.2 — «Объезд препятствия слева»
Объезд справа запрещается.
Объезд препятствия справа или слева
«Объезд препятствия справа или слева» разрешает объезд и справа, и слева:
Знак 4.2.3 — «Объезд препятствия справа или слева»
4.2.1-4.2.3 обычно устанавливаются в начале ограждения по оси проезжей части, в начале разделительной полосы, около препятствий на дороге. К примеру, при проведении ремонтных работ на дороге. Эти указатели могут быть установлены на специальных тумбах.
Нарушение требований знаков 4.2.1-4.2.3 может привести к тому, что автомобиль окажется на встречке. За такое нарушения лишают прав на срок от 4 до 6 месяцев.
3.18.2 «Поворот налево запрещен»
Правильный поворот налево невероятно важен для обеспечения безопасности движения. Дело в том, что, осуществляя движения налево, водитель в львиной доле случаев обязан уступать дорогу встречным (а порой и не встречным) транспортным средствам. А это вносит нервозность в стройную систему общественных отношений, именуемую дорожным движением.
Именно поэтому на проблемных участках дороги, где велика вероятность возникновения затора из-за левого поворота, часто существует необходимость его ограничения. И в подобных случаях используется запретительный механизм действия знака «Поворот налево запрещен».
Водитель, знакомый с правилами дорожного движения, не будет паниковать при встрече с данным знаком. Он четко знает, что знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» запрещает только левый поворот и ничего более.
Если существует необходимость двигаться в других направлениях — прямо, направо и, самое главное, на разворот, — то это можно сделать, не боясь нарушить закон и подвергнуться за это административному взысканию.
Водитель должен четко уяснить для себя тупую (извините!) формулу организации дорожного движения: движение под знак налево запрещено потому, что … ЗАПРЕЩЕНО! И все. Без комментариев.
С одной стороны, факт наличия знака, и, с другой стороны, его целесообразность в данных дорожных условиях – это две принципиально разные вещи. И не следует задумываться над вопросом, почему здесь установлен знак «Поворот налево запрещен».
Он установлен, а, следовательно, действует. И запрещает левый поворот. А нарушение данного регулирующего механизма означает юридическую ответственность в форме административного взыскания. В общем, нельзя – значит нельзя!
И правильно, что нельзя. В противном случае, повернув налево, можно встретиться лицом к лицу, например, с каким-нибудь запрещающим знаком, исключающим возможность дальнейшего движения. И водителю придется терзаться муками сомнений по поводу возможности (а чаще всего – невозможности) разворота и движения задним ходом.
Очень часто знак «Поворот налево запрещен» используется для ограничения заезда на прилегающую слева автозаправочную станцию, когда у нее существует другой въезд. В этом случае оптимизируется бесперебойный процесс движения транспортного потока по АЗС (в строго указанном направлении — от заезда к выезду).
Зона действия знака определяется границами пересечения проезжих частей, перед которым он установлен. И если на пересечении категорически запрещается поворот налево, то после проезда пересечения знак уже не «работает».
Будет отнюдь не лишним отметить тот факт, что знак «Поворот налево запрещен» действует именно на ПЕРЕСЕЧЕНИИ. Но не на перекрестке, ибо перекресток может образовываться не одним, а несколькими пересечениями проезжих частей.
И знак, установленный перед таким перекрестком, будет регулировать движение исключительно на первом пересечении. А вот на второе пересечение (и тем более последующие) его регулирующая функция распространяться не будет.
Правилами не исключается возможность установки знака в сочетании с табличкой 8.1.1. Данная комбинация будет свидетельствовать о введении запрещения левого поворота через указанное на табличке расстояние.
Это позволит водителю, намеревающемуся на ближайшем пересечении повернуть налево, вовремя смоделировать механизм своих действий в изменившихся дорожных условиях. Безопасность дорожного движения в данном случае только выиграет.
Наконец, согласно ПДД, для маршрутного транспортного средства знак «Поворот налево запрещен» делает исключение. Водитель данного транспортного средства может, не боясь ответственности, проигнорировать факт его установки и двигаться в любом направлении. Закон будет на стороне водителя.
Правила поворота на перекрестке
Для осуществления левого поворота на перекрестке, Правила предписывают водителю занять левое положение крайнее.
Если же разметка присутствует, ситуация заметно упрощается – нужно всего лишь сместиться на крайнюю левую полосу, предназначенную для попутной езды. Помните, что за нарушение правил расположения автомобилей на проезжей части, а именно за левый поворот не с той полосы, назначается штраф в размере 1500 р.
