Удобные методы расчета амортизации автомобиля в бухгалтерском и налоговом учете

Содержание:

Амортизация авто. Как и зачем?

  • относятся к издержкам компании;
  • подлежат вычитанию из основных средств;
  • считаются денежным эквивалентом износа объекта.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей. Амортизационные траты фиксируются и в бухучете, и в налоговом учете. Регулярное отражение расходов в этих документах обязательно, так как единовременное списание всех амортизационных отчислений приведет к появлению отрицательных показателей в малом периоде.

Выполнение амортизационных расчетов – обязанность как для ЮЛ, так и для ИП.

Это ответственность любого налогоплательщика, занимающегося предпринимательской деятельностью. Расчеты позволяют отчитаться о тратах организации.

Они также требуются для таких целей, как:

  • Оценка реальной стоимости ТС для нужд страховой компании.
  • Эксплуатация собственного ТС для служебных нужд.
  • Передача авто в лизинг.

Это обязательная мера для лица, занимающегося коммерческой деятельностью.

Основа амортизационных вычислений – это стоимость ТС с вычетом НДС. Ее нужно поместить на дебете счета «Основные средства». Списание фиксируется на счете «Амортизация ОС». На протяжении какого срока происходят амортизационные начисления? Они актуальны на всем периоде полезной эксплуатации ТС, который устанавливается Постановлением Правительства №1 от 1 января 2002 года. При расчетах могут быть использованы справочники, в которых содержится балансовая стоимость разных моделей авто. Данную стоимость нужно разделить на время эксплуатации ТС. Результат – это и есть денежный эквивалент износа.

ВАЖНО! Если приобретен б/у автомобиль, нужно учитывать период эксплуатации ТС прошлым владельцем. Сведения для выполнения точных расчетов можно узнать из техпаспорта на машину

Рассчитаем амортизацию

Определим ежемесячные суммы амортизации указанными выше способами. Напомним, что автомобиль приобретен за 3 776 000 руб., включая НДС в сумме 576 000 руб. Следовательно, его стоимость, которая учитывается при исчислении амортизации, составит 3 200 000 руб.

Вариант 1. Руководствуясь п. 12 ст. 258 НК РФ, компания включила легковой автомобиль в ту же амортизационную группу, что и продавец (то есть в третью), взяв за основу тот же срок полезного использования — 40 месяцев.

Поскольку до продажи ТС эксплуатировалось в течение 20 месяцев, новый собственник при вводе объекта в эксплуатацию установит СПИ, равный 20 месяцам (40 — 20). Тогда месячная норма амортизации будет равна 5% (1 / 20 мес. x 100%), а сумма амортизации — 160 000 руб. (3 200 000 руб. x 5%).

В силу п. 4 ст. 259 НК РФ амортизацию в указанном размере следует начислять ежемесячно с июня 2015 г. на протяжении 20 месяцев (то есть по январь 2017 г. включительно). Следовательно, в 2015 г. компания сможет учесть в целях налогообложения амортизационные отчисления в сумме 1 120 000 руб., в 2016 г. — 1 920 000 руб., в 2017 г. — 160 000 руб.

Вариант 2. Организация в силу п. 12 ст. 258 НК РФ отнесла приобретенное имущество в состав той же амортизационной группы, что и прежний собственник, но пересмотрела СПИ, определив его в минимальном размере для третьей амортизационной группы — 37 месяцев. С учетом фактического времени эксплуатации автомобиля у предыдущего владельца новый СПИ составит 17 месяцев (37 — 20).

В таком случае норма амортизации будет равна 5,88% (1 / 17 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 188 160 руб. (3 200 000 руб. x 5,88%). В 2015 г. организация перенесет на расходы 1 317 120 руб., в 2016 г. — 1 882 880 руб. (начисление амортизации прекратится в ноябре 2016 г.).

Вариант 3. Учитывая положения п. 12 ст. 258 НК РФ, компания решила не использовать свое право по корректировке срока полезного использования автомобиля, оставив его равным 40 месяцам. В таком случае ТС будет амортизироваться с июня 2015 г. по сентябрь 2018 г. включительно.

Норма амортизации составит 2,5% (1 / 40 мес. x 100%), сумма амортизации за месяц — 80 000 руб. (3 200 000 руб. x 2,5%). В 2015 г. компания учтет в налоговых расходах 560 000 руб., в 2016, 2017 гг. — по 960 000 руб., в 2018 г. — 720 000 руб.

