Классификация шин по назначению – ОБОЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ШИН — Энциклопедия журнала «За рулем»

Содержание

Расшифровка шин — маркировка шин легкого автомобиля, индекс скорости, нагрузки, обозначения

Маркировка автомобильных шин представляет собой надпись, нанесенную на боковину покрышки. Умея правильно расшифровывать данную «надпись», автомобилист сможет узнать множество полезной информации о размере шины, допустимой нагрузке, скорости и ее эксплуатационных характеристиках.

Заметим, что текстовую маркировку наносят только на обод покрышки, при этом надпись дублируется на обеих сторонах. В этой статье мы разберемся, как расшифровать маркировку шин легкового автомобиля.

Цветная маркировка

Маркировки бывают не только текстовые, но и цветовые. Последние наносят на протектор или боковину новой шины. Такие маркировки не долговечны, и через некоторое время (после мойки или многокилометрового пробега) они стираются.

Маркировка легковых шин

В большинстве случаев цветные маркировки содержат в себе информацию, предназначенную для завода-изготовителя, однако иногда они могут быть полезны и для опытных шиномонтажников. В частности, цветные пометки используют, чтобы пометить по периметру шины места с наибольшим дисбалансом.

Так, для покрышек фирмы Bridgestone используют следующие цветные маркировки:
— Желтая точка. Указывает на наиболее легкое место.
— Красная точка. Указывает на неоднородность материала в шине, которое, в большинстве случаев, является простым наложением слоев (местом спайки).
— Белый штамп. Указывает на то, что шина прошла проверку ОТК.

Также у большинства шин можно обнаружить сплошную полосу, идущую по всему периметру шины. Она может быть совершенно любого цвета и не несет в себе какой-либо полезной информации. Ее предназначение исключительно техническое — она указывает на заготовку, от которой был отрезан материал для шины. Поэтому если у одной шины эта полоса желтого цвета, а у другой — синего, то это свидетельствует лишь о том, что данные покрышки из разных партий.

Текстовая маркировка

Расшифровка маркировки шины

Наиболее информативной маркировкой является надпись на боковине шины, состоящая из набора цифр и букв. Давайте же научимся «читать» такие маркировки и для наглядности разберем следующую надпись — 195/65 R15 91T, где:

195 — указывает на ширину профиля шины в мм;
65 — является процентным отношением высоты профиля шины к ее ширине. Эта цифра определяет высоту шины при ее заданной ширине. В маркировке некоторых шин эта цифра может отсутствовать. В этом случае значение равно 80%, а такие покрышки называются «полнопрофильными»;
R — данная буква используется для обозначения конструкции каркаса шины, хотя некоторые автомобилисты ошибочно полагают, что она обозначает радиус. В данном случае она радиальная — R. Ранее также выпускали покрышки с диагональной конструкцией, однако сейчас их уже не найти;

15 — указывает на диаметр диска в дюймах, то есть внутренний диаметр шины.

Все эти цифры и буквы используются для обозначения типоразмера покрышки. Ориентируясь на них, автомобилист сможет без труда подобрать соответствующие шины для конкретных дисков и под конкретный автомобиль. Это очень важные параметры, так как для определенного диска подходит только определенный размеры шины.

Цифры и буквы, идущие следом за типоразмером шины, указывают на ее силовые и скоростные характеристики.

91 — это индекс несущей способности покрышки. Указывает на максимально возможную нагрузку, с которой может работать шина, не разрушаясь и полностью соответствуя заданным заводом-изготовителем характеристикам. Узнать точные значения можно по табличке, размещенной в конце статьи.

Индексы максимальной нагрузки на шину

T — это индекс скорости, который используется для определения максимально допустимой скорости, при которой может эксплуатироваться покрышка. Нет ничего страшного, если автомобилист превысит разрешенное значение на непродолжительный промежуток времени и, к примеру, вместо допустимых 190 км/ч будет ехать на 210 км/ч. Однако если водитель будет раз за разом превышать скорость, то шина может деформироваться и разрушиться в результате перегрева.

Расшифровка индекса скорости автомобильных шин

индекс скорости

J

K

L

M

N

P

Q

R

S

T

U

H

V

W

Y

ZR

км/ч

100

110

120

130

140

150

160

170

180

190

200

210

240

270

300

>240

Производители покрышек определяют максимальную допустимую скорость в ходе стендовых испытаний, при этом они рекомендуют автомобилистам ездить со скоростью на 10-15% ниже, чтобы максимально продлить срок службы шины.

Кроме того, на некоторых покрышках может быть написано Max Load (максимальная нагрузка) и затем указаны предельные значения в килограммах или фунтах.

Также для легких грузовиков и микроавтобусов выпускают особые многослойные шины, способные работать при больших нагрузках. Их помечают надписью REINFORCED или просто буквой «С», которая указывается после диаметра машины (например, 195/70 R15 C).

Маркировка даты производства шины

Маркировка даты производства шины

Дата изготовления шины также указывается на боковине покрышки. Для ее обозначения используется четырехзначное число, которое указывается в овале сразу после кода стандарта DOT. Первые два числа указывают неделю года, а оставшиеся — год производства.

У старых шин, выпущенных в 80-ые годы, для маркировки даты использовалось только три цифры. Затем (в 90-ых) к этим числам стали добавлять треугольничек, а в последние годы заводы-изготовители используют для маркировки даты исключительно четырехзначный формат.

Маркировка шин по американским стандартам

Маркировка шин американских производителей отличается от европейской, причем существует сразу два варианта обозначения типоразмеров. Первый из них достаточно похож на европейскую маркировку, однако перед обозначением типоразмера здесь ставится либо буква «P» (Passenger — шины для легкового автомобиля), либо индекс «LT» (Light Truck — шины для легких грузовиков и микроавтобусов). В этом случае маркировка типоразмера будет выглядеть примерно так P 195/70 R14 или так LT 235/75 R15.

А вот другая маркировка американских покрышек значительно отличается от европейской. В этом случае типоразмеры шины будет указан примерно так: 31×10.5 R15, где цифры «31» и «10.5» обозначают внешний диаметр и ширину профиля шины в дюймах соответственно, ну а R15 «читается» также как у европейских шин.

Дополнительные обозначения на шинах

Значки на шинах

Некоторые производители используют в маркировке шин дополнительные обозначения. Ниже мы рассмотрим наиболее распространенные из них:

M&S (Mud + Snow). Такие шины считаются всесезонными и подойдут даже для езды по снегу или грязи.

All Season — всесезонная шина, которую можно эксплуатировать круглый год. Заметим, что на сезонных шинах также могут быть нанесены символические рисунки.

Rotation — шины с такой маркировкой являются направленными, и на боковину покрышки дополнительно наносится стрелка, указывающая направление вращения данной шины.

Outside и Inside — шины с такой маркировкой являются ассиметричными, и при их установке необходимо в точности соблюдать правила установки покрышки на диск. Так, при монтаже такой шины сторона с надписью Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны машины, а сторона с надписью Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.

Left или Right — указывают на то, правая ли это шина или левая. При монтаже таких покрышек необходимо, чтобы правая шина оказалась справа, а левая — слева.

Tubeless — такая надпись указывает на то, что перед нами бескамерная шина.

Tube Type — указывает на то, что шину необходимо эксплуатировать только с камерой.

MAX Pressure — максимально допустимое давление в покрышке, указывается в кПа.

Rain, Water, Aqua (или символические рисунки в виде зонтика или капли) — свидетельствуют о том, что шина разработана специально для дождливой погоды.

www.allcarz.ru

Классификация шин

Другие разделы

Первая в мире шина появилась в 1888 году. Состояла она из резиновопарусинной смеси. Джон Бойд Данлоп говорил о своём изобретении так: «Эластичные опорные поверхности вокруг ободьев колёс облегчают движение и уменьшают шум, который они создают при движении». Он стремился повысить плавность хода трёхколёсного велосипеда своего сына — именно так ему пришла идея создания пневматической шины. Лишь спустя несколько лет его изобретение назвали как «Автомобильная шина».