На нерегулируемом перекрестке, при езде по не главной дороге, необходимо остановиться у края пересечения проезжих частей и, пропустив встречные машины, осуществить левый поворот.
Если же перекресток оборудован светофором, выезжать на перекресток допускается только при наличии разрешающего сигнала светофора. После того, как загорится зеленый свет, необходимо выехать на центр перекрестка и, пропустив встречные авто, начать маневр.
С установленным светофором
Если на перекрестке установлен светофор, такой перекресток считается регулируемым. Знаки приоритета не действуют, пока работает светофор. Если же светофор не работает или попеременно мигает желтый свет, следует руководствоваться знаками приоритета.
Перед подъездом к перекрестку необходимо плавно снизить скорость и остановиться рядом со стоп-линией (при ее наличии) или до светофора (если стоп-линии нет или ее сложно различить). После этого нужно дождаться, когда загорится разрешающий сигнал. Если в момент подъезда к перекрестку уже горит зеленый свет, скорость снижать не обязательно.
Как только загорится зеленый свет, нужно выехать на центр перекрестка и включить левый поворотник. Руль необходимо держать в прямом положении и начинать выкручивать влево непосредственно перед началом маневра, а не заранее.
Пропустить нужно как встречные автомобили, движущиеся в прямом направлении, так и те, которые поворачивают направо. Лишь только убедившись, что все ТС пропущены, можно плавно выкручивать руль и завершать левый поворот.
ПДД при левом повороте разрешают выезжать с перекрестка на любую полосу, кроме крайней левой, если ТС ввиду конструктивных особенностей не может осуществлять движение по крайней левой.
Левый поворот необходимо совершать по траектории так называемого “прямого угла” – доехать до центра перекрестка, выкрутить руль до конца влево и завершить маневр.
При иных траекториях поворота можно запросто схлопотать штраф – ответственность за поворот налево через сплошную устанавливается ч. 2 ст. 12.16. КоАП и влечет за собой финансовый штраф в размере 1000 – 1500 рублей.
Ответственность за нарушение порядка езды на перекрестках устанавливается ст. 12.12. и 12.13. Административного Кодекса. Так, за не остановку перед стоп-отметкой при красном свете автолюбителю грозит денежный штраф 800 рублей, если проехать на красный свет – 1000 рублей, за повторный проезд на красный сигнал могут даже лишить ВУ на время до полугода (ч. 3 ст. 12.12.).
Трамвайные пути
Правила проезда перекрестка при наличии путей для трамваев зависят от наличия или отсутствия указателей спец. предписаний, в частности, 5.15.1. или табличка 5.15.2.
Если таблички отсутствуют, поворот влево или разворот должны делаться с путей для трамваев, которые расположены на попутном направлении езды. Конечно же, это возможно в случае, если не делается помех для трамвая, а сами пути находятся на одном уровне с землей.
Если же перед перекрестком есть указатели, которые регламентируют движение по полосам, необходимо следовать требованиям таких указателей. Если знак гласит, что с левой полосы можно осуществлять только левый поворот, то поворот и нужно совершать именно с этой полосы, но никак не с трамвайных путей.
Развороты и повороты в одном знаке
2.6 «Преимущество встречного движения» и 2.7 «Преимущество перед встречным движением»
2.6 и 2.7 не регулируют порядок поворотов или разворотов, это знаки приоритета, которые указывают на узком отрезке пути, кто кому должен уступить. Они встречаются крайне редко, тем не менее им нужно следовать.
Знак 2.6 — «Преимущество встречного движения»
Легко запомнить: знак в красном круге обычно сообщает о запрете чего-либо. Если вы видите его, остановитесь, чтобы пропустить встречную машину.
Водитель вполне может остановиться и проверить значение знака в справочнике. Это не запрещают правила движения, более того, решение, принятое на скорую руку, может сильно ухудшить ситуацию на дороге и вызвать ДТП, которое точно уж принесёт побольше вреда.
Знак 2.7 — «Преимущество перед встречным движением»
Если голубой, дорога ваша.
Особенности пересечения трамвайных путей
Ситуации, связанные с пересечением трамвайных путей и разворотом на/вне перекрестка, возникают часто по причине того, что на дорогах ездят транспортные средства различных видов — автобусы, машины, трамваи, троллейбусы и др. Для движения трамвая выделяется отдельная линия, он движется по заданному пути без препятствий.
