Новости

Тезисы выступления В.И.Чукова на Межрегиональной конференции автошкол Приволжского федерального округа 19.04.2012 г.

Тезисы выступления

на Межрегиональной конференции автошкол Приволжского

федерального округа 19.04.2012 г.

      В Российской Федерации непрерывная подготовка водителей-профессионалов, как система, отсутствует.

      Существовавшая в рамках автотранспорта общего пользования РСФСР система стажировок и периодической переподготовки водителей в АТП утрачена, за редким исключением, практически повсеместно.

      Ничего принципиально нового за последние четверть века не привнесено в этой области, за исключением организации в 1994 г. специальной подготовки водителей, осуществляющих перевозку опасных грузов.     

Допуск водителей к профессиональной деятельности ограничивается фактически допуском к управлению ТС.

      Вместе с тем имеется значительный международный опыт в данной области. К сожалению, не востребованный в Российской Федерации.

      В первую очередь это рекомендации Сводной резолюции о дорожном движении (2009 г.) КВТ ЕЭК ООН, определившие основные вопросы и направления развития мировой системы профессионального обучения водителей. Среди них.

      Минимальные требования в отношении профессионального обучения инструкторов вождения.

      Минимальные требования в отношении профессионального обучения вождению – объем обучения: теоретического и практического.

      Руководящие принципы для методов профессионального обучения – теоретического и практического.

      Дополнительные минимальные требования для обучения профессиональных водителей, предусматривающие вопросы: эксплуатационной безопасности; техники вождения; крепления грузов; актуальные проблемы БДД; ПДД и взаимоотношений с компетентным органом.

      Содержательны и во многом также могут быть полезны для Российской Федерации Требования директивы Европейского Парламента и Совета ЕС (2003 г.) «О базовой квалификации и периодической переподготовки водителей определенных средств автомобильного транспорта, занятых на перевозке товаров или пассажиров».

      Ассоциация в течение ряда лет пытается привлечь внимание государства к этой проблеме.

      Однако действительность такова, что органы управления образованием сориентированы на работу с государственными, муниципальными образовательными учреждениями и на уровни образования. Органы управления в области транспорта полномочиями в сфере профессиональной подготовки водителей не наделены.

      В этих условиях подготовка водителей, осуществляемая на 90% в негосударственном секторе, не имеет необходимой государственной поддержки, обеспечивающей её стабильность и устойчивое развитие.

      Обнадеживающим в решении этой проблемы было совещание у Президента РФ Д.А. Медведева по вопросам безопасности дорожного движения, состоявшееся в августе 2009г. с участием представителей Ассоциации и ВОА.

      В поручениях Президента РФ по итогам совещания  Минобрнауки России совместно с МВД России было поручено обеспечить разработку и утверждение Порядка проведения профессиональной подготовки и переподготовки водителей ТС, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов на регулярной основе.

      У заместителя Министра транспорта РФ в августе того же года состоялось совещание по данной проблеме, на котором был рассмотрен проект приказа Министерства «Об утверждении Порядка профессионального отбора и профессиональной подготовки лиц, непосредственно связанных с движением».

      Затрагивалась эта проблема и год спустя,в июне 2010 г., на расширенном заседании коллегии Минтранса РФ.

      Однако ни Порядок, ни приказ разработаны и утверждены так и не были.   

     Учитывая это,  Ассоциацией разработана и направлена в Правительство РФ Целевая программа модернизации системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов на 2012-2015 (пилотный проект).

      Программа соответствует Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., концепции развития образования на 2011-2015 г. и Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г.

      Как известно, на протяжении последних двух десятилетий проявляется все ощутимее и повсеместно дефицит квалифицированных водителей.

 

      Профессия водителя потеряла свою привлекательность среди молодежи. 

Массовый допуск к перевозке пассажиров и грузов значительного количества, недостаточно подготовленных водителей, зачастую из числа мигрантов, негативно влияет на состояние безопасности дорожного движения и кадровую проблему не решает.

      Непрерывная подготовка водителей, работающих по найму, а также частных перевозчиков не развивается из-за отсутствия инновационной нормативной, учебно-программной, материальной и организационной базы.   

      Несогласованны также номенклатура предоставляемых образовательных услуг и требования к содержанию и качеству профессиональной подготовки водителей со стороны рынка труда.

      Кроме того, водители не проходят необходимый профессиональный отбор.

      Остается неразрешимым противоречие между ростом потребности в подготовке водителей и отсутствием объективного прогноза этой потребности в автотранспортной отрасли.

      Отсутствуют эффективные устойчивые прямые и обратные связи образовательных организаций с перевозчиками пассажиров и грузов.

      Целью Программы является обеспечение доступности качественной непрерывной профессиональной подготовки водителей, соответствующей требованиям инновационного социально ориентированного развития автотранспортной отрасли Российской Федерации. (Слайд 2)      

      Этим она принципиально отличается от ФЦП «Обеспечение безопасности дорожного движения в период 2006-2012 годов».

       Задачами Программы являются: (Слайд 3)

      - приведение содержания и структуры непрерывной профессиональной подготовки водителей в соответствие с потребностями рынка труда;

     -  создание системы оценки качества подготовки и сертификации профессиональной компетенции водителей.

      Целевыми индикаторами Программы являются: (Слайд 4)

- уровень доступности инновационной непрерывной профессиональной подготовки для всех водителей независимо от места работы;

- уровень соответствия непрерывной профессиональной подготовки водителей потребностям рынка труда.

      Целевыми показателями Программы являются: (Слайд 5)

- доля водителей, которым предоставлена возможность инновационной непрерывной профессиональной подготовки, в общей численности водителей;

- доля водителей прошедших за отчетный год сертификацию, в общей численности водителей.

- доля МПОВ инновационных  целевых курсов, прошедших за отчетный год переподготовку (повышение квалификации), в общей численности МПОВ;

 

      Ожидаемые конечные результатыреализации Программы: (слайд 6)

   - увеличение объема образовательных услуг в автотранспортной отрасли минимум в 2 раза;

      - формирование сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных компетенций водителей;

      - кооперирование образовательных организаций с автоперевозчиками для формирования устойчивых двухсторонних связей по поддержанию процессов непрерывной профессиональной подготовки водителей.

      Программа должна быть реализована в 2 этапа. (Слайд 7)

      На первом этапе (2012-2013 годы) должны быть сформированы основные проекты модернизации системы непрерывной профессиональной подготовки водителей, включающие в себя ряд новых взаимоувязанных направлений.

      Эти проекты должны быть реализованы образовательными организациями, осуществляющими свою деятельность в субъектах Российской Федерации, при поддержке региональных органов исполнительной власти и участием бизнес сообщества автотранспортников.

      В результате выполнения первого этапа должны быть получены устойчивые модели для дальнейшего внедрения преобразований и оценки их результативности.

      На втором этапе (2014-2015 годы) предстоит завершить начатые изменения в организации непрерывной профессиональной подготовке водителей на всей территории субъектов РФ, включенных в пилотный проект.

      Решение задач Программы будет обеспечиваться путем проведения соответствующих мероприятий. (Слайды 8-15)

      Механизм реализации Программы представлен на Слайдах 16-18).

      Ресурсное обеспечение Программы представлено на Слайдах 19-20. 

      Использовать также возможности, изложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 23 августа 2011 г. №713 «О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».

       Приглашаю все заинтересованные организации к сотрудничеству в рамках данной Целевой программы.