Торможение двигателем- что это и как правильно выполнять

Как правильно выполнять?

Специалисты говорят, что приемов торможения двигателем существует более двух десятков, однако наиболее распространены два-три из них. Впрочем, грамотно пользоваться даже этим минимумом умеют далеко не все водители. Чтобы исправить сию досадную ситуацию, попробуем изложить, что называется, пошаговую инструкцию по применению торможения двигателем и дать несколько полезных рекомендаций. Итак…

Обычно торможение двигателем начинается с отпускания педали акселератора и включения пониженной передачи — третьей в большинстве случаев, поскольку на четвертой и выше эффект от торможения двигателем минимален. Затем, когда скорость заметно упала, включается вторая, а после и первая передачи

Но в этой пошаговой нисходящей поступи важно выбирать оптимальные моменты для переключения. В противном случае, несоответствие передачи оборотам коленвала приведет к чрезмерному тормозящему усилию — дискомфортному «клевку носом», который, к тому же, малоприятен для двигателя, трансмиссии и всего автомобиля в целом

Чтобы избежать таких рывков, а момент переключения передачи можно поднять обороты коленвала нажатием на педаль «газа», а потом снова отпустить ее, продолжив торможение двигателем.

И еще один важный нюанс. Если дорога скользкая/мокрая, со сцеплением нужно обращаться предельно аккуратно. Если бросить его резко, это может привести к блокировке ведущих колес. Специалисты же рекомендуют на секунду задерживать педаль сцепления в моменте «подхвата».

Основные методы руления


Мы подробно рассматривали технику движений рук и определили два основных способа руления – простой и скоростной. В реальной жизни простой способ вам требуется в 90% случаев, т.к. в движении всегда, за исключением случаев заноса на скользкой дороге, требуется поворачивать руль медленно и на небольшие углы.

Крайне важно умело действовать рулевым колесом при прохождении поворотов, т.к. это львиная доля успеха

Технику простого способа руления мы знаем, однако не менее важно ее своевременное применение. Поворот руля простым способом подразумевает то, что руки водителя никогда не отрываются от обода рулевого колеса, последовательно проскальзывая по нему.

Как бы водитель ни старался, если в самом повороте он доворачивает рулевое колесо одной рукой (при одновременном проскальзывании другой руки), движения получаются ступенчатыми. Кроме того, одна рука из-за увеличенной нагрузки способна значительно меньше ощущать реакцию на руле (т.е. то, что происходит с передними колесами), чем две руки. Поэтому, желательно действовать таким образом, чтобы в середине поворота не было необходимости доворачивать руль, а можно было просто удерживать его двумя руками.


Для этого следует заранее, при подъезде к повороту, подхватить руль таким образом, чтобы осуществлять весь маневр двумя руками. Такой метод называется предварительным захватом.

Основные факторы и виды безопасного торможения.

Как было отмечено выше, водитель должен не только владеть знаниями ПДД и быстрой реакцией, но и обладать такими отточенными навыками, благодаря которым в конкретной дорожной ситуации он сможет быстро принять единственно верное решение. Существуют определенные, перечисленные ниже, правила движения и торможения, соблюдение которых будет служить залогом комфортного и безопасного вождения:

  1. Во время совершения различных маневров, таких как повороты или сбрасывание скорости, необходимо держать передачу включенной, что необходимо отрабатывать с самого начала приобретения водительского опыта. Новички должны запомнить, что поездка на нейтральной передаче не должна быть привычкой, так как именно в этот момент водитель теряет возможность торможения двигателем и моментального «прибавления газа» во избежание столкновения с быстро движущимся позади автомобилем. Помимо прочего, движение «накатом» не способствует экономии топлива на современных авто, как ошибочно считают автомобилисты, а наоборот приводит к расходу примерно 2 л на 100 км;
  2. Включенная передача должна позволять двигателю иметь тягу для совершения маневра. Грамотный водитель, знающий как правильно тормозить на механике, осуществляет переключение передачи на пониженную при показателе стрелки тахометра 2500 оборотов (для бензинового двигателя), которая соответственно начинает показывать значения равные 3500 об/мин. Дальнейшие действия торможения двигателем производятся по аналогии с предыдущим и позволят полностью держать дорожную ситуацию под контролем.

Для более полного понимания процесса торможения, стоит отдельно остановиться на его видах.

