Гидрокомпенсатор ваз-2112: назначение, характеристики, возможные проблемы и способы решения
Содержание:
- Принцип работы гидрокомперсаторов
- Как прокачать гидрокомпенсаторы и для чего это нужно
- Замена компенсаторов
- Неисправности гидрокомпенсаторов
- Что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов? »
- Причины необходимости замены гидрокомпенсаторов
- Демонтаж ГБЦ
- Немного истории
- Снятие ГБЦ (головка блока цилиндров) на ВАЗ-2112 16 клапанов своими руками
- Как определить неисправный гидрокомпенсатор
- Что это такое?
- Проверка ГК
- Замена гидрокомпенсаторов на ВАЗ 2112
- Основы устройства и функционирования гидравлического компенсатора
- Сколько стоит замена?
- Что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов?
- Выводы
Принцип работы гидрокомперсаторов
Гидрокомпенсатор в разобранном виде
Принцип его работы заключается в следующем. При повороте кулачка тупой стороной к толкателю образуется зазор, и в это время находящийся под воздействием пружины плунжер перекрывает его, поднимаясь вверх, а масло через канал минуя шариковый клапан поступает непосредственно в его полость.
При повороте кулачка распределительного вала противоположной стороной, он надавливании на толкатель отправляя его вниз. И в это время клапан закрывается шариком, так как усилие кулачка передается уже на плунжер.
Признаки и причины неисправности
Основным признаком того, что гидрокомперсаторы вышли из строя станет их характерный стук, именно в этом случае для любого автолюбителя это будет первым сигналом для проведения диагностики.
Причин возникновения неисправности может быть несколько:
- Ресурс гидрокомперсаторов отработан.
- Засорены каналы для подачи масла, в следствие чего происходило его голодание.
- Износ у плунжерной пары, вызванный попаданием в неё частями износа.
Если гидрокомперсаторы отработали весь срок и требуют замены в связи с износом по чисто эксплуатационным характеристикам, значит причин для расстройства нет. Однако в двух других случаях это будет обозначать проблемы в работе масляного насоса, элементов системы смазки, а также несоответствия типа масла к двигателю.
Гидрокомпенсатор будут работать исправно и продолжительное время лишь в тех случаях, когда всё рабочее пространство заполнено маслом. Иначе динамические нагрузки постепенно приведут к его разрушению, что станет следствием стуков. Для диагностики гидрокомпенсаторов можно использовать фонендоскоп.
Как прокачать гидрокомпенсаторы и для чего это нужно
После того, как были установлены новые гидрокомпенсаторы, может раздаваться стук. Это не говорит о том, что детали неисправны. Необходимо просто произвести «прокачку», чтобы удалить попавший внутрь воздух. Для этого необходимо завести автомобиль. Двигатель должен работать на 2500 оборотах примерно три минуты. Можно повышать количество оборотов до 3000. На холостых оборотах нужно дать мотору поработать 30-40 секунд. После этого двигатель глушится на минуту. Далее он снова заводится, и если стук снова слышится, то цикл действий нужно повторить.
Замена компенсаторов
Следует отметить, что замена гидрокомпенсаторов своими руками ваз 2112 имеет свои определённые нюансы. Знание этих технических тонкостей позволят автолюбителям и профессионалам успешно решать проблемы такого рода. Далее представлена подробная инструкция по выполнению замены ГК:
- Вначале снимается пластиковая крышка.
- Далее снимается ресивер. Необходимо закрыть крышками отверстия впускного коллектора.
- Потом необходимо снять модуль зажигания.
- Затем снимается шланг вентиляции картера.
- Далее снимаем крепление проводов форсунок. Для этого нужно использовать рожковый ключ на 10.
Снимаем крепление проводов форсунок
Затем снимаем клапанную крышку. Для этого необходимо с помощью головки на 8 отвернуть 15 болтов.
Снимаем клапанную крышку
- Далее снимается крышка головки цилиндров.
- Производим проверку работоспособности гидрокомпенсатора. Для этого на него надо нажать любым стержнем, желательно из мягкого металла. Кулачок распределительного вала в этом случае должен быть повёрнут к компенсатору тыльной тупой стороной. Если компенсатор прижимается легко, с небольшим усилием, значит, он подлежит замене.
Проверка работоспособности гидрокомпенсатора
- Демонтируем зубчатые шкивы распредвалов.
- Отсоединяем провод от датчика давления масла.
- Раскрепляем корпус подшипников распредвалов. Для этого необходимо, с помощью головки на 8 отвернуть 20 болтов.