Он передвигается по трамвайным путям. Именно взаимодействие машин с трамвайными путями может вызвать нарушения при развороте на/вне перекрестка. Главное правило, которым должен руководствоваться водитель автотранспортного средства, заключается в том, что его движение через трамвайные пути не должно препятствовать и создавать помех для остальных участников автотрафика.
Движение через трамвайные пути при развороте на перекрестке правомерно и возможно при следующих обстоятельствах:
- другие полосы на дороге заняты;
- рельсы от трамвая располагаются по левую сторону от водителя;
- попутное направление трамвайных линий;
- отсутствие знаков, которые предусматривают иной алгоритм движения и запреты;
- движение не должно создавать помех трамваю и другим ТС;
- водитель при развороте на перекрестке должен уступать дорогу встречному автотранспорту.
Перекресток является особым участком дороги, где от водителя, осуществляющего разворот, требуется повышенное внимание к ПДД
Разворот на перекрестке
Для начала нужно убедиться в возможности совершения маневра на перекрестке.Разворот на перекрестке с трамвайными путями возможен. Дорожный регламент, а именно пункты 8.5 и 9.6, подтверждают это:
- не нужно создавать помех для других транспортных средств;
- следует соблюдать знаки дорожного движения, которые могут устанавливать запреты для маневров через трамвайные пути.
Трамвай всегда имеет преимущество в движении на перекрестке. Если светофор одновременно позволяет продолжить движение всем транспортным средствам, то преимущество у трамвая. Но, если у светофора красный цвет сигнала, а у машины зеленый, то право движения на перекрестке у машины. Водитель автомобиля должен помнить, что должен уступать трамваю при осуществлении разворота на перекрестке.
Разворот вне перекрестка
ПДД разворот через трамвайные пути вне перекрестка четко регламентирован законом и правилами. С положения, с которого водитель хочет совершить маневр разворота, должна быть видна вся дорога. Разворот может быть совершен при наличии нескольких полос для движения.Для совершения маневра, а именно разворота вне перекрестка, необходимо соблюдение следующих условий:
Возникла проблема? Позвоните юристу:
+7 (499) 703-46-28 — Москва, Московская область +7 (812) 309-76-23 — Санкт-Петербург, Ленинградская область
Звонок бесплатный!
- трамвайные пути располагаются слева от водителя транспортного средства;
- на одном уровне с проезжей частью;
- на дорожном полотне отсутствуют запрещающие знаки;
- на дороге отсутствует дорожная разметка, которая запрещает совершение маневра.
Предусмотрен следующий план действий для совершения маневра:
- необходимо перестроиться и занять левую полосу на проезжей части;
- выбрать место для разворота;
- включить левый поворотник и остановиться;
- если есть попутные машины или трамвай, то следует их пропустить;
- съехать с трамвайных путей на проезжую часть и завершить маневр;
- выключить указатель поворота;
- продолжить движение по заданному маршруту.
Важно! Если дорога для трамвайных путей приподнята, отделена бордюром, то заезжать и пересекать такие пути при развороте вне перекрестка запрещается
Какие знаки разрешают выполнить разворот
В местах уширения проезжей части можно ставить на стоянку автомобили как под углом, так и параллельно к краю проезжей части (п. 12.2). Однако при наличии знака 6.4 «Парковка (парковочное место)» с табличкой 8.6.1 «Способ постановки транспортного средства на стоянку» все ТС должны быть поставлены только параллельно краю проезжей части (Приложение 1). Следовательно, нарушил правила стоянки водитель автомобиля Б.
Вопрос:
Оба нарушили, так как табличка относится только к легковым авто.Ответ: Только табличка 8.6.1, изображенная на рисунке, относится ко всем ТС, в том числе и к грузовым. Остальные аналогичные таблички (8.6.2-8.6.9) относятся только к легковым автомобилям и мотоциклам, но не к грузовым. Поэтому грузовой автомобиль не нарушил правила. Нарушил правила стоянки только водитель легкового автомобиля, так как поставил его под прямым углом к проезжей части.
В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на буксируемых ТС и прицепах должны быть включены габаритные огни (п. 19.1).
Вопрос:
На буксируемых ТС надо включать аварийную сигнализацию, а не габаритные огни.Ответ: В темное время суток на буксируемом ТС в дополнение к аварийной сигнализации должны включаться габаритные огни.