Вариант 4. Организация отказалась от реализации своего права уменьшить СПИ бэушного объекта ОС на количество месяцев его эксплуатации прежним владельцем. Однако указанный срок она установила самостоятельно в соответствии с Классификацией ОС в рамках третьей амортизационной группы (то есть той, в которую автомобиль был включен у продавца) — 50 месяцев. С учетом этого стоимость ТС будет перенесена на расходы в течение периода с июня 2015 г. по июль 2019 г. включительно.

Месячная норма амортизации в таком случае составит 2% (1 / 50 мес. x 100%), сумма амортизации — 64 000 руб. (3 200 000 руб. x 2%). В 2015 г. налогоплательщик спишет 448 000 руб., в 2016 — 2018 гг. — по 768 000 руб., в 2019 г. — 448 000 руб.

Вариант 5. Поскольку продавец включил автомобиль не в ту амортизационную группу, что предусмотрена Классификацией ОС для данного авто, организация вопреки п. 12 ст. 258 НК РФ, но в соответствии с судебной практикой отнесла объект к пятой амортизационной группе и определила СПИ, равный 85 месяцам. Новый срок полезного использования (с учетом эксплуатации у прежнего владельца) составит 65 месяцев (85 — 20). То есть амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по октябрь 2020 г. включительно.

Тогда месячная норма амортизации будет равна 1,54% (1 / 65 мес. x 100%), сумма амортизации — 49 280 руб. (3 200 000 руб. x 1,54%). В 2015 г. компания учтет при исчислении налога на прибыль 344 960 руб., в 2016 — 2019 гг. — по 591 360 руб., в 2020 г. — 489 600 руб.

Вариант 6. Организация исправила ошибку прежнего владельца и включила подержанный автомобиль в пятую амортизационную группу, установив минимальный СПИ, предусмотренный Классификацией ОС для данного имущества, — 85 месяцев. При этом налогоплательщик отказался от права уменьшить указанный срок на количество месяцев фактического использования транспортного средства продавцом. В этом случае амортизация будет начисляться с июня 2015 г. по июнь 2022 г. включительно.

В таком случае норма амортизации составит 1,18% (1 / 85 мес. x 100%), сумма ежемесячной амортизации — 37 760 руб. (3 200 000 руб. x 1,18%). В 2015 г. компания отнесет на расходы 264 320 руб., в 2016 — 2021 гг. — по 453 120 руб., в 2022 г. — 216 960 руб.

Расчет износа автомобиля

На процент износа автомобиля влияют следующие факторы:

Тип автомобиля (легковой, грузовой, мотоцикл и т.д.);
Страна, в которой произведена машина;
Пробег;
Год начала эксплуатации (как правило, принимается во внимание год выпуска);
Дата ДТП, в котором пострадало авто.

Методики расчёта

На сегодняшний день существует 2 основные методики расчёта износа:

Оценка общего износа автомобиля

В расчёт принимают во внимание год выпуска автомобиля, пробег и территорию эксплуатации. По такой формуле в том числе определяется общая стоимость машины.

Оценка стоимости отдельных узлов и агрегатов автомобиля с использованием формулы, установленной вышеназванным Постановлением Правительства.

Первая методика практически не применяется на практике, так как подавляющее большинство расчётов проводится для установления стоимости возмещений по ОСАГО, которые в соответствии с законодательством рассчитываются именно по второй формуле.

Формула расчёта

Расчёт износа деталей автомобиля для выплаты возмещений по ОСАГО проводится по формуле, установленной Положением ЦБ РФ от 19.09.2014 года:

Переменные в формуле расчета износа автомобиля означают:

  • И – износ комплектующих машины;
  • е – 2,72 (основа натуральных логарифмов);
  • КТ – коэффициент влияния на износ детали срока эксплуатации авто;
  • Т – срок эксплуатации машины;
  • КL – коэффициент влияния на износ агрегата или узла автомобиля пробега т/с;
  • L – пробег автомобиля до даты аварии.

Значение коэффициентов КТ и KL изменяются в зависимости от модели и марки автомобиля, поэтому самостоятельно рассчитать износ достаточно трудно. Воспользуйтесь онлайн калькулятором расчета износа автомобиля на сайте, чтобы узнать точное значение износа.