- Отворачиваем болт крепления штанги к кронштейну задней опоры двигателя.
- Далее откручиваем три гайки крепления кронштейна задней опоры. Это делается с помощью головки на 15.
Откручиваем крепление кронштейна
- Снимаем кронштейн задней опоры.
- Теперь можно снять корпус распредвалов.
- Из корпуса вынимаем трубки свечей зажигания.
- Для того, чтобы отличить впускной и выпускной распредвалы, на первой шейке впускного вала имеется поясок.
Впускной и выпускной распредвалы
- Далее снимаем распредвалы с сальниками.
- Далее необходимо снять задние заглушки корпуса подшипников распредвалов и головки цилиндров.
- С помощью магнита достаём из гнезда гидрокомпенсатор.
В случае необходимости заменяем гидрокомпенсатор новым изделием и производим сборку в обратном порядке.
Перед сборкой обязательно надо очистить корпус подшипника распредвалов и головку цилиндров от остатков старого герметика и от масла. Перед установкой распределительных валов их опорные шейки и кулачки необходимо смазать моторным маслом. Болты крепления корпуса подшипников необходимо закручивать равномерно и основательно.
Как видно по фото, предложенный комплекс работ, особых трудностей не представляет. После выполнения замены, двигатель может некоторое время работать с повышенным шумом. В этом случае делают прокачку гидрокомпенсаторов. Для этого необходимо выполнить следующие действия:
- Запустить двигатель и в течение 5 минут дать ему поработать на 2500 оборотах.
- Затем перейти на холостые обороты и дать двигателю поработать полминуты.
- Далее двигатель заглушить и выждать одну минуту.
- Через минуту двигатель запустить вновь. Если стук исчез, то гидрокомпенсатор прокачан, если нет, то всю процедуру нужно повторить вновь. Повторов может понадобиться до пяти и больше.
Перед тем как будет произведена замена гидрокомпенсаторов ваз 2112 – видео, предложенное ниже, поможет вам избежать печальных недоразумений:
Как показывает это видео – к покупке новых запасных частей нужно относиться очень и очень скрупулёзно.
Болты, как альтернатива для гидрокомпенсаторов
Достаточно актуальной на сегодня является замена гидрокомпенсаторов на болты ваз 2112. Эта тема вызывает массу дискуссий и имеет много положительных и отрицательных мнений. Приведём некоторые «за» и «против» в отношении к гидрокомпенсаторам. Положительные стороны:
- Клапаны всегда будут плотно закрытыми и в результате этого вероятность прогорания минимальная.
- Нет необходимости регулировать зазоры.
- Значительно снижен шум газораспределительного механизма.
- Более устойчивая работа прогретого двигателя на холостых оборотах. Это является результатом плотного закрытия клапанов.
В данном случае мы наблюдаем, пожалуй, только один минус – это цена на запасные части. Имеется в виду стоимость самих гидрокомпенсаторов и связанных с ними деталей. Однако, постоянная регулировка безкомпенсаторного газораспределительного механизма потребует не меньших затрат и тем более хлопот.
Неисправности гидрокомпенсаторов
Основным показателем выхода гидрокомпенсаторов из строя является их характерный стук. Именно он сигнализирует о том, что пришло время для замены. Причин этому может быть несколько:
- отработанный ресурс;
- преждевременный износ плунжерной пары вследствие попадания внутрь устройства продуктов износа;
- засорение каналов подачи масла.
Если гидротолкатели пришли в негодность, отработав положенный срок, значит, автовладелец уделил максимум внимания двигателю.
Но два других случая – это следствие использования некачественного, несоответствующего масла, его несвоевременной замены, неисправностей масляного насоса или других элементов системы смазки.
Гидрокомпенсатор будет работать идеально, лишь, когда его внутреннее пространство будет полностью заполнено маслом. В противном случае динамические нагрузки постепенно его разрушат и они начинают стучать.
Это интересно: Где находится датчик спидометра на ВАЗ-2110 — фото и видео
Что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов? »
Немногие водители знают, что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов. Это довольно распространенная ситуация. Но, большинство людей не знают причин таких явлений и пугаются их. На самом деле, это может оказаться вполне рядовым явлением, и не должно вызывать беспокойства. В зависимости от особенностей стука, можно сделать вывод об его природе и опасности для двигателя. Некоторые виды стука являются вполне безобидными. Ездить с ними можно, но эта проблема может потянуть за собой другие. Поэтому, все же лучше устранять причину сразу. Тем более, что в большей части случаев это не требует особых затрат.
