Мощность двигателя ваз 2103: Двигатель ВАЗ 2103 | Характеристики, масло, мощность, тюнинг – 403 — Доступ запрещён

Содержание

Двигатель ВАЗ 2103 | Характеристики, масло, мощность, тюнинг


Характеристики двигателя 2103

Годы выпуска – (1972 – наше время)
Материал блока цилиндров – чугун
Система питания – карбюратор/инжектор
Тип – рядный
Количество цилиндров – 4
Клапанов на цилиндр – 2
Ход поршня – 80 мм
Диаметр цилиндра – 76 мм
Степень сжатия – 8,5
Объем двигателя 2103 – 1452 см. куб.
Мощность двигателя 2103 – 71 л.с. /5600 об.мин
Крутящий момент – 104 Нм/3400 об.мин
Топливо – АИ93
Расход  топлива — город  9.4л. | трасса 6.9 л. | смешанн. 8,9л/100 км
Расход масла – 700 гр на 1000 км
Вес двигателя ваз 2103 — 121кг
Габаритные размеры двигателя 2103 (ДхШхВ), мм — 565х541х665
Масло для двигателя ваз 2103:
5W-30
5W-40
10W-40
15W-40
Сколько масла в двигателе 2103: 3.75 л.
При замене заливать около 3.5 л.

Ресурс двигателя ваз 2103:
1. По данным завода – 125 тыс.км
2. На практике – до 250 тыс.км

Тюнинг
Потенциал – 200 л.с.
Без потери ресурса – 80 л.с.

Двигатель устанавливался на:
ВАЗ 21023
ВАЗ 2103
ВАЗ 21043
ВАЗ 21053

ВАЗ 21061
ВАЗ 2107 

Неисправности и ремонт двигателя ВАЗ 2103

Двигатель ВАЗ 2103 1,5 л.  карбюраторный рядный  4-х цилиндровый с верхним расположением распределительного вала, грм двигателя 2103 имеет цепной привод.  Блок двигателя ваз 2103 высокий, об этом ниже. Ресурс двигателя 2103, при бережной эксплуатации, своевременному обслуживанию превышает установленные заводом 125 тыс. км и достигает 180-200 тыс. км.
Основные отличия двигателя 2103 от 2101 увеличенная высота блока на 8,8 мм с 207,1 мм до 215,9 мм для возможности установки коленвала с увеличенным ходом поршня, благодаря которому объем двигателя возрос до 1,5л.
Как было замечено в предыдущих статьях, в движках жигулей есть проблема износа распредвала. Ввиду того, что цепной привод не имеет натяжителя – нужно подтягивать цепь, так же двигатель  нуждается в постоянной(раз в 10 тыс.км) регулировке зазоров клапанов,  об этом подскажет громкий стук в двигателе ваз 2103 при работе двигателя на холостом ходу слышный с  места водителя при закрытом капоте. У многих возникает вопрос, зачем регулировать клапана, ответ прост — снизится мощность, возрастет расход топлива, прогорит клапан и много других радостей жизни. Регулировка клапанов двигателя ваз 2103 должна производиться либо мастером либо собственноручно. К другим проблемам, карбюраторы Вебер и Озон постоянно требуют регулировки СО и очистки. Часто бывает так, что греется двигатель ваз 2103, проблему ищите в помпе, 99% это она. Нередко когда на 2103 двигатель троит, здесь причин может быть масса, чаще прогар клапана, в любом случае надо мерять компрессию и показывать машину мастеру. Многие неисправности двигателя ваз 2103 повторяют проблемы 2101, в силу их близкого родства. Для более полной картины и чтобы ничего не упустить, почитайте про мотор 2101 тут.

Тем не менее, по народному мнению мотор 2103 наиболее надежный и неприхотливый среди классической линейки движков, а учитывая цены на запчасти на двигатель ваз 2103, то неприходится  удивляться почему же классика до сих пор ездит по нашим с вами улицам.

Тюнинг двигателя ВАЗ 2103

Форсировать двигатель 2103

Методов доработки двигателя ВАЗ 2103, как и всей классики, масса, от расточки до компрессора с турбинами, но начнем попорядку. Как форсировать двигатель ваз 2103, самый дешевый и простой тюнинг двигателя ВАЗ 2103 была и остается расточка цилиндров на 3 мм под 79 мм поршень от ВАЗ 21011 или от ВАЗ 2106, на выходе имеем 1,6л.  Точить дальше, под 82 мм не получится по причине слишком тонких стенок блока.
Для дальнейшего увеличения объема нужно увеличивать ход поршня до 84 мм. Увеличение объема таким способом снижает максимальные рабочие обороты, низовойдвигатель не лучший выбор для гонок, но все же. Для увеличения мощности двигателя ваз 2103 ходом поршня, ставят коленвал ВАЗ 2130, а так же используют поршня ТРТ, шатуны усаживаются до 134 мм. Минусы ТРТ поршней – меньшая их прочность по отношению к стандартным, тепловая нагрузка на кольцо и вероятность прогара поршня.

Расточка двигателя 2103

— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,6 л. 79х80 ~75 л.с
Максимальный крутящий момент ~115Нм при 3000об/мин
С данной конфигурацией получаем в точности мотор 2106.
— поршень большего диаметра, стандартный ход
1,7 л. 79х84 ~ 80 л.с.
Моментный двигатель, не для гонок конфигурация.

Как форсировать двигатель ВАЗ 2103 путем доводки ГБЦ

На троечном моторе применяется ГБЦ ВАЗ 2101, основной недостаток которой состоит в том, что разрабатывалась она под малообъемные агрегаты.  Соответственно проходные сечения каналов не соответствуют возросшему объему, это нужно исправлять путем расточки и полировки каналов.

 Полировка и расточка каналов гбц ваз 2103 и коллектора существенно снизит сопротивление на впуске, мощность двигателя во всем диапазоне увеличивается на 10%. Как полировать и какие подбирать валы описано в статье «Тюнинг ВАЗ 2101», ввиду идентичности моторов, все это применимо к двигателю тройки жигулей. Доработка двигателя 2103 на этом не заканчивается, правильно подобранный распределительный вал на 2103, а так же доработанная голова способны показать более 100 л.с.  

Распредвал на ВАЗ 2103

Правило выбора распревала простое, на низовом конфиге, когда большой ход поршня и он больше диаметра цилиндра, нужно брать вал низовой с фазой до 270, подъем клапана побольше. Такой двигатель получится довольно тяговитый, городской и ехать будет куда лучше стандарта, в то время высокие обороты пропадут. Какой распредвал выбрать для низов, подойдет Эстонец 1, нивовский вал 213 или нечто подобное по параметрам. При верховой конфигурации соответственно выбираем верховой вал широкофазный с большим подъемом клапанов. В стандартную голову без доработок встанет распредвал Мастермотор 48, ОКБ Двигатель 480 и им подобные. Более широкофазные потребуют доп работ. Минусы валов с широкой фазой это тяга на низах, чем злее вал тем хуже едет снизу и неравномерней холостой ход, но теряя низы приобретаем высокую мощность на верхах. В какую сторону двигаться и стоит ли двигаться вообще решать вам, основные и наиболее популярные принципы форсирования двигателя 2103 вам были представлены максимально просто и доступно.

Компрессор на классику

Компрессор на 2103 отличный вариант недорого надуть жигули, в магазинах лежат готовые установочные киты с давлением 0,5 и 0,7 бар от автотурбо. Установка компрессора 0.5бар на классику довольно такие простая и требует минимум доработок, в паре с доработанной ГБЦ  мотор выдает более 125 л.с. Против данного метода выступает цена всех мероприятий.

Турбо классика

Это, без сомнения, самый дорогой и нерентабельный метод форсировки двигателя ваз 2103.  Первым пунктом ваших затрат станет перевод мотора на инжектор. Затем приобретаем турбо кит на классику, цены от $1,5тыс. Большинство китов построены на основе турбины Garrett GT17, встают без доработки поршневой, но дуют до 0,5 бар. В данном случае компрессор на классику более рационален. В случае тотальной доработки двигателя 2103, с заменой поршневой, установкой правильного турбо вала (фаза 270-280, подъем максимальный), данный кит выдаст до 1,2 бар с мощностью более 140 л.с. Стоимость подобных переделок обойдется дороже самой машины, даже без учета ходовой, коробки, тормозной системы и прочего прочего 😀

РЕЙТИНГ ДВИГАТЕЛЯ: 2

<<НАЗАД

Двигатель ВАЗ 2103: характеристики, неисправности и тюнинг

Двигатель ВАЗ 2103 представляет собой классический силовой агрегат, входящий в линейку моторов, разработанных и выпускаемых ОАО «АвтоВАЗ».

Обобщая, можно сказать, что все двигатели этого семейства (2101 — 2130) разработаны на базе глубокого модернизированного мотора FIAT-124. Изменения, проведенные отечественными конструкторами, касались верхнего распределительного вала и межцентровых расстояний цилиндров.

Именно эти изменения позволили в дальнейшем не один раз модернизировать моторы, не останавливая их серийного производства. От остальных силовых агрегатов этого модельного ряда (кроме «шестерки») двигатель 2103 отличается тем, что вал газораспределительного механизма приводится в действие стальной цепью.

Технические характеристики

Скачать .xls-файл

Скачать картинку

Отправить на email

mail

ПАРАМЕТРЗНАЧЕНИЕ
Объем цилиндров (рабочий), см31452
Максимальная мощность, л. с. (при 5600 об/мин.)71.4
Максимальный крутящий момент, Н.м (при 3400 об/мин.)104
Количество цилиндров4
Количество клапанов на цилиндр2
Общее количество клапанов8
Диаметр цилиндра, мм76
Ход поршня, мм80
Подача топливаКарбюратор или инжектор
Степень сжатия8.5
Вид горючегоАИ-92
Расход горючего, л./100 км (город/трасса/смешанный режим)9,4/6,9/8,9
Система смазкиКомбинированная (под давлением+ разбрызгивание)
Применяемое масло5W-30, 5W-40, 10w-40, 15W-40
Объем масла в картере, л3.75
Система охлажденияЖидкостная, замкнутого типа, с принудительной циркуляцией
Габаритные размеры, мм565х541х665
Вес, кг120.7
Моторесурс, тыс. час. (завод/практика)125/200

Силовой агрегат устанавливался на автомобилях ВАЗ: 21023, 2103, 21043, 21053, 21061, 2107, 2121.

Описание

Двигатель ВАЗ 2103 изготавливается с использованием «высокого» блока цилиндров (215,9 мм вместо 207,1 у ВАЗ 2101), что позволило довести его рабочий объем до 1,5 литров и установить коленвал с увеличенным ходом поршней.

Агрегат представляет собой классический вариант мотора с верхним расположением газораспределительного механизма.

Распределительный вал приводится в действие цепным приводом, причем натяжитель цепи не предусмотрен. В связи с этим, натяжение цепи необходимо регулярно проверять и регулировать. Кроме того регулировать нужно и зазоры клапанов, так как газораспределительный механизм не имеет гидрокомпенсаторов.

  • Блок цилиндров изготавливается из чугуна, а его головка отливается из алюминиевого сплава. Распределительный вал выполнен из стали и отличается от других моделей наличием одной необработанной шейки, которая имеет форму шестигранника.
  • Карбюратор, который устанавливается на двигатель ВАЗ 2103, оснащен распределителем с вакуумным регулятором опережения зажигания. После появления инжекторных силовых агрегатов, на мотор стали устанавливать измененную головку блока цилиндров с соответствующим газораспределительным механизмом.
  • Для работы водяного насоса (помпы) используется привод с клиновидным ремнем, имеющим сечение 10х8 мм.
  • Подача масла из картера во внутренние каналы блока цилиндров и к парам трения осуществляется с помощью масляного насоса, размещенного в картере силового агрегата.
  • На двигателе 2103 устанавливалась как классическая, так и бесконтактная система зажигания.

Техническое обслуживание

Двигатель ВАЗ 2103 обладает высокой степенью унификации на уровне деталей и сборочных единиц, в связи с чем его ремонт, связанный с заменой комплектующих, не вызывает никаких трудностей.

Как и все силовые агрегаты ВАЗ того времени, моторы ВАЗ 2103 требуют достаточно сложного и трудоемкого технического обслуживания. При проведении регламентных работ необходимо:

  1. Через каждые 10-15 тыс. км пробега проверять и при необходимости регулировать: натяжение цепи привода газораспределительного механизма; зазоры клапанов в головке блока цилиндров;
  2. Регулярно очищать и регулировать карбюратор.
  3. После каждых 10 000 км пробега менять моторное масло.
  4. Регулярно проверять мотор на наличие протечек охлаждающей жидкости и моторного масла.

По мнению многочисленных владельцев автомобилей с двигателями ВАЗ 2103 этот силовой агрегат является одним из самых неприхотливых и надежных среди всех моторов семейства классических моторов.

Единственное условие – тщательное регулярное обслуживание и эксплуатация в режимах, рекомендованных руководством по эксплуатации автомобиля. При выполнении этого требования моторесурс двигателя 2103 может достигать 300 тыс. км.

Неисправности

Двигателю 2103 свойственны такие же неисправности, как и для других классических моторов ВАЗ. Чаще всего встречаются:

НЕИСПРАВНОСТИПРИЧИНЫСПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ
Двигатель невозможно запустить.1.      Не поступает топливо в карбюратор.
2.      Сильное загрязнение топливного фильтра.
3.      Сломан бензонасос.
4.      При запуске мотора не открывается электромагнитный клапан карбюратора.
ŸПромыть и/или продуть топливопроводы и топливный фильтр.
Заменить топливный фильтр.
Прочистить или заменить бензонасос.
Проверить целостность электропроводки.
Мотор «глохнет» на холостом ходу или его обороты «плавают».1.      Нарушена регулировка холостого хода.
2.      Сломан карбюратор.
3.      Нарушены зазоры между рычагами и кулачками распределительного вала.
ŸОтрегулировать режим холостого хода.
Прочистить каналы и жиклеры карбюратора.
Заменить диафрагму пускового устройства карбюратора.
Отрегулировать зазоры между деталями газораспределительного механизма.
Повышенный расход моторного масла.1.      Протечки масла сквозь уплотнители.
2.      Изношены поршневые кольца или цилиндры.
3.      Изношены или повреждены маслоотражательные колпачки клапанов.
ŸПроверить и при необходимости заменить прокладки и сальники.
Заменить кольца и/или поршни.
Расточить цилиндры.
ŸЗаменить маслоотражательные колпачки.

Встречаются и другие неисправности при эксплуатации двигателей ВАЗ 2103. В общем случае диагностику неисправностей мотора лучше проводить в условиях специализированного СТО.

Тюнинг

Добавить мощности мотору 2103 можно различными способами:

Самый простой способ – расточить цилиндры до диаметра 79 мм. Это позволит увеличить их общий объем до 1,6 литров. Установка поршней диаметром 79 мм позволяет поднять мощность до 75 л. с. При этом крутящий момент составит 115 Нм при 3 000 об/мин.

  1. Дальнейшего увеличения мощности можно добиться, увеличив ход поршня до 84 мм. Для этого применяют поршни ТРТ и коленчатый вал от ВАЗ 2130. Этот коленчатый вал, как правило, используют в тех случаях, когда хотят увеличить мощность и крутящий момент на низких и средних оборотах. При этом мощность двигателя увеличится до 80-85 л. с.
  2. Существует более сложный вариант тюнинга, при котором: растачивают и полируют каналы головки блока цилиндров и впускного коллектора; подбирают соответствующий распределительный вал. Правильно подобранные детали позволяют увеличить мощность мотора до 100 л. с.
  3. Установка компрессора 0,5 бар вместе с доработанной головкой блока цилиндров дает возможность увеличить мощность силовой установки до 125 л. с.
  4. Возможны и более дорогие способы увеличения мощности мотора 2103, однако цена комплектующих и оплата работ, связанных с доработкой деталей, сборкой двигателя и его регулировкой, может превысить стоимость как двигателя, так и автомобиля в целом.

ВАЗ-2103 — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Тройка.
ВАЗ-2103 «Жигули»
Производитель ВАЗ
Годы производства 1972—1984
Сборка Флаг СССР ВАЗ (Тольятти, СССР)
Класс малый II группы
Тип кузова 4‑дв. седан (5‑мест.)
Платформа ВАЗ-2101
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Колёсная формула 4 × 2
Механическая 4-ступ.
Производитель ВАЗ
Модель 2101
Тип Механическая
Число ступеней 4
1 передача 3,75
2 передача 2,30
3 передача 1,49
4 передача 1,0
Задняя передача 3,87
Механизм управления напольный рычаг
Переключение ручное
Длина 4116 мм
Ширина 1611 мм
Высота 1440 мм
Клиренс 170 мм
Колёсная база 2424 мм
Колея задняя 1321 мм
Колея передняя 1365 мм
Масса 965 кг
Связанные ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2106, Fiat 124 Special, Fiat 125
Сегмент B-сегмент
Объём бака 39 л
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

ВАЗ-2103 «Жигули» — советский заднеприводный автомобиль II группы малого класса с кузовом седан. Был разработан совместно с итальянской фирмой Fiat на базе модели Fiat 124 и серийно выпускался на Волжском автомобильном заводе с 1972 по 1984 год. Автомобиль широко экспортировался и пользовался популярностью даже в странах Запада. На экспорт ВАЗ-2103 шёл под названием Lada 1500.

Fiat 124, ставший прототипом моделей ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103, был впервые представлен публике в 1964 году, серийное производство в Италии началось в 1966. В следующем, 1967 году фирмой был представлен автомобиль более высокого класса со схожим дизайном — Fiat 125.

Именно эти готовые, уже освоенные в производстве решения были представлены советской делегации при подписании договора о проекте Волжского автомобильного завода, которым было оговорено, что Fiat предоставит, наряду с техническим проектом завода, полную документацию на два автомобиля: № 1 («норма») и № 2 («люкс»).

Commons-logo.svg

Изначально таковое предложение советской стороной было принято; однако, по мере более детальной работы над проектом, очень быстро выяснилось, что несмотря на внешнее сходство 124-я и 125-я модели «Фиата» представляли собой по сути принципиально разные автомобили, минимально унифицированные между собой. Например, «125» превосходил «124» по геометрическим размерам, при этом «124» имел нижневальный мотор со штанговым приводом клапанов объёмом 1200 см³, а «125» — двигатель с двумя верхними распредвалами с ременным приводом, объёмом 1600 см³ и мощностью 90 л. с. Шасси также принципиально отличалось, так как «125» был выполнен на базе устаревшей модели Fiat 1500 разработки конца 1950-х годов, в частности — имел рессорную заднюю подвеску, мягкую и комфортную, но архаичную и требовавшую освоения в СССР производства рессор нужного типа, каковое является достаточно сложным и «капризным».

Разобравшись в ситуации, советская делегация пришла к выводу, что такое положение дел никак её не устраивало. Было потребовано обеспечить максимальную — до 80 % — унификацию автомобилей № 1 и № 2, а также — ввести на автомобиле № 1 верхний распределительный вал двигателя. Со стороны «Фиата», однако, такие требования встретили отчаянное сопротивление, особенно относительно внесения изменений в двигатель. Дело в том, что 1,2-литровый верхневальный мотор на «Фиате» уже имелся, но в качестве перспективной разработки, ещё даже не прошедшей полноценной проверки на надёжность и долговечность, и, по понятным причинам, делиться своими прототипами руководство фирмы желанием не горело. Однако в ходе дальнейших переговоров был всё же достигнут консенсус: доводочные работы по 1,2-литровому верхневальному мотору велись совместно с советской стороной. На его же базе был создан и 1,5-литровый силовой агрегат, предназначенный для автомобиля № 2.

Следует отметить, что созданный таким образом двигатель автомобиля № 1 (1200 см³) так и остался в определённой мере недоведённым даже на этапе серийного выпуска, так как для него был характерен сравнительно быстрый износ распределительного вала (90%-й ресурс 63 тысяч км, средний — 80), обусловленный главным образом конструктивными причинами (высокая нагруженность в зоне контакта кулачков вала с рычагами привода клапанов при одновременной недостаточной подаче масла), и лишь во вторую очередь — низким качеством доступных смазочных материалов. На автомобилях Fiat этот вариант двигателя не использовался.

Что касается самого автомобиля № 2, то относительно него было принято решение в целом сохранить внешнее оформление аналогично модели «125», но при этом обеспечить максимальную унификацию с № 1.

Commons-logo.svg

Приемлемым вариантом стало использование наработок «Фиата» по варианту модели «124» с улучшенным оформлением — Fiat 124 Special, которая в то время как раз находилась в процессе разработки. Впоследствии работа над обоими проектами велась параллельно и со взаимным влиянием, а конечные результаты — пошедший в серию в 1968 году Fiat 124S и появившаяся в 1972 ВАЗ-2103 — если и не копировали друг друга внешне, то совершенно явно сильно перекликались.

Таким образом, на самом деле не Fiat 124S стал прототипом ВАЗ-2103 (такое утверждение нередко встречается), а оба они представляли собой различные варианты одной модели, причём разработка их велась параллельно и совместно, хотя освоение советского варианта и запоздало на 4 года, что вполне понятно в контексте строительства нового завода и превалирующей необходимости первичного освоения автомобиля № 1, «нормы», как более массового и необходимого для первичной отработки технологии.

Как внешность, так и конструкция модели «124» была переработана, причём дизайнерам удалось максимально «развести» экстерьер автомобиля с базовыми Fiat 124 и ВАЗ-2101 за счёт дополнительных блестящих отделочных деталей, придававших «тройке» визуальное впечатление ощутимо более высококлассной машины, а также сделать салон несколько просторнее и ощутимо комфортабельнее. Причём нередко отмечается, что вариант внешнего оформления, разработанный для советского варианта, выглядел в целом удачнее и несколько современнее, чем использованный итальянцами на Fiat 124S.

Первые 518 экземпляров ВАЗ-2103 были выпущены в 1972 году. Кроме того, сверх плана было выпущено ещё около 1250[1] автомобилей под индексом 2103В (В — «временный»), которые из-за проблем с комплектацией получили отделку салона (а часть их ещё и колёса) от ВАЗ-2101[2]. Машины этой серии не поступили в розничную продажу, а были проданы работникам самого ВАЗ-а и заводов-смежников.

Одновременно с проектированием седана ВАЗ-2103 прорабатывался и вариант универсала с улучшенным оформлением по образу «трёшки» — ВАЗ-2104. Однако ввиду утилитарности универсала — «рабочей лошадки» — было принято решение отказаться от такой концепции. Правда, в 1976 году были изготовлены три образца «люкс-универсала», один из которых семь лет проработал в заводском дизайн-центре в качестве развозного автомобиля. Индекс 2104 был присвоен много лет спустя серийному универсалу на базе ВАЗ-2105. В 1982 году в производстве был освоен преемник «тройки» — ВАЗ-2107, который окончательно заменил ВАЗ-2103 в начале 1984 года.

Базовый 75-сильный двигатель ВАЗ-2103 позволял достичь скорости в 100 км/ч за 19 секунд, делая его одним из самых динамичных из массовых советских автомобилей тех лет и сравнимым по динамике с западными аналогами по классу.

Commons-logo.svg Панель приборов

Отличия в отделке салона 2103 от ВАЗ-2101 были значительными. Пространство над головой увеличено на 15 мм, а расстояние от потолка до сидения составляло 860 мм. Панель приборов, в которой установлены часы, указатель давления масла и — наследие спортивных разработок «Фиата» — тахометр, изменена полностью. Появились толстые тканевые ковры на полу, улучшившие внешний вид и шумоизоляцию. Были введены дополнительные пластиковые накладки, благодаря чему в салоне практически не осталось «голого» металла — в соответствии со стандартами семидесятых годов. Багажник «люксового» варианта также имел превосходную отделку из формованного пластика.

За 12 лет было выпущено 1 304 899 автомобилей «третьей» модели. Долгое время ВАЗ-2103 заслуженно считалась комфортабельной, надёжной и динамичной машиной, а некоторые[3] ценители марки считают её самой элегантной и стильной моделью ВАЗа вообще. Пришедшая на смену модель ВАЗ-2106 выпускалась до 2006 года и широко эксплуатируется в России и странах СНГ.

Обычная 2103 с замененным передним крылом. Завод таких не выпускал. ВАЗ-2103 с деталями оформления от ВАЗ-2106

Серийные[править | править код]

  • ВАЗ-21031 — 1975, предшественница модели ВАЗ-2106[4], мелкосерийная с двигателем ВАЗ-2106 (1,6 л; 80 л. с.)
  • ВАЗ-21032 — 1973—1981, для экспорта в страны с левосторонним движением.[5]
  • ВАЗ-2103 — 1977—1983 Lada 1500S Automatic с автоматической коробкой передач, на этой модели применялся 3-диапазонный «автомат» 3L30 (Th280) производства General Motors (делалась она во Франции с 1969 по 1998 год на заводе американской компании в Страсбурге) и оснащался карбюраторным двигателем от ВАЗ-2105 объёмом 1,3 литра (1,29 л, 63,6 л. с., 92 Н·м) (мотор укомплектован итальянским карбюратором Weber). Этим занимались импортёры/дилеры советских машин в странах Западной Европы. В данном случае — голландский дистрибьютор.
  • ВАЗ-21033 — 1977—1983, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л; 69 л. с.)[5]
  • ВАЗ-21035 — 1973—1981, экспортная с двигателем ВАЗ-2101 (1,2 л; 64 л. с.)[5]
Миллионный автомобиль, выпущенный на АвтоВазе — ВАЗ-2103

Масштабная модель ВАЗ-2103 ярко-зелёного цвета в масштабе 1:43 в 2009 году вышла в рамках проекта «Автолегенды СССР» от издательства «ДеАгостини», 12.05.2009 под номером 7.[5] До этого модель ВАЗ-2103 вышла в «регулярной» серии IST (№IST018), так же в журнальной серии Kultowe Auta PRLu в Польше под номером 4 (цвет обеих моделей — бордовый). В городе Куйбышеве на заводе ПО Экран, выпускалась игрушка ВАЗ-2103 приблизительно в масштабе 1:43. Модель ВАЗ-2103 в масштабе 1:43 выпускается мелкосерийными партиями в студии AS scale model в городе Воронеже. В 2018 году модель ВАЗ-2103 оранжевого цвета в масштабе 1:24 вышла в рамках проекта «Легендарные советские автомобили» от издательства Hachette Collection.

  1. ↑ Точно известен ВАЗ-2103 выпуска 1973 г. с номером для запчастей (определяющим очерёдность схождения с конвейера) 1803, что ограничивает количество сверхплановых машин числом 1284.
  2. ↑ Упрощённый интерьер, тем не менее, включал внутрисалонное зеркало и подоконные накладки дверей от ВАЗ-2103, а также обусловил такие конструктивные сходства с 2101, как отсутствие напольной кнопки омывателя, датчика уровня тормозной жидкости и датчика давления масла.
  3. ↑ ВАЗ-2103 в Америке — Колеса.ру (неопр.). www.kolesa.ru. Дата обращения 30 марта 2016.
  4. коллектив авторов. (Часть вторая) // Высокой мысли пламень. — Тольятти: Управление главного конструктора АВТОВАЗ, 2002.
  5. 1 2 3 4 Де Агостини Автолегенды СССР № 7. ВАЗ-2103 Москва ISSN 2071-095X
⛭

Старые семейства

Прочие автомобили

Двигатель ВАЗ 2103. Характеристика. Особенности двигателя.

Двигатель ВАЗ 2103-1000260.   Характеристика двигателя ВАЗ 2103.

Двигатель четырехтактный, карбюраторный, рядный, с верхним расположением распределительного вала. Система охлаждения двигателя — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости. Двигатель имеет комбинированную систему смазки: под давлением и разбрызгиванием.

Количество цилиндров: 4
Рабочий объем цилиндров, л: 1,45
Степень сжатия: 8,5
Номинальная мощность двигателя при частоте вращения коленчатого вала 5600 об/мин,: 52,5 кВт.-(71,4 л.с.)
Диаметр цилиндра, мм: 76
Ход поршня, мм: 80
Число клапанов: 8
Минимальная частота вращения коленчатого вала , об/мин: 850-900
Максимальный крутящий момент при 3400 об/мин., Н*м: 104
Порядок работы цилиндров: 1-3-4-2
Октановое число бензина: 91-93
Система подачи топлива: карбюратор
Свечи зажигания: А17ДВР, FE65CPR, А17ДВ-10
Вес, кг: 120.7

Двигатель ВАЗ 2103 может применяться для установки на автомобили ВАЗ 2103, 2106, 2121, 21053, 2107.

Двигатели ВАЗ 2103 и ВАЗ 2106 конструктивно выполнены одинаково. Различия между ними, обусловлены разными диаметрами цилиндров. Диаметр цилиндра на 2103-1000260 составляет — 76,00 мм.

Блок цилиндров выполнен с межцентровым расстоянием — 95 мм. Диаметр цилиндра — 76,00 мм. Для цилиндра приняты межремонтные размеры — 76,40мм и 76,80мм. Высота блока, расстояние от центра коленчатого вала до верхней поверхности блока, составляет 215,9мм .(смотреть «Блок цилиндров»)

Блок цилиндров отливается из специального чугуна. Для размеров диаметра цилиндров блока определены пять классов. Классы обозначаются латинскими буквами: А, В, С, D, Е. Каждый последующий класс отличается от предыдущего на 0,01мм. На нижней поверхности блока рядом с отверстием каждого цилиндра указывается его класс.

Головка цилиндров 21011-1005011-10 двигателя, отливается из алюминиевого сплава и является общей для всех цилиндров. Высота головки — 112,5 мм, камера сгорания размером 79х51 мм и объемом 33,2 см куб. Внутри камеры имеется фрезерованная ступенька высотой 2 мм .

Двигатель ВАЗ 2103 комплектуется распределительным валом 2101-1006010-20. Отличительной особенностью вала является одна необработанная шейка, имеющая форму правильного шестигранника. Расположена она между кулачками второго цилиндра.

Для привода ГРМ используется двухрядная втулочно-роликовая цепь 2103-1006040 в 116 звеньев. Для привода генератора и водяного насоса применяется клиновый ремень длиной 944мм. с сечением (10х8).

Устанавливается коленчатый вал мод.21213. Он взаимозаменяем с коленчатым валом мод. 2103 но обладает улучшенными характеристиками.По своим параметрам он соответствует коленчатому валу 2103 и обеспечивает ход поршня – 80мм.(радиус кривошипа – 40мм.).

Двигатель комплектуется поршнями и пальцами модели 2101. Поршень изготавливается из алюминиевого сплава. Наружная поверхность покрывается слоем олова. Выемка на днище поршня отсутствует. Поршень должен подбираться того же класса, что и класс цилиндра. Для отверстия под поршневой палец определены три категории точности размеров. Маркировка на днище поршня позволяет определить принадлежность его к определенному классу (буква) и категории отверстия пальца (цифра).

Поршневые кольца устанавливаемые на двигатель имеют маркировку комплекта — 2101-1000100-10, под нормальный размер 76мм. Поршневые кольца изготовлены из чугуна. Верхнее компрессионное кольцо имеет бочкообразную хромированную наружную поверхность. Нижнее компрессионное кольцо скребкового типа, подвергнуто упрочнению путем фосфатирования. Маслосъемное кольцо для поршневой ВАЗ-2103 выполнено не хромированным. Маслосъемное кольцо укомплектовывается пружиной-расширителем. На вазовских кольцах пружина навита с переменным шагом и подвергнута шлифовке по торцам и наружному диаметру.

Шатун мод. 2101. Длина шатуна 136 мм. Каждому шатуну соответствует своя крышка шатуна, совместно с которой он обрабатывался. Чтобы исключить ошибки при сборке, на шатуне и крышке шатуна присутствует клеймо номера цилиндров, в который они устанавливаются.

Карбюратор 2107-1107010-20 устанавливается вместе с распределителем, имеющим вакуумный регулятор опережения зажигания.

На двигатель может устанавливаться классическая система зажигания или бесконтактная. При контактной системе зажигания используется распределитель зажигания 30.3706 с катушкой зажигания Б117А. В бесконтактной системе зажигания (БЗС) применяется катушка — 27.3705.

Генератор Г-221 ( 42 А). Для пуска применяется стартер 35.3708 с торцевым коллектором.

Двигатель ВАЗ 2103 – переходный вариант мотора третьего поколения

ИзготовительВАЗ
Марка ДВСВАЗ-2103
Годы производства1972 – 1983
Объем1,5 л (1452 см3)
Мощность52,4 кВт (71,4 л. с.)
Крутящий момент106 Нм (3400 об/мин)
Вес120,7 кг
Степень сжатия8,5
Питаниекарбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20
Тип моторарядный
Число цилиндров4
Местонахождение первого цилиндравозле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре2
Материал ГБЦсплав алюминиевый
Допустимое короблениепрокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапанаширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвалодин верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредваладиаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндровчугун
Диаметр цилиндракласс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольцапоршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршнякласс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазорыпоршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом0,03 – 0,07 мм
Коленвалчугун, литье
Количество подшипников коренных5
Диаметр шейки КП50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунныедиаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвалапередний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня80 мм
ГорючееАИ-92
Нормативы экологииЕвро-2
Расход топливатрасса – 6,9 л/100 км

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

Расход масламаксимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 21035W-30 и 15W-40
Объем моторного масла3,75 л
Периодичность заменыкаждые 55000 км
Рабочая температура80°
Ресурс моторазаявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапановгайками и щупом
Система охлажденияпринудительная, тосол-А40
Количество ОЖ9,75 л
Помпакрыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажиганиетранзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706
Свечи на 2103оригинал – А17-ДВ
Зазор между электродами свечи0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМдвухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см
Порядок работы цилиндров1-3-4-2
Воздушный фильтрсухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтррекомендуемый Mann W914/2
Маховик129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховикаМ10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачкипроизводителей Хорс или Corteco
Компрессиядавление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла80°С
Температура срабатывания термостата80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктовСН <200%, СО <0,5%
Обороты ХХ850 – 900 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединенийсвеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Технические характеристики двигателя 2103 | AUTO-GL.ru

Изготовитель ВАЗ
Марка ДВС ВАЗ-2103
Годы производства 1972 – 1983
Объем 1,5 л (1452 см3)
Мощность 52,4 кВт (71,4 л. с.)
Крутящий момент 106 Нм (3400 об/мин)
Вес 120,7 кг
Степень сжатия 8,5
Питание карбюратор ДААЗ-2103 Солекс (1972 – 1974 г.г.), далее Озон 2107-1107010-20
Тип мотора рядный
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра возле цепи ГРМ
Число клапанов на каждом цилиндре 2
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Допустимое коробление прокладки коллекторов (впуск/выпуск) 0,08 мм

прокладка головки цилиндров 0,05 мм

Седло клапана ширина 2 – 2,4 мм, угол 45°
Распредвал один верхний внутри ГБЦ, ширина фаз 232°, опережение выпускного клапана 42°, запаздывание впускного клапана 40°
Сальник распредвала диаметры – 40 мм, 56 мм, ширина 7 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра класс А – 76 – 76,01 мм

класс В – 76,01 – 76,02 мм

класс С – 76,02 – 76,03 мм

класс D – 76,03 – 76,04 мм

класс Е – 76,04 – 76,05 мм

Поршни и кольца поршень из алюминиевого сплава с оловянным покрытием

кольца чугунные, компрессионное снаружи хромированное (верхнее) и фасфотированное (нижнее)

Диаметр поршня класс А – 75,94 – 75,95 мм

класс С – 75,96 – 75,97 мм

класс Е – 75,98 – 75,99 мм

Зазоры поршень/стенка цилиндра – 0,153 – 0,173 мм (стандарт) или 0,19 мм (максимум)

поршневых колец – 110 мм относительно плоскости разреза

Кольцо компрессионное верхнее 1,535 – 1,555 мм
Кольцо компрессионное нижнее 3,957 – 3,977 мм
Кольцо маслосъемное 2,015 – 2,035 мм
Зазор между поршневой канавкой и кольцом 0,03 – 0,07 мм
Коленвал чугун, литье
Количество подшипников коренных 5
Диаметр шейки КП 50,795 – 50,775 мм
Зазор коренной шейки 0,1 – 0,5 мм
Подшипники шатунные диаметр шейки вала – 47,814 мм

толщина вкладыша – 1,448 мм

ширина вкладыша – 28,025 – 28,975 мм

Сальники коленвала передний – диаметры 42 мм, 60 мм, ширина 7 мм

задний – диаметры 85 мм, 105 мм, ширина 10 мм

Ход поршня 80 мм
Горючее АИ-92
Нормативы экологии Евро-2
Расход топлива трасса – 6,9 л/100 км

смешанный цикл 8,9 л/100 км

город – 9,4 л/100 км

Расход масла максимум 0,7 л/1000 км
Моторное масло для 2103 5W-30 и 15W-40
Объем моторного масла 3,75 л
Периодичность замены каждые 55000 км
Рабочая температура 80°
Ресурс мотора заявленный 125000 км

реальный 200000 км

Регулировка клапанов гайками и щупом
Система охлаждения принудительная, тосол-А40
Количество ОЖ 9,75 л
Помпа крыльчатка полимерная, крепление на блоке
Зажигание транзисторное бесконтактное, катушка Б117А и распределитель 30.3706
Свечи на 2103 оригинал – А17-ДВ
Зазор между электродами свечи 0,5 – 0,6 мм
Цепь ГРМ двухрядная роликовая, 116 звеньев, длина 49,54 – 49,58 см
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Воздушный фильтр сухой со сменным картонным картриджем и предочистителем, регулировкой температуры по сезону
Масляный фильтр рекомендуемый Mann W914/2
Маховик 129 зубьев, 0,62 кг

диаметр внутреннего отверстия – 25,67 мм

диаметр наружный – 27,75 мм

количество посадочных отверстий – 6 штук

смещений нет

Болты крепления маховика М10х1,25 мм, длина 23,5 мм,
Маслосъемные колпачки производителей Хорс или Corteco
Компрессия давление в цилиндрах от 10 бар, разница давлений в отдельных цилиндрах в пределах 1 бара
Температура масла 80°С
Температура срабатывания термостата 80 – 84°С
Давление клапана внутри радиаторной пробки 0,7 – 1 бар
Содержание в выхлопе вредных продуктов СН
Обороты ХХ 850 – 900 мин-1
Усилие затягивания резьбовых соединений свеча – 37,24 Нм

маховик – 83,3 – 84,38 Нм

болт сцепления – 29,4 Нм

крышка подшипника – 80,36 – 84,38 Нм (коренной) и 51 – 53,5 Нм (шатунный)

головка цилиндров – две стадии 39,2 Нм, 112,7 Нм

Объем двигателя ВАЗ-2103: технические характеристики

Двигатель ВАЗ-2103Многих владельцев ВАЗ-2103 интересует разного рода техническая информация, связанная с их автомобилем, в том числе и характеристики двигателя. Нужна она в первую очередь тем, кто самостоятельно занимается устранением разного рода неисправностей, например, любит, а главное, умеет поковыряться в моторах. Такой подход, в принципе, вполне оправдан. Конструкция движка «тройки» достаточно простая, а визит в автосервис стоит денег. Поэтому многие владельцы троек смело самостоятельно берутся за ремонт своих автомобилей, в том числе и двигателей. Однако прежде чем приступать к такой работе, нужно знать технические характеристики узла, которому требуется внимание.

Какой объем двигателя в автомобиле ВАЗ-2103

Силовая установка «тройки» была создана на базе мотора легендарной «первой» модели семейства «Жигули». Однако в данном случае речь о полном копировании не идет. В частности, двигатель ВАЗ-2103 отличается более высоким блоком цилиндров и увеличенным ходом поршня. Выполнен он по традиционной для всего «классического» семейства схеме:

  • 4-цилидровый с рядным расположением;
  • 8 клапанов;
  • верхнее расположение распредвала.

Объем двигателя – 1,45 литра, вес – 120,7 килограмма, мощность – 77 лошадиных сил. Его устанавливали на следующие модели ВАЗ:

  • 2103;
  • 21023;
  • 2107;
  • 21061;
  • 21053;
  • 21043.

Хотелось бы отметить еще один момент. Ряд модификаций «тройки» оснащался иным, отличным от стокового, двигателем. В частности, на мелкосерийную 21031 ставили 1,6-литровый двигатель мощностью 80 лошадиных сил. Lada 1500S Automatic – экспортная модификация с автоматической коробкой передач. На нее устанавливали 1,3-литровый двигатель от 2105 мощностью 63,6 лошадиной силы. Еще один экспортный вариант – 21035. На данную модификацию ставили 1,2-литровый двигатель от 2101 мощностью 64 лошадиные силы.

ВАЗ-21033 оснащали силовым агрегатом, позаимствованным от 21011. Объем данного двигателя – 1,3 литра, мощность – 69 лошадиных сил.

Двигатель ВАЗ-2103Согласно данным производителей, ресурс мотора объемом 1,45 литра составляет 125 тысяч. Однако здесь тольяттинские инженеры явно поскромничали. При бережном отношении двигатель выхаживал и 20, а порой и 250 тысяч.

Безупречным его назвать явно нельзя. Больше всего радости владельцам «троек» доставляла проблема, связанная с износом распределительного вала. Конструкция не предусматривает наличие натяжителя цепного привода, соответственно, автолюбителям приходилось самостоятельно подтягивать цепь. Еще одна особенность мотора – необходимость регулярной регулировки клапанов. Завод-изготовитель рекомендует делать это через каждые 10 тысяч километров пробега. Впрочем, прекрасным напоминанием о необходимости выполнения данной процедуры является громкий стук, доносящийся из работающего на холостом ходу двигателя.

Если не проводить регулировку клапанов своевременно, то последствия будут достаточно неприятными – увеличение расхода топлива на фоне явного снижения мощности. Да и прогорание клапана здесь не исключено. Сама процедура регулировки не очень сложная, и многие автолюбители делают ее самостоятельно. Достаточно капризными в работе показали себя и карбюраторы «Озон» и «Вебер». Они часто требовали очистки и регулировки, и автомобилисты были вынуждены тратить на это драгоценное время.

Читайте также: Технические характеристики двигателя ВАЗ-2103

Причиной такой неприятной ситуации, как перегрев двигателя, в 99 случаях из 100 является помпа. Ну а если мотор вдруг Двигатель ВАЗ-2103затроил, то поиск источника проблемы может затянуться. Причин здесь достаточно много. Бывалые автолюбители советуют в процессе поиска перебирать все варианты один за другим, руководствуясь правилом «от простого к сложному». Тем не менее двигатель ВАЗ-2103, несмотря на перечисленные выше недостатки, считается не только одним из самых неприхотливых среди «классического» семейства «Жигули» – он еще и наиболее надежный. Такой вывод можно сделать на основании многочисленных отзывов – как владельцев ВАЗ-2103, так и других моделей, на которые он устанавливался.

Нередко владельцы «троек», желая добавить своему автомобилю мощности и резвости, форсировали двигатель. Вариантов здесь сразу несколько – начиная от расточки и заканчивая установкой компрессора с турбинами. Впрочем, наиболее простой и, соответственно, самый дешевый тюнинг – это расточка цилиндров на 3 миллиметра. После этого устанавливается 79-миллиметровый поршень от «шестерки» или ВАЗ-21011, и на выходе мы получаем движок с объемом 1,6 литра. Впрочем, по тем временам базовый 72-сильный двигатель, разгонявший автомобиль до 100 километров в час за 16 секунд, был вполне сопоставим с зарубежными аналогами. При этом «тройка» на момент начала ее массового выпуска была одним из наиболее динамичных представителей советского автопрома. Это сегодня «тройка» кажется тихоходом, тогда как для своего времени ее скоростные характеристики считались вполне приличными.

Вам может понравится

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о