  1. Торможение двигателем, сопровождающееся постепенным понижением передач и перегазовкой, является самым идеальным вариантом для транспортного средства, позволяющим одинаково эффективно и экономно совершать маневры в условиях гололеда, плотного городского потока, неполадках рабочей тормозной системы;
  2. Комбинированное торможение при понижении передач и перегазовке является аналогичным предыдущему, но дополняется плавным нажатием на педаль тормоза. Данное действие необходимо в том случае, если самопроизвольного торможения двигателя не достаточно и водителю требуется быстрее остановить авто перед препятствием;
  3. Движение на нейтральной передаче («накат») в обычных ситуациях не допускается, кроме экстренного торможения (с АБС) или движения на минимальной скорости. Водитель должен знать, что двигаясь накатом в обычной поездке, в разы снижает безопасность свою и окружающих участников дорожного движения;
  4. Комбинированное торможение с постоянной передачей также позволяет снижать скорость двигателем, но водитель может допустить «потерю тяги» движком, что в некоторых случаях может привести к потере контроля над дорожной ситуацией;
  5. Экстренное торможение, как правило, сопровождается резким нажатием педали тормоза и сцепления до полной остановки автомобиля. Редкий водитель сумеет за доли секунды сориентироваться и, понижая передачи, замедлиться. В нестандартных ситуациях автомобилист тормозит инстинктивно резко, в лучшем случае, соблюдая определенную прерывистость и выжимая педаль сцепления и тормоза.

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности. Артем Киселев, специально для infocar.ua

Абсолютно для всех водителей крайне важно знать, что значит торможение двигателем на механике и автомате. Нажимая на газ, вы, конечно же, увеличиваете обороты, но как только вы отпускаете эту педаль, при этом не выжав сцепление, и оставив на месте передачу, к двигателю сразу же перестает поступать горючее

Однако он все также получает крутящий момент от трансмиссии, и, становясь потребителем энергии, тормозит трансмиссию и колеса автомобиля.

Что такое безопасное вождение?

Вы ведете машину безопасно, если в любой момент времени у вас есть возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. Маневр можно совершить тремя основными способами:

1. Изменение направления движения (действия рулем)

2. Торможение:

  • торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
  • торможение двигателем (отпускание педали газа)

3. Ускорение (нажатие на педаль газа)

Если сцепление шин с дорогой хорошее и машина исправна, она всегда хорошо отреагирует на ваши действия рулем и тормозом – повернет или затормозит. С педалью газа, то бишь с ускорением и торможением двигателем, дело обстоит сложнее. «Газ» активен не всегда, а только при выполнении следующих условий:

1. Должна быть включена передача.

2. Должна быть включена та передача, при которой двигатель имеет запас тяги.

Должна быть включена передача

То есть вы не едете накатом: не выжимаете сцепление и не включаете нейтральную передачу. Как только вы перешли на накат – потеряли педаль газа в качестве инструмента управления авто.

Отсюда первый вывод: на «механике» правильно тормозить на передаче до полной остановки. Полностью исключите движение накатом из повседневной езды.

Давайте вспомним, для чего мы выжимаем педаль сцепления при торможении? Чтобы двигатель не заглох. А когда глохнет двигатель? Когда его обороты упадут ниже холостых. Обычно холостые обороты – это 800 об/мин по тахометру, и где-то до 500 мотор еще «терпит», дергается, но работает. Ниже 500 – уходит в отключку. И помните, что мотор не заглохнет ни на 2000 об/мин, ни на 1500 об/мин, ни тем более на 3000 об/мин. А только ниже холостых. Поэтому смело тормозите при включенной передаче и следите за тахометром. Понятно, не все время смотрите, а периодически бросайте быстрый взгляд

Смотрите на тахометр и выжимайте педаль сцепления, когда стрелка приблизится к 1000 об/мин.

Возможно, вы сейчас подумали, что еще мы выжимаем педаль сцепления или включаем нейтраль при торможении, чтобы сэкономить топливо? Это не так, поскольку на современных машинах при торможении на включенной передаче подача топлива в мотор полностью прекращается, в то время как при накате мотор потребляет 1-2 литра в час топлива. Читайте об этом подробнее в статье «Движение накатом».

Запомните: нейтральная передача – технологическая необходимость и нужна только для того, чтобы водитель мог переключать передачи, а мотор – работать при остановленной машине. Но никак не для того, чтобы включать нейтралку во время движения! Аналогично дело обстоит с педалью сцепления. Она нужна, чтобы можно было плавно тронуться, переключать передачи и не заглохнуть во время остановки. И не для того, чтобы ее выжимать во время движения.