Строение
Что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов? Перед тем, как отвечать на этот вопрос, необходимо разобраться в строении гидрокомпенсатора, который механики часто сокращают до ”гидрика”. Именно из особенностей его строения вытекает причина некоторых стуков.
Сам гидрокомпенсатор состоит из цилиндрического поршня, который днищем воспринимает усилие от толкателя распредвала. Внутри него расположен плунжер. С его помощью передается усилие с распредвала на шток клапана. На своем посадочном месте плунжер движется достаточно свободно. Это необходимо для обеспечения теплового зазора. При работе двигателя кулачок распредвала толкает поршень, который через плунжер открывает клапан. Регулировка теплового зазора происходит при помощи масла, подаваемого в головку под давлением. Соответственно регулировка происходит, путем изменения давления. Для избегания утечки масла из ”гидриков” во время стоянки, используется шариковый клапан.
Виды стуков
Со строением разобрались, теперь рассмотрим причины стуков и их разновидности. Ведь стучать может по-разному и некоторые из звуков вполне безобидны:
- Стук появляется при запуске, но почти сразу пропадает. Это рядовое явление, характерное для ”гидриков”. Возникает он, из-за оставшихся открытыми шариковых клапанов, масло постепенно из них вытекает. В процессе работы двигателя количество масла восстанавливается. Собственно тут ничего делать не нужно. Это нормальный технический процесс;
- Стук слышен постоянно, но исчезает при повышении оборотов. Такая проблема может возникать при неисправности шарикового клапана, а также при загрязнении детали некачественным маслом;
- Стук возникает только на горячем двигателе, в случае повышенного износа ”гидрика”. На холодную стука может не быть;
- Если, стук слышен только на высоких оборотах, а на маленьких его нет, то причина в масле. Проверьте уровень масла и его состояние. В случае, когда уровень выше обычного, коленвал при работе взбивает масло, и в нем образуется своеобразная пена. Она попадает через маслозаборник в ГБЦ и соответственно в гидрокомпенсатор, работа которого нарушается. При слишком малом уровне смазки она просто не доходит до ”гидриков”. В обоих случаях будет слышен стук.
Причины необходимости замены гидрокомпенсаторов
Гидрокомпенсатор (ГК) является важнейшей составляющей двигателя автомобиля. Он устраняет тепловой зазор между толкателем клапана и кулачком распределительного вала.
Устранение данного зазора позволяет обеспечить бесперебойную работу двигателя на уровне расчётных параметров. В процессе эксплуатации, при несоблюдении эксплуатационных условий и инструкций завода изготовителя, происходит преждевременный износ данной детали.
При этом слышен характерный стук в двигателе. Этот звук сообщает нам о том, что гидрокомпенсатор вышел из строя и его необходимо заменить.Причинами выхода из строя гидрокомпенсатора может быть следующее:
- Загрязнение каналов подачи масла в двигателе.
- Износ рабочих поверхностей обратного клапана и плунжерной пары.
- Возникновение ударных нагрузок в результате незаполнения или частичного заполнения гидрокомпенсатора маслом, проще говоря – его «завоздушивание».
А теперь вкратце «пройдёмся» по каждому, вышеизложенному пункту. Нельзя допускать загрязнения масляных каналов системы смазки двигателя.
Это явное нарушение эксплуатационных норм, которое может привести к серьёзным последствиям.Причины загрязнения масляных каналов могут быть такими:
- Использование несоответствующего инструкции моторного масла.
- Несвоевременная замена масла в двигателе.
- Неисправность фильтра очистки масла.
Что же касается увеличения посадочных зазоров в плунжерных парах, то в данном случае, из камеры высокого давления будет происходить повышенная утечка масла. Компенсатор при этом потеряет свою силу сопротивления и снизится эффективность силы нажатия кулачка на стержень клапана газораспределительного механизма.
Внутреннее пространство гидрокомпенсатора в полной мере должно быть заполнено маслом. Если это условие не будет выполнено, то ГК не будет устранять зазор в деталях газораспределительного механизма.
Вследствие этого возникнут динамические нагрузки, проще говоря – удары, которые приведут к быстрому износу деталей ГРМ и значительному ухудшению работы мотора.
Если вы всё-таки услышали вышеупомянутый стук, то не стоит сразу драматизировать это событие. При возникновении поломки такого характера, вполне возможна замена гидрокомпенсаторов на а/м ваз 2112 самостоятельно.Но прежде можно попытаться устранить стук путём проведения следующих несложных действий:
- Снять крышку газораспределительного механизма.
- Провернуть коленчатый вал таким образом, чтобы клапан, который стучит, начал открываться.
- Немного провернуть пружину, чтобы сместить точки прежнего соприкосновения. Клапан при этом также повернётся.
- Установить крышку ГРМ.
- Запустить мотор.
Если стук не исчез, значит надо принимать более эффективные меры. Вернёмся к той мысли, когда замена гидрокомпенсаторов ваз 2112 своими руками, в данном случае, будет наиболее оптимальным решением проблемы.
Диагностика проблемы
Очевидно, что замена гидрокомпенсаторов на ваз 2112 своими руками начинается с диагностики. Вначале необходимо определить, какой конкретно компенсатор вышел из строя.
Для этого очень удобно будет воспользоваться таким прибором, как фонендоскоп. Приложив его, поочерёдно, в районе расположения каждого компенсатора, необходимо прослушать работу каждого узла на предмет выявления повышенных шумов и характерного стука.
Определив, таким образом, какой гидрокомпенсатор подлежит замене, можно приступать к разборке.
Демонтаж ГБЦ
Прежде всего, чтобы добраться до головки блока цилиндров, нужно снять крышку ГБЦ. Для разных 16-клапанников эта операция отличается, и артикулы крышки тоже выглядят по-разному: 2112-1003260 (-10) и 21124-1003260.
Крышка от ДВС ВАЗ-21124 (1,6 л)
Снять нужно будет и ремень ГРМ – тут отличий у разных моторов не наблюдается.
Рассмотрим, как от ГБЦ можно открепить выхлопной коллектор. На двигателе 21120:
- Снимают приёмную трубу глушителя: отворачивают две гайки 1 (ключ «на 13»), удаляют прижимную планку, откручивают шесть гаек 2 (ключ «на 14») и выполняют демонтаж, не забыв отключить кислородный датчик. На фото показаны три гайки из шести.
Элементы приёмной трубы
Всё важное находится под экраном
Теперь речь пойдёт о двигателе 21124:
- Отключаем оба датчика кислорода.Откручиваем три гайки крепления защитного экрана (ключ «на 10») и разбираем кронштейн, отвернув четыре гайки ключом «на 13».
Как разобрать крепёжный кронштейн
Операция с дополнительным глушителем
Здесь мы считали, что от модуля впуска был отсоединён шланг ВУТ. В финале на любом из двигателей откручивают свечи (трубчатый ключ «на 16»).
Моменты затяжки крепёжных винтов приводятся в другом тексте. Вообще же на хэтчбеках ВАЗ-2112 ремонт ГБЦ начинают с того, что заменяют «вытянутые» винты новыми. Длина должна составлять 95 мм или меньше.
Порядок откручивания (слева) и заворачивания крепёжных винтов
Немного истории
На новых «десятках» сразу устанавливались 8-клапанные моторы с объемами 1.5 и 1.6 литра. Первые силовые узлы (с позиции описываемой нами проблемы) были идеальны, и клапана не гнулись. Хотя на более ранних моделях типа восьмерки, девятки с объемом 1.3 эта проблема была. Причина была в том, что поршень конструктивно не мог «встретиться» с клапанами.
Со временем в семействе «десяток» появилась более современная модель ВАЗ 2112, оборудованная мотором на полтора литра, с 16-клапанным мотором. Именно с этого момента начались проблемы. Многие автолюбители и специалисты не могли взять в толк, почему гнет клапана.
На самом деле причина была в конструкции силового узла. С одной стороны, появление 16-клапанной головки позволило повысить мощность автомобиля до 92 «лошадей», а с другой — обрыв ремня ГРМ неизменно приводил к столкновению поршней и клапанов, а также деформации последних.
После этого приходилось ехать на СТО и сдавать машину в дорогостоящий ремонт. Конструктивная вина лежала на самих поршнях, на которых отсутствовала необходимая выемка. Как следствие, обрыв ремня ГРМ всегда заканчивался одинаково.
Снятие ГБЦ (головка блока цилиндров) на ВАЗ-2112 16 клапанов своими руками
Основными симптомами того, что придётся демонтировать ГБЦ, будет течь масла, которая наблюдается в месте соединения «головы» с блоком цилиндров, либо, когда она имеет механические повреждения и просто нуждается в замене. Также подобные работы вам обеспечены, когда на крышке расширительного бачка вами будут обнаружены следы эмульсии-смеси тосола с маслом, что будет свидетельствовать о наличии масла в системе охлаждения.
Видео с разборкой и снятием ГБЦ на ВАЗ-2112 — всё просто, всё своими руками:
Работы по снятию ГБЦ на ВАЗ-2112 вполне можно провести своими руками, достаточно лишь следовать нашей инструкции.
Как определить неисправный гидрокомпенсатор
Эти детали могут простучать при запуске холодного двигателя, а затем продолжить издавать звук даже тогда, когда двигатель разогрелся. Зная об этой неисправности, выполните следующие действия для определения неисправных гидравлических толкателей Приоры:
- Проверьте шариковый клапан ГК. Если он изношен, то ничего не поделать – гидрик придется менять, ставить вместо него новую деталь.
- Внутренняя полость толкателя загрязнилась отработавшей смазкой или маслом. Если случаи не критичные, можно промыть гидрики, а затем покрыть все внутри хорошим масляным составом.
- Пара плунжеров износилась – это два маленьких цилиндра. Ремонту деталь не подлежит, так что ее тоже придется менять.
Эти признаки проявляются, когда гидрики стучат, пока мотор холодный, а также после того, как он прогрелся, но при высоких оборотах затихают. Есть еще один способ, который поможет выявить неисправные гидравлические толкатели. Он касается пружины – она отвечает за то, чтобы маленькие детали возвращались на свое место всякий раз, когда клапан нужно вернуть назад, закрыв отверстие.
К слову сказать о том, почему гидрики Приоры могут стучать после ремонтных работ:
- Если звук издают новые детали, они пока что встают в свое место – уже через пару запусков двигателя этого звука не будет.
- Если стук появился после замены масла, причина – это некачественное масло или плохой/износившийся фильтр.
- Наконец, после долгого стояния машины в одиночестве тоже может появиться этот пронзительный звук. Со временем он пропадет. Просто масло стекло с рабочих камер, и им нужно наполниться, прежде чем запускать повседневный режим работы без стука, а также других признаков неисправностей, которые могут напугать.
Осознавая всю тяжесть той работы, которую выполняет двигатель на морозе, можно подробно рассказать о причинах того, что гидравлические толкатели холодного шестнадцатиклапанного двигателя Приоры стучат:
- Ресурс моторного масла подходит к концу. Масло некачественное. Масло загрязнено продуктами работы двигателя.
- Моторное масло не подходит двигателю по вязкости. Если оно будет слишком мягким, гидрики будут буквально «вырываться» из своих позиций, что навредит их пружинкам.
- Если масло будет слишком густым, гидроусилители чисто физически не смогут протолкнуть клапан.
- Засорена масляная система. Если сечение, которое проходит клапан, уменьшается, внутри гидравлического толкателя понижается давление, и он выдает меньшую мощность во время своей работы.
- Главная масляная магистраль не поддерживает высокое давление. Распознать это можно по горящей лампочке, обозначающей уровень масла на приборной панели.
- Плунжер внутри ГК заклинил. Это может произойти из-за скопившегося внутри нагара.
- Плунжер износился. Если обратный клапан дает течь, ни о каком высоком давлении, которое гидрик оказывает на клапан, не может быть и речи.
Когда температура двигателя плавно поднялась до рабочей, стук может остаться. Даже наоборот – он может внезапно появиться. Причиной может служить любая неполадка, характерная для стука на холодном движке Приоры. Но из-за специфики можно назвать еще две причины, которые вызывают стук гидравлических толкателей прогретого двигатели Приоры:
- Высокий или низкий уровень масла. Когда масла слишком много, оно не дает пространство для работы. Если его слишком мало, давления не хватит для того, чтобы продавить клапан.
- Лунки гидриков расширились из-за перегретого двигателя. В них мелкие детали будут «гулять», а потом даже спускаться с восьмеркой. Из-за этого все усилие, которое они могли бы оказать на клапан, загасится. Остудите мотор.
Нужно проверить все гидрокомпенсаторы таким методом: нажмите на него отверткой. Кулачок элемента должен смотреть в сторону толкателя «затылком». В хорошем состоянии гидротолкатель прижмется с явным усилием. В противном случае подопытный элемент сломан.
Есть еще один метод. По очереди установите все кулачки распредвала в верхнее положение и проверьте есть ли между ними и толкателями зазоры. Утапливая элемент нажимом, визуально сравните скорость его перемещения относительно остальных. Если обнаружился зазор или скорость прокручивания выше нормы, разберите гидрокомпенсатор и очистите его от грязи. Если это не помогло – замените.
Что это такое?
Деталь представляет собой небольшое гидравлическое устройство. Оно автоматически устраняет последствия линейного расширения в механизме клапанного привода в процессе работы двигателя, когда детали расширяются.
Регулировка зазоров осуществляется за счет давления масла в двигателе. Зазор настраивается между клапаном и распределительным валом. С помощью такой компенсации тепловых зазоров двигатель не теряет в динамических характеристиках, расход топлива оптимальный после прогрева. Также за счет наличия гидрокомпенсаторов в ВАЗ-2112 двигатель работает тише, чем аналогичные моторы с системой механической регулировки клапанов.
Проверка ГК
На всякий случай, ее лучше все-таки провести – зачем менять работоспособные детали. Тем более, что делается это элементарно: каждый по очереди с усилием прижимается. Если какие-то из проверяемых достаточно легко, без усилия утопились внутрь – они поломаны.
Автомеханики рекомендуют
сменить все, даже те, которые старательно сопротивляются давлению: разная степень износа может сказаться на чистоте работы двигателя. Тем более, что в большинстве случаев они продаются в комплекте. Но люди, менявшие гидрокомпенсаторы самостоятельно, рисковали оставлять и прежние. Следовать ли их решению – выбирать вам.
После вкручивания новых гидрокомпенсаторов производится установка всего снятого на место
Обращаем ваше внимание: клапанная крышка и постель ставятся на Приоре без прокладок и крепятся герметиком. Рекомендованный владельцами-экспериментаторами – Gasket Maker
(но вы, естественно, можете взять что-то другое, которое вам по душе). Главное, чтобы качественное средство! Перед тем, как наносить герметик, место прилегания постели в обязательном порядке обезжиривается.
Советы:
Когда замена гидрокомпенсаторов на Приоре завершена, при первом запуске может наблюдаться постукивание, не проходящее даже после прогревания движка. Многие могут воскликнуть в сердцах: мол, поменяли же, а стук не ушел! Не торопитесь делать скоропалительные выводы. Это объясняется тем, что гидрокомпенсатор сухой; требуется некоторое время для его обволакивания маслом (вспомните, мы 2 дня ждали полного стекания масла). Когда оно проникнет во все щели, постукивание пройдет.
Замена гидрокомпенсаторов на ВАЗ 2112
Ключом с головкой «на 10» отворачиваем четыре гайки крепления пластикового щитка. Сняв крышку маслозаливной горловины, снимаем пластиковый щиток.
Ключом «на 13» ослабляем гайку крепления генератора к установочной планке.
Вращая ключом «на 10» регулировочный болт против часовой стрелки, ослабляем натяжение ремня привода генератора. Снимаем ремень.
Снимаем ресивер и впускной коллектор двигателя. Отверстия впускного коллектора закрываем крышками, чтобы в него не попали посторонние предметы.
Снимаем правое колесо и пластиковый щиток моторного отсека. Головкой «на 19» проворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива.
Проворачиваем нижний шкив до совмещения метки на зубчатом шкиве распределительного вала с установочным усиком на задней крышке привода ГРМ.
Ключом «на 17» ослабляем крепления шкива распределительного вала. Снимаем ремень ГРМ.
Отметки на кожухе ремня ГРМ должны совпадать с метками на шкивах. Полностью откручиваем и снимаем шкивы распределительных валов.
Головкой «на 8» отворачиваем 15 болтов крепления крышки головки цилиндров.
Далее этим же ключом «на 8» отворачиваем 20 болтов крепления корпуса подшипников распределительных валов.
Снимаем корпус подшипников распределительных валов.
Вынимаем распределительные валы с сальниками.
Приложив магнит или магнитную отвертку к торцу гидротолкателя, извлекаем его из гнезда головки цилиндров.
Берём новые гидрокомпенсаторы и .
… устанавливаем их в гнёзда.
Смазываем машинным маслом опорные шейки и кулачки распредвалов и укладываем валы в опоры головки блока цилиндра. Для отличия впускного распределительного вала от выпускного на впускном валу около первой шейки выполнен поясок.
Затягиваем гайки в последовательности, указанной на фото, до прилегания подшипников к головке цилиндров.
Устанавливаем и закручиваем клапанную крышку, устанавливаем шкивы распредвала и ремень ГРМ. Собираем остальные детали в обратной последовательности.
Гидрокомпенсатор (ГК) — деталь головки блока двигателя, предназначение которой автоматическая регулировка тепловых зазоров клапанов двигателя, с целью не допустить образования зазоров между клапанами и кулачками распредвала.
Основы устройства и функционирования гидравлического компенсатора
Конфигурация
Идея автоматического регулирования тепловых зазоров может быть реализована в двух вариантах: обычный гидротолкатель и гидроопора. Последняя применяется в модулях газораспределения с коромыслами. На Lada Priora в шестнадцатиклапанной версии впуск и выпуск оснащены индивидуальными распредвалами. Оптимальным решением для такой компоновки является применение гидравлического толкателя.
Приоровский гидрокомпенсатор на 126 двигателе состоит из таких частей:
- Плунжерная пара, включающая цилиндрическую обойму и поршень с шариковым клапаном.
- Наружный корпус – толкатель.
- Система пазов и отверстий для маслоснабжения.
Принцип работы
Маслосостав поступает во внутреннюю полость поршня и, преодолевая сопротивление пружины, отталкивает шарик для заполнения замкнутого цилиндра. Заполняя гильзу, масло выдавливает поршенек наружу и гидротолкатель упирается в кулачок. Далее происходит запирание шарикового клапана и сборочная единица работает как обычный толкатель на моторах с регулируемым клапанным механизмом.
Сколько стоит замена?
Для замены гидрокомперсаторов следует брать целый комплект, так как менять их по одной просто не имеет смысла. Цена комплекта гидрокомперсаторов на 16-ти клапанную модель ВАЗ-2112 стоит в пределах 2000 рублей. И для того, чтобы не приобрести бракованные запчасти, предлагаем ознакомится с видео:
Пошаговый процесс замены гидрокомперсаторов на ВАЗ-2112
Сама по себе работа не представляет из себя ничего сложного, однако потребует определенного внимания и небольших усилий, так как преподает демонтаж клапанной крышки и распределительных валов.
Работы выполняем на холодном двигателе в следующем порядке:
Автомобиль фиксируется на ровной поверхности, ставится на ручной тормоз, под колеса можно подставить противооткатные упоры.
Отключает минусовую клемму с аккумуляторной батареи.
Демонтируем крышку двигателя, открутив четыре болта.
Затем снимаем ресивер
Обратите внимание, что после этого все впускные отверстия необходимо закрыть чистой ветошью, во избежание попадания грязи и иных посторонних предметов.
Снимаем модуль зажигания, который держится на трех болтах. Полезно будет провести его визуальную проверку на наличие повреждений, так как это болезнь этого узла.
Далее ослабляет хомуты и убираем в сторону шланг вентиляции картера.
Убираем фиксатор питания форсунок.
Следующий шаг заключается в снятии клапанной крышки «головы», для этого необходимо выкрутить 15 болтов, расположенных по периметру.
Когда она демонтирована, перед нами открывается общий вид из двух распределительных валов и всех её составляющих.
Если у вас возникнет желание проверить, какой конкретно гидрокомпенсатор не исправен, достаточно лишь надавить на него
Если нажатие происходит с применением существенного усилия-он исправен, а когда поддаётся легко- он подлежит замене.
Чтобы приступить к следующему шагу, необходимо снять ремень ГРМ, о том, как это сделать очень подробно написано в этой статье. Ознакомьтесь также с материалом о том, как правильно потом осуществить натяжку ремня ГРМ.
Когда ремень снят, откручивания болты и снимаем приводные шестерни распределительных валов и шкив коленвала.
Снимаем клемму с датчика давления масла.
Аккуратно откручиваем 20 болтов, которые фиксируют корпус над распределительными валами.
Затем демонтируем гайку, которые крепят кронштейн опоры валов с задней стороны двигателя.
Убираем в сторону весь корпус.
Теперь, когда открыт доступ к распредвалам, снимаем и убираем их, не забывая выставить их снова по меткам.
Сейчас можно приступать к замене гидрокомперсаторов, и тут нам понадобится хороший магнит.
С помощью магнита достаем все старые элементы и на их место ставим новые.
Процесс сборки проводим в аналогичном порядке снятию, не забывая поменять прокладки и нанести герметик там, где это необходимо, обращая внимание на стыки и соединения.
Выставляем метки и одеваем ремень ГРМ.
Убираем остатки засохшего герметика, подключаем все устройства и на этом работы по замене гидрокомперсаторов можно считать законченной.
Проводим диагностику
После того как все работы по ремонту завершены, необходимо проверить работу двигателя.
- Если после запуска вы услышите посторонний звук, похожий на тресканье или клацанье — это будет означать, что в области работы гидрокомперсаторов находится воздух и его необходимо выгнать, заполнив все пространство маслом.
- Такую работу выполняем следующим образом: В течении 3-5 минут поднимаем и держим постоянные обороты до 2500 об/мин, после этого еще 1 минуту даем поработать на холостом ходу, далее глушим двигатель.
- После небольшого перерыва вновь запускаем двигатель и слушаем его работу. При вновь появившихся звуках проделываем такую прокачку снова. Как правило, масло гарантированно заполняет все полости после 3-х попыток прокачки.
Что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов?
Немногие водители знают, что делать, если стучат клапана или гидрокомпенсаторы на ВАЗ 2112 16 клапанов. Это довольно распространенная ситуация. Но, большинство людей не знают причин таких явлений и пугаются их. На самом деле, это может оказаться вполне рядовым явлением, и не должно вызывать беспокойства. В зависимости от особенностей стука, можно сделать вывод об его природе и опасности для двигателя. Некоторые виды стука являются вполне безобидными. Ездить с ними можно, но эта проблема может потянуть за собой другие. Поэтому, все же лучше устранять причину сразу. Тем более, что в большей части случаев это не требует особых затрат.
Выводы
Заменить гидрокомпенсаторы на ВАЗ-2112 не так уж и легко, но реально своими руками. Конечно, для этого придется потратить время и усилия. К выбору изделия, также стоит относиться достаточно серьезно, ведь именно от качества зависит ресурс использования.
Если гидрокомпенсаторы начали вести себя неадекватно (начали стучать), то определенно пришло время их замены. Нужно понимать, что лучше всего при застучавшем одном или нескольких гидрокомпенсаторов, поменять полностью весь комплект. Если этого не сделать, и менять только застучавшие ГК, нет никакой гарантии, что через некоторое время не начнут стучать другие гидрокомпенсаторы и опять придется все делать заново. Необходимость полной замены гидрокомпенсаторов еще обусловлена тем, что они продаются комплектом, а не поштучно. Но перед тем как приступать выполнить замену гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112, нужно окончательно убедиться, что стук исходит именно от гидрокомпенсаторов.
Для этого используют фонендоскоп. Звук, исходящий из места, где находится нерабочий ГК, будет весьма характерен. Если стучит один гидрокомпенсатор, то можно попытаться выполнить следующее действие, чтобы устранить стук: Провернуть коленчатый вал до того момента, пока не приоткроется клапан, соответствующий стучащему ГК; Повернуть пружину вместе с клапаном на небольшой угол.
Такой поворот даст возможность сопрягаемым деталям уйти с места, где произошла критическая выработка поверхностей; Произвести запуск двигателя и опять провести диагностику проблемного гидрокомпенсатора. Если стук не исчез, то причина гораздо глубже. И нужно переходить к замене. Чистку канала поступления масла в ГК. Это можно сделать при помощи сжатого воздуха.
Замена гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112 может выполняться только после того, как с момента остановки двигателя пройдет 30 минут. Это время необходимо, чтобы произошло снижение давления в гидрокомпенсаторах. ГК перед установкой и посадочное отверстие нужно смазать маслом.
После этого гидрокомпенсатор устанавливается на место. Не исключен тот момент, что ГК не полностью залит маслом. Поэтому после запуска двигателя может возникать стук. Но он должен прекратиться, когда механизм наполнится маслом. Для того чтобы гидравлика начала работать в штатном режиме без посторонних шумов, нужно выполнить следующие действия: Дать двигателю поработать на оборотах в 2500 об/мин в течение пяти минут. Можно давать переменные обороты 2000-3000 об/мин; После этого следует дать двигателю поработать на холостых оборотах в течение полуминуты.
Шумы в ГК должны исчезнуть. И это будет указывать на то, что воздух полностью ушел из системы. Если стук продолжается, то цикл нужно повторить несколько раз. Чаше всего хватает 1-3 циклов. Но в некоторых случаях цикл прокачки нужно повторить до 7-ми раз. Если при после замены гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112 и после всех действий, направленных на удаление воздуха, стук не исчезает, значит, причина кроется в другом, и помочь тут может только опытный моторист.
Впрочем, если не уверенны в своих способностях, лучше сразу обратиться в мастерскую, где сделают и диагностику, и замену ГК, правильную прокачку, замену масла. Хотя замена гидрокомпенсаторов ВАЗ 2112 не такая уж сложная задача, справиться с которой вполне можно самостоятельно. .
В этой статье мы расскажем, как правильно заменить гидрокомпенсаторы ваз 2112. Что необходимо учитывать при покупке этой детали, и какие есть альтернативные варианты при замене данного устройства.