Основы движения транспортного средства – 1. Основы движения транспортного средства

Содержание

Основы безопасности дорожного движения

В теории безопасности движения особое значение имеют понятия «остановочный путь», «время реакции водителя» и «тормозной путь».

Основы безопасности дорожного движения

Остановочный путь — путь, пройденный транспортным средством с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки.

Время реакции водителя — время с момента обнаружения водителем опасности до начала принятия мер по ее избежанию.

Тормозной путь — путь, пройденный транспортным средством с момента начала срабатывания тормозного привода до полной остановки.

Остановочный путь включает в себя путь, пройденный за время реакции водителя, и тормозной путь. Следовательно, на величину остановочного пути влияют и действия водителя, и поведение транспортного средства.

Если водитель заметил опасность на своем пути заранее и затормозил вовремя, то ему всегда хватит остановочного пути, чтобы избежать ДТП.

Но когда остановочный путь превышает расстояние до препятствия, избежать аварии за счет торможения становится невозможно.

Поэтому очень важно так наблюдать за дорогой, чтобы все опасности находились под контролем, и ни одна из них не застала водителя врасплох.

Однако добиться этого удается не всегда. В темное время суток, в условиях недостаточной видимости опасные объекты могут появиться в поле зрения слишком поздно.

Бывает и так, что водителя подводит собственное зрение — при определенных условиях глаза человека ошибочно оценивают расстояние до объектов или скорость их перемещения.

Такой обман зрения называется оптической иллюзией. Вы должны знать, в каких случаях зрение предоставляет водителю неверную информацию.

Условия Проблема Опасность Совет
Движение в поле, степи, пустыне Искажается восприятие собственной скорости Реальная скорость вашего автомобиля значительно выше, чем вам кажется Чаще сверяться со спидометром и принудительно снижать скорость
Недостаточная видимость
(воздух непрозрачен)
Искажаются расстояния до предметов Любые предметы и объекты находятся ближе, чем вам кажется Дополнительно увеличить дистанцию, начинать торможение раньше, чем обычно
Недостаточная освещенность(сумерки, ночь, пасмурная погода) Искажается восприятие скорости встречного автомобиля Встречный автомобиль приближается быстрее, чем вы ожидаете Соблюдать осторожность при обгоне, оставлять запас расстояния при выезде на встречную полосу

Время реакции водителя

Считается, что у среднестатистического водителя время реакции находится в диапазоне от 0,5 до 1,5 секунды. Это время увеличивается, если водитель находится в состоянии опьянения, утомления или болезни, отвлекается от управления, разговаривает по мобильному телефону и т.д.

Вместе с замедлением реакции происходит увеличение остановочного пути и повышается риск совершения ДТП.

Так, замедление реакции водителя на 1 секунду приведет к тому, что автомобиль, движущийся со скоростью 90 км/ч, при возникновении опасности проедет лишние 25 метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза.

Впоследствии этих метров может не хватить для предотвращения ДТП.

Особую опасность представляет утомление водителя. Оно наступает незаметно и зачастую заканчивается тем, что водитель засыпает за рулем. В дальних поездках при первых признаках сонливости нужно остановиться и найти возможность поспать как минимум 30-40 минут.

Тормозной путь автомобиля

Величина тормозного пути зависит от многих факторов, наиболее важными из которых являются:

  • Скорость движения;
  • Техническое состояние тормозной системы;
  • Состояние проезжей части дороги;
  • Масса транспортного средства.

Основные правила выбора безопасной скорости мы рассматривали в 10-м разделе нашего курса. Если вы затрудняетесь с ее определением, можно ориентироваться на среднюю скорость транспортного потока, в котором вы движетесь. Движение значительно быстрее или значительно медленнее транспортного потока создает серьезные опасности на дороге.

Большое влияние на величину тормозного пути оказывает состояние проезжей части. Если на скользкой дороге нажать на тормозную педаль слишком сильно, то может возникнуть ситуация, когда вращающиеся колеса остановились, а сила инерции продолжает толкать автомобиль вперед.

Такое движение, при котором ТС не катится, а скользит, называется юзом. Движение юзом приводит не к уменьшению, а к возрастанию тормозного пути, поэтому его нужно избегать.

Важно знать!
Наиболее эффективным является торможение на грани блокировки колес. Оно требует умелого пользования педалью тормоза. На скользкой дороге, чтобы не допустить юза, нужно многократно и очень часто нажимать и отпускать тормозную педаль, не давая колесам заблокироваться.

Если автомобиль оснащен антиблокировочной системой тормозов (АБС), то она сама выполняет эту работу за водителя. В таком случае, ему остаётся только держать тормозную педаль в нажатом положении до полной остановки автомобиля.

Наличие АБС улучшает управляемость и снижает вероятность заноса, однако эта система не может гарантировать предотвращения ДТП при неосторожных действиях водителя. То же самое можно сказать об использовании качественных зимних шин в холодное время года.

Тормозной путь связан с массой автомобиля следующим образом. Независимо от загрузки, торможение обеспечивают четыре колесных тормозных механизма. При увеличении массы нагрузка на них возрастает, тормоза быстро нагреваются, отчего сила трения уменьшается, а тормозной путь — увеличивается.

Особенно заметно это бывает на крутых или затяжных спусках. Во избежание отказа тормозов при длительном движении под уклон, нельзя постоянно использовать педаль тормоза для снижения скорости.

Чтобы скорость на спуске оставалась стабильной, каждый водитель должен владеть приемом, который называется «торможение двигателем». Если, не выключая передачу, отпустить педаль газа, то двигатель, работающий на малых оборотах, не позволит колесам разгоняться.

Если на крутом спуске этого оказалось недостаточно, то нужно перевести рычаг коробки передач на пониженную передачу — скорость автомобиля снизится и в дальнейшем будет поддерживаться постоянной.

Когда автомобиль находится не на спуске, а на подъеме, у начинающего водителя могут возникнуть трудности при трогании с места. Поскольку тормозная педаль в этот момент не нажата, автомобиль может покатиться назад.

Чтобы не допустить отката, вы можете заранее задействовать рычаг стояночного тормоза, а в момент начала движения отпустить его свободной рукой.

Помимо нагрева, тормозная система не любит сырости. Если при проезде через глубокую лужу в тормозные механизмы попала вода, нужно просушить их, несколько раз активно притормозив на свободном участке дороги. Тепло, которое выделится при торможении, будет способствовать испарению влаги.

Важно знать!
В процессе движения водитель должен стараться избегать резких торможений, поскольку они могут привести к наезду сзади. Перед любым торможением нужно знать, что происходит позади вашего автомобиля. Для этого существуют зеркала заднего вида. Если позади идущее транспортное средство находится на близком расстоянии, чтобы не спровоцировать ДТП, нужно начинать торможение раньше,чем вы привыкли, и нажимать на педаль тормоза более плавно. Если впереди есть свободное пространство, в такой ситуации лучше всего воспользоваться торможением двигателем, вообще не прикасаясь к тормозной педали.

Дорожные условия и движение автомобиля

Как уже было сказано, состояние дороги и погодные условия существенно влияют на движение и торможение транспортного средства. На скользкой дороге создаются условия для буксования, юза и заноса автомобиля.

Тормозной путь легкового автомобиля
на асфальте на льду
30 км/ч 6 метров 17 метров
60 км/ч 23 метра 69 метров
90 км/ч 52 метра 156 метров

Чтобы не застрять при движении по рыхлому снегу, нужно заранее выбрать пониженную передачу и двигаться без остановок и резких поворотов.

При движении в гололедицу следует проезжать скользкие участки дороги без торможения и резких поворотов руля, не пользуясь педалью сцепления. При необходимости снизить скорость нужно максимально использовать торможение двигателем, которое не приводит к движению юзом и заносу автомобиля.

Важно знать!
При наезде на скользкую поверхность только одной стороной автомобиля (например, правыми колесами) любое торможение и резкий поворот руля может привести к заносу.

В начале дождя после длительной сухой погоды дорога становится очень скользкой, потому что скопившаяся на ней пыль превращается в грязь. Пока дождь не усилится и не смоет грязь с проезжей части, нужно управлять автомобилем с той же осторожностью, что и в гололедицу.

Во время сильного дождя под колесами автомобиля, движущегося на высокой скорости, может возникнуть «водяной клин», из-за чего автомобиль перестаёт слушаться руля. В таких условиях нельзя развивать скорость более 80 км/ч.

Если автомобиль все же потерял управляемость из-за водяного клина, то для снижения скорости можно использовать только торможение двигателем. При этом ни в коем случае нельзя нажимать тормозную педаль, поскольку это немедленно вызовет сильный занос.

Порыв сильного бокового ветра при выезде с закрытого участка дороги на открытый (например, из леса в поле) может привести к внезапному изменению траектории транспортного средства.

Для повышения устойчивости рекомендуется снизить скорость, перейти на пониженную передачу, а при необходимости — выровнять траекторию при помощи руля.

Вывод автомобиля из заноса

Занос — это процесс, при котором задняя часть автомобиля отклоняется от основной траектории вправо или влево. При сильном заносе не исключено вращение автомобиля на проезжей части и выбрасывание его за пределы дороги.

Занос автомобиля на скользкой дороге может быть вызван одной из трех причин:

  • Резким торможением;
  • Резким разгоном с пробуксовкой колес;
  • Резким поворотом руля на слишком большой скорости, которая не соответствует состоянию дороги.

Важно знать!
Для выхода из заноса необходимо в первую очередь устранить причину, по которой он возник — прекратить торможение, ослабить нажатие на педаль газа, либо повернуть руль в обратную сторону.

После того как причина заноса устранена, водителю остаётся только восстановить правильную траекторию. На разных типах автомобилей это делается по-разному.

Однако в любом случае основным действием является поворот руля в сторону заноса. Чтобы быстро повернуть руль на достаточный угол, держать его нужно немного выше середины рулевого колеса.

Важно знать!
Во время заноса можно пользоваться только рулем и педалью газа. Ни в коем случае не следует нажимать педали тормоза и сцепления.

На заднеприводных автомобилях (грузовики, а также легковые автомобили Mercedes, BMW) необходимо плавно сбросить газ и как следует повернуть руль в сторону заноса. Когда траектория начнет восстанавливаться — повернуть руль обратно на меньший угол.

На переднеприводных автомобилях (большинство моделей легковых автомобилей) нужно задать рулем нужное вам направление движения передних колес и плавно прибавить газ, чтобы отклонившаяся в сторону задняя ось не пыталась «обогнать» передние колеса.

На полноприводных автомобилях (джипы, внедорожники) нужно поворачивать руль, как на переднеприводном автомобиле, и пытаться найти такое промежуточное положение педали газа, при котором траектория начнет восстанавливаться.

Опрокидывание автомобиля

Как правило, автомобиль опрокидывается при движении по дуге. В это время на него действует центробежная сила, величина которой зависит от скорости движения и радиуса поворота.

Необходимо знать, что величина центробежной силы пропорциональна квадрату скорости. Это значит, что с увеличением скорости движения в два раза центробежная сила возрастает в четыре раза.

По этой причине автомобиль не опрокидывается при поворотах на малой скорости, когда центробежная сила не играет существенной роли — на перекрестках, во дворах и т.д.

Но там, где дорога описывает плавную дугу, водители продолжают двигаться достаточно быстро, из-за чего центробежная сила существенно возрастает и становится опасной.

Поэтому вы должны выбирать и поддерживать на закруглении дороги такую скорость, которая не приведет к опрокидыванию. В этом вам помогают дорожные знаки «Ограничение максимальной скорости» 3.24.

Важно знать!
Проходить закругление дороги нужно с постоянной скоростью или с небольшим ускорением. Торможение на повороте, когда автомобиль движется с повернутыми колесами, создает условия для возникновения заноса. Поэтому каждый раз водитель должен снижать скорость до безопасной величины в конце прямолинейного участка перед поворотом.

Риск опрокидывания зависит также от того, какую траекторию поворота выберет водитель при проезде закругления. Чем более плавной является дуга, по которой он движется, тем меньше величина центробежной силы.

В пределах полосы движения или своей половины проезжей части всегда можно сместиться немного влево или немного вправо. Чтобы не опрокинуться на критической скорости нужно еще до начала поворота направить свой автомобиль к внешнему краю закругления дороги.

Иначе говоря, если дорога уходит вправо, отклоняться нужно влево, и наоборот.

Существует и третья причина, от которой зависит вероятность опрокидывания при прочих равных условиях.

Дело в том, что любые предметы с высоко расположенным центром тяжести падают очень легко, а предметы, у которых центр тяжести смещен вниз, отличаются хорошей устойчивостью.

В этом отношении порожний автомобиль всегда устойчивее, чем груженый или перевозящий пассажиров, потому что и груз, и пассажиры размещаются выше уровня колес, а значит, общий центр тяжести у такого автомобиля поднимается вверх.

Поэтому для снижения риска опрокидывания важно соблюдать два правила:

  • При загрузке автомобиля тяжелый багаж следует размещать как можно ниже;
  • На груженом автомобиле нужно проходить закругления дороги с большей осторожностью и сильнее снижать скорость перед поворотом.

Экономия топлива

При движении по одному и тому же маршруту на двух одинаковых автомобилях разные водители израсходуют разное количество топлива. Искусство экономичной езды состоит из множества секретов. Вот несколько простых правил:

  • Поддерживайте свой автомобиль в исправном состоянии;
  • Заправляйтесь качественным топливом;
  • Используйте первую передачу только при трогании с места и на очень крутых подъемах;
  • Не затягивайте переключение передач при разгоне. Последняя по счету передача — самая экономичная;
  • Для плавного снижения скорости не пользуйтесь педалью тормоза, применяйте торможение двигателем;
  • Старайтесь избегать лишних торможений и остановок.

Важно знать!
Резкое нажатие на педаль газа всегда приводит к излишнему расходу топлива и приносит вред вашему автомобилю.
Любое торможение превращает полезную энергию, предназначенную для движения автомобиля, в бесполезную энергию, которая препятствует этому движению. Особенно много энергии теряется при резком торможении.

Читайте также

grandrepairauto.ru

Основы теории движения транспортного средства. Основы безопасного вождения автомобиля

Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше опыт у водителя, чем больше развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движения автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности:

  • Рядность движения
  • Небольшие расстояния между автомобилями
  • Обилие технических средств регулирования
  • Пешеходных переходах
  • Перекрестках
  • Наличие непрерывного встречного потока автомобилей

В этих условиях особое значение приобретает выполнение такой последовательности действий:

  • Наблюдение
  • Сигнализация
  • Маневр

Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.

При выборе безопасной дистанции между автомобилями необходимо учитывать:

  • Состояние дорожных покрытий
  • Видимость
  • Атмосферные условия
  • Состояние протекторов шин
  • Скорость движения
  • Реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций

В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости движения. При скорости движения 60 км/ч дистанция должна составлять не менее 30 м. На крутых подъемах и спусках дистанция между автомобилями должна быть увеличена в два-три раза.

Также необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но и между, но и между автомобилями и тратуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем больше интервал. В любом случае интервал должен быть не менее одного метра. Особенно тщательно нужно выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояние между бортами автомобилей.

Проезжая пешеходные переходы, водитель должен проявлять повышенную осторожность и быть готовым вовремя остановить автомобиль. Такие же предосторожности нужно соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности — заблаговременное снижение скорости движения, готовность к немедленным действия при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.

Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояния проезжей части, изменение дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятие правильного решения при выборе скорости движения водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке в дорожных условиях. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а так же знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.

Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто меняется режим движения автомобилей, совершаются разгоны и торможения: перед перекрестками и пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных транспортных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются загрязнению и увлажнению. Это примыкания или пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами.

Что касается технического состояния транспортных средств. В обязательном порядке наши автомобили должны проходить ежедневное техническое обслуживание, ТО 1, ТО 2.

Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.

При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.

Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствии — отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.

Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но не в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.

Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.

На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным. В любом случае в сильный ливень не рекомендуется ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Не соблюдение этой рекомендации приводит к аквапланированию.

Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.

Отдавайте себя отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.

По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обгоняли, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядком 20 метров.

При обгоне велосипедистов сохраняйте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист — тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резво тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть под колеса автомобиля).

Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразно погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.

В данной ситуации проще водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не очень сильный (в дальнем свете фар видимость составляет не менее 100 метров), то включите фары дальнего света вместе с противотуманными фарами. Не за

veloed.ru

Основы управления автомобилем | Теория

Движение автомобиля подчиняется не только определенным законам, но и прежде всего — воле водителя. Собственно говоря, законы движения автомобиля вступают в силу только после того или иного, правильного или неправильного, действия водителя. Водитель и конструктор должны учитывать и правильно применять законы движения автомобиля.

Органы управления автомобилем

Для управления движением автомобиля и работой его механизмов в распоряжение водителя даны:

  • рычаги
  • педали
  • рукоятки
  • кнопки

которые посредством тяг, рычажков, тросов, жидкостных, электрических или воздушных приводов связаны с соответствующими механизмами автомобиля.

В настоящее время, перед водителем может иметься только два органа управления: руль и педаль скорости. На некоторых автомобилях сейчас часть органов управления либо устранена и заменена автоматами, либо пользование ими не обязательно в обычных условиях движения. Однако типовое устройство автомобиля, в особенности устройство грузового автомобиля, такое, что для изменения данного качества движения автомобиля приходится приводить в действие несколько органов управления.

В конечном счете водитель должен изменять только три особенности движения автомобиля:

  • скорость
  • развиваемое усилие
  • направление

В изменении скорости и развиваемого усилия участвуют:

  • педаль подачи топлива (акселератор)
  • кнопки управления воздушной заслонкой (кнопка «подсоса») и дроссельной заслонкой карбюратора (кнопка «постоянного газа»)
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач
  • педаль тормоза
  • а также для пуска и остановки двигателя — замок зажигания, кнопка или педаль стартера

В изменении направления движения участвуют:

  • рулевое колесо
  • педаль сцепления
  • рычаг переключения коробки передач

Особую группу органов управления составляют приборы:

  • контрольные
  • освещения
  • сигнализации

Но эти приборы вспомогательные, не связанные непосредственно с движением автомобиля.

Рис. В изменении скорости движения и крутящего момента участвуют три педали, рычаг и две кнопки — вверху. В изменении направления движения участвуют рулевое колесо, одна педаль и один рычаг — внизу.

Пуск двигателя

Если источник энергии — карбюраторный двигатель, то он может начать работать только после того, как включено зажигание. Для этого ключ в замке зажигания поворачивают. О включенном зажигании свидетельствует не только положение ключа в замке, но и показания некоторых приборов на щите перед водителем или движение стрелок указателя уровня бензина, амперметра, термометра и манометра давления масла, которые до этого были неподвижными.

Чтобы двигатель заработал, в нужно нажать на кнопку стартера (ножную, ручную или объединенную с ключом зажигания). Электродвигатель передает вращение шестерне стартера, входящей в этот момент в зацепление с зубчатым венцом маховика, и маховик, а вместе с ним и вал двигателя начнут вращаться. Когда после одного-двух (иногда нескольких) оборотов вала двигателя в цилиндрах произойдут вспышки рабочей смеси и рабочие ходы, кнопку стартера нужно отпустить. Теперь двигатель работает сам. Если двигатель холодный или продолжительное время бездействовал, приходится прогревать его на богатой рабочей смеси, пользуясь при этом кнопкой управления воздушной заслонкой. После того как двигатель прогреется и начнет устойчиво работать на малых (холостых) оборотах, кнопку вдвигают в гнездо до отказа. Кнопкой управления воздушной заслонкой иногда пользуются и во время движения автомобиля, когда хотят путем кратковременного обогащения рабочей смеси резко увеличить эффективность работы двигателя, однако это не рекомендуется, так как в результате возможен преждевременный износ двигателя и нарушение нормальной работы системы питания двигателя.

Кнопкой управления дроссельной заслонкой пользуются еще реже — только если водителю по тем или иным причинам нужно оставить рабочее место, но необходимо поддерживать сравнительно высокие числа оборотов вала двигателя (например, если неисправен стартер).

Набор скорости, переключение передач

Как известно, в системе силовой передачи имеется несколько ступеней, чаще всего пять у легковых автомобилей и больше у грузовых. После небольшого разгона автомобиль может двигаться по ровной дороге на высшей (обычно так называемой прямой) передаче с различными скоростями, от минимальной до наибольшей. Для регулирования скорости водителю достаточно изменять подачу топлива и тем самым мощность и число оборотов вала двигателя; это достигается большим или меньшим нажимом на педаль подачи топлива. Можно представить себе автомобиль с двигателем, развивающим такую большую мощность и такой большой крутящий момент, что необходимость в понижающих передачах отпадает. Примером такого автомобиля может служить германская конструкция Майбах 1928 года, имевшая двигатель с рабочим объемом около 9 л, мощностью около 150 л. с. и крутящим моментом около 100 кгм. На таком автомобиле число органов управления, участвующих в изменении скорости, сводится к двум-трем: педали подачи топлива и тормозу (с приводом от педали и от рычага). Но размеры и вес двигателя, а следовательно всего автомобиля, резко возрастают с увеличением рабочего объема двигателя, автомобиль становится чрезмерно тяжелым, дорогостоящим. Поэтому подавляющая часть советских автомобильных двигателей рассчитана для движения автомобиля без понижающих передач только по ровной дороге и после разгона, а для разгона, движения на крутой подъем, преодоления плохих дорог приходится передаваемое от двигателя к колесам усилие увеличивать с помощью понижающих передач, что сопровождается соответственным уменьшением числа оборотов колес и снижением скорости.

Эти операции производит водитель, пользуясь рычагом переключения коробки передач. Если в конструкции отсутствуют специальные устройства для уравнивания числа оборотов (синхронизаторы), переключение передач невозможно (во всяком случае — бесшумное и безударное) без предварительного или одновременного отсоединения коробки передач от двигателя с помощью сцепления и регулирования числа оборотов ведущих шестерен посредством педали подачи топлива. Поэтому-то при переключении передач водитель вынужден не только выводить из зацепления и вводить в зацепление те или иные шестерни коробки передач, но и пользоваться при этом педалями сцепления и подачи топлива. На первый взгляд все эти действия могут показаться постороннему весьма сложными, но автомобилисты настолько освоились с ними, да и в конструкции современного автомобиля все устроено так целесообразно, что переключение передач не представляет ничего сложного, по крайней мере на легковых автомобилях и небольших грузовых. Доказательством тому служит широкое распространение среди водителей метода езды накатом, при котором без особой, казалось бы, нужды систематически в процессе движения по ровной дороге то выключают, то включают передачу. Это делается для получения некоторой экономии в расходе топлива и для снижения шума при движении. Если бы переключение передач было слишком сложным, водители не стали бы к нему прибегать ради малосущественных факторов.

Следует подчеркнуть, что переключение передач и все, что с ним связано, служит главным образом для регулирования тягового усилия в широких пределах. Изменение скорости только сопутствует изменению усилия. Регулирование скорости осуществляется в основном (кроме случаев разгона и очень медленного движения) регулированием оборотов вала двигателя различной подачей топлива.

Число оборотов при наибольшем крутящем моменте двигателя примерно вдвое меньше числа оборотов, соответствующих наибольшей мощности. Это значит, что при полном открытии дроссельной заслонки карбюратора крутящий момент наибольший при сравнительно небольших мощности двигателя и скорости движения автомобиля, а при уменьшении или увеличении числа оборотов величина момента снизится.

Пропорционально моменту изменяется и тяговое усилие на ведущих колесах автомобиля. При езде с неполностью открытой дроссельной заслонкой всегда можно увеличить мощность, а следовательно момент двигателя, сильнее нажав на педаль, т. е. увеличив подачу топлива.

Рис. Наибольший крутящий момент двигатель развивает при сравнительно небольшом числе оборотов

До сих пор говорилось об увеличении скорости или о сохранении постоянной скорости. Но бывают обстоятельства, при которых скорость автомобиля должна быть снижена. Для этого водитель может использовать разные приемы.

Снижение скорости автомобиля

Первый прием — уже упомянутый накат, т.е. движение по инерции с выключенной передачей. Если дорога ровная, автомобиль постепенно замедляет ход, пока не остановится, причем вначале скорость мало отличается от той, что была перед накатом. Накатом пользуются, помимо уже упомянутого, перед заранее предусмотренной остановкой автомобиля, при приближении к перекрестку. Попутно отметим, что накат не рекомендуется применять на скользкой дороге, так как при этом устойчивость автомобиля может нарушиться, а также на крутых, в особенности, неполностью обозреваемых спусках, так как в этих условиях автомобиль развивает иногда скорость, большую, чем первоначальная, и движение становится небезопасным.

Второй прием — торможение двигателем, т.е. движение по инерции, но с включенной передачей и малой нагрузкой двигателя (без нажатия на педаль подачи топлива). Смысл торможения двигателем сводится к тому, что накопленная энергия теперь тратится на преодоление трения в механизмах силовой передачи и особенно двигателя. Это очень надежный прием замедления движения, в особенности важный на скользкой дороге и на спусках. Наибольший эффект торможения получается, если включить понижающую передачу и уменьшить подачу топлива. Здесь переключение передач на понижающую служит не для увеличения момента, а для увеличения числа оборотов вала двигателя и потерь на трение в нем. Преимуществом торможения двигателем является еще и то, что оно может продолжаться длительное время, не нагревая тормозов и не изнашивая тормозных накладок. Кроме того, при торможении двигателем (не считая случаев перехода на низшую передачу) водителю нужно только уменьшать подачу топлива.

Рис. Повороты рулевого колеса передаются передним колесам через вал, рулевой механизм и систему тяг

Третий прием замедления хода — торможение с помощью колесных тормозов, которые приводятся в действие от педали. Торможение применяется чаще всего для кратковременного и вместе с тем достаточно резкого замедления хода — при появлении опасности, для остановки автомобиля после замедления хода иными средствами и т. д. Когда водитель нажимает на педаль тормоза, неподвижные тормозные колодки прижимаются к вращающемуся тормозному барабану или диску. Между колодками и барабаном (или диском) возникает трение; колодки и барабан (или диск) от трения нагреваются. Накопленная движущимся автомобилем энергия расходуется уже не на дальнейшее движение, а в значительной мере на трение и образование тепла, и автомобиль замедляет ход.

Наконец, кроме перечисленных приемов, водитель может пользоваться рычагом ручного стояночного тормоза, привод от которого осуществляется на тормоза задних колес или на тормоз на валу силовой передачи.

Движение задним ходом

Для включения заднего хода водитель, после остановки автомобиля, с помощью рычага переключения коробки передач и педали сцепления вводит между шестернями промежуточного и вторичного валов коробки передач дополнительную шестерню и этим изменяет направление вращения ведомого вала. Тем самым изменяется и направление вращения колес.

Изменение направления движения

Изменения направления движения, т. е. поворота автомобиля, водитель достигает вращением рулевого колеса. Механизмы рулевого привода передают вращение штурвала левому и правому передним колесам, поворачивая их на некоторый угол и тем самым направляя автомобиль влево или вправо.

ustroistvo-avtomobilya.ru

Основы управления транспортными средствами категории в лекции. В горной местности. Основы безопасной эксплуатации автомобиля

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОЙ
ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ

За рулем

Грамотная техника вождения
автомобиля также зависит от правильной
посадки водителя. Небрежная,
расслабленная посадка (в частности,
когда водитель высовывает локоть левой
руки в окно или опирается телом на левую
дверку, а рулевое колесо держит одной
рукой) не обеспечивает постоянной
готовности водителя к быстрым и четким
действиям в случае внезапного изменения
ситуации на дороге. Правильная посадка?
водитель достаточно плотно опирается на
спинку сиденья, ноги при полном выжиме
на педали вытягиваются не полностью, а
обе руки, слегка согнутые в локтевых
суставах, расположены на рулевом колесе.
Положение тела должно быть устойчивым,
но не напряженным? это предотвращает
быстрое утомление.

Сидите за рулем
непринужденно, придерживая слегка руль.
Не сжимайте его, как тисками, до
побеления пальцев? излишнее усилие и
нервное напряжение только утомляют
организм. Возьмите за правило при
движении на прямых участках дорог
держать рулевое колесо в диапазоне от
без десяти два до без пятнадцати три,
соответствующее положению часовых
стрелок. Это дает возможность вести
автомобиль без всяких усилий и
мгновенно реагировать на изменение
ситуации на дороге.

Четкость действия водителя
в управлении автомобилем в значительной
степени зависит от формы одежды,
особенно в зимнее время. Одежда должна
быть легкой, свободной и удобной. Не
рекомендуется применять лыжные или
альпинистские ботинки, валенки, унты. Их
громоздкость затрудняет быстрое
управление педалями. Затрудняет
управление педалями и любая обувь на
высоких каблуках.

Подготовка автомобиля к
движению

Перед выездом из гаража или
с места стоянки проверьте техническое
состояние автомобиля. Затраченные на
это 8?10 минут могут с лихвой
компенсировать все потери времени на
устранение неисправностей в пути и
повысят вашу безопасность. Для этого:

1. Проверьте и доведите до
нормы давление воздуха в шинах. Разница
давления в шинах всего на 0,2?0,3 кгс/см2
ухудшает управляемость автомобиля, а
при торможении может привести к его
заносу.

2. Проверьте уровень масла в
картере двигателя и при необходимости
доведите его до нормы.

3. Проверьте уровни
охлаждающей, тормозной и омывающей
жидкостей и при необходимости доведите
их до нормы. Бачки с этими жидкостями
выполнены из полупрозрачной
пластмассы, что позволяет вести за
уровнем визуальный контроль.

4. Проверьте исправность
сигнализаторов и ламп внешних световых
приборов.

5. Проверьте работу
стеклоочистителей и омывателей стекол,
стояночного тормоза.

6. Осмотрите место стоянки
автомобиля. Наличие следов масел и
эксплуатационных жидкостей под
автомобилем свидетельствует о
негерметичности его узлов и агрегатов.
В этом случае необходимо выявить и
устранить причину их появления.

7. При движении со стоянки
проверьте исправность рабочих
тормозов.

Прогрев двигателя

После пуска холодного
двигателя перед началом движения его
рекомендуется прогреть до устойчивой
работы при минимальной частоте вращения
коленчатого вала на режиме холостого
хода. Многие водители в целях экономии
времени осуществляют прогрев двигателя
при движении. Это допустимо лишь на
малых скоростях при выезде с места
стоянки или гаража до въезда на основную
дорогу. Движение же по дороге с
непрогретым двигателем особенно опасно
при маневрировании и трогании с места на
перекрестках, так как двигатель
работает на повышенных оборотах
холостого хода, и нажатие на педаль
акселератора в привычном режиме может
вызвать переобогащение рабочей смеси и
остановку двигателя (двигатель?захлебнулся¦).

Кроме того, имейте в виду,
что рывки автомобиля при движении с
непрогретым двигателем резко снижают
ресурс зубчатого ремня привода
газораспределительного механизма.

Аналогичные неприятности
возникают и при неустойчивой работе
прогретого двигателя на холостом ходу
из-за неисправностей или засорения
системы холостого хода карбюратора.

Тактика вождения
автомобиля

Тактика вождения автомобиля
— это умение выбрать правильный режим
движения, где главным показателем
является скорость. Именно неправильно
выбранный скоростной режим оказывается
наиболее частой причиной дорожно-транспортных
происшествий. Сложность правильного
выбора скорости движения заключается в
том, что требует одновременного учета
разных факторов или, иначе говоря,
комплексной оценки условий, в которых
происходит движение. Умение водителя
полностью охватывать всю совокупность
подвижных и неподвижных объектов,
важных с точки зрения безопасности
движения, и при этом исключать из своего
внимания все не относящиеся к движению
объекты, попавшие в поле его зрения (например,
рекламные щиты, удаленные от дороги
здания и т. д.), являются главным условием
правильной тактики вождения автомобиля.
С этой же целью не рекомендуется
навешивать или крепить в зонах
ветрового и заднего стекол и на панели
приборов амулеты, сувениры и т. п.,
снижающие обзор водителя и
дополнительно отвлекающие не только его
внимание, но и внимание других
участников

движения. При этом следует
помнить, что с увеличением скорости
движения поле зрения водителя
уменьшается. Так, в покое поле зрения
равно 120¦, при скорости 30 км/ч? 100¦, а при
скорости 100 км/ч? 40¦ (?тоннельное зрение¦).

Ни в коем случае скорость
движения не может определяться тем,
спешите ли вы или ваши пассажиры.
Необходимо твердо это усвоить и даже в
самых экстренных случаях выбирать
скорость только в соответствии с
обстановкой. В этом отношении очень
важным качеством водителя является
выдержка, позволяющая сохранить
спокойствие и не поддаваться чьим-либо
пожеланиям ехать быстрее, невзирая на
конкретную обстановку.

После длительного перерыва
в управлении автомобилем (зимний период,
болезнь, командировка и т. п.) требуется
некоторое время для восстановления
навыков. В связи с этим выполните
несколько тренировочных выездов на
участки дорог с минимальной загрузкой
транспортом.

Будьте хорошим психологом и
критически относитесь к своим ошибкам
за рулем. Только самокритика и
самоанализ помогут вам избежать
повторения подобных ошибок в дальнейшем.

Этика дорожного движения

Управляя автомобилем,
ведите себя спокойно, соблюдайте
правила дорожного движения, не
затевайте гонок с водителями других
автомобилей. Помните, что дорога
принадлежит всем и не является гоночным
треком.

Если водитель сзади идущего
автомобиля просит вас уступить дорогу,
пропустите его. Вы не должны принимать
за личное оскорбление просьбу
пропустить даже со стороны водителя
менее мощного автомобиля.

Звуковая и световая
сигнализация не страхуют от дорожно-транспортных
происшествий. Злоупотребление
сигнализацией вызовет далеко не
любезные замечания в ваш адрес со
стороны других участников движения.

Если вы видите, что водитель
другого автомобиля ведет себя осторожно
и неуверенно, всячески помогайте ему
выбраться из затруднительной ситуации,
даже если есть ваше преимущество.

Никогда не требуйте
звуковой или световой сигнализацией
преимущества проезда от пешеходов,
находящихся на пешеходном переходе.
Помните, что преимущество на стороне
пешеходов.

Будьте культурны и вежливы,
как подобает настоящему автомобилисту.
Не делайте другим того, чего бы вы не
хотели, чтобы другие делали вам.

Движение в транспортном
потоке

Движение в транспортном
потоке требует от водителя большего
внимания и осмотрительности, так как,
чтобы прогнозировать изменение
скоростного режима, он должен следить и
оценивать обстановку для нескольких
впереди идущих автомобилей и
одновременно через зеркала заднего вида
и боковым зрением контролировать
ситуацию сзади и с боков.

В часы?пик¦ транспортный
поток снижает скорость и часто на
перекрестках возникают пробки. Здес

veloed.ru

Теория основы безопасного движения для билетов. Основы управления транспортным средством

Режим движения, выбираемый водителем на дороге, является результатом переработки огромного количества поступающей к нему информации. Отсюда следует, что чем больше опыт у водителя, чем больше развиты у него навыки, чем более подготовлен он к маршруту движения тем безопаснее режим движения в конечном итоге он выбирает, тем больше потенциальная возможность поездки без дорожно-транспортного происшествия. Движения автомобилей в городах с интенсивными транспортными и пешеходными потоками имеет свои особенности:

  • Рядность движения
  • Небольшие расстояния между автомобилями
  • Обилие технических средств регулирования
  • Пешеходных переходах
  • Перекрестках
  • Наличие непрерывного встречного потока автомобилей

В этих условиях особое значение приобретает выполнение такой последовательности действий:

  • Наблюдение
  • Сигнализация
  • Маневр

Необходимо правильно определять и выдерживать дистанцию между автомобилями и интервалы между рядами.

При выборе безопасной дистанции между автомобилями необходимо учитывать:

  • Состояние дорожных покрытий
  • Видимость
  • Атмосферные условия
  • Состояние протекторов шин
  • Скорость движения
  • Реакцию водителя, которая может меняться в зависимости от различных ситуаций

В городских условиях безопасной считают дистанцию, равную половине скорости движения. При скорости движения 60 км/ч дистанция должна составлять не менее 30 м. На крутых подъемах и спусках дистанция между автомобилями должна быть увеличена в два-три раза.

Также необходимо соблюдать интервал не только между встречными автомобилями, но и между, но и между автомобилями и тратуарами, обочинами, пешеходами. Чем выше скорость, тем больше интервал. В любом случае интервал должен быть не менее одного метра. Особенно тщательно нужно выбирать интервал при разъезде, в условиях плохой видимости, при обгоне велосипедистов и мотоциклистов. Лобовые и боковые столкновения транспортных средств часто вызываются тем, что водители оставляют слишком малые расстояние между бортами автомобилей.

Проезжая пешеходные переходы, водитель должен проявлять повышенную осторожность и быть готовым вовремя остановить автомобиль. Такие же предосторожности нужно соблюдать, двигаясь мимо остановок общественного транспорта. Основная мера безопасности — заблаговременное снижение скорости движения, готовность к немедленным действия при появлении пешеходов в непосредственной близости от автомобиля.

Дорожные условия могут быть разнообразны: прямые участки дорог и повороты с изменяющимися радиусами, спуски и подъемы, различные ширина и состояния проезжей части, изменение дальности видимости и условий обзора. Все это оказывает значительное влияние на режим движения. Для принятие правильного решения при выборе скорости движения водителю необходимо иметь соответствующие знания и навыки в оценке в дорожных условиях. Особенно важно водителю уметь оценивать сцепные качества дорожного покрытия, а так же знать причины его повышенной скользкости. Это поможет правильно определить величину тормозного пути, а следовательно, выбрать безопасную скорость движения.

Опасность на дороге, имеющей хорошие сцепные качества, могут создать отдельные, зачастую небольшие участки гладкого дорожного покрытия, образующегося в результате его износа и шлифовки колесами автомобилей. Такие участки бывают в местах, где часто меняется режим движения автомобилей, совершаются разгоны и торможения: перед перекрестками и пешеходными переходами, непосредственно на них и за ними, на поворотах, перед подъемами и спусками, в зонах остановок общественных транспортных средств, перед участками с ограниченной видимостью и непосредственно на них. На дорогах также могут быть участки, которые наиболее часто подвергаются загрязнению и увлажнению. Это примыкания или пересечения с дорогами, не имеющими твердого покрытия, участки дорог с грунтовыми обочинами.

Что касается технического состояния транспортных средств. В обязательном порядке наши автомобили должны проходить ежедневное техническое обслуживание, ТО 1, ТО 2.

Как известно, перед каждым поворотом водитель должен притормозить. Однако не все знают, что заканчивать торможение следует до начала поворота. Если вы будете тормозить на повороте, то это заметно снизит боковую устойчивость машины, что даже может стать причиной опрокидывания. Не следует также забывать, что торможение на повороте вызывает повышенный износ деталей ходовой части и рулевого управления, а также колесной резины.

При выполнении поворота траектория транспортного средства должна иметь максимальную крутизну в его начале. По мере прохождения поворота автомобиль постепенно выравнивается.

Перед выбоиной, ямой, выступом или другим аналогичным препятствием на дороге следует снизить скорость заранее, а уже перед самым наездом на препятствии — отпустить педаль тормоза. Таким образом вы сможете минимизировать силу удара. Иногда в подобной ситуации целесообразно выжимать сцепление.

Подъемы и спуски на скользкой дороге рекомендуется проезжать на одной скорости, но не в коем случае не накатом, периодически притормаживая (как это часто делают неопытные водители при езде на спуске), а на пониженной передаче. Без крайней необходимости не следует переключать передачи, увеличивать подачу топлива и делать резкие движения рулевым колесом.

Не все водители знают, что очень опасной дорога становится в первые минуты после начала дождя. Дело в том, что вода смешивается с еще не смытой с проезжей части дорожной пылью и грязью, образуя жидкую кашицу. В это время нужно соблюдать особую осторожность: не делать резких движений (ускоряться, тормозить, изменять направление движения), повороты проходить на небольшой скорости и держать повышенную дистанцию от следующих спереди транспортных средств.

На мокрой дороге нужно быть особенно осторожным. В любом случае в сильный ливень не рекомендуется ехать со скоростью более 60 километров в час (исключением являются автомагистрали, но не всегда). Не соблюдение этой рекомендации приводит к аквапланированию.

Водители знают: одним из самых сложных и опасных маневров на дороге является обгон. Напомню, что в действующей редакции Правил дорожного движения обгоном считается опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы (не обязательно на полосу встречного движения). Значительная часть дорожно-транспортных происшествий при выполнении обгона происходит не со встречными, а попутными автомобилями. Чаще всего это обусловлено тем, что автомобили движутся на высоких скоростях без соблюдения дистанции.

Отдавайте себя отчет в том, что водитель обгоняемого вами автомобиля может не видеть вас и в любой момент взять левее, например, для объезда препятствия (выбоины и др.) на дороге, не подав при этом соответствующего сигнала указателем поворота.

По окончании обгона возвращаться на свою полосу можно, только когда транспортное средство, которое вы обгоняли, видно в зеркало, а расстояние до него составляет порядком 20 метров.

При обгоне велосипедистов сохраняйте боковой интервал с ними не менее 1 метра. По своему менталитету велосипедист — тот же пешеход, но передвигается он быстрее. Запрещается перед велосипедистом делать неожиданные движения, а после обгона резво тормозить. С другой стороны, от велосипедиста это вполне ожидаемо (в частности, он может в любой момент потерять равновесие и упасть под колеса автомобиля).

Если в дороге вас застал сильный туман, дождь или снегопад, помните: включение обычных фар только снизит видимость, поскольку может образоваться своего рода «световая стена». В данном случае было бы целесообразно погасить все световые приборы, но это запрещено Правилами дорожного движения, поскольку транспортное средство станет плохо заметным для других участников движения.

В данной ситуации проще водителям, автомобили которых снабжены противотуманными фарами. Если туман не о

veloed.ru

Глава 4. Обеспечение безопасности движения при управлении автомобилем в различных условиях. «Основы безопасности дорожного движения»

 

Основные приемы вождения автомобиля


Труд водителя характеризуется значительным нервным напряжением при относительно небольших физических усилиях. Поэтому особое значение приобретает весь процесс выполнения сменного задания водителем: от подготовки к выезду на линию до возвращения в парк.


Перед выездом на линию водителю необходимо тщательно изучить маршрут движения, на котором ему предстоит работать, т. е. выработать стратегию и тактику рабочего времени. Разработанная стратегия действий водителя на маршруте заключается в изучении района, а также основных промежуточных пунктов следования. Водитель должен обратить внимание на характерные особенности профиля, состояния пути, на наиболее опасные места, на типы дорог, по которым предстоит вести автомобиль, на расположение крутых подъемов и спусков, на места возможного скопления пешеходов, на участки наиболее интенсивного движения транспортных средств, на остановки, наметить несколько вариантов остановок собственного транспортного средства, определить, какие участки необходимо преодолевать в светлое, а какие — в темное время суток, т. е., по сути дела, составить программу прохождения маршрута от момента выезда до момента прибытия в пункт назначения, В случае правильного составления стратегической программы проезда маршрута водитель достаточно легко может приспособиться и выбрать правильную тактику управления, понимая под ней безопасное преодоление участков в зависимости от конкретного сочетания дорожных условий.


Перед троганием с места водитель должен хорошо осмотреться и плавно начинать движение. Для плавного, без рывка, трогания автомобиля с места надо правильно включать сцепление. Педаль сцепления на одну треть хода можно отпускать достаточно быстро, а дальше до половины хода надо отпускать медленно, одновременно постепенно увеличивая скорость вращения коленчатого вала. В этот момент происходит сцепление ведущего и ведомого дисков, и крутящий момент начинает плавно передаваться от двигателя к ведущим колесам. Очень важно правильно определить этот момент, именно от него и зависит плавное трогание автомобиля с места.


При трогании груженого автомобиля, инерция покоя которого будет больше, скорость вращения коленчатого вала перед включением сцепления необходимо увеличить. Таким образом, имея соответствующий навык, можно обеспечить быстрое и в то же время плавное трогание, исключая излишне высокую частоту вращения коленчатого вала двигателя.


Переходить на высшую передачу следует после того, как будет достигнута необходимая скорость. Переключение передач следует производить, пользуясь следующими правилами:


1) чем больше разница между передаточными числами соседних передач данной коробки и чем больше скорость, до которой произведен разгон автомобиля до перехода на высшую ступень, тем больше надо делать выдержку в нейтральном положении;


2) при переходе с высшей передачи на низшую при отсутствии синхронизатора необходимо раскручивать систему (подгазовка), причем тем сильнее, чем больше скорость автомобиля в момент переключения и чем больше разность в передаточных числах переключаемых передач;


3) переключать передачи следует только в порядке прямой последовательности, т. е. с первой на вторую, со второй на третью и т. д.


Разгон (ускорение) при переходе с одной передачи на другую необходимо производить как можно интенсивнее, чтобы быстрее перейти на высшую передачу.


Разгон на каждой из промежуточных передач следует вести до такой скорости, чтобы после ее снижения (за время переключения передач) она находилась в пределах, допускаемых тяговой характеристикой для включаемой передачи. Из этого следует, что разгон при переключении передач на подъеме должен быть большим, чем на горизонтальном участке дороги, а на спусках меньшим. Переключение надо выполнять быстро, но без рывков. Недостаточный разгон автомобиля при переходе на высшие передачи характеризуется заметным снижением скорости движения, стуками в двигателе и рывками при начале движения на более высокой передаче. Помимо потери скорости движения это вредно отражается на двигателе и трансмиссии, вызывая ускоренный износ их деталей. Излишний разгон автомобиля на промежуточных передачах характеризуется большой скоростью вращения коленчатого вала двигателя, что увеличивает расход топлива и ускоряет износ деталей двигателя.


Для остановки автомобиля нужно заранее выбрать место, подать соответствующий сигнал для пешеходов и водителей других транспортных средств, снизить скорость движения. Торможение следует производить плавно, постепенно увеличивая силу нажатия на педаль тормоза. Остановленный автомобиль необходимо зафиксировать стояночным тормозом и включить одну из низших передач.


Плавное трогание автомобиля с места, бесшумное переключение передач, отсутствие рывков при включении сцепления, недопускание большой скорости вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу и при переключении передач, быстрый разгон характеризуют мастерство вождения автомобиля.

litresp.ru

Основы безопасности дорожного движения

Безопасность дорожного движения

Время реакции,утомление

В соответствии с пунктом 10.1 Правил при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до экстренной остановки транспортного средства. Рассмотрим процесс экстренной остановки подробнее. Водитель, обнаружив опасность и оценив дорожную ситуацию, принимает решение об экстренной остановке автомобиля. Затем он переносит ногу с педали газа на педаль тормоза и нажимает ее. Время, затрачиваемое на эти действия (от обнаружения водителем опасности до нажатия на педаль тормоза) принято называть временем реакции водителя. Автомобиль все это время движется без снижения скорости.

Время реакции у различных людей неодинаково. Оно в среднем лежит в пределах 0,5—1,5 с. У одного и того же человека оно может изменяться. Так, алкоголь увеличивает время реакции в 2—4 раза.(Билет 2, в20)(Билет33,в20)

При утомлении внимание притупляется.(Билет6,в20) В случае появления неожиданного препятствия время реакции увеличивается в несколько раз.(Билет31,в19)

Остановочный путь, торможение, занос

Остановочным путем называется расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Таким образом, остановочный путь включает в себя тормозной путь и еще некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя и время срабатывания тормозного привода до наступления максимального замедления.(Билет2,в19)

При торможении кинетическая энергия автомобиля переходит в работу трения в рабочих элементах тормозной системы (трение возникает между фрикционными накладками колодок и тормозными барабанами или дисками), а также между шинами и дорогой.

При движении автомобиля с прицепом из-за увеличения движущейся массы при прочих равных условиях возрастает значение кинетической энергии, что приводит к увеличению тормозного пути.(Билет17,в19)

Тормозной путь автомобиля (см. формулу, приведенную выше) зависит от коэффициента сцепления колес с дорогой. Если при торможении тормозная сила превысит силу сцепления колес с дорогой, то автомобиль будет продолжать движение юзом, т. е. с заблокированными (не вращающимися) колесами. Юз увеличивает тормозной путь, может привести к заносу автомобиля и его последующему опрокидыванию. К тому же автомобиль с заблокированными управляемыми (передними) колесами не реагирует на поворот руля, продолжая движение по первоначальной траектории.

Торможение с блокировкой колес чаще всего возникает на скользкой дороге. Чтобы избежать этого опасного явления, тормозить следует ступенчатым прерывистым нажатием на педаль тормоза(Билет26,в19). Как только колеса автомобиля приближаются к заблокированному состоянию, следует слегка отпустить педаль тормоза, не допустив юза, а затем нажать ее вновь.(Билет20,в19)(Билет36,в19)

Кроме того, на скользкой дороге не следует до значительного снижения скорости отделять двигатель от ведущих колес, т. е. не следует выключать сцепление или передачу. Имейте в виду, что даже летом дорога может стать скользкой. Начало дождя наиболее опасный момент. Частицы пыли, резины от колес, грязь, смачиваясь, образуют скользкую пленку, которая затем смывается с дороги усиливающимся дождем. Поэтому при начале дождя снижайте скорость и будьте особенно осторожны.(Билет24,в19)

При резком торможении под действием силы инерции происходит перераспределение нагрузки по осям (автомобиль «кивает» вперед). Нагрузка на переднюю ось увеличивается, а на заднюю ось — уменьшается. Сцепление задних колес с дорогой ухудшается, поэтому задние колеса легче затормозить и они более подвержены блокировке при резком торможении.

При возникновении заноса следует прежде всего устранить его причину. Для устранения заноса задней оси заднеприводного автомобиля, вызванного резким ускорением, следует уменьшить подачу топлива (ослабить нажатие на педаль газа) и повернуть руль в сторону заноса.(Билет3,в19)(Билет18,в19)(Билет28,в19)

Ослабляйте нажатие на педаль газа плавно, чтобы не вызвать резкого торможения двигателем, которое также может привести к заносу.(Билет19,в19)

При заносе задней оси переднеприводного автомобиля (когда задние колеса при боковом скольжении пытаются обогнать передние) рекомендуется слегка увеличить подачу топлива и корректировать направление движения рулевым колесом, чтобы выровнять (вытянуть) автомобиль вдоль дороги.(Билет27,в19)

На заднеприводном автомобиле увеличение скорости только усилит занос задней оси (задние колеса пытаются обогнать передние), что может привести к опрокидыванию автомобиля.

При движении по прямой на большой скорости переднеприводной автомобиль более устойчив, так как передние ведущие колеса «вытягивают» его вдоль дороги, обеспечивая лучшую курсовую устойчивость по сравнению с заднеприводным автомобилем)

Для предотвращения опасных последствий заноса следует быстро, но плавно повернуть руль в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять автомобиль, чтобы не вызвать занос его противоположной оси.(Билет 4, в19)

Попав на небольшой участок скользкой дороги, не меняйте траекторию и скорость движения, чтобы не спровоцировать занос автомобиля.(Билет13,в19)

Центробежная сила на повороте

Величина центробежной силы на повороте изменяется пропорционально квадрату скорости,(Билет37,в19) и снижение скорости приведет к уменьшению этой силы.(Билет33,в19)

Центробежная сила, наклоняющая автомобиль на повороте, условно приложена в его центре тяжести. Более устойчив автомобиль на повороте без груза и пассажиров, так как в этом случае у него самое низкое расположение центра тяжести.(Билет8,в19)

На повороте из-за действия центробежной силы (всегда направлена к наружному закруглению дороги) автомобиль может смещаться. При левом повороте возможно его сползание в кювет, при правом — выезд на соседнюю или встречную полосу. С учетом вышеизложенного выбирайте безопасные траектории прохождения поворота. При правом повороте направляйте автомобиль от левого края полосы к правому(Билет16,в19). При левом повороте — от правого края полосы к левому.(Билет32,в19)

Скорость, обгон, видимость, свет

При повороте прицеп автопоезда смещается к центру поворота (к внутреннему закруглению дороги). Учитывайте эту особенность при взаимном маневрировании с автопоездами.(Билет35,в19)

С увеличением скорости движения поле зрения сужается, так как водитель в такой ситуации вынужден переводить взгляд дальше от автомобиля, чтобы контролировать ситуацию впереди на большем расстоянии.

В темное время суток и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля воспринимается ниже, чем в действительности, что является опасным. Также имейте в виду, что скорость крупногабаритного транспорта водители склонны переоценивать, а небольших автомобилей и мотоциклов — недооценивать.(Билет5,в20)

Не следует вплотную двигаться за транспортным средством, которое Вы хотите обогнать. В этом случае обзор дороги сужен, и из такого положения приступать к обгону нельзя.(Билет34,в19)

Значительное влияние на безопасность движения оказывает эмоциональное состояние водителя. Оно во многих случаях определяет правильность и точность действий.

Известно, что радостные переживания делают человека бодрым и уверенным. В результате его действия оказываются более точными, быстрыми и координированными. Неприятности, тяжелые переживания приводят к противоположным результатам. Особенно это отражается на внимании: человек, поглощенный своими переживаниями, становится более рассеянным.

Типичными признаками наступившего утомления являются сонливость, вялость, притупление внимания. В этом случае водитель должен прекратить движение и отдохнуть, иначе он может заснуть за рулем.(Билет6,в20)

Компенсировать недостаточно быструю реакцию Вы сможете, заранее прогнозируя развитие дорожных ситуаций.

Водитель должен вести транспортное средство с учетом видимости в направлении движения (пункт 10.1 Правил). При движении в условиях плохой видимости следует выбирать скорость исходя из того, чтобы остановочный путь был меньше расстояния видимости.(Билет25,в19)(Билет35,в19) Это позволит Вам остановить автомобиль на просматриваемом в данный момент участке местности.

Если остановочный путь превышает расстояние видимости, значит, Вы едете с опасной для данных условий скоростью.

При приближении к вершине подъема в темное время суток всегда следует переключить дальний свет на ближний(Билет10,в19), чтобы не ослепить водителя встречного транспортного средства, которое в данный момент Вы можете еще не видеть.

Блики снежинок в дальнем свете фар представляют собой очень красивое зрелище, однако ослепляют водителя. Ближний свет фар ложится световым пятном на дорогу непосредственно перед автомобилем и в сочетании с противотуманными фарами обеспечит наилучшую видимость в условиях сильной метели.(Билет38,в19)

Водяной клин, обочина, снег, тормоза, спуски и подъемы, стояночный тормоз, остановка на уклонах

При потере сцепления колес с дорогой из-за образования под ними «водяного клина»,(Билет31,в19) так называемое аквапланирование, автомобиль становится неуправляемым. Бороться с этим явлением можно только снижением скорости, применяя торможение двигателем, чтобы не вызвать занос автомобиля.

Действие сильного бокового ветра наиболее опасно при выезде с закрытого участка дороги на открытый, (Билет21,в19)(Билет40,в19) так как в этом случае автомобиль может неожиданно для водителя потерять курсовую устойчивость. Обычно перед такими участками устанавливают предупреждающий знак 1.27 «Боковой ветер». Увидев такой знак, будьте готовы к возможному отклонению автомобиля от заданного курса, заблаговременно снизьте скорость.

Когда правые колеса автомобиля наезжают на неукрепленную и влажную обочину, а левые остаются на проезжей части (под ними больший коэффициент сцепления, чем под правыми), рекомендуется, не прибегая к торможению (чтобы не спровоцировать занос), плавно вернуть автомобиль на проезжую часть.(Билет1,в19)

Двигаться по глубокому снегу следует на заранее выбранной пониженной передаче(Билет7,в19), которая исключала бы остановку автомобиля и последующее буксование колес при трогании.

После проезда через водную преграду из-за попадания воды в ступицы колес значительно снижаются тормозные свойства автомобиля. Для восстановления прежней эффективности торможения следует просушить тормозные колодки, двигаясь на небольшой скорости, непродолжительным многократным нажатием на педаль тормоза.(Билет29,в19)

При длительном торможении с выключенным сцеплением (передачей) на крутом спуске автомобиль под действием собственного веса разгоняется. Для поддержания постоянной скорости движения в этом случае водитель вынужден использовать рабочую тормозную систему (нажатие на педаль тормоза). При таком длительном использовании рабочей тормозной системы возможен перегрев тормозных механизмов и уменьшение эффективности торможения.(Билет23,в19)

При торможении двигателем на крутом спуске выбирайте передачу, исходя из следующих условий: чем круче спуск, тем ниже передача.(Билет15,в19) Это позволит поддерживать постоянную невысокую скорость движения и уверенно управлять автомобилем.Правильное положение рук на руле — примерно в секторах от «без четверти три до без десяти два», если принять руль за циферблат часов. Такое расположение рук легко позволяет повернуть руль в любую сторону.(Билет30,в19)

При трогании на подъеме стояночный тормоз следует начинать отпускать одновременно с началом движения(Билет39,в19), чтобы избежать скатывания автомобиля (при отпускании до начала движения) и остановки двигателя (при запаздывании отпускания).

При парковке автомобиля на подъеме или спуске дороги с тротуаром передние колеса поверните так, чтобы автомобиль собственным весом прижимал их к тротуару.(Билет11,в19)

На дороге с обочиной колеса поверните вправо по ходу движения, т. е. в сторону обочины. Тогда при несанкционированном движении автомобиль откатится на обочину, а не на проезжую часть.(Билет6,в19)

Разгон-торможение, расход топлива, разворот с использованием прилегающих территорий

Вероятность возникновения аварийной ситуации при движении в плотном транспортном потоке будет меньше, если скорость Вашего автомобиля будет равна средней скорости потока.(Билет5,в19)

При плавном разгоне и плавном торможении Вам и Вашим пассажирам будет комфортно. Кроме того, такой стиль вождения обеспечит наименьший расход топлива(Билет22,в19). Значительно увеличивают расход топлива резкие разгоны и длительное движение на пониженных передачах.(Билет14,в19)

Правила запрещают движение задним ходом на перекрестках. Въезды на прилегающие территории (во дворы, на автозаправочные станции, предприятия и т. п.) не считаются перекрестками. Поэтому на двухполосных дорогах, в местах, где нет сплошной линии разметки, удобно выполнять разворот с использованием въездов на прилегающие территории.

Если прилегающая территория расположена справа по ходу движения(Билет6,в12), то, миновав въезд на нее, включите правый указатель поворота и остановитесь. Затем, убедившись в безопасности движения задним ходом, въезжайте на прилегающую территорию. При этом маневре на автомобиле должен быть включен правый указатель поворота. Затем, оказавшись лицом к дороге, включайте левый указатель поворота и, уступив транспорту, находящемуся на дороге, и пешеходам, путь движения которых Вы пересекаете, выезжайте с прилегающей территории.

Если прилегающая территория расположена слева(Билет9,в19), то, включив левый указатель поворота и пропустив встречный транспорт и пешеходов, путь движения которых Вы пересекаете, въезжайте на прилегающую территорию. Затем, убедившись в безопасности движения, включите правый указатель поворота и задним ходом выезжайте на дорогу.

1pdd.ru

Вам может понравится

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о