Должен быть запас тяги двигателя

Передача включена не просто любая, а именно та, которая обеспечит режим максимального крутящего момента и запас тяги двигателя. Другими словами, при торможении стрелка тахометра не должна опускаться ниже 2500 об/мин (кроме I и II передач), если мы говорим про стандартный атмосферный бензиновый мотор. Если мотор бензиновый с наддувом, эта грань ниже – в районе 2000 об/мин. Если у вас дизель, эта грань еще ниже – в районе 1500 об/мин.

Что это означает для нас на практике? А то, что нужно не просто тормозить на передаче, а включать пониженные передачи по мере снижения скорости, чтобы поддерживать рабочие обороты двигателя.

Если помните, в статье «Крутящий момент двигателя» я писал о двух зонах тахометра: экономичной и скоростной. Для атмосферного бензинового мотора граница между этими зонами находится в районе 3000-3500 об/мин. Это значит, при штатном разгоне нужно переключать передачи вверх каждый раз по достижении стрелкой тахометра этих значений. По ощущениям разгон на каждой передаче до 3000 об/мин – плавный, спокойный, а если «докручивать» до 3500, разгон будет чуть более активным, «живым». Но важнее другое – после каждого переключения на 3500 стрелка опускается в район 2500 об/мин, после чего водитель снова продолжает разгон до 3500. В итоге при разгоне стрелка «гуляет» от 2500 до 3500 об/мин и обратно на каждом переключении передачи вверх.

Аналогично стрелка тахометра должна себя вести и при торможении: тормозите (двигателем или тормозом, неважно) и поглядываете на тахометр. Как только стрелка дошла до 2500 об/мин, включаете пониженную передачу, и стрелка поднимается в район 3500 об/мин

Продолжаете торможение и ждете, пока она снова опустится до 2500. Снова включаете пониженную и так далее до II передачи, на которой уже тормозите до полной остановки. И выжимаете педаль сцепления, когда стрелка тахометра приблизится к 1000 об/мин, после чего уже тормозите накатом до полной остановки машины.

Безопасное вождение, крутящий момент и тахометр

И теперь переходим к самой сути вопроса. Как связана безопасность вождения с крутящим моментом и, тем более, с тахометром? Очень просто. Безопасность вождения означает возможность совершить маневр, который позволил бы избежать ДТП. А маневров может быть три:

1. Изменение направления движения (действия рулем);

2. Торможение:

  • торможение рабочим тормозом (нажатие на педаль тормоза)
  • торможение двигателем (отпускание педали газа)

3. Ускорение (нажатие на педаль газа)

Руль и тормоз: всегда готовы!

Если сцепление шин с дорогой хорошее, изменить направление движения мы можем всегда, поскольку руль по умолчанию находится в «боевом» состоянии. Повернули руль – повернул и автомобиль. Аналогичная ситуация с торможением: педаль тормоза всегда готова к работе. Нажали – затормозили.

Педаль газа часто дремлет

А с педалью газа дело обстоит куда сложнее. Автомобиль не всегда хорошо реагирует на действия педалью газа, а только в зоне максимального крутящего момента, то есть в зоне средних и высоких показаний тахометра. Совершить маневр ускорения или торможения двигателем мы можем, только в тот удачный и счастливый момент, когда стрелка тахометра показывает не ниже 3000 об/мин.

Получается, руль и педаль тормоза в машине готовы к маневру всегда, а педаль газа – не всегда, а только при показаниях тахометра не ниже 3000 об/мин. И если дорожная ситуация возможно (возможно! Мы ведь не можем заранее знать исход событий на 100%, а можем только прогнозировать) потребует от вас активных действий педалью газа, вам следует заблаговременно повысить обороты двигателя до 3500 об/мин или выше.

Безопасность вождения — максимальный крутящий момент

Уверен, теперь вам понятна связь между тахометром, крутящим моментом двигателя и безопасностью вождения 🙂

Итак, чтобы сохранить безопасность вождения и быть готовым к маневру, нужно повысить обороты двигателя до «желтой», скоростной зоны тахометра. Как это сделать? Очень просто – включить пониженную передачу. Если у вас механическая коробка передач, то, без вариантов, делаете это сами. Если же у вас «автомат», идеально, если вы тоже переключите передачу заранее сами, с помощью режима ручного переключения. Зачем в ручном режиме? Об этом читайте в статье «Безопасное вождение: минусы автомата».

Вредит ли автомобилю?

Автору этих строк, как и многим другим автомобилистам, интересующимся особенностями торможения двигателем, часто доводилось слышать от знакомых и читать на всевозможных форумах о том, что это вредно для двигателя и трансмиссии. Мол, повышается износ поршневых колец, увеличивается расход масла, страдают синхронизаторы коробки передач и другие детали. На самом же деле, черт не так страшен, как его малюют. Если выполнять торможение двигателем правильно, о чем мы говорили выше, никакого вреда своему автомобилю Вы не нанесете. Да и, в конце концов, во всем нужно знать меру. Не имеет смысла тормозить двигателем при каждом удобном случае. Только тогда, когда это действительно нужно по соображениям безопасности.

Удачи на дорогах!

Как работает тормозная система

Начало тормозной системы – педаль тормоза. Она оказывает давление на шток (небольшой стержень), проходящий через усилитель тормозного усилия. Это устройство позволяет увеличить давление, которое передается от педали к тормозной системе. То есть усилие, с которым давит на педаль водитель, преобразуется в гораздо большее, которое и испытывает тормозная система после усилителя.

Следующий за усилителем элемент тормозной системы – главный тормозной цилиндр (ГТЦ), распределяющий тормозное усилие по контурам, давление в каждом из которых должно быть одинаковое. Внутри главного тормозного цилиндра находится тормозная жидкость, которая поступает в него из расширительного бачка, располагающегося обычно сверху.

При нажатии на педаль тормоза происходит перекрытие входных отверстий поршнями, в результате чего обеспечивается движение тормозной жидкости исключительно в сторону тормозных механизмов. ГТЦ соединен трубками с тормозными механизмами, передающими давление тормозной жидкости на тормозные механизмы на колесах – тормозные суппорты. Их также называют тормозные механизмы или рабочие цилиндры тормозной системы. Давление на тормозные колодки, в результате которого движение автомобиля прекращается, оказывают именно эти цилиндры.

Устройство и принцип работы тормозной системы описаны упрощенно, о некоторых узлах мы не упомянули. Однако суть изложена верно.

Чуть подробнее стоит рассказать об усилителе тормозного усилия. Существуют вариации его с энергоаккумулятором (накапливающим вакуум или тормозную жидкость под давлением) и без него. Тип усилителя определяет способность автомобиля быстро тормозить при заглохшем двигателе. Усиление тормозов может происходить посредством вакуума или гидравлики. Существуют гидравлические тормозные системы, заполненные внутри тормозной жидкостью, и пневматические, управление которыми осуществляется посредством давления воздуха (такими системами оборудуют только грузовые машины).

Распространенные ошибки при торможении на механике

Расскажем, какие недочеты обычно мешают правильно тормозить на механике, для новичков это особенно полезно.

Нередко на дороге можно наблюдать ситуации, когда ученики автошкол, осваивая практические навыки вождения и двигаясь с небольшой скоростью, при виде загоревшегося запрещающего сигнала светофора резко тормозят, хотя расстояние до перекрестка еще немаленькое. При этом машина обычно «клюет носом». Причина такого торможения – слишком резкое нажатие на педаль тормоза. Хотя приближение к светофору требует постепенного замедления движения. Тормозить нужно с таким расчетом, чтобы плавно остановиться перед стоп-линией или едущей впереди машиной.

Часто начинающие водители допускают еще одну ошибку – резко и несвоевременно останавливают автомобиль на дороге, причем в неподходящем месте, создавая неудобства для других участников дорожного движения. Если они после остановки забывают к тому же выключить передачу, то, когда отпускают педаль сцепления, машина дергается вперед.

К несвоевременной остановке транспортного средства на проезжей части приводит также и противоположная ситуация. Если начать останавливать машину слишком рано, она может встать не в том месте, где это нужно. Причиной такой ошибки является вполне обоснованное нежелание новичка резко тормозить, чтобы не создать аварийной ситуации, и одновременно неумение точно рассчитать тормозной путь своего автомобиля.

Начинающим автомобилистам довольно сложно верно определить, какое расстояние проедет машина после начала торможения. Поэтому они начинают тормозить раньше, чем это требуется, и как следствие, останавливаются задолго до того места, где планировали.

Бывает, что водители начинают останавливать машину, когда находятся уже слишком близко к предполагаемому месту остановки. Эта ошибка является противоположной раннему торможению, и приводит она к более серьезным последствиям. Зачастую результатом позднего торможения становится столкновение с впереди стоящим или едущим автомобилем. Причем обычно такие ситуации возникают именно по вине начинающих автомобилистов.

Особую опасность представляет вылет не успевшей затормозить машины на перекресток с оживленным движением на запрещающий сигнал светофора или регулировщика либо создание помехи для транспортных средств, имеющих преимущественное право проезда на нерегулируемых перекрестках.

Надо сказать, что если отпускать педаль газа слишком поздно, то использовать тормозную педаль придется более часто. Не нужно давить на газ, если вы знаете, что вам скоро нужно будет замедлиться или вовсе прекратить движение. Уменьшение подачи топлива должно быть заблаговременным. При необходимости следует пускать машину накатом, тогда прибегать к использованию педали тормоза нужно будет гораздо реже (при этом тормозные колодки будут изнашиваться не так быстро).

Если вы недавно за рулем и вам кажется, что вы не чувствуете педаль тормоза, то во избежание казусов следите за движением всего потока машин и придерживайтесь общего стиля езды

Внимание нужно обращать не только на автомобили, едущие непосредственно перед вами, старайтесь следить на дороге и за соседними полосами движения, и за находящимися сзади вас транспортными средствами.

Его плюсы и минусы

Каждый водитель должен иметь навыки использования приема торможения двигателем. При этом необходимо знать основные плюсы и минусы применения данного вида торможения.

Видео — какие есть нюансы при торможении двигателем:

К плюсам можно отнести:

  • такой вариант является одним из контраварийных приемов управления автомобилем;
  • является дублирующим способом торможения при отказе основной системы;
  • в некоторых случаях увеличивает управляемость авто;
  • способствует уменьшению расхода топлива.

Минусами являются:

  • при «чистом торможении двигателем» не работают световые стоп-сигналы;
  • система ABS не активна, что способствует блокировке колес, может вызвать неуправляемый занос;
  • увеличивается механическая нагрузка на силовой агрегат, трансмиссию;
  • растет потребление масла.

Если водитель не обладает достаточными навыками вождения в экстремальных ситуациях, применять данный способ торможения следует только в случае отказа штатной системы торможения. Постепенно по мере приобретения опыта можно использовать торможение двигателем при движении на трассе, подъезде к перекресткам с хорошим состоянием дорожного покрытия.

Видео — как правильно тормозить различными способами:

Может заинтересовать:

Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя

Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля

Подобрать любую автохимию для вашего авто

Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала

Последовательность действий на светофоре

Как правило, в автошколах при прохождении практики вождения инструкторы обучают главному постулату: движение авто должно происходить в подавляющем большинстве случаев при включенных передачах. Они меняются водителем в соответствии с выбранной скоростью продвижения с целью быть готовым к совершению необходимого для сложившейся дорожной ситуации маневра. И только лишь для остановки автомобиля (когда переходим на скорость 5-7 км/ч) выжимается сцепление с тормозами одновременно – две педали.

Кстати, практические опыты и опросы водителей, даже и со стажем, показывают, что данным методом торможения с большой скорости при помощи движка пользуется довольно небольшой процент владельцев машин. Происходит это по той причине, что частое переключение скоростей на понижение вызывает у некоторых утомляемость, а к тому же и повышается расход топлива при езде в городском режиме, и еще вдобавок коробка передач намного быстрее изнашивается.

Поэтому в сухую погоду и на асфальтовой дороге, на светофоре выгоднее тормозить без понижения передачи, одновременно и плавно надавливая на обе педали: тормоза и сцепления.

Выводы.

Торможение двигателем является весьма эффективным способом исключения и попадания автомобиля в заносах на мокрых или скользких отрезках дороги. Однако, не смотря на это выполнять такое торможение необходимо правильно, чтобы не причинить автомобилю вреда, в том числе и поломку частей синхронизатора. А основной рекомендацией является то, что, чтобы применять подобное торможение на дорогах, следует точно отработать действия, выполняемые для его воспроизведения.

Изучить должным образом как автомобиль начинает себя вести при таком торможение, какой получается тормозной путь, отработать данный способ на полигоне. И только после твердой уверенности в своем мастерстве пробовать применять на реальных дорожных участках. Именно такой подход к этому вопросу поможет вам применять торможение двигателем правильно, эффективно и безопасно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector