Новости

тезисы выступления В.И. Чукова на Экспертном совете в Сочи 23.09.2013 г.

«О формировании системы государственно-общественного управления образованием
в области профессионального обучения водителей»

       Рассматривая по-крупному, без детализации, состояние государственно-общественного управления образованием в области профессионального обучения водителей, можно выделить три проблемных блока. Это: лицензирование, контроль и координация.
      Отсутствие эффективного механизма регулирования допуска к образовательной деятельности привело к тому, что на сегодняшний день предложение на образовательные услуги по обучению водителей, значительно опережает спрос.
     Несбалансированность спроса и предложения на образовательные услуги стало питательной средой для демпинга и ценовой войны между образовательными организациями практически повсеместно.
      В конечном итоге, это дезориентирует потребителей образовательных услуг. Нередко они становятся объектом обмана со стороны недобросовестных предпринимателей, умышленно упрощающих проблему профессионального обучения водителей.
      Ценовой демпинг неуклонно ведет, и в конечном итоге приведет, к деградации всей системы обучения водителей. Если, конечно, этому активно не противостоять.
      В первую очередь, указанному негативному процессу должен противостоять эффективный контроль в сфере профессионального обучения, особенно на стадии допуска к управлению автомобилем.
      Опыт последних десятилетий показывает, что, сложившаяся в годы административной системы управления, практика дублирования экзаменов, сегодня себя не только не оправдывает, но и является тормозом в повышении качества обучения водителей
      Для образовательных организаций отсутствует мотивация в совершенствовании образовательного процесса в условиях их тотальной зависимости от экзаменационных подразделений ГИБДД.
      В тоже время экзаменационные подразделения ГИБДД не имеют достаточной собственной учебно-материальной базы, необходимого количества квалифицированных экзаменаторов и зачастую перегружены. Это в свою очередь не позволяет государству на протяжении многих лет поднять «планку требований» при допуске к управлению автомобилем.
      А бесконтрольное и «бесплатное» использование в экзаменационной деятельности УМБ образовательных организаций способствует, к тому же, образованию коррупционных связей.
     Успешное решение перечисленных проблемных вопросов  в значительной мере может быть обусловлено совместными скоординированными действиями всех заинтересованных сторон: самих органов исполнительной власти,  органов исполнительной власти и профессиональных объединений, самих профессиональных объединений как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. 
      К сожалению, на сегодняшний день проблема системной координации в сфере профессионального обучения водителей не решена ни на одном из уровней.
      Переходя к задачам, необходимо напомнить, что автомобиль  является объектом повышенной опасности, и это априори предполагает принятие особых мер, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию.
      В сфере профессионального обучения водителей в условиях формирования инновационной нормативной правовой базы, особыми мерами, на наш взгляд, сегодня должны стать следующие.
      1. Объявление на 3 года моратория на выдачу новых лицензий на профессиональное обучение водителей и введение конкурсного отбора образовательных организаций в целях сбалансированности рынка образовательных услуг и в качестве антидемпинговой меры;
     2. Придание статуса промежуточной аттестации, осуществляемой образовательными организациями, теоретическому экзамену и первому этапу практического экзамена.
     3. Придание статуса итоговой аттестации, осуществляемой органами ГИБДД, второму этапу практического экзамена.
      4. Осуществление аренды объектов учебно-материальной базы органами ГИБДД на договорной основе с образовательными организациями по ценам, утверждаемым уполномоченным органом исполнительной власти.
     5. Установление порядка, при котором взаимодействие образовательных организаций и органов ГИБДД в экзаменационной сфере исключается.
      6.  Нормативное определение функционала федеральных и региональных органов исполнительной власти в области профессионального обучения водителей.
      7. Определение нормативной правовой основы в сфере взаимодействия органов исполнительной власти с негосударственными образовательными организациями и их объединениями.
     Примером такого успешного взаимодействия является многостороннее Соглашение о профессиональной подготовке (ПК) водителей ТС различных категорий.
      Соглашение состоялось при активной поддержке администраций субъектов РФ, заинтересованных в совместной деятельности с профессиональным сообществом по повышению качества обучения водителей в рамках единых для всех Правил профессиональной деятельности.
      Принципиально то, что в основу принятых Правил профессиональной деятельности положены рекомендации Рабочей группы по безопасности дорожного движения ООН.
     Правила профессиональной деятельности предполагают развитие системы профессионального обучения водителей на базе инновационного законодательства.
      Постепенное формирование системы независимой негосударственной аттестации кандидатов в водители при сохранении государственного контроля над её  деятельностью.
      В связи с этим в Правилах профессиональной деятельности сформулированы: 
      - профессиональные требования к водителям;
      - общие принципы и методы профессионального обучения вождению;
      - минимальные требования, предъявляемые на экзаменах к кандидатам в водители;
      - минимальные требования для получения аттестации в качестве мастера обучения вождению или в качестве экзаменатора.
      Соглашение предполагает поэтапный процесс гармонизации, как профессиональной деятельности образовательных организаций, так и их участие в государственно-общественном управлении системой профессионального обучения водителей. 
      Реализация Соглашения в полном объеме позволит профессиональному сообществу иметь реальную возможность непосредственного участия в управлении системой профессионального обучения водителей.
      В этих же целях необходимо использовать в полной мере возможности, предоставленные инновационным законодательством в области образования.
      Речь идет о создании системы независимой оценки качества профессионального обучения водителей в соответствии со ст. 95 ФЗ «Об образовании в РФ».
      А также о формировании Всероссийского рейтинга автоподготовки на базе общественной аккредитации образовательных организаций в соответствии со ст. 96 ФЗ «Об образовании в РФ».
      Соглашение  открыто для присоединения для всех заинтересованных организаций.