Автомобильная шина — это один из наиболее важных элементов колеса, состоящий из гибкой
резино-металло-тканевой оболочки, установленной на обод колеса. Шина обеспечивает контакт транспортного средства с дорожным полотном и предназначена для поглощения незначительных вибраций, вызываемых неровностью дорожного полотна в пятне контакта.

Пятно контакта — область соприкосновения шины и дорожного полотна.

Сплошная шина: шина, которая полностью состоит из резины. Использовались в основном на первых автомобилях. В наше время применяются в основном в производственно-бытовых устройствах и детских велосипедах. Такая шина не боится проколов.

Шина эластик: шина, которая используется в танковой промышленности. Такими шинами снабжались все опорные катки танка. Это придавало танку чрезвычайно мягкий ход.

Пневматическая шина: шина, гибкость в которой создаётся за счёт сжатого воздуха, находящегося в герметичной полости.

Безопасная шина: шина обладает усиленными боковинами. Наличие специального поддерживающего компонента позволяет им выдерживать вес автомобиля, не оседая, даже будучи спущенными.

Усиленная
боковая часть

Обычные шины

Шины Run-flat
с боковой поддержкой

— шина со стальным каркасом: радиальная шина, корд которой выполнен из металлических нитей.

— шина с нейлоновым (капроновым) кордом: пневматическая шина, корд которой изготовлен из нейлона (капрона). Шины выпускаемые с таким типом корда легче на ?. Такой шине не страшны боковые удары, у неё не образуются «грыжи» и не появляются «волоски» при износе резины, которые могут проткнуть камеру.

— диагональная шина: это
пневматическая шина у которой
угол наклона нитей корда в каркасе
и брекере распологаются от 30° до
40° к плоскости, проходящей через
ось шины. При этом нити корда
перекрещиваются, сохраняя
равновесие конструкции в профиле
шины.

— радиальная шина:
пневматическая шина с
радиальным расположением нитей
корда. Такой тип шин обладает
большей эластичностью и
грузоподъёмностью. Такие шины
маркируются буквой «R». Такая
шина имеет неравновестную
конструкцию профиля шины.

— опоясанная диагональная
шина: диагональная шина, нити
корда в которой расположены под
углом более чем 60° к плоскости,
проходящей через ось шины.

— камерная шина: пневматическая шина внутри которой
имеется камера. Камера состоит из резиновой смеси.

В настоящее время шины такого типа практически не
используются за исключением грузового транспорта.

— бескамерная шина: пневматичексая шина покрытая
изнутри слоем вязкой воздухонепроницаемой резины. Такие
шины наиболее распространены благодаря своей надёжности,
меньшей массе и удобству эксплуатации

Камера

— универсальная шина: шина с
универсальным рисунком
протектора для эксплуатации на
грунтовых дорогах и дорогах с
улучшенным покрытием.

— дорожная шина: шина с
дорожным рисунком протектора,
обеспечивающим хорошее
сцепление с поверхностью дороги
на больших скоростях.

— шина повышенной
проходимости: пневматическая
шина с рисунком протектора
повышенной проходимости,
позволяющим автомобилю
двигаться на мокром черноземе,
влажной луговине и снежном поле.

— шина типа «РС»: шины этого
типа имеют радиальное
расположение нитей каркаса и
съемный протектор, армированный
стальным кордом. Съемный
протектор изготавливается из
одного или трех колец. В момент
накачивания такой шины
протекторные кольца плотно
усаживаются на свои места.

— дождевая шина: шина,
устраняющая эффект
аквапланирования, особенно в
сильный дождь. Выдавливание
воды из пятна контакта происходит
за счёт своеобразного рисунка
протектора, а ламели обеспечивают
«вакуумное присасывание»
покрышки к дороге.

— шина микст: гоночная шина
изготовленная по особой
технологии со специальным
составом и конструкцией,
позволяющая проводить гонку в
условиях мокрой трассы
или лёгкого дождя. Шина микст
являются неким средним классом
между сликами и дождевыми.

— шина псевдослик: шина
предназначенна для сухого
асфальта.

— летняя шина: шина с летним рисунком
протектора. Предназначена для работы на сухих или
мокрых дорожных покрытий. Не рекомендуется
использовать летом шины предназначенные для
зимних уловий. Т.к. в этом случае ускоряется
износ протектора, ухудшается управляемость автомобилем.Зимний рисунок протектора точно так же как и сам состав (компаунд) резины кардинально отличается от летнего. Традиционный летний рисунок протектора.

— зимняя шина: пневматическая шина с зимним
рисунком протектора разработанного для работы на
снежных, мокрых, грязных (в т.ч. снежная каша) и
рыхлых дорогах. Не рекомендуетя использовать зимой
летнюю резину, т.к. она быстро теряет свои сцепные
свойства. За счёт этого очень сильно увеличивается
тормозной путь. В свою очередь зимние шины делятся
на шипованные (шина с шипами расположенными в
покрышке, повышающими сцепление с обледеневшей
дорогой) и не шипованные. Зимние шины имеют
отличный рисунок от летнего.

Профиль шины — это процентное отношение её высоты к ширине.

— арочная шина: как правило это шина с
профилем в виде арки и отношением высоты
профиля к его ширине 25—30%. Арочные шины
имеют крупные грунтозацепы. (рис. 5) Шины такого
профиля устанавливаются в основном на
агропромышленную технику.

— низкопрофильная шина: шина, имеющая
отношение высоты профиля к его ширине 30—50%.
Применяется обычно на легковых автомобилях. Шины
с таким профилем бывают только бескамерными.

— шина обычного профиля: имеет отношение
высоты профиля к его ширине 51—80%. Обычно с
нерегулируемым давлением1 и устанавливается на
дорожные автомобили. Шины такого профиля бывают
камерными и бескамерными.

— широкопрофильная шина: Шины с таким
профилем выпускают в камерном и бескамерном
исполнении (см. арочная шина). Главными отличием
широкопрофильных шин от обычных являются ширина
профиля, увеличенная в полтора—два раза, более
прочные каркас и бортовая часть. Такие шины могут
быть с регулируемым давлением2.

— пневмокаток: шина с тонкостенной эластичной
резинокордной оболочкой, работающая при
сверхнизком давлении. Пневмокатки отличаются
шириной профиля, обычно превышающей наружный
диаметр пневмокатка. Отличается меньшим
давлением (10—250 кПа). За счёт низкого давления в
шинах, транспорт не оставляет колеи.

1Шины с нерегулируемым давлением используются в большей части автомобильной техники. Как легковой, так и тяжёлой.

2Шины с регулируемым давлением имеют увеличенную ширину профиля (на 25—40%), по сравнению с обычными шинами. Меньше слоёв корда ( в 1,5—2 раза) и мягкие резиновые прослойки между слоями корда. Так же шины такого класса имеют увеличенную площадь опоры на грунт (в 2—4 раза при снижении давления), меньшее удельное давление на грунт и обладают большим сцеплением с ним, эластичностью. Давление воздуха в таких шинах регулируется специальным оборудованием, установленным на автомобиле. Регулировка производится в основном из кабины и позволяет поддерживать в шинах требуемое давление в зависимости от условий эксплуатации, но и непрерывно подавать воздух в шины при проколах и мелких повреждениях. Стоит отметить и высоту грунтозацепов, которая может достигать 30 мм. Шины этого класса имеют пониженную грузоподъемность.

— шина сверхнизкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,05—0,08 Мпа.

— шина низкого давления: внутреннее давление воздуха около 0,1—0,4 Мпа.

— шина среднего давления: внутреннее давление воздуха около 0,4—0,6 Мпа.

— шина высокого давления: внутреннее давление воздуха около 0,6—0,7 Мпа и выше.

— шина регулируемого давления: в шинах такого класса можно менять давление в зависимости
от условий эксплуатации. ( см. широкопрофильная шина )

1 Мпа = 9,8692 атм

www.shinservice.ru

Классификация шин


Автомобильные пневматические шины классифицируются
I. По назначению
II. Способу герметизации
III. Конструкции.
IV. Форме профиля.

I. По назначению шины делятся на две группы:
1. Для легковых автомобилей и прицепов к ним.
2. Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

II. По способу герметизации шины могут быть:
1. Камерными.
2. Бескамерными.

III. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины:
1. Диагональные (нужна схема в разрезе диагональной и радиальной шины)
2. Радиальные.

IV. По форме профиля поперечного сечения шины подразделяют на шины:
1. Обычного профиля.
2. Низкопрофильные.
3. Сверхнизкопрофильные.
Шины обычного профиля изготавливаются камерными и бескамерными. Принадлежность шины к определенной группе зависит от типа рисунка протектора, деталей внутренней структуры и состава резины. В зависимости от назначения и условий эксплуатации, шины можно условно разделить на следующие группы:
1. Дорожные
Шины с дорожным рисунком протектора выпускаются нескольких разновидностей:
А. Шины с обычным дорожным рисунком протектора, предназначенным для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II и III категорий).
В. «Дождевые» шины со специальным рисунком протектора для применения в условиях повышенной влажности дорожных покрытий.
2. Универсальные
Универсальные шины изготовляются с различными конструктивными разновидностями рисунка протектора, который у некоторых моделей шин приближается к зимнему. Такие шины предназначены для эксплуатации по дорогам любого качества, но преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий).

3. С рисунком протектора повышенной проходимости.
Шины с рисунком протектора повышенной проходимости применяются в условиях бездорожья и на мягких грунтовых дорогах.
4. Зимние.
Зимние шины можно условно подразделить на две группы:
А. Нешипуемые
В. Шипуемые.
Они предназначены для эксплуатации на обледенелых и заснеженных дорогах.

autoshini.com

Классификация шин.Техническая информация о шинах, статьи и обзоры.

Конструкция шин Автомобильные шины классифицируются:

1. По назначению
2. По способу герметизации
3. По конструкции.
4. По высоте профиля.

  1. По назначению шины делятся на две группы:
    1. Для легковых автомобилей и прицепов к ним.
    2. Для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости (иногда называются коммерческими и имеют в обозначении индекс С).
  2. По способу герметизации внутреннего объема шины могут быть:
    1. Камерными.
    2. Бескамерными.

    Камерные шины встречаются сейчас редко. Не рекомендуется при повреждении бескамерной шины вставлять в нее камеру для восстановления работоспособности.

  3. По типу конструкции (в зависимости от построения каркаса) различают шины:
    1. Диагональные.
    2. Радиальные.

    На нашем рисунке видно, как различаются каркасы радиальной и диагональной шин. Диагональные шины сейчас встречаются редко. Поведение автомобиля на дороге на диагональных шинах сильно отличается от его поведения на радиальных шинах, поэтому сейчас запрещено устанавливать на автомобиль одновременно диагональные и радиальные шины.

  4. По высоте профиля (поперечного сечения) изготавливаются шины:
    1. Обычного профиля (82-70 процентов от ширины шины, например, 175/70R14).
    2. Низкопрофильные (65-50 процентов от ширины шины, например, 255/60R18).
    3. Сверхнизкопрофильные (<50 процентов от ширины шины, например, 275/40R20).

    Шины обычного профиля изготавливаются камерными и бескамерными. Низкопрофильные и сверхнизкопрофильные шины бывают только бескамерными.

В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины можно условно разделить на следующие группы:

  1. Дорожные

    Шины с дорожным рисунком протектора выпускаются нескольких разновидностей:

    А. Шины с обычным дорожным рисунком протектора, предназначенным для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II и III категорий).
    В. «Дождевые» шины со специальным рисунком протектора для применения в условиях повышенной влажности дорожных покрытий.

    Данные шины широко применяются на всех автомобилях, но преимущественно летом. Когда говорят о летних шинах, обычно имеют в виду либо дорожные, либо универсальные шины.

  2. Универсальные

    Универсальные шины изготавливаются с различными конструктивными разновидностями рисунка протектора, который у некоторых моделей приближается к зимнему. Такие шины предназначены для эксплуатации по дорогам любого качества, но преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий). Эти шины часто применяются на внедорожниках, кроссоверах, микроавтобусах, их предпочитают те водители, которые много ездят на большие расстояния. Иногда называются всесезонными, но, безусловно, лучше работают летом.

    Дорожный рисунок протектораДождевой рисунок
  3. С рисунком протектора повышенной проходимости.

    Шины с рисунком протектора повышенной проходимости применяются в условиях бездорожья и на мягких грунтовых дорогах. Применяются, в основном, на мощных полноприводных внедорожниках и пикапах, реже – на кроссоверах и микроавтобусах с приводом 4х4. На легковых автомобилях установка таких шин не имеет смысла, да и по размерам они им не подойдут – имеют большой посадочный диаметр, значительную ширину и высоту профиля.

  4. Зимние.

    Зимние шины предназначены для эксплуатации на обледенелых и заснеженных дорогах. Их можно разделить на две разные, но равноценные группы:

    А. Нешипуемые
    В. Шипуемые.

    Любые зимние шины зимой предпочтительнее летних. Но ни одни зимние шины зимой не работают так, как летние летом.

Универсальный протекторПротектор повышенной проходимости

www.nakolesah.ru

Отраслевая энциклопедия. Окна, двери, мебель

СОСТАВ И КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЗИН

Основой всякой резины служит каучук натуральный (НК) или синтетический (СК), который и определяет основные свойства резинового материала. Для улучшения физико-механических свойств каучуков вводятся различные добавки (ингредиенты).
Таким образом, резина состоит из каучука и ингредиентов, рассмотренных ниже.

  • Вулканизирующие вещества (агенты) участвуют в образовании пространственно-сеточной структуры вулканизата.

Обычно в качестве таких веществ применяют серу и селен, для некоторых каучуков перекиси. Для резины электротехнического назначения вместо элементарной серы (которая взаимодействует с медью) применяют органические сернистые соединения.
Ускорители процесса вулканизации; полисульфиды, оксиды свинца, магния и другие влияют как на режим вулканизации, так и на физико-механические свойства вулканизатов. Ускорители проявляют свою наибольшую активность в присутствии оксидов некоторых металлов, называемых поэтому в составе резиновой смеси активаторами.

  • Противостарители (антиоксиданты) замедляют процесс старения резины,который ведет к ухудшению ее эксплуатационных свойств.

Существуют противостарители химического и физического действия. Действие первыхзаключается в том, что они задерживают окисление каучука в результате окисления их самих или за счет разрушения образующихся перекисей каучука.
Физические Противостарители образуют поверхностные защитные пленки, они применяются реже.

  • Мягчители (пластификаторы) облегчают переработку резиновой смеси,увеличивают эластические свойства каучука, повышают морозостойкость резины.

В качестве мягчителей вводят парафин, вазелин, стеариновую кислоту, битумы, дибутилфталат,растительные масла.

  • Наполнители по воздействию на каучук подразделяют на активные (усиливающие) и неактивные (инертные).

Активные наполнители (углеродистая сажа и белая сажа) повышают механические свойства резин: прочность, сопротивление истиранию, твердость.
Неактивные наполнители (мел, тальк, барит) вводятся для удешевления стоимости резины.

Часто в состав резиновой смеси вводят регенерат — продукт переработки старых резиновых изделий и отходов резинового Производства. Кроме снижения стоимости регенерат повышает качество резины, снижая ее склонность к старению.

  • Красители минеральные или органические вводят для окраски резин.

Некоторые красящие вещества (белые, желтые, зеленые) поглощают коротковолновую часть солнечного спектра и этим защищают резину от светового старения.

Свойства резины

Подавляющее большинство каучуков является непредельными, высокополимерными (карбоцепными) соединениями с двойной химической связью между углеродными атомами в элементарных звеньях макромолекулы. (Некоторые каучуки получают на основе насыщенных линейных полимеров.)
Молекулярная масса каучуков исчисляется в 400 000—450 000. Структура макромолекул линейная или слаборазветвленная и состоит из отдельных звеньев, которые имеют тенденцию свернуться в клубок, занять минимальный объем, но этому препятствуют силы межмолекулярного взаимодействия, поэтому молекулы каучука извилистые (зигзагообразные). Такая форма молекул и является причиной исключительно высокой эластичности каучука (под небольшой нагрузкой происходит выпрямление молекул, изменяется их конформация).

Вулканизация

По свойствам каучуки напоминают термопластичные полимеры. Наличие в молекулах каучука непредельных связей позволяет при определенных условиях переводить его в термостабильное состояние. Для этого по месту двойной связи присоединяется двухвалентная сера (или другое вещество), которая образует в поперечном направлении как бы «мостики» между нитевидными молекулами каучука, в результате чего получается пространственно-сетчатая структура, присущая резине (вулканизату). Процесс химического взаимодействия каучуков с серой в технике называется вулканизацией.

Многие каучуки растворимы в растворителях, резины только набухают в них и более стойки к химикатам.
езины имеют более высокую теплостойкость (НК размягчается при температуре 90 °С, резина работает при температуре свыше 100°С).
На изменение свойств резины влияет взаимодействие каучука с кислородом, поэтому при вулканизации одновременно происходят два процесса: структурирование под действием вулканизующего агента и деструкция под влиянием окисления и температуры.
Преобладание того или иного процесса сказывается на свойствах вулканизата. Это особенно характерно для резин из НК.
Для синтетических каучуков (СК) процесс вулканизации дополняется полимеризацией: под действием кислорода и температуры образуются межмолекулярные углеродистые связи, упрочняющие термостабильную структуру, что дает повышение прочности.

Термическая устойчивость вулканизата зависит от характера образующихся в процессе вулканизации связей. Наиболее прочные, а следовательно, термоустойчивые связи —С—С—, наименьшая прочность у полисульфидной связи —С—C—С.

Современная физическая теория упрочнения каучука объясняет повышение его прочности наличием сил связи (адсорбции и адгезии), возникающих между каучуком и наполнителем, а также образованием непрерывной цепочно-сетчатой структуры наполнителя вследствие взаимодействия между частицами наполнителя.
Возможно и химическое взаимодействие каучука с наполнителем.

Классификация резины по назначению

По назначению резины подразделяют на резины общего назначения и резины специального назначения (специальные).

  • Резины общего назначения

К группе резин общего назначения относят вулканизаты неполярных каучуков — НК, СКБ, СКС, СКИ.

Н К — натуральный каучук является полимером изопрена (С5Н8)n. Он растворяется в жирных и ароматических растворителях (бензине, бензоле, хлороформе, сероуглероде и др.), образуя вязкие растворы, применяемые в качестве клеев. При нагреве выше 80—100 °С каучук становится пластичным и при 200 °С начинает разлагаться. При температуре —70 °С НК становится хрупким. Обычно НК аморфен. Однако при длительном хранении возможна его кристаллизация.

СКБ — синтетический каучук бутадиеновый (дивинильный) получают по методу С. В. Лебедева. Формула полибутадиена (С4Н6)n. Он является некристаллизующимся каучуком и имеет низкий предел прочности при растяжении, поэтому в резину на его основе необходимо вводить усиливающие наполнители. Морозостойкость бутадиенового каучука невысокая (от —40 до —45 °С).
СКС — бутадиенстирольный каучук получается при совместной полимеризацией бутадиена (С4Н6) и стирола (СН2=СН—С6Н5). Это самый распространенный каучук общего назначения.

СКИ — синтетический каучук изопреновый — продукт полимеризации изопрена (С5Н8). Получение СКИ стало возможным в связи с применением новых видов катализаторов. По строению, химическим и физико-механическим свойствам СКИ близок к натуральному каучуку. Промышленностью выпускаются каучуки СКИ-3 и СКИ-ЗП, наиболее близкие по свойствам к НК; каучук СКИ-ЗД, предназначенный для получения электроизоляционных резин, СКИ-ЗВ — для вакуумной техники.

Резины общего назначения могут работать в среде воды, воздуха, слабых растворов кислот и щелочей. Интервал рабочих температур составляет от —35 до 130 °С. Из этих резин изготовляют шины, ремни, рукава, конвейерные ленты, изоляцию кабелей, различные резинотехнические изделия.

Резины специального назначения

Специальные резины подразделяют на несколько видов: маслобензостойкие, теплостойкие, светоозоностойкие, износостойкие, электротехнические, стойкие к гидравлическим жидкостям.

Маслобензостойкие резины получают на основе каучуков хлоропренового (наирит), СКН и тиокола.
Наирит является отечественным хлоропреновым каучуком. Хлоропрену соответствует формула СН2==ССI—СН=СН2.
Вулканизация может проводиться термообработкой даже без серы, так как под действием температуры каучук переходит в термостабильное состояние.
Резины на основе наирита обладают высокой эластичностью, вибростойкостью, озоностойкостью, устойчивы к действию топлива и масел, хорошо сопротивляются тепловому старению. (Окисление каучука замедляется экранирующим действием хлора на двойные связи.)
По температуроустойчивости и морозостойкости (от —35 до —40 °С) они уступают как НК, так и другим СК.
Электроизоляционные свойства резины на основе полярного наирита ниже, чем у резины на основе неполярных каучуков.
(За рубежом полихлоропреновый каучук выпускается под названием неопрен, пербунан-С и др.).

СКН — бутадиеннитрильный каучук — продукт совместной полимеризации бутадиена с нитрилом акриловой кислоты —СН2—СН =СН—СН2—СН2—СНСN—
Резины на основе СКН обладают высокой прочностью ((в = 35 МПа), хорошо сопротивляются истиранию, но по эластичности уступают резинам на основе НК, превосходят их по стойкости к старению и действию разбавленных кислот и щелочей. Резины могут работать в среде бензина, топлива, масел в интервале температур от -30 до 130 °С.
Резины на основе СКН применяют для производства ремней, конвейерных лент, рукавов, маслобензостойких резиновых деталей (уплотнительные прокладки,манжеты и т. п.).

Тиоколы – торговое название полисульфидных каучуков.
Из смеси каучука с серой, наполнителями и другими веществами формуют нужные изделия и подвергают их нагреванию. При этих условиях атомы серы присоединяются к двойным связям макромолекул каучука и «сшивают» их, образуя дисульфидные «мостики». В результате образуется гигантская молекула, имеющая три измерения в пространстве — как бы длину, ширину и толщину. Полимер приобретает пространственную структуру. Если к каучуку добавить больше серы, чем нужно для образования резины, то при вулканизации линейные молекулы окажутся «сшитыми» в очень многих местах, и материал утратит эластичность, станет твёрдым — получится эбонит. До появления современных пластмасс эбонит считался одним из лучших изоляторов.

Полисульфидный каучук, или тиокол, образуется при взаимодействии галоидопроизводных углеводородов с многосернистыми соединениями щелочных металлов:

…—СН2—СН2—S2—S2— …
Тиокол вулканизуется перекисями. Присутствие в основной цепи макромолекулы серы придает каучуку полярность, вследствие чего он становится устойчивым к топливу и маслам, к действию кислорода, озона, солнечного света. Сера также сообщает тиоколу высокую газонепроницаемость (выше, чем у НК), поэтому тиокол — хороший герметизирующий материал.

Механические свойства резины на основе тиокола невысокие.
Эластичность резин сохраняется при температуре от —40 до —60 °С.
Теплостойкость не превышает 60—70 °С. Тиоколы новых марок работают при температуре до 130 °С.

Акрилатные каучуки — сополимеры эфиров акриловой (или метакриловой)кислоты с акрилонитрилом и другими полярными мономерами — можно отнести к маслобензостойким каучукам.
Каучуки выпускают марок БАК-12, БАКХ-7, ЭАХ.
Для получения высокопрочных резин вводят усиливающие наполнители.
Достоинством акрилатных резин является стойкость к действию серосодержащих масел при высоких температурах; их широко применяют в автомобилестроении.Они стойки к действию кислорода, достаточно теплостойки, обладают адгезией к полимерам и металлам.
Недостатками БАК являются малая эластичность,низкая морозостойкость, невысокая стойкость к воздействию ; горячей воды и пара.

Износостойкие резины получают на основе полиуретановых каучуков СКУ.
Полиуретановые каучуки обладают высокой прочностью, эластичностью, сопротивлением истиранию, маслобензостойкостью. В структуре каучука нет ненасыщенных связей, поэтому он стоек к кислороду и озону, его газонепроницаемость в 10—20 раз выше, чем газопроницаемость НК.
Рабочие температуры резин на его основе составляют от —30 до 130°С.

Уретановые резины стойки к воздействию радиации. Зарубежные названия уретановых каучуков — , вулколлан, адипрен, джентан, урепан.
Резины на основе СКУ применяют для автомобильных шин, конвейерных лент, обкладки труб и желобов для транспортирования абразивных материалов, обуви и др.

МЕХАНИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА РЕЗИН И КАУЧУКОВ

Общие понятия

Механические свойства каучуков и резин могут быть охарактеризованы комплексом свойств.
К особенностям механических свойств каучуков и резин следует отнести:

  • высокоэластический характер деформации каучуков;
  • зависимость деформаций от их скорости и продолжительности действия деформирующего усилия, что проявляется в релаксационных процессах и гистерезисных явлениях;
  • зависимость механических свойств каучуков от их предварительной обработки, температуры и воздействия различных немеханических факторов (света, озона, тепла и др.).

Различают деформационно-прочностные, фрикционные и другие специфические свойства каучуков и резин.

К основным деформационно-прочностным свойствам относятся: пластические и эластические свойства, прочность при растяжении,относительное удлинение при разрыве, остаточное удлинение после разрыва,условные напряжения при заданном удлинении, условно-равновесный модуль,модуль эластичности, гистерезисные потери, сопротивление раздиру, твердость.

К фрикционным свойствам резин относится износостойкость, характеризующая сопротивление резин разрушению при трении, а также коэффициент трения.

К специфическим свойствам резин относятся, например, температура хрупкости, морозостойкость, теплостойкость, сопротивление старению.

Очень важным свойством резин является сопротивление старению (сохранение механических свойств) после воздействия света, озона, тепла и других факторов.

Механические свойства резин определяют в статических условиях, т. е. при постоянных нагрузках и деформациях, при относительно небольших скоростях нагружения (например, при испытании на разрыв), а также в динамических условиях, например, при многократных деформациях растяжения, сжатия, изгиба или сдвига. При этом особенно часто резины испытывают на усталостную выносливость и теплообразование при сжатии.

Усталостная выносливость характеризуется числом циклов деформаций, которое выдерживает резина до разрушения. Для сокращения продолжительности определения усталостной выносливости испытания проводят иногда в условиях концентрации напряжений, создаваемых путем дозированного прокола или применения образцов с канавкой.

Теплообразование при многократных деформациях сжатия определяется по изменению температуры образца резины в процессе испытания в заданном режиме (при заданном сжатии и заданной частоте деформаций).

Пластические и эластические свойства

Пластичностью называется способность материала легко деформироваться и сохранять форму после снятия деформирующей нагрузки. Иными словами, пластичность — это способность материала к необратимым деформациям.

Эластичностью называется способность материала легко деформироваться и восстанавливать свою первоначальную форму и размеры после снятия деформирующей нагрузки, т. е. способность к значительным обратимым деформациям.

Эластическими деформациями, в отличие от упругих, называются такие обратимые деформации, которые характеризуются значительной величиной при относительно малых деформирующих усилиях (низкое значение модуля упругости).

Пластические и эластические свойства каучука проявляются одновременно; в зависимости от предшествующей обработки каучука каждое из них проявляется в большей или меньшей степени. Пластичность невулканизованного каучука постепенно снижается при вулканизации, а эластичность возрастает.
В зависимости от степени вулканизации соотношение этих свойств каучука постепенно изменяется. Для невулканизованных каучуков более характерным свойством является пластичность, а вулканизованные каучуки отличаются высокой эластичностью. Но при деформациях невулканизованного каучука наблюдается также частичное восстановление первоначальных размеров и формы,т. е. наблюдается некоторая эластичность, а при деформациях резины можно наблюдать некоторые неисчезающие остаточные деформации.

Упругая деформация практически устанавливается мгновенно при приложении деформирующего усилия и также мгновенно исчезает после снятия нагрузки; обычно она составляет доли процента от общей деформации. Этот вид деформации обусловлен небольшим смещением атомов, изменением межатомных и межмолекулярных расстояний и небольшим изменением валентных углов.

Высокоэластическая деформация резин увеличивается во времени по мере действия деформирующей силы и достигает постепенно некоторого предельного (условно-равновесного) значения. Она так же, как и упругая деформация, обратима; при снятии нагрузки высокоэластическая деформация постепенно уменьшается, что приводит к эластическому восстановлению деформированного образца.
Высокоэластическая деформация, в отличие от упругой,характеризуется меньшей скоростью, так как связана с конформационными изменениями макромолекул каучука под действием внешней силы. При этом происходит частичное распрямление и ориентация макромолекул в направлении растяжения. Эти изменения не сопровождаются существенными нарушениями межатомных и межмолекулярных расстояний и происходят легко при небольших усилиях. После прекращения действия деформирующей силы вследствие тепловогодвижения происходит дезориентация молекул и восстановление размеров образца.
Специфическая особенность механических свойств каучуков и резин связана с высокоэластической деформацией.

Пластическая деформация непрерывно возрастает при нагружении и полностью сохраняется при снятии нагрузки. Она характерна для невулканизованного каучука и резиновых смесей и связана с необратимым перемещением макромолекул друг относительно друга.

Скольжение молекул у вулканизованного каучука сильно затруднено наличием прочных связей между молекулами, и поэтому вулканизаты, не содержащие наполнители, почти полностью восстанавливаются после прекращения действия внешней силы.
Наблюдаемые при испытании наполненных резин неисчезающие деформации являются следствием нарушения межмолекулярных связей, а также следствием нарушения связей между каучуком и компонентами, введенными в нею, например вследствие отрыва частиц ингредиентов от каучука. Неисчезающие остаточные деформации часто являются кажущимися вследствие малой скорости эластического восстановления, т. е. оказываются практически исчезающими в течение некоторого достаточно продолжительного времени.

Твердость резины

Твердость резины характеризуется сопротивлением вдавливанию в резину металлической иглы или шарика (индентора) под действием усилия сжатой пружины или под действием груза.

Для определения твердости резины применяются различные твердомеры.
Часто для определения твердости резины используется твердомер ТМ-2 (типа Шора), который имеет притупленную иглу, связанную с пружиной, находящейся внутри прибора.
Твердость определяется глубиной вдавливания иглы в образец под действием сжатой пружины при соприкосновении плоскости основания прибора с поверхностью образца (ГОСТ 263—75). Вдавливание иглы вызывает пропорциональное перемещение стрелки по шкале прибора.
Максимальная твердость, соответствующая твердости стекла или металла, равна 100 условным единицам.
Резина в зависимости от состава и степени вулканизации имеет твердость в пределах от 40 до 90 условных единиц.
С увеличением содержания наполнителей и увеличением продолжительности вулканизации твердость повышается; мягчители (масла) снижают твердость резины.

Теплостойкость

О стабильности механических свойств резины при повышенных температурах судят по показателю ее теплостойкости. Испытания на теплостойкость производят при повышенной температуре (70 °С и выше) после прогрева образцов при температуре испытания в течение не более 15 мин (во избежание необратимых изменений) с последующим сопоставлением полученных результатов с результатами испытаний при нормальных условиях (23±2°С).

Количественной характеристикой теплостойкости эластомеров служит коэффициент теплостойкости, равный отношению значений прочности при растяжении, относительного удлинения при разрыве и других показателей, определенных при повышенной температуре, к соответствующим показателям, определенным при нормальных условиях. Чем ниже показатели при повышенной температуре по сравнению с показателями при нормальных условиях, тем ниже коэффициент теплостойкости.

Полярные каучуки обладают пониженной теплостойкостью.
Наполнители значительно повышают теплостойкость резин.

Износостойкость

Основным показателем износостойкости является истираемость и сопротивление истиранию, которые определяются в условиях качения с проскальзыванием (ГОСТ 12251—77) или в условиях скольжения по истирающей поверхности, обычно, как и в предыдущем случае, по шлифовальной шкурке (ГОСТ 426—77).
Истираемость ( определяется как отношение уменьшения объема образца при истирании к работе, затраченной на истирание, и выражается в м3/МДж [см3/(кВт(ч)].
Сопротивление истиранию ( определяется как отношение затраченной работы на истирание к уменьшению объема образца при истирании и выражается в МДж/м3 [см3/(кВт(ч)].

Истирание кольцевых образцов при качении с проскальзыванием более соответствует условиям износа протекторов шин при эксплуатации и поэтому применяется при испытаниям на износостойкость протекторных резин.

Теплообразование при многократном сжатии

Теплообразование резины при многократном сжатии цилиндрических образцови характеризуется температурой, развивающейся в образце вследствие внутреннего трения (или повышением температуры при испытании).

Морозостойкость резины

Морозостойкость—способность резины сохранять высокоэластические свойства при пониженных температурах. Свойства резин при пониженных температурах характеризуются коэффициентом морозостойкости при растяжении, температурой хрупкости и температурой механического стеклования.

Коэффициент морозостойкости при растяжении (ГОСТ 408—66) представляет собой отношение удлинения образца при пониженной температуре к удлинению его (равному 100%) при температуре 23±2°С под действием той же нагрузки.

Резина считается морозостойкой при данной температуре, если коэффициент морозостойкости выше 0,1.

Температура хрупкости Тхр—максимальная минусовая температура, при которой консольно закрепленный образец резины разрушается или дает трещину при изгибе под действием удара! ГОСТ 7912—74). Температура хрупкости резин зависит от полярности и гибкости макромолекул, с повышением гибкости молекулярных цепей она понижается.

Температурой механического стеклования называется температура, при которой каучук или резина теряют способность к высокоэластическим деформациям.
По ГОСТ 12254—66 этот показатель определяется на образцах,замороженных при температуре ниже температуры стеклования. Образец резины цилиндрической формы нагружают (после предварительного замораживания) и затем медленно размораживают со скоростью 1 °С в минуту и находят температуру, при которой деформация образца начинает резко возрастать.

Сопротивление старению и действию агрессивных сред

Старением называется необратимое изменение свойств каучука или резины под действием тепла, света, кислорода, воздуха, озона или агрессивных сред, т.е. преимущественно немеханических факторов.
Старение активируется, если резина одновременно подвергается воздействию механических нагрузок.

Испытания на старение производят, выдерживая резину в различных условиях (на открытом воздухе, в кислороде или воздух при повышенной температуре; в среде озона или при воздействии света и озона).
При атмосферном старении на открытом воздухе или термическом старении в среде горячего воздуха (ГОСТ 9.024—74) результат испытания оценивают коэффициентом старения, который представляет отношение изменения показателей каких-либо свойств, чаще всего предела прочности и относительного удлинения при разрыве к соответствующим показателям до старения. Чем меньше изменения свойств при старении и коэффициент старения, тем выше сопротивление резины старению.

Сопротивление действию различных сред (масел, щелочей, кислот и др.) оценивается по изменению свойств — предела прочности при растяжении и относительного удлинения при разрыве в 1этих средах.
Оно характеризуется коэффициентом, представляющим отношение показателя после воздействия агрессивной среды к соответствующему показателю до ее воздействия.

ДОЛГОВЕЧНОСТЬ И УСТАЛОСТНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ РЕЗИН

  • Долговечность резин в условиях статической деформации

Прочность любого твердого тела понижается с увеличением продолжительности действия напряжения и поэтому разрушающая нагрузка не является константой твердого тела.
Разрушающая нагрузка — условная мера прочности только при строго определенных скорости деформации и температуре. Снижение прочности материала, находящегося в статически напряженном состоянии, называется статической усталостью. Продолжительность пребывания тела в напряженном состоянии от момента нагружения до разрушения называется долговечностью материала под нагрузкой.
При температурах ниже ТХР полимеры ведут себя подобно хрупким твердым телам.

  • Долговечность резины в условиях динамических деформаций

Снижение прочности материала вследствие многократных деформаций называется динамической усталостью или утомлением.

Сопротивление резин утомлению или динамическая выносливость выражается числом циклов деформации, необходимым для разрушения образца.
Максимальное напряжение в цикле деформации, соответствующее разрушению образца в условиях многократных деформаций, называется усталостной прочностью, а время, необходимое для разрушения резины в условиях многократных деформаций, — динамической долговечностью.

Наиболее распространенным режимом испытаний на многократное растяжение является режим постоянных максимальных удлинений, который осуществляется на машине МРС-2. Это испытание проводится при постоянной амплитуде и заданной частоте (250 и 500 цикл/мин), а также при постоянном максимальном и среднем значениях деформации.

Влияние структуры и состава резин на ее долговечность.
Как правило, резина имеет высокую усталостную выносливость, если она обладает высокой прочностью, малым внутренним трением и высокой химической стойкостью. Влияние структуры или состава резины на эти свойства различно. Влияние типа каучука, характера вулканизационной сетки наполнителей, пластификаторов,антиоксидантов также неоднозначно.
Методы испытания долговечности выбираются с учетом реальных условий эксплуатации резины, видов и условий деформаций, имеющих решающее значение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Ю. М. Лахтин “Материаловедение”, 1990, Москва, «Машиностроение”
  • Н. В. Белозеров “Технология резины”, 1979, Москва, “Химия”
  • Ф. А. Гарифуллин, Ф. Ф. Ибляминов “Конструкционные резины и методы определения их механических свойств”, Казань, 2000
  • Руздитис Г. Е., Фельдман Ф. Г. Химия-11: Органич. химия. Основы общей химии: (Обобщение и углубление знаний): Учеб. для 11 кл. сред. шк. — М.: Просвещение, 1992. — 160 с.: ил. — ISBN 5-09-004171-7.
  • Глинка Н. Л. Общая химия: Учебное пособие для вузов. — 23-е изд., стереотипное. / Под ред. В. А. Рабиновича. — Л.: Химия, 1984. — 704 с.ил.
  • Большой Энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия,1998.
  • Мегаэнциклопедия, http://mega.km.ru

Вклад участников

Сотников Виталий Александрович

www.wikipro.ru

Классификация летних шин автомобилей по назначению эксплуатации

Летние автомобильные шины классифицируются по назначению эксплуатации, о чем говорит определенная маркировка на боковине шин. Ниже можно ознакомиться с обозначениями наиболее популярных шин, которые встречаются в магазинах автомобильных покрышек.

 

Классификация летних шин по назначению

Классификация шин по назначению подразделяет летнюю резину на следующие типы:

UHP — Ultra High Performance

Классификация летней резины UHP — Ultra High Performance — сверх высокопроизводительные шины. Данный тип шин рассчитан на автомобили премиум класса и автомобили высокой мощности, для эксплуатации на качественном дорожном покрытии. Шины Ultra High Performance способны выдерживать высокие нагрузки, имеют максимальные индексы скорости (до 300 км/ч) и хорошую управляемость на высокой скорости. Несомненно, установить шины UHP можно на любую машину, но необходимо помнить, что изначально такие шины ориентированы на автомобили со спортивной и гоночной составляющей, где в первую очередь важна надежность и безопасность маневрирования на высоких скоростных режимах. Шины UHP, как правило, с очень жесткой боковиной профиля, которая будет передавать на кузов все неровности дорожного покрытия и не позволит достичь комфортного передвижения в рамках городской эксплуатации. Шины Ultra High Performance — имеют смысл в условиях гоночного трека и возможностей автомобиля.

H/P — Highway Performance

Классификация шин по функциональному назначению HP — Highway Performance — высокопроизводительные шины. Высокопроизводительные шины подходят для эксплуатации только в условиях асфальта, которые отличаются от сверх высокопроизводительных (UHP) шин меньшим индексом скорости (до 240 км/ч) и более низкой ценой. По своим эксплуатационным качествам, шины Highway Performance несильно отличаются от Ultra High Performance, но являются наиболее распространенными и покупаемыми. Шины HP (высокопроизводительные) рассчитаны на шоссейную эксплуатацию в рамках мощных и спортивных автомобилей, способных развивать высокую скорость. Шины High Performance — сравнительно недорогие надежные шины, уступающие Ultra High Performance шинам только в индексе скорости.

S/T — Sport Terrain

Классификация колесных шин ST — Sport Terrain — спортивная модификация шин. Спортивная модификация шин (ST) отличается от высокопроизводительных шин (HT) меньшим индексом скорости и вариантами с менее жесткой боковиной профиля шины, которая позволяет передвигаться в рамках города и трассы с наибольшим комфортом. Шины Sport Terrain будут отличным выбором для многих автомобилей различной мощности, которые эксплуатируются только по асфальтовому покрытию. Шины Sport Terrain будут идеальным вариантом для городских условий, автовладельцам с динамичным стилем вождения.

H/T — Highway Terrain

Классификация шин автомобилей HT — Highway Terrain — шоссейные шины. Автомобильные шины для эксплуатации в основном на асфальтовых дорогах, тем не менее, рисунок протектора, позволяет использовать шины Highway Terrain для передвижения в сухую погоду по грунтовым дорогам, например, для выезда на природу. Highway Terrain (HT) максимально универсальные дорожные шины для спокойной размеренной езды и редкими вылазками на сухую грунтовую дорогу. Шины с маркировкой Highway Terrain довольно часто можно увидеть в комплектации на кроссоверах и минивенах. Шины H/T (Highway Terrain) подразумевают 80% эксплуатации автомобиля по асфальту и 20% по сухой пересеченной местности и грунтовкам.

A/T — All Terrain

Классификация резины авто AT — All Terrain — универсальные вседорожные шины. Максимально универсальные шины, которые предназначены для эксплуатации в режиме: 50% асфальт, 50% бездорожье. Шины All Terrain будут отличным решением для большинства кроссоверов и внедорожников, которые станут надежным решением для легкого бездорожья, грунтовых дорог, песка, гравия, камней и повседневной эксплуатации в городском режиме. Кроме внедорожных качеств, All Terrain имеют довольно хорошие дорожные свойства, которые позволяют уверенно эксплуатировать эти покрышки, как в городе, так и на трассе. A/T шины имеют прочную боковину, комфорт передвижения, в меру агрессивный рисунок протектора, а также запас надежности, которые будут по душе многим владельцам автомобилей с полным приводом.

MT — Mud Terrain

Классификация покрышек для автомобилей M/T — Mud Terrain — специализированные грязевые шины. Грязевые шины с тракторным рисунком протектора, которые мало приспособлены для передвижения по асфальту, их предназначение, это колея, глина, камни, гравий, болотистая местность, везде, где Mud Terrain просто нет равных. M/T шины имеют ярко выраженные грунтозацепы, крепкую боковину профиля и максимальную глубину «клыкастого» протектора, который позволяет уверенно чувствовать себя на любом бездорожье. Если использовать Mud Terrain шины в основном по асфальту, то протектор быстро сточится, потеряв внедорожные качества. Индекс скорости у таких шин редко превышает 160 км/ч, имеют высокий уровень шума на асфальте, повышенный расход топлива, но при этом лучший выбор для передвижения по пересеченной местности.

Классификация автомобильных шин по другим признакам:

Классификация шин по скорости в статье Что означает индекс скорости на шинах

Классификация шин по нагрузке здесь Индекс нагрузки шин расшифровка обозначений

Онлайн сервисы для автомобилистов:

Подобрать размеры шин и дисков — онлайн калькулятор шин и дисков

Проверить знания ПДД — онлайн тест по Правилам дорожного движения

Узнать наличие штрафов — онлайн проверка штрафов ГИБДД

Рассчитать расстояние и маршрут — сервис расчета расстояний и маршрутов по автодорогам РФ, СНГ и Европы

 

runettest.ru

Классификация шин

Автомобильные шины классифицируют по назначению, способу герметизации, конструкции, форме профиля, габаритам и типу рисунка протектора. Наибольшее распространение получила классификация шин по назначению, т.е. для какого типа транспортного средства они предназначены. На этой основе обычно строятся справочники и фирменные каталоги по шинам, аксессуарам для их эксплуатации и ремонта и др.
Классификация шин по их назначению носит универсальный характер. Каждая классификационная категория включает шины разных конструкций и размеров, с различными скоростными характеристика
ми и разными несущими нагрузками, а также шины, отличающиеся друг от друга применяемыми для их изготовления материалами, оборудованием, технологическими процессами и т.д. Ниже приведены наиболее типичные классы и группы, на которые принято разделять шины при их классификации.
3.1. Легковые шины В эту категорию входят шины для
всех легковых автомобилей, независимо от дорожных, климатических условий их эксплуатации или особенностей конструкции автомобиля (полноприводная, с передним или задним приводом и т.д.). К легковым шинам предъявляют высокие требования безопасности и комфортабельности. Они должны выдерживать длительное безостановочное движение с высокими скоростями (свыше км/ч), обеспечивать при этом высокую надежность, безопасность, устойчивость и управляемость, передачу тяговых и тормозных усилий на сухой дороге и в дождь, независимо от погодных и климатических условий.
К этой же группе часто относят шины для массовых спортивных автомобилей (SUV) и автомобилей для туристических путешествий. Такие шины предназначены для эксплуатации в основном на хороших дорогах с твердым покрытием, но имеют дополнительную защиту от пробоев, порезов и других механических повреждений на случай, когда автомобиль оказывается на бездорожье. В последнее время они получают во всем мире все большее распространение и могут рассматриваться как отдельная категория шин.
3.2. Легкогрузовые шины (коммерческие ). Легкогрузовые шины применяются на микроавтобусах (автобусах особо малой вместимости), тоннажных грузовых автомобилях и прицепах к ним. Такие транспортные средства внешне похожи на большие легковые машины, но вместо задних пассажирских мест и багажника имеют кузов и обычно пользуются популярностью в сфере малого бизнеса. Поэтому такие машины и шины для них еще называют коммерческими. Обозначения грузовых шин обычно содержат букву С.
3.3. Грузовые и автобусные К этой группе относят шины, эксплуатирующиеся преимущественно на дорогах с твердым покрытием. Сюда относятся для грузовых автомобилей, осуществляющих городские, междугородные и международные перевозки, шины для автобусов и троллейбусов. Предполагается, что транспортные средства на этих шинах оказываются в условиях бездорожья лишь на короткое
3.1. Автомобиль на внедорожных шинах
3.4. Грузовые внедорожные шины В отличие от предьщущей группы эти шины лишь на короткое время попадают на твердую ровную дорогу, а большую часть времени эксплуатируются в полевых условиях, на бездорожье. Это шины для автомобилей внедорожников, для строительной техники, дорожных машин, экскаваторов, грейдеров и других подобных машин (рис. 3.1). Они не работают на больших скоростях движения, но должны иметь высокую прочность, выдерживать большие нагрузки и перегрузки, противостоять механическим повреждениям, обладать высокими тяговыми и тормозными свойствами на мягких грунтах.
3.5. Крупногабаритные шины К ним относятся шины карьерных самосвалов и другой автомобильной техники, используемой для перевозки тяжелых грузов. Процесс изготовления шин этой группы близок к обычным грузовым шинам. Их конструкция и свойства используемых при производстве материалов позволяют им выдерживать значительные эксплуатационные нагрузки.
3.6. Сверхкрупногабаритные Отличаются от предыдущей группы не только особенно большими
размерами и грузоподъемностью, но и тем, что технологический процесс производства этого класса шин принципиально отличается от производства других пневматических шин. Диаметр шины может достигать 2 м и более. Применяются на гигантских карьерных самосвалах (рис. 3.2). Сверхкрупногабаритные шины производят только время, например, для подъезда к месту погрузки или разгрузки. Требования, предъявляемые сегодня к грузовым шинам, очень близки требованиям к легковым шинам, особенно в вопросах безопасности, скорости, а также шумообразования и однородности. Повышенные требования предъявляют к их грузоподъемности и экономичности. Кроме того, сейчас на первый план выступают экологические требования, не столь актуальные в прежние годы.
Рис. 3.2. Карьерный самосвал на сверхкрупногабаритных шинах
несколько компаний в мире, среди которых Goodyear, Bridgestone, Белорусский шинный комбинат.
3.7. Шины специального назначения К этой группе относятся шины с регулируемым давлением, шины
военного назначения и некоторые другие.
3.8. Шины высшего класса Шины высшего класса разрабатываются для высокоскоростных автомобилей. Они имеют более эластичную резину протектора и специальный рисунок, обеспечивающие хорошее сцепление с дорогой, особенно при поворотах на высокой скорости. Оборотной стороной этих особенностей шин является повышенный износ протектора и меньший общий ресурс. Способность обеспечивать высший класс как на сухой, так и на мокрой дороге на высоких скоростях сильно отличается у шин разных производителей и даже у разных моделей одного производителя. Создание таких шин является объектом научных исследований и перспективных разработок.
3.9. Безопасные шины Безопасная шина это шина,
способная в случае частичной или полной потери воздуха в нОй сохранять движение и свои основные качества, достаточные для безопасного достижения ближайшего пункта технического обслуживания. В последние годы за такими шинами закрепилось название run-flat. Большинство ведущих пгинных компаний мира ведет разработку run-flat шин, выданы сотни патентов на конструкции таких шин, обзор которых может быть темой самостоятельного интересного исследования. Однако до настоящего времени общепризнанной надежной конструкции безопасной шины не
существует, они выпускаются лишь небольшими партиями, а их рынок ограничен. Например, фирма Michelin разработала и с 2005 по 2008 год поставляла на американский рынок для некоторых моделей автомобилей Хонда run-flat систему PAX (рис. 3.3, 3.4). Как видно из рисунков, PAX состоит из аркоподобной по конфигурации профиля шины и специального обода. Конфигурация бортов шины и посадочного места обода обеспечивают надежное крепление борта при потере давления в шине. Кроме того, в центральной части обода располагается полиуретановое кольцо, служащее опорой беговой части при качении колеса со спущенной шиной. Система PAX, по данным фирмы Michelin, при потере давления воздуха в шине обеспечивает безопасный пробег до 200 км на скорости более 80 км/ч. Однако фирме не удалось решить проблему экономической эффективности применения таких шин и преодолеть технические сложности монтажа-демонтажа и ремонта. В начале 2008 года Michelin принял решение о прекращении работы по совершенствованию PAX [18].
Рис. 3.4. Профиль обычной шины на ободе (слева) и шины PAX фирмы Michelin (справа)
Другой пример шин run-flat — это шины с усиленными боковинами, благодаря которым при потере давления шина в основном сохраняет вою форму и способность к движению. Этот принцип использован, в истности, фирмой Bridgestone в ее run-flat шине (рис.3.5). Такая шина способна пробежать без давления до 80 км при скорости до 85 км/ч 23]. Однако усиленные боковины способствуют повышенному тепло-бразованию и преждевременному выходу шины из эксплуатации. Та-ие шины требуют замены уже через 25 тыс. км пробега, в то время как тандартные шины заменяют в среднем через 65 тыс. км пробега. Хотя применение таких шин дешевле, чем шин PAX, и они монтируются на тандартный обод, но их долговечность и эффективность, по мнению экспертов, пока недостаточна, чтобы реально конкурировать с обычными шинами [19].
4.0 Спортивные шины или шины для гоночных автомобилей.Шины для гоночных автомобилей занимают очень специфический
сектор шинного рынка. Основной характеристикой этих шин является способность развивать высокую скорость, выдерживать значительные боковые нагрузки и обеспечивать при этом прекрасные тягово-сцепные свойства. Такие шины выпускаются для всех видов транспорта, которые участвуют в гонках: велосипедов, мотоциклов, легковых автомобилей и болидов, грузовых автомобилей. Для гонок на сухих покрытиях спортивные автомобильные шины, как правило, не имеют рисунка протектора, для увеличения площади сцепления с дорогой. На кольцевых гонках левые и правые шины имеют различное внутреннее давление.
На рис. 3.6 представлены гоночная и обычная шиныИгл (Eagle) фирмы Goodyear сопоставимых размеров, а в таблице 3.1 приведены сравнительные характеристики этих шин. Как видно из таблицы 3.1, ресурс спортивных шин очень мал, их протектор втрое тоньше, зато беговая дорожка на 30% шире, и они на 30% легче. К этому можно добавить, что стоимость приведенной в таблице 3.1 спортивной шины почти вдвое выше, чем обычной.
ТпраблицаЗ. 1
3.11. Запасные шины Запасные шины1 предназначены для того, чтобы обеспечить автомобилю возможность доехать до ближайшего сервиса при выходе из строя одной из штатных шин. Исходя из этой концепции запасные шины, которыми комплектуются некоторые современные легковые автомобили, отличаются от обычных шин меньшим размером 3.7) и заниженными эксплуатационными характеристиками — меньшей прочностью, выносливостью, скоростью и др. В то же время эти шины дешевле обычных, они легче и занимают в багажнике автомобиля меньше места.
3.12. Умные шины Попытка создания такой конструкции шины, которая могла бы осуществлять самотестирование своего состояния, ведется как шинными компаниями, так и различными исследовательскими центрами. В последние годы с появлением бортовых автомобильных компьютеров и совершенствованием возможностей измерительных устройств и датчиков эти работы получают практическую реализацию. Например, специальные электронные датчики или микрочипы, располагаемые на ободе колеса во внутренней полости шины, в протекторе шины, распознают состояние шины, ее температуру и внутреннее давление, определяют остаточный ресурс рисунка протектора, сообщающие на компьютер о необходимости замены шины и прочие характеристики работы шины
В одном из американских университетов уже проходят испытания 24 экспериментальные шины, которые благодаря применению специальных сенсоров и особых многослойных материалов способны отслеживать любые изменения в своей структуре. Они предупреждают водителя о снижении давления, проколах,грыжах, порезах, заводских дефектах покрышки, нарушении балансировки, неверной установке колеса и даже о возможных разрушениях шины, которые могут произойти в ближайшее время. В условиях массового производства, по расчетам исследователей, внедрение такой измерительной системы обойдется потребителю всего в 1 доллар, так что, возможно, в скором времени надпись Умная шина появится на боковине многих серийных шин.
3.13. Другие шины В ряде случаев шины не совсем
обычного применения могут отличаться по своим габаритам, нагрузке и другим характеристикам от
2
принятых стандартов и нормативов, например шины для поездов метро или шины автомобилей- монстров (рис. 3.9).
Другой пример — литые шины с полиуретановым каркасом (рис. 3.10), отличающиеся высокой долговечностью, экономичностью, возможностью 100%-ной регенерации каркаса и повторного использования для производства новых шин.
Новейшие шины фирмы Michelin, как никакие другие, соответствуют названию данного подраздела:Другие шины (рис. 3.11 и 3.12). У этих шин эластичные элементы из синтетического материала, поддерживающие упругий цилиндр с резиновым протектором, способны заменить по прочности каркас и брекер и, одновременно, обеспечить амортизирующие свойства, подобно сжатому воздуху в традиционной пневматической шине. Если эта разработка фирмы оправдает ожидания и такие шины появятся на рынке, то они, очевидно, займут отдельный раздел в классификации.

www.uashina.com

Вам может понравится

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о