Новости

В.И. Чуков "Проблемные вопросы функционирования системы государственно-общественного управления образованием в области профессионального обучения водителей и пути их решения"

            Еще год тому назад критиковалось недостаточное государственное регулирование в области профессионального обучения водителей. Но с введением в действие новых примерных программ и лицензионных требований, ситуация изменилась коренным образом. Все, без исключения, автошколы почувствовали на себе силу государственного регулирования. И это только начало. Автошколам предстоит узнать еще немало новаций из разрабатываемых в МВД России подзаконных актов.

      Однако уже сегодня понятно, что, как для автошкол, так и для уполномоченных органов исполнительной власти, наступили трудные времена.

      С одной стороны, ужесточение лицензионных требований ставит барьер на пути демпенгующих организаций. И это, безусловно, скажется благоприятным образом на состоянии рынка образовательных услуг.

      Но в тоже время, отсутствие какого-либо временного маневра, поставило в весьма затруднительное положение и добросовестных участников рынка образовательных услуг.  

      Парадокс ситуации состоит в том, что особенно ощутимые финансовые потери несут именно те образовательные организации, которые имеют собственную учебно-материальную базу.

      Процесс согласования программ и выдачи заключений автошколам сдерживается также из-за новизны проблемы для ГИБДД в регионах, и подчас, из-за желания сначала определиться с аффилированными автошколами, расплодившимися в последние годы повсеместно.

      Остается нерешенной проблема государственного контроля над качеством подготовки водителей. До последнего времени в Российской Федерации не существовало и независимой оценки качества работы автошкол. Однако в конце 2013 г. такая система начала выстраиваться в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации и Методическими рекомендациями Министерства образования и науки Российской Федерации. Система оценки качества автошкол (далее - СИСТЕМА ОКА) была представлена в администрациях субъектов РФ и получила одобрение уполномоченных органов исполнительной власти. Развитие системы в значительной мере обусловлено дальнейшими совместными скоординированными действиями негосударственных неправительственных организаций и органов исполнительной власти.

      СИСТЕМА ОКА призвана ориентировать потребителей образовательных услуг и общественность на деятельность автошкол, имеющих высокий профессиональный рейтинг, что адекватно понятию качества обучения. Формирование публичного Общероссийского реестра рейтингов автошкол позволит также  мотивировать автошколы на постоянную работу по повышению качества обучения водителей. В значительной мере этому будет способствовать более тесная и предметная координация деятельности лучших российских автошкол в целях проведения осознанной корпоративной политики.

      Ключевой фигурой в процессе профессионального обучения водителей является мастер обучения вождению (далее - МОВ). Однако совершенствованию профессионализма МОВ внимания уделяется недостаточно. Они слабо мотивированы в реальном повышении своей квалификации. В существующей системе подготовки и ПК МОВ отсутствуют эффективные технологии, обеспечивающие профессиональный рост и достоверную оценку их профессиональных качеств. 

      Восполнить этот пробел призвано Всероссийское лично-командное первенство мастеров обучения вождению (далее – Первенство). Главной целью Первенства является снижение количества безвозвратных человеческих потерь, случаев травматизма и утраты здоровья участниками дорожного движения. Основными задачами Первенства являются: формирование независимой объективной системы оценки профессионализма МОВ в рамках ДПО педагогических кадров автошкол; повышение качества обучения водителей; снижение количества и тяжести ДТП с участием молодых и начинающих водителей.

      Первенство проводится в три этапа. На первом этапе организуются отборочные соревнования в субъектах Российской Федерации. Из числа победителей отборочных соревнований формируются региональные команды. На втором этапе организуются соревнования среди команд субъектов Российской Федерации по федеральным округам. На третьем этапе, в финале Первенства определяется команда-победительница и победители в личном зачете в трех номинациях. На всех этапах Первенства участники выполняют теоретическое задание и соревнуются в скоростном маневрировании. Положение о Первенстве опубликовано на сайте: www.nralira.ru

      Приглашаю заинтересованные организации к сотрудничеству по развитию СИСТЕМЫ ОКА и к участию в Первенстве с целью дальнейшего развития системы государственно-общественного управления образованием в области профессионального обучения водителей.

 

21 сентября 2014 г.