Когда необходимо применять понижающий коэффициент амортизации

На законодательном уровне установлено, что при покупке дорогостоящего оборудования или объектов применяется понижающий коэффициент износа.

Так, коэффициент со значением 0,5 подлежит применению:

  • в отношении легковых автомобилей, первоначальная стоимость которых превышает 600 тысяч рублей;
  • в отношении микроавтобусов с первоначальной стоимостью выше 800 тысяч рублей.

Следует иметь в виду, что такое требование установлено для ведения налогового учета. А для ведения бухгалтерского учета такое требование не является обязательным.

Кроме того, в результате применения понижающего коэффициента, предельное значение стоимости транспортного средства периодически меняется, и приходит время, когда стоимость транспортного средства становится меньше, чем установленные законом значения. Как быть в такой ситуации?

С точки зрения Министерства финансов РФ, установленный способ начисления амортизационного износа имущества не должен меняться в течение всего срока амортизации. С практической стороны, применение или неприменение коэффициента не влияет на амортизацию имущества.

Таким образом, в результате изменение лимита стоимости транспортного средства, юридическое лицо, являющееся собственником автотранспорта, может принять решение о прекращении применения понижающего коэффициента. Однако такое решение чревато судебными разбирательствами.

Примеры расчета амортизации автотранспортного средства

Износ машины или другого вида транспортного средства можно посчитать в интернете. В настоящее время существует немало сайтов для проведения таких расчетов. Нужно просто заполнить требуемые поля и портал выдаст нужную информацию.

Но надо учитывать, что онлайн расчеты являются приблизительными, и не всегда учитывают все необходимые параметры.

Для более точного расчета амортизации нужно самостоятельно фиксировать все затраченные денежные средства на машину. К таким затратам обычно относится:

  • покупка запчастей и их замена;
  • ремонт;
  • траты на топливо;
  • замена шин;
  • технический осмотр.

Пример №1

Предприятие осуществило покупку нового автомобиля и начало его использовать 21 марта 2006 года. Начальная цена автотранспортного средства составила триста тысяч рублей. Время полезного использования составляет пять лет.

Таким образом, сумма чисел лет нужного потребления машины равняется: 1+2+3+4+5=15

В бухгалтерском учете износ движимого имущества начислялся в следующих денежных эквивалентах.

В 2007г (1-ый год использования):

  • годовая сумма составит: 5/15*300000 р.=100000р;
  • месячная соответственно будет: 100000/12=8333р.

В 2008г (2-ой год использования):

  • годовая: 4/15*300000р.=80000р;
  • месячная: 80000/12=6667р.

В 2009г (3-ий год использования):

  • годовая: 3/15*300000р=60000р;
  • месячная: 60000/12-5000р.

В 2010г (4-ый год использования):

  • годовая: 2/15*300000р=40000р;
  • месячная: 40000/12=3333р.

В 2011г (5-ый год использования):

  • годовая: 1/15*300000р=20000р;
  • месячная :20000/12=1667р.

Однако в налоговых учетах денежная сумма амортизационных затрат является одинаковой для каждого месяца, и равняется: 300000р/60=5000р.

Особенности линейного способа начисления амортизации

Главная особенность настоящего расчета состоит в его простоте. Что заключается в равномерном уменьшении стоимости транспортного средства одинаковыми суммами. Для большинства предприятий такой способ является наиболее комфортным.

К положительным аспектам такого начисления можно отнести:

  • одинаковые отчисления по износу на всем протяжении использования;
  • одинаково распределяется увеличение накопленной амортизации;
  • равномерность распределения остаточной цены недвижимого имущества.

Минус данного метода заключается в том, что он не подходит для организаций, которые стремятся выплатить большую часть износа в начальном периоде использования. Также этот способ не может обеспечить моментальный ремонт используемого средства, который подвергся моральному износу.

Линейный способ амортизации

Методы расчета амортизации

Существует несколько методов расчета амортизации:

  • Линейный. Суть метода заключается в том, что отчисления равномерно выполняются на всем протяжении срока эксплуатации. Списание происходит равными суммами. Способ отличает масса преимуществ: простота, комфорт, одинаковое распределение скопившейся амортизации. Однако присутствует и относительный минус: данный метод не подходит компаниям, которые желают оплатить больший процент износа в начале эксплуатации ТС. Способ не позволяет провести учет моментального ремонта машины, которая подверглась моральному износу.

    Для расчета используется формула:среднегодовая стоимость основных средств * норма амортизации ТС/100%.

  • Метод уменьшаемого остатка. Наибольшие отчисления выполняются в начале эксплуатации ТС. Это ускоренный метод амортизации. Разумность способа объясняется тем, что в начале использования производительность машины выше. Со временем она снижается. Поэтому целесообразно проводить амортизацию именно в первые годы эксплуатации. Для произведения расчетов потребуются следующие вводные данные: изначальная и остаточная стоимость, продолжительность полезного использования.

    Для проведения расчетов используется следующая формула:остаточная цена на начало периода * норма износа * коэффициент форсирования/100%.

  • Метод отчисления по сроку полезного использования объекта. Способ похож на предыдущий. Это ускоренный метод, при котором наибольшие списания проводятся в начале эксплуатации. Основа вычислений – начальная стоимость ТС, при которой авто принималось к учету.

    Для расчетов применяется следующая формула:начальная стоимость ТС * норма амортизации.

    Норма износа определяется в зависимости от периода использования авто. Рассматриваемая методика обычно применяется именно для ТС. Норма амортизации выражается в процентах от изначальной стоимости авто на каждую 1000 пробега.

Организация вправе выбрать любой из существующих методов. Но нужно учитывать, что после ввода авто в эксплуатацию изменить выбранный способов будет нельзя.

Амортизация для легкового авто

Для расчета амортизации легкового ТС лучше всего подходит линейный метод. Первоначальная цена авто должна соответствовать стоимости, указанной в первичных документах. В стоимость могут входить расходы на доставку машины. Время полезного использования отдельно устанавливается по каждой группе объектов.

Амортизация для грузового авто

Грузовое ТС предназначается для интенсивной работы. По этой причине фактический износ может наступить прежде выплаты всей стоимости машины. По этой причине подсчет будет более объективным, если компания использует метод расчета по пробегу. Списания происходят пропорционально длительности и объему работ. Для проведения расчетов в начале использования нужно подсчитать примерный километраж за весь период эксплуатации. Реальный километраж определяется за счет снятия показаний со счетчика ТС. Данная процедура проводится ежемесячно.

Автокредит с остаточным платежом: находим подвох

Самый крупный минус – это негарантированный выкуп. При оформлении договора кредитор прописывает максимальную цену машины и минимальную, а подвох в следующем – если после оценки состояния транспорта его цена по мнению эксперта ниже минимума, но клиенту просто откажут в покупке. Это может произойти по причине явного износа, механических повреждений, участия ТС в аварии. Обиднее, если причина не во владельце, просто модель сильно упала в стоимости.

Из-за значительного снижения стоимости, денег может не хватить даже на погашение размера остаточного платежа, а тем более – на первоначальный взнос нового авто. Так придется оплачивать автокредит с неоплаченным остаточным платежом из своего кармана.

Основные способы расчета износа на авто

При составлении расчетов, бухгалтер может использовать одну из четырех основных методик. Каждый из этих способов относится к одной из двух категорий: нелинейный и линейный способ составления расчетов. Каждая компания имеет законное право самостоятельно выбрать наиболее подходящую методику составления расчетов. Как правило, в отношении грузовых автомобилей и другого транспорта, использующегося в производственном цикле, применяется методика списания стоимости в соответствии с объемом произведенных товаров либо оказанных услуг. В отношении автомобилей, что не участвуют в производственном цикле, используются другие методы составления вычислений. Ниже мы предлагаем подробно рассмотреть, каждый из трех оставшихся способов.

Линейный метод

Ключевой особенностью этого метода является то, что размер транспортных расходов, начисленных за износ на протяжении конкретного отрезка времени, рассчитывается с учетом начальной (восстановительной) стоимости данного объекта. Для того чтобы вычислить коэффициент амортизации машины этим способом, нужно разделить вышеуказанное значение на продолжительность эксплуатационного срока. Как правило, такие сроки считаются в месяцах. Полученный результат должен быть умножен на сто процентов. По окончании составления расчетов можно получить информацию об объеме годового износа объекта. Для того чтобы узнать сумму финансовых ресурсов, потраченных за один месяц, нужно разделить полученный результат на двенадцать.

Как показывает практика, данная методика является одной из самых популярных, благодаря простоте составления расчетов. Начинать учет износа объекта необходимо со следующего месяца после приобретения транспортного средства и ввода в эксплуатацию. Этот шаг позволяет списывать денежные средства в одинаковом размере на протяжении всего эксплуатационного периода.

Расчеты выполняются не только при приобретении компанией авто, но и при оформлении на работу сотрудника с личным ТС, которое будет использоваться для исполнения служебных обязанностей

По уменьшаемому остатку

Эта методика является одним из самых ускоренных методов списывания движимой собственности. Как правило, этот метод применяется только в первые несколько лет эксплуатации автотранспорта. Эффективность данного подхода объясняется тем, что в первые годы использования авто, производительность объекта значительно выше. Это означает, что быстрая амортизация транспортного средства является более целесообразным способом списания расходов.

Для того чтобы использовать этот метод составления вычислений, необходимо получить информацию о следующих параметрах:

  • изначальная цена объекта;
  • остаточная стоимость;
  • эксплуатационный срок.

Для того чтобы составить вычисления износа объекта при помощи рассматриваемой методики, нужно остаточную стоимость (на начало отчетного периода) помножить на норму износа. Полученное значение следует помножить с коэффициентом форсирования. Здесь следует выделить тот факт, что каждая организация имеет право самостоятельно устанавливать величину этого параметра. Полученный результат следует умножить на 100 процентов.

Отчисление по сумме лет полезного использования

Срок амортизации легкового автомобиля можно рассчитать на основе полезного эксплуатационного срока. Данный метод, как и вышеуказанный вариант, является ускоренным способом составления расчетов. В первый год эксплуатации приобретенного автомобиля, предприятию нужно списывать крупные суммы денежных средств. Однако по мере старения транспорта, размер амортизационных затрат будет постепенно снижаться.

При составлении вычислений по данной методике учитывается начальная стоимость автомобиля. Полученное значение нужно умножить на норму амортизации, установленную в конкретной компании. В случае с данной методикой, норма амортизации рассчитывается на каждый год, а её величина тесно взаимосвязана со сроком полезного использования объекта.

Амортизация авто, бывшего в употреблении

При утверждении СПИ для амортизации б/у машины предприниматели имеют право уменьшить его на срок амортизации автомобиля предыдущим владельцем. Но только в случае установления такой же амортизационной группы и если имеется документально подтвержденный срок эксплуатации. При превышении СПИ над фактическим сроком службы компания должна установить его самостоятельно с учетом техники безопасности и других факторов.

Если автомобиль приобретен меньше чем за 100 000 руб., в налоговом учете он не признается амортизируемым имуществом и подлежит списанию по правилам списания материальных расходов (ст. 254 НК РФ).

***

Для меньшей трудоемкости линейный способ амортизации авто представляется оптимальным. Если же требуется как можно быстрее списать стоимость машины, следует рассматривать нелинейные методы.

***

Еще больше материалов по теме — в рубрике «Бухгалтерский учет».

Методы расчета в организации в бухгалтерском учете

Начисление амортизации в бухучете начинается в следующем месяце – с 1-го числа. При этом не имеет значение, поставлен ли автомобиль на учет в ГИБДД или нет, оформлена ли смена собственника.

В бухгалтерском учете в п.18 ПБУ 6/01  предусмотрено 4 способа амортизационных отчислений:

  1.  Линейный;
  2. Уменьшаемого остатка – ускоренный;
  3. По сумме чисел лет срока использования;
  4. Пропорционально объему продукции, услуг, работ.

Организация может выбрать любой из указанных способов, никаких ограничений нет.

Но важно отразить выбор в бухгалтерской учетной политике. Метод амортизационных отчислений выбирается один и тот же для всех однородных транспортных средств. Рекомендуем:

Рекомендуем:

  • Онлайн калькулятор для расчета амортизации авто.
  • Также можно рассчитать стоимость 1 км пробега автомобиля в онлайн калькуляторе.

Как рассчитать линейным способом?

Линейный метод начисления самый простой, стоимость равномерными частями переносится в расходы весь срок использования.

Методика расчета:

Определяется норма амортизации в год или месяц:

Пример

Исходные данные:

Организация купила легковой автомобиль объемом двигателя до 3.5 л.

Стоимость, по которой машина принята к учету, равняется 554 000.

В бухгалтерском учете срок полезного использования устанавливается по налоговой Классификации. Данный тип транспортного средства относится к 3 амортизационной группе, для него может быть установлен срок от 3 до 5 лет.

Организация приняла решения установить для автомобиля СПИ = 48 месяцев (4 года).

Для амортизационных отчислений выбран линейный метод.

Расчет:

Норма А. = 1 / 48 * 100 = 2,08%.

Ежемесячная А. = 554 000 * 2,08% = 11523,20.

Ускоряющий коэффициент

Организация вправе в бухгалтерском учете в отношении автомобиля, взятого в лизинг, использовать нелинейный метод, основанный на применении ускоряющего коэффициента.

Данный коэффициент позволяет ускорить процесс списания стоимости транспорта, позволяя в первые же годы вернуть большую часть потраченных на приобретение средств.

За основу берется остаточная стоимость машины вместо первоначальной.

Методика расчета:

Определяется норма амортизационных отчислений.

В следующем году опять рассчитывается остаточная стоимость, от которой определяются амортизационные отчисления.

Данный метод можно применять в отношении автомобилей, взятых в лизинг.

Пример при лизинге

Исходные данные:

Организация в декабре 2019 года взяла в лизинг легковой автомобиль стоимостью 350 000 на 3 года.

По договору лизинга транспортное средство ставится на баланс лизингополучателю, в связи с чем амортизацию начисляет он.

Принято решение установить срок полезного использования, равный сроку лизинга, 3 года.

Выбранный способ начисления амортизации – уменьшаемого остатка с коэффициентом ускорения = 2.

Начисление начинается с 1 января 2020 года.

Расчет:

Норма А. = 2 / 3 * 100% = 66,67%.

1-й год:

Стоимость ост. = 350 000.

Годовая А. = 350 000 * 66,67% = 233 345.

Ежемесячная А. = 233 345 / 12 = 19 445.

2-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 = 116 655.

Годовая А. = 116 655 * 66,67% = 77 773,89.

Ежемесячная А. = 77 773,89 / 12 = 6 481.

3-й год:

Стоимость ост. = 350 000 – 233 345 – 77 774 = 38 881

Годовая А. = 38 881 * 66,67% = 25 922.

Ежемесячная А. = 25 922 / 12 = 2 160.

Остаток 350 000 = 233 345 – 77 774 – 25 922 = 12 959 можно списать в последний месяц эксплуатации.

Как посчитать по километражу машины?

Чтобы учесть пробег машины и пройденные километры, можно использовать для расчета метод списания стоимости пропорционально объему работ.

В этом случае будет учтена нагрузка, оказываемая на автомобиль в процессе использования.

Для расчета амортизационных отчислений по километражу нужно знать первоначальную стоимость и нормативный пробег за время службы.

Методика расчета:

Определяется норма отчислений на 1 километр.

Пример начисления на 1 км пробега авто

Исходные данные:

Организация купила грузовой автомобиль, первоначальная стоимость составила 900 000.

Срок полезного использования – 7 лет.

Нормативный пробег = 180 000 километров.

За первый месяц автомобиль проехал 2000 километров, за второй – 1500 и т.д.

Расчет:

Норма А. = 900 000 / 180 000 = 5 руб./км

А. в 1 месяц = 2000 * 5 = 10 000.

А. во 2 месяц = 1500 * 5 = 7 500.

и т.д.

Проводки

Автомобиль принимается к учету по первоначальной стоимости без учета НДС проводкой Дт 01 Кт 08.

Ежемесячно бухгалтер отражает проводки по начислению амортизации.

Для этого кредит счета 02 корреспондирует с дебетом счетов учета затрат.

Нужный счет выбирается в зависимости от сферы применения автомобиля.

Проводки по начислению амортизации: Дт 20 (23, 25, 26, 44) Кт 02.

Подробнее о проводках по счету начисления амортизации 02 смотрите здесь.

Расчет амортизации для целей налогообложения

НК РФ позволяет производить амортизационные отчисления только двумя способами:

  • Линейным. По сути, аналогичен одноименному в бухгалтерском учете. Амортизация начисляется по каждому авто в отдельности.
  • Нелинейным способом расчета амортизации автомобиля. Это ускоренный метод, списание осуществляется суммарно по группе объектов, относящихся к одной группе или подгруппе. На начало налогового периода (1 января) рассчитывается суммарный баланс группы. После определяют сумму амортизации для списания в течение года. И затем суммарный баланс на начало каждого месяца корректируют на уже начисленную амортизацию. Произведение баланса на норму амортизации и будет суммой амортизации. При этом амортизационную норму компания не рассчитывает, а определяет по таблице п. 5 ст. 259.2 НК РФ.

Подпишитесь на рассылку

В налоговой политике компании способ списания ОС определяется сразу для всех ее объектов. Поэтому и автомобили придется учитывать методом амортизации, принятым в целом по компании.

В некоторых случаях, прописанных в ст. 259.3 НК РФ, компании имеют право применять повышающий или понижающий коэффициент.

Методика и формула

Итак, величину износа определенной детали можно рассчитать самостоятельно, воспользовавшись:

  • специальными онлайн программами;
  • формулой.

При использовании онлайн программы потребуются следующие данные:

  • дата выпуска автомобиля (параметр можно узнать из ПТС);
  • дата дорожного происшествия;
  • вид транспортного средства;
  • величина пробега на дату ДТП;
  • высота протектора шин (параметр так же определяется на дату дорожной аварии).

Например, транспортное средство было выпущено 8 апреля 2014 года. ДТП произошло 19 декабря 2020 года. К моменту аварии пробег составляет 53000 км, а высота протектора шин, установленных на транспортном средстве 2 мм.

Какой процент износа автомобиля по ОСАГО при данных обстоятельствах? В результате расчета получаются следующие данные:

износ комплектующих деталей автомобиля составляет 25,7%
износ АКБ 50%
износ шин 50%

Для расчета так же можно воспользоваться формулой, представленной в единой методике расчета:

Определяющими параметрами в представленной формуле являются:

ΔТ коэффициент, зависящий от срока эксплуатации автотранспорта
Тки непосредственно срок эксплуатации (величина измерения – год)
ΔL коэффициент, который зависит от величины пробега автомобиля
Lки величина пробега (определяется в тысячах километров)
е это основание логарифма. Параметр принимается равным 2,72

Значения коэффициентов ΔТ и ΔL определяются по таблицам, являющимся приложением к методике расчета и зависят от вида и марки автотранспортного средства:

Вид транспорта ΔТ ΔL
Легковые автомобили следующих марок:
ВАЗ, ЗАЗ, УАЗ, ГАЗ, ТагАЗ 0,057 0,003
Brilliance, BYD, Chery, Derways, FAW, Geely, Great Wall, Hafei, Haima, Lifan, Luxgen, Xin Kai 0,057 0,0029
Aston Martin, Bentley, Bugatti, Ferrari, Jaguar, Maserati, Porsche, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Mini, Rover Alfa Romeo, Citroen, Fiat, Ford, Opel, Peugeot, Renault, Saab, SEAT, Skoda, Volkswagen, Volvo 0,042 0,0023
Acura, Buick, Cadillac, Chevrolet, Chrysler, Dodge, Hummer, Infiniti, Jeep, Lexus, Lincoln, Mercury, Pontiac 0,045 0,0024
Hyundai, Kia, Ssang Yong, Daewoo 0,052 0,0026
Daihatsu, Honda, Isuzu, Mazda, Mitsubishi, Nissan, Subaru, Suzuki, Toyota 0,049 0,0025
Грузовые автотранспортные средства, включая бортовые автомобиль, фургоны, самосвалы, тягачи не зависимо от марки автотранспортного средства 0,077 0,0023
Автобусы 0,113 0,0008
Трамваи и троллейбусы 0,098 0,0008
Прицепы, включая полуприцепы для грузового автотранспорта 0,09
Прицепы для легкового автотранспорта 0,06
Мотоциклы (не зависимо от марки и модели) 0,07
Мотороллеры, скутеры, мопеды 0,09
Специализированная сельскохозяйственная, дорожная, строительная, пожарная техника 0, 15
Велосипеды 0, 04

Линейный способ амортизации

Линейная методика расчета транспортного износа заключается в том, что финансы которые начисляются за износ в течении одного месяца, рассчитываются умножением начальной или восстановительной цены амортизации, конкретной для данной собственности.

Чтобы рассчитать норму амортизации линейным способом нужно знать число месяцев полезного потребления транспорта. После чего необходимо единицу разделить на период полезного применения (считается в месяцах) и умножить на сто процентов. Полученная цифра является годовой, для расчета месячных отчислений необходимо данную величину разделить на 12.

Такой способ расчета является самым распространенным из-за его простоты. Начисления транспортного износа необходимо начинать с 1-ой даты месяца, который является последующим после месяца введения автомобиля в использование. А списываются данные износы одинаковыми объемами в течение всего срока